СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету: "математические представления" 1 класс (вариант II) 2023-2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ" 1 КЛАСС (ВАРИАНТ II)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету: "математические представления" 1 класс (вариант II) 2023-2024 учебный год»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Успенская средняя школа № 3 Лутугинского района»

РАССМОТРЕНО

На заседании МО классных руководителей ___________________

Протокол №1

От «29»08.2023



УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора

по УВР

_______________

Жарикова Е.В

«30»08.2023


УТВЕРЖДЕН

Директор 


_________________

Стрелкова И.Р.

Приказ №145

«11» 09.2023






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

« МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

1 КЛАСС (ВАРИАНТ II)

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД






Составитель:

Матевосян Наталья Николаева

учитель начальных классов




Успенка

2023


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, 49 брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Цель программы: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными трудовыми навыками на основе математических знаний, умений, навыков.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

 Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно - величинных, временных и количественных отношенияхокружающей действительности;

 Формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях и измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

 Формирование элементарных общеучебных умений;

 Овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;

 Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;

 Общее развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.

Коррекционные задачи:

Через формирование учебных навыков корректировать недостатки внимания, памяти, мелкой моторики рук, развитие зрительно-слухового внимания, ориентировочных реакций, понимания элементарных инструкций

Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки.

Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов.

Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Воспитательный потенциал предмета «Математические представления» реализуется через:

  • Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: — обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

  • Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе

  • Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

  • Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.

  • Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.

  • Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.

  • Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  • Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.



2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО РЕДМЕТА



В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Математическое развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Осваивается на уровне, доступном индивидуально каждому ребёнку. Осуществляя действия по подражанию, дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие: выбор необходимого предмета, способы деятельности с ним и последовательность выполнения действий – дается в готовом виде. Однако на первых порах даже выполнение заданий по подражанию может вызывать трудности, поэтому довольно часто приходится прибегать к совместным действиям: педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. (Совместные действия используются в самом начале обучения, а в дальнейшем – при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий.) Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем по словесной инструкции.

Первоначально все задания, предлагаемые на занятии, должны иметь как вербальную, так и невербальную форму выполнения: многие воспитанники специальных школьных учреждений недостаточно владеют речью или практически не владеют ею. Дети должны иметь возможность наблюдать речевое поведение взрослого и подражать ему. Выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о проделанных действиях. Кроме того, опыт действий ребенка вначале четко фиксируется в речи педагога, а затем и в собственных высказываниях ребенка. Используемый дефектологом прием комментирующей речи собственных действий и действий детей подготавливает их к овладению активной речью.

Знакомство с предметами, с их качественными или количественными признаками осуществляется последовательно. Вначале  педагог  устанавливает  связь  между  предметом,  качественным  или количественным признаком и их названием: указывает на предмет (или признак предмета) и ясно, четко произносит его название. (Это кубик. Большой мяч. Один гриб.) Далее педагог произносит название предмета (или признака), а ребенок должен показать или дать соответствующий предмет педагогу, выделив его среди других. (Дай мне кубик. Покажи большой мяч. Возьми один гриб.) И, наконец, педагог указывает на предмет (признак) и просит ребенка назвать его. Что это? (Это кубик?) Какого размера мяч? (Большой мяч.) Сколько грибов? (Один гриб.) Так пассивный словарь становится активным.

Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения такими приемами, как наложение и приложение. При первичном выделении того или иного признака (качественного или количественного) сопоставляются контрастные предметы (количества предметов), отличающиеся только данным признаком. Например, чтобы сформировать понятия длинный - короткий, подбирают два предмета одного цвета, одинаковые по ширине и толщине, отличающиеся только длиной (разница в длине должна быть не менее 10-15 см). Чтобы дать представление о количестве один - много, используют абсолютно одинаковые предметы: кладут на стол много однородных предметов, выделяют из группы один предмет и говорят: «Здесь один, а здесь много» (пять-десять предметов).



3. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель:

формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение различать количество предметов;

  • выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов;

  • сравнивать предметы по величине, форме;

  • продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);

  • учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками;

  • определять время по часам;

  • учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

  • учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах;

  • решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

  • развитие речи;

  • развитие слухового и зрительного восприятия;

  • развитие памяти;

  • развитие внимания;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость,

трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.





4 МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Математические представления» отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.



5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Раздел «Пространственные представления»:

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу). Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), верхний край листа, верхняя часть листа. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): снизу-вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний. Определение, месторасположения предметов в ряду. Раздел «Представление о форме»:

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, круг. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (квадрат, круг). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х) частей. Составление геометрической фигуры (круг, квадрат). Штриховка геометрической фигуры (квадрат, круг). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (квадрат, круг, по точкам). Рисование геометрической фигуры (круг, квадрат).

Раздел «Представления о величине»:

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.

Раздел «Количественные представления»:

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3).

Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3. Определение места числа (от 0 до 3) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, ) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 3. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.

Раздел «Временные представления».

Узнавание частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: вчера, сегодня, завтра. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту.


6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  • освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Возможные предметные результаты

  • уметь находить одинаковые предметы

  • уметь различать множества «один - много», «много – мало», «ни одного»

  • уметь узнавать и различать цифры 1, 2, 3, 4, 5.

  • уметь обводить цифру по точкам

  • уметь пересчитывать количество предметов, отвечать на вопрос «сколько?»

  • уметь составлять числовой ряд, называя числа.

  • уметь соотносить количество предметов с цифрой.

  • уметь сравнивать количество предметов с помощью понятий «одинаковое (равное) количество» «столько же», «больше, меньше, одинаковое (равное) количество», учить сравнивать количество предметов.

  • уметь различать однородные (разнородные по одному признаку) предметы по величине – по длине, высоте, ширине.

  • уметь сравнивать 2-х предмета по величине

  • уметь определять средний по величине предмет из 3-х предложенных предметов.

  • уметь составлять упорядоченный ряд по убыванию (по возрастанию).

  • уметь узнавать и различать геометрические фигуры , квадрат, треугольник, прямоугольник.

  • уметь соотносить формы предметов с геометрическими фигурами - кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником.

  • уметь собирать геометрические фигуры из 2-х - 4 -х частей.

  • уметь штриховать и обводить геометрические фигуры.

  • уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости

  • уметь различать верх (вверху), низ (внизу), правая (левая) рука (нога, сторона тела).

  • уметь составлять предмет (изображение) из нескольких частей

  • уметь различать части суток – утро, день, вечер, ночь.

  • уметь составлять последовательность событий.

Изучение предмета «Математические представления» в 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

  • осознание себя как одноклассника, друга;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Коммуникативные результаты:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные результаты:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями;

  • следовать предложенному плану, работать в общем темпе.

Познавательные результаты:

  • сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ « МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

п/п

Тема урока

Кол.

час

Дата

провед

факт

ЭОР

Повторение.



I раздел. Пространственные представления


1-2.

Части тела и лица человека

2

11,13.09


http://www.uchportal.ru

3-4.

Определение местонахождения пред-

метов в пространстве: впереди - сзади.

2

18,20.09


Учительский портал

http://www.uchportal.ru

5.

Самостоятельное перемещение в комнате по словесной инструкции

1

25.09


http://www.moi-sat.ru/

6-7.

Перемещение предметов в пространстве.

2

27.09

04.10


http://www.moi-sat.ru/

8.

Определение местонахождения предметов: близко - далеко.

1

09.10


Учительский портал

http://www.uchportal.ru

9.

Определение местонахождения объектов: вверху - внизу.

1

11.10


http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/umk1.html

10.

Составление ряда из предметов: слева направо.

1

16.10


Учительский портал

http://www.uchportal.ru

11.

Определение местонахождения объектов: вверху - внизу.

1

18.10


Учительский портал

http://www.uchportal.ru

12.

Ориентация на плоскости: справа – слева, вверху – внизу.

1

23.10


Учительский портал

http://www.uchportal.ru


II раздел. Представление о форме




13.

Шар. Большие и маленькие шары

1

25.10


Яндех.ru http://www.nachalka.com/igrovaja

14.

Шар и круг.

1

08.11


http://www.uchportal.ru

15.

Предметы круглой формы.

1

13.11


https://урок.рф/

16.

Игры с предметами круглой формы.

1

15.11


http://www.nachalka.com/igrovaja

17.

Куб. Большие и маленькие кубики.

1

20.11


http://www.nachalka.com/igrovaja

18.

Куб и квадрат.

1

22.11


http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/

umk1.html

19.

Выделение шара и кубика из группы фигур.

1

27.11


https://kopilkaurokov.ru/corect/pre

20.

Конструирование из кубиков и шаров.

1

29.11


http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

21.

Обводка геометрической фигуры ( квадрат, кру) по шаблону

(трафарету, контурной линии).

1

04.12


Учебно-методический комплекс

http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

22.

Построение геометрической фигуры (квадрат, по точкам).

1

06.12


Интерактивная презентация

https://урок.рф/

23.

Рисование геометрической фигуры ( круг, квадрат).

1

11.12


Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/

24.

Предметы круглой,квадратной, формы.

1

13.12


https://урок.рф/

Интерактивная презентация

25.

Штриховка геометрических фигур.

1

18.12


https://урок.рф/


III раздел. Представление о величине




26.

Различение однородных предметов по величине. Большой – маленький.

1

20.12


Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

27-28.

Сравнение двух объектов по величине (большой - маленький).

2

27.12

25.12


Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

29.

Большие и маленькие предметы.

1

08.01


Интерактивная презентация

30.

Различение предметов по длине. Длинный – короткий.

1

10.01


Практические действия

31.

Выделение длинных и коротких предметов из группы.

1

15.01


Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/

32.

Игры с длинными и короткими предметами.

1

17.01


Учительский портал

http://www.uchportal.ru

33-34

Различение предметов по высоте: высокий - низкий.

2

24.01

22.01


Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/

35.

Конструирование из кубиков высоких и низких объектов.

1

29.01


Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/

36.

Конструирование из блочного конструктора широких, узких объектов.

1

31.01


Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/

37.

Экскурсия. Длинные и короткие, высокие и низкие предметы в окружающем мире.

1

05.02


Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


IV раздел. Количественные представления



38-40.

Нахождение одинаковых предметов.

3

07,19.02


http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

41-42

Различение множеств. Один предмет. Цифра 1.

2

21.02


http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

43.

Один предмет. Цифра 1.

1

26.02


http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

.42-43

Количество предметов в пределах двух. Цифра 2.

2

28.02


Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/

44-46

Количество предметов в пределах трех. Цифра 3.

3

04,06.1103


Медиатека просвещение

https://media.prosv.ru/

Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/

47.

Различение множеств: много - мало, нет, пусто.

1

13. 03


48-49.

Один предмет. Цифра 1.

2

18,20.03


Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

50-51

Количество предметов в пределах двух. Цифра 2.

2

01,03,.04


Учебно-методический комплекс

http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/

umk1.html

52-54

Количество предметов в пределах трех. Цифра 3.

3

08,10,15..04


Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


V раздел. Временные представления




55-56

Части суток. День, вечер, ночь.

2

17,22.04


http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

57-58.

Время года: осень.

2

24.04

06.05


http://умксипр.рф/index.php/comp onent/k2/itemlist/category/58-1-31-vremennye-predstavleniya.html

59.

Экскурсия. Наблюдение за погодой, временем суток.

1

08.05


Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

60-61.

Время года: зима.

2

13,15.05


http://ege.pskgu.ru/index.php/um k/umk1.html

62-63.

Время года: весна.

2

20.05


https://resh.edu.ru/

64

Экскурсия на школьную площадку. Наблюдение за погодой

1

22.05


http://ege.pskgu.ru/index.php/comp onent/k2/item/911-2-4-13 sootnesenie-vremeni-s-nachalom-ikontsom-deyatelnosti.html

65

Время года: лето.

1

27.05


http://www.uchportal.ru

66

Итоговый урок

1

29.05




.

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

МО классных руководителей _____________Жарикова Е.В.

От11.09.2023№2 11.09.2023г



























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Математические представления» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.

- графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.

Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.


Технологии обучения.

Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению

основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гар-

моничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщен-

ной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и облада-

ющей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его резу-

льтативность.


Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в кото-

ром складывается и совершенствуется самоуправление поведением


Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллек-

тивно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач

посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности

обучающихся.


Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья

за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.


Методы обучения

Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра.

Методы формирования новых умений

Упражнения, практикум, игра (дидактическая, ролевая, имитационная).

Методы обобщения и систематизации изученного

Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации:

чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.


Учебно-методический комплекс.

Графические средства для альтернативной коммуникации:

  • таблицы, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития пространственного воображения;

  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (Монтессори-материал, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюзинера» и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей; мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр.

  • электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства,

синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);

  • информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

Дидактический материал:

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы вкладыши;

-мозаики;

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.


  • аудио и видеоматериалы. Материально-техническое обеспечение:

  • мультимедийное оборудование;

  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, слайд-альбомы, презентации, медиафайлы, кинофрагменты;

  • графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм);

  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»).

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.

Специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, карточки с напечатанными геометрическими предметами, наборы цифр, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства:

  • Музыкальная книга.

  • Аудиокассеты с записями различных звуков.

  • Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

  • Разрезные и парные картинки.

  • Дидактическая игра «Бусы».

  • Дидактическая игра «Форма и цвет».

  • Трафареты, шаблоны.

  • Штриховки. - Рамки-вкладыши.


Литература.

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  2. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.

  3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.

  4. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М: Просвещение, 1978.

  5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.

  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.

  7. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996.

Учебно-практическая:

1.Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). В 2 частях. ОАО Издательство  «Просвещение».

2. Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях.

3. Эк В.В. Обучение по математике. Пособие для учителя. Обучение математике учащихся младших классов. VIII вид.

4. Алышева Т.В. Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных учреждений VIII вида.

5. Моро М.И. Математика. Рабочие программы: Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2016 г. 124 с.

6. Моро М.И. Математика. Учебник. Математика. 1 кл.в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2016 г.

7. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2016 г. 48 с.