СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Математические диктанты и их роль в учебном процессе»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении

Просмотр содержимого документа
««Математические диктанты и их роль в учебном процессе»»

Выступление на методическом объединении

Тема: «Математические диктанты и их роль в учебном процессе»


Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учителем и учащимися. Проведение математического диктанта на этапе устного счёта способствует не только развитию навыков вычисления, но и повышению математической культуры.  При устных вычислениях развиваются такие ценные качества, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность.

Эффективность математического диктанта зависит не только от объема и содержания, но и от их организации. Чаще всего задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей.

В Математических диктантах, обычно, участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух. Во избежание этого необходимо слуховые упражнения чередовать с упражнениями на зрительное восприятие.

 Исходя из этого, в диктантах даны следующие группы заданий:

· операционные, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п., получив информацию на слух;

· логическиев которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;

· направленные на усвоение математической терминологии.


Математические диктанты обеспечивают содержательным учебным материалом этап устной работы в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока.

Учителю читать диктант детям достаточно один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.


Формы проведения математических диктантов:

  1. «Снайпер» (традиционный МД)

а) Учитель читает вслух задания диктанта. Учащиеся на листочках или в тетрадях записывают ответы. Сразу же следует показать верные ответы, обсудить решения отдельных заданий. При правильной записи – ответ обводится в кружок (попадание в цель)

1. 10 – это 7 и еще сколько?

2. От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 7?

3. Найдите значение разности чисел 15 и 9.

б) Учитель читает вслух задания диктанта. Учащиеся (на узких листочках, расположенных на столе по вертикали) записывают ответ и заворачивают край листочка. следующий ответ пишется ниже завернутого фрагмента и т.д. Проверка работы осуществляется с последнего ответа.

  1. «Молчанка» 

Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта на доске, слайде). Это важно для запоминания правописания математических терминов.

  1.  «Графический диктант».


  1. «Ложь - Истина»

Ответы записываются буквами И (если высказывание истинное) или Л (если ложное)

1. Если число 14 увеличить на 7, то получится 21.

2. Разность чисел 87 и 3 равна 90.

3. Число 34 больше числа 40 на 6.

4. Пример на сложение всегда можно заменить примером на умножение.

  1. «Парный»

Сначала диктуется задание для 1 варианта. Ученик второго, на основе ответа соседа, записывает свой. Ответы у вариантов получаются разные.

I – в.

 Запишите число, которое предшествует числу 12

II – в.

Увеличьте это число на 5

II – в.

Запишите наибольшее однозначное число

I – в.

Запишите последующее этого число

Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных форм проведения помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, – понять и заинтересоваться ею.

  Обязательное требованием к математическим диктантам является их систематическое проведение, а не от случая к случаю, в чём между прочим и состоит результативность.

И хотелось бы закончить выступление словами критика Писарева Дмитрия Ивановича, который применительно к  значению математических диктантов писал:

 «Смышлёность учеников растёт постоянно во время математических занятий, что так же верно и неизбежно, как то, что мускулы человека и ловкость  его увеличиваются, когда он занимается гимнастическими упражнениям».