Математический брейн-ринг
6 класс
Цели:
Способствовать развитию мышления познавательной и творческой активности учащихся;
Показать учащимся развитие математической мысли с древнейших времен. Развивать логическое мышление учеников, умение применять свои знания в нестандартной ситуации.
Формировать интерес к математике, любознательность и желание самостоятельно пополнять свои знания.
Воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики.
Задачи:
Развивать качества умение слушать другого человека; работать в группе; способности к творческой работе над собой; способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества.
Подготовка вопросов, интересных задач на сообразительность из области математики;
Разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время.
Ход игры
В игре принимают участие 4 команды. в первых двух турах играют по две команды, а в третьем встречаются победители первых двух. Первые две встречи играют до трех очков. Третий тур – до 6 очков.
Первый тур
Числа, употребляемые при счете, называются натуральными. При помощи каких цифр они записываются? (0123456789)
Восстановите цепочку вычислений:
40 : 5 → …. * 3 → …. : 6 → …. + 46 → …. (8; 24; 4; 50).
Это слово имеет латинское происхождение, означающее «лён, льняная нить, шнур, веревка». Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас. (ЛИНИЯ).
Как быстро найти сумму чисел от 1 до 100? Вычислите.
+1 + 2 + 3 + 4 + 5 …..+ 50
1
00 99 98 97 96 …… 51
101 101 101 101 101 … 101
(Ответ: 101 * 50 = 5050).
Сколько на этом чертеже различных треугольников? (Ответ: 10).




Если Захар ростом не выше Олега, то каким он может быть ростом по сравнению с Олегом? (ЛИБО НИЖЕ, ЛИБО РАВЕН ЕМУ ПО РОСТУ).
Второй тур
Сколько различных двузначных чисел можно записать, используя цифры 3; 5; 7; 9?
(Ответ: 35; 37; 39; 53; 57; 59; 73; 75; 79; 93; 95; 97. Всего 12).
В старину в России применялись другие меры массы, чем в настоящее время. Так, для взвешивания мелких, но дорогих товаров, применялась мера в 4 г. Какая существует пословица, имеющая прямое отношение к этой мере массы? (МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ).
Восстановите цепочку вычислений:
Прочитайте слова, которые вы видите в рамке. Найдите «лишнее» слово. Остальные слова замените общим названием.
СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ УМНОЖЕНИЕ РАЗДРОБЛЕНИЕ ДЕЛЕНИЕ |
(РАЗДРОБЛЕНИЕ. ДЕЯСТВИЯ).
Шарада – это особая загадка. В ней надо отгадать слово, но по частям.
К названию животного
Поставь одну из мер.
Получишь полноводную
Реку в бывшем СССР.
(ВОЛ-ГА).
Замените звездочки цифрами?
1*3*7
- 895*
5*75
(Ответ: 14327; 8952; 5375).
Третий тур
Согласны ли вы с утверждением : «Если участки огорожены заборами одинаковой длины, то площадь этих участков равны?» Подтвердите свое мнение примерами.
(НЕТ. Например: 3 и 4 см, периметр 3+3+4+4=14 см, площадь 3*4=12 см кв.; 5 и 2 см, периметр 5+5+2+2=14 см, площадь 5*2=10 см кв.).
Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
10 20 30 40 50
3 6 9 12 15
(ТРЕТИЙ. Числовая последовательность +3).
Какую долю составляют сутки от года?
(Ответ: 1/365 или 1/366).
Шарада-загадка, в которой слово отгадывается по частям.
За мерой ноту вставить вдруг,
И целое найдешь среди подруг.
(ГА-ЛЯ).
При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему?
(ПРИ ПЕТРЕ I).
Какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось следующее за ним число?
(Ответ: 1).
Восстановите цепочку вычислений:
В записи 88888888 = 1000 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось верное равенство.
(Ответ: 888 + 88 + 8 + 8 + 8 = 1000).
Девять школьников, сдавая экзамен по математике, русскому и истории, получили отметки «4» и «5». Можно ли утверждать, что по крайней мере двое из них получили по каждому предмету одинаковые отметки?
(ДА. 444; 445; 454; 455; 544; 545; 554;555).
Закончите предложение:
«Цифры 0, 1, 2, …., »
(АРАБСКИЕ ).
Логогриф – новая загадка. Сначала надо догадаться, о каком слове идет речь. Затем в отгаданном слове нужно дополнительно вставить одну или две буквы и получить новое слово.
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках,
Лишь «о» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
(ПЛЮС - ПОЛЮС).
Метаграмма.
Я приношу с собою боль,
В лице – большое искаженье.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложенья.
(надутие щеки от зубной боли ФЛЮС - ПЛЮС).
Игра заканчивается исполнением «Песенки об арифметике».
Чтобы водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука –
А-риф-ме-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
А-риф-ме-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где б ты нам не пригодилась,
А-риф-ме-ти-ка!
Команды, победившая в брейн-ринге, получает призы.
СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ УМНОЖЕНИЕ РАЗДРОБЛЕНИЕ ДЕЛЕНИЕ |
1*3*7
- 895*
5*75