СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математические игры

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры на уроках  математики в 5 и 6 классах

Просмотр содержимого документа
«Математические игры»








«Дидактические игры на уроках математики в 5 и 6 классах»





Учитель: Н.А. Мошкина









Методическая тема, над которой я работаю «Дидактические игры на уроках математики в 5 и 6 классах».

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Дидактические игры на уроках математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра – творчество. Игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я не считаю, что использование дидактических игр дает возможность овладеть математикой легко. Легких путей нет. Чтобы дети учились с интересом, испытывали и осознавали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей, я применяю на уроках математики дидактические игры, игровые моменты, занимательные задания.

Привожу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах.

Тема «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)

Игра «Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Эта игра очень нравится учащимся.


Игра «Морской бой» тоже нравится учащимся.

Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.


Игра «Математическое лото»


Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.


Примеры карточек.




0,5 · 3,46 ׃ 2



0,5 · 5,6 · 5


34,47 · 0,9 + 5,53 · 0,9


4 · 1,75



28,53 · 0,8 +1,47


2,8 · 1,5 – 0,1



13,56х – 2,86х,

если х=0,4



7,86х + 2,14х,

если х=0,02


13,56х + 6,44х,

если х=0,6




7



24


36


2



22,4


12



Игра “Рыбалка”.

Тема: “Сложение и вычитание целых чисел”.

Цель: Совершенствовать вычислительные умения.

Оборудование: Наглядный материал в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовленный для работы на магнитной доске. На каждой рыбке записан пример на сложение и вычитание. Кормушки с цифрами -ответами.

Ход игры: Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра

Игру “Покормите рыбок”, можно использовать на различных этапах урока на устные вычисления.

Кто быстрее”.

Тема: “Арифметические действия с положительными и отрицательными числами”.

Каждый школьник заготавливает табличку


-4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4

3

2

1

0

-1

-2

-3

По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определённое (одно и то же) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой.

Через две-три минуты таблички возвращаются обратно, и школьники проверяют результаты вычислений друг друга.

Задание можно усложнить, если в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические выражения.

“Мельница»

В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны действия. Нужно выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Ответ в одном из кружков внизу.


Фишка.”

Игровое поле прямоугольной формы разбито на клетки, в которых записаны числа Первоначально фишка стоит на любой клеточке на линии старта. Фишку двигать по таблице с числами на ближайшее соседнее поле по вертикали или диагонали. При переходе из одной клетки в другую надо прибавить число, записанное в клетке, на которую поставили фишку. Выигрывает тот, кто на линии финиша получит наибольшее число.


«Закодированный ответ»


Цель игры: Закрепление и проверка вычислительных навыков при изучении любой темы 5-6 классов, фронтальная работа.

Оборудование: таблица.

Описание игры: Как по таблице Пифагора находят произведения чисел, где ответу соответствует буква. Подставляя, получаем крылатое выражение «НИТЬ АРИАДНЫ». Эти слова из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею в сражении с чудовищем Минотавром (Минотавр, по мифу, получеловек – полулошадь.) Ариадна дала Тезею клубок ниток, с помощью которых Тезей после победы над Минотавром сумел благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.

.

Например: Элементы устного счета за курс 5-6 классов.

Х

99

25

11

111

53

101

53



Н


И


24

Д

Н


А


Т

17


Ь




А

57

И


Ы


Р



583-н 2809-и 2424-т 425-ь

2664-а 3021-р 5621-и 1717-а 2376-д 600 -н 627-ы


Варианты игры: Зашифровать имя ребенка, у которого день рождение или тему урока.


Математический лабиринт

Лабиринт – греческое слово, означает ход в подземелье. Лабиринт – запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений.

Найдите выход из запутанного положения: последняя цифра ответа решенного примера дает начало следующего.

Может найти применение: при отработки вычислительных навыков, при закреплении и проверки изученного материала, а также при проведении самостоятельной работы практически любой темы за курс 5 – 6 классов.

Рассмотрим данную игру на примере устного счета.

1) 36*34=1224

2) 42*101=4242

3) 295*999=294705

4) 58*11=638

5) 87*93=8091

6) 17*99=1683

7) 69*101=6969

8) 99*93=9207

9) 764*25=19100

10) 33*82=2706

Таким образом, выстраивается последовательность решенных примеров

1 – 4 – 8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 или

4 – 8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 – 4 или

8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 – 4 – 8 и так далее.

Учащимся можно одновременно предложить до 10 вариантов самостоятельной работы. Учителю очень легко осуществить проверку на глазах учеников (примеры даются без ответов).


Домино.

Для этой игры надо подготовить карточки, разделенные чертой на две половинки. На одной половинке - задание, на другой – ответ к другому заданию. Играющие составляют цепочку карт так, чтобы за заданием следовал ответ. На рисунке показаны первые три хода игры по теме «Формулы»:





S

2(a+b)







4a

vt



P

ab



S|t

P







S

a*a



Игра «В мире животных»

Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка узнайте:



Выразите высоту и длину тела слона в метрах.

Высота тела: 350см = 3,5м. Длина тела: 450см = 4,5м. Масса тела: 6000кг = 6т.

Такие игры стимулируют творческое развитие потребности ученика в тех или иных умениях и навыках.

Очень любят дети встречаться со сказочными героями.

Многим дорог Незнайка. Он старается учиться хорошо, но у него не всегда все получается. Поэтому все с радостью стараются ему помочь, например, в таком задании: «Незнайка, выполняя пример на умножение десятичных дробей, допустил ошибки. Помогите ему отыскать их. Посоветуйте Незнайке, где нужно быть осторожным при умножении».

Кроме Незнайки на наших уроках бывают Карлсон и Клоун. Если явился с заданиями Карлсон, то ему нужно помочь решить занимательную задачу. Клоун постоянно претерпевает математические неудачи и дети ему помогут разобраться с удовольствием.

Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, экспертов, сказочных героев, экскурсоводов и т.п. При подготовке уроков я заранее прошу подготовить ребят либо сообщение из истории математики, либо занимательную задачу, либо математический фокус.

Особенно ребята любят, когда весь урок или внеклассное мероприятие проходит в игровой форме. Разнообразие форм уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр.

Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение

математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь.

Дидактические игры влияют на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

В своей практике я убедилась, что систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Использование на уроках дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятель- ности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся 5-6 классов на уроках математики? Можно ли наблюдать неподдельную радость в глазах их, в выражении лиц, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя?

Я убедилась на своём большом опыте, МОЖНО! И, на мой взгляд, необходимо. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. Удивление и острый интерес учащихся, радость на лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках,

включая в них игры, различные нестандартные задания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!