СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая викторина

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Цели:

  • расширить кругозор учащихся, познакомить с историей возникновения счёта и со счётом разных стран;
  • учить использовать полученные на уроках знания в необычной обстановке;
  • воспитывать интерес к изучению науки «математика».

 

Просмотр содержимого документа
«Математическая викторина»

СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся

с огораниченными возможностями здоровья»











«Математическая

викторина»



























Подготовила: Кириченко С. В.

учитель математики









Цели:

  • расширить кругозор учащихся, познакомить с историей возникновения счёта и со счётом разных стран;

  • учить использовать полученные на уроках знания в необычной обстановке;

  • воспитывать интерес к изучению науки математика.



ХОД ЗАНЯТИЯ

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почёт.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.


Запомните все, что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не может подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.


Дорогие ребята! Королева всех наук – математика, приглашает вас к себе в гости. Современному человеку без знания математики обойтись очень трудно. Мир построен на силе чисел, так сказал великий математик Пифагор.

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей?

Чтобы всё подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот послушайте.


Слайд 1 Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Первобытные люди не знали ни скотоводства, ни земледелия. Они охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи, выкапывали из земли съедобные корни.

Когда такой способ добычи стал трудным, люди стали возделывать землю и приручать некоторых животных. Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились математические знания.

Без подсчёта дней трудно было определять, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары.

Слайд 2 И вот более 8 тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу.

Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько кружков он спокойно шел спать.

Но в его стаде были не только овцы. Поэтому пришлось из глины делать еще и другие фигурки. А земледельцы для подсчета собранного урожая использовали свои фигурки.

Слайд 3 Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия.

Сначала получили названия только числа 1 и 2, а всё, что шло после двух, называли «много».

А когда придумали название для числа три, то его стали применять вместо слова «много».

В некоторых сказках, поговорках, пословицах число три обозначает много. Русская пословица говорит: «Обещанного три года ждут», а в сказках героев отправляют «за тридевять земель, в тридесятое царство», они сражаются с трёхглавым змеем.

Слайд 4 Чем больше зерна собирали люди со своих полей, чем многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны.

Тогда старые методы счета вытеснил новый – счёт по пальцам. Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Так, например, желая обменять, сделанное им копьё с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.

Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятернёй.

Слайд 5 С того далёкого времени, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать, пошло это выражение: «Знаю, как свои пять пальцев».

Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь.

С развитием скотоводства и земледелия люди все чаще начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать.

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.

Слайд 6 В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.

Слайд 7 У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами.

Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы.

Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.

Слайд 8 Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.

  Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими.

Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме.

От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …… .

Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий.

При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

Слайд 9 Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело своё число, получаемое при переводе букв имени в цифры.

У некоторых народов есть числа “плохие” и “хорошие”, например, число 7 – хорошее, а 13 – плохое. Считается, что число 13 приносит несчастье

Цифру 7 всегда связывали с понятием везения (удачи). Иногда эту цифру называют знаком ангела. Семь считали магическим, священным числом. Это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, вкус, звуки) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот). Цифру 7 связывали с небом, например 7 звёзд в созвездии Большой Медведицы.

Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи разных травах, и советовали пить семь дней.

Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках “Белоснежка и семь гномов”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик-семицветик”; в мифах древнего мира.

Слайд 10 В речи употребляются пословицы и поговорки типа:

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Семеро одного не ждут.

- Лук – от семи недуг.

- Семь бед – один ответ.

- Семь пядей во лбу.

- Семь пятниц на неделе.

Ещё многие числа имеют свое магическое значение:

6 и 12 – в столовых сервизах по 6 и 12 приборов, 12 месяцев в году;

4 – четыре стороны света: север, запад, юг, восток;

40 – «сороконожка», в пуде 40 фунтов, принято сорок дней вспоминать умершего человека;

60 – 60 минут в часе, 60 секунд в минуте;

10 – десять цифр, которыми мы записываем все числа.


Слайд 11 Выводы


Викторина

Слайд 12, 13, 14

Ай, да цифры, молодцы!

Вмиг рисунок – раз, два, три!

Ты внимательно взгляни

И эти цифры отыщи!

Слайд 15

Викторину начинаем

Победителей узнаем.

Здесь загадки и шарады,

За разгадку всем награды.

РАЗМИНКА

Весёлый счёт до 20

(вместо чётного числа «ой-ля-ля»)


Дети читают оду, посвящённую математике.

Слайд 16

Пакет молока на весах если взвесить,
То стрелка весов нам укажет на…(один).

Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно…(четыре).

Варит отлично твоя голова:
Пять плюс один получается…(шесть).

Ты на птичку посмотри:
Ног у птицы ровно…(две).

Слайд 17

У меня собачка есть,
У нее хвостов аж…(один).

Ходит в народе такая молва:
Шесть минус три получается…(три).

Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две – всего…(пять).

Для математики, дружочек,
Нужна тетрадочка в…(клеточку, а не в кружочек).

Слайд 18

Сколько здесь геометрических фигур? Какие это фигуры?

Круг, овал, квадрат, прямоугольник. Всего 12.


Слайд 19

Назовите слова, внутри которых есть число 100.

Слайд 20, 21

Запомнить как можно больше слов: дробь, цифра, умножение, деление, величина, квадрат, математика, сумма, число, круг.

Слайд 22

Весёлая переменка (физкультминутка).

Слайд 23

Шла старушка в Москву, а навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (Один)

Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько играл каждый? (4 часа)

К 7 прибавить 5 равно «Одиннадцать» или «Адиннадцать»? (Двенадцать)

Слайд 24

Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько нужно варить 5 яиц? (4 минуты)

В одной семье у каждого из 3-х братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (Четыре)

У одного старика спросили, сколько ему лет? Он ответил, что ему 100 лет, но Дней рождения было всего 25. Как это могло быть? (Родился 29 февраля)

Слайд 25

Какая из фигур лишняя? Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.

Слайд 26

100 снегирей и 105 синиц. Ребята, сколько вместе стало птиц? (205)

220 листьев Дима сам собрал, а 140 ещё Алеша дал. Скажите, сколько у него осенних листиков всего? (360)

Повела гусыня-мать шесть гусят своих гулять. Вот шагают на лужочек три сынка. А сколько дочек? (3)

Слайд 27

Три разных числа сначала сложили, а затем их перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1, 2, 3)

Слайд 28

Л Д А И Н Длина

И Р Ш И А Н Вершина

М Р Т Е И П Е Р Периметр

Л П А Щ О Ь Д Площадь
Слайд 29

Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали надрезов? (Два)

Сумма каких двух чисел равна их произведению? (2+2=2*2)

Впишите в прямоугольник нужные цифры. (7, 81)

У Марины было целое яблоко, 2 половинки 4 четвертинки. Сколько у неё яблок? (Три)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!