Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федерального закона №273-ФЗ (от 29.12.12) с изменениями и дополнениями;
Федеральных образовательных стандартов основного общего образования;
Основной образовательной программа ООО МБОУ СОШ сп «Село Новый Мир»;
1.Результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
-готовность и способность обучающихся к самообразованию
-готовность к саморазвитию и личностному самоопределению,
-сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
-сформированность гражданской позиции в деятельности,
-умение ставить цели и строить жизненные планы,
-способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
-умение работать в команде, группе,
-умение отстаивать свою точку зрения,
-сформированные коммуникативные компетенции.
Метапредметные результаты изучения данного курса.
Учащиеся научаться:
– активно применять в различных видах деятельности все виды и формы сравнения, разные
приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда,
использовать его в ходе самостоятельной работы
– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и
искомые числа (величины) ;
– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке
или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
– воспроизводить способ решения задачи;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать
наиболее эффективный способ решения задачи;
– конструировать несложные задачи;
– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
– анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции;
– составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
– выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с
заданным контуром конструкции;
– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
Предметные результаты:
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости
справочных материалов, калькулятора и компьютера
-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
-выполнять арифметические, алгебраические, комбинаторные, геометрические преобразования
выражений, применять их для решения учебных математических задач, возникающих в
смежных учебных предметах;
-применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных
реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них
проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом
ограничений, связанных с реальными ситуациями.
Выпускник научится:
- правила и стратегии командных игр;
- принцип Дирихле; понятие инварианта;
- методы решения нестандартных логических задач
- понятие графа;
- виды замечательных кривых;
- понятие симметрии, ее виды, применение при решении задач;
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать различные признаки делимости при решении задач;
-использовать различные приемы решения логических задач;
-решать геометрические задачи на разрезание, простейшие задачи на графы;
-строить замечательные кривые
-решать задачи с использованием понятия симметрии, строить бордюры, орнаменты;
-решать числовые ребусы,
-показывать математические фокусы;
-играть в различные игры на шахматной доске.
-решать задачи международной математической игры-конкурса « Кенгуру»,
-играть в математические игры
-выбирать правильные стратегии при в играх
2.Содержание учебного курса
5 класс
1модуль.
Глава 1. Введение. Игра. Основные положения.
Математические игры. Виды. Отличительные особенности. Игра «Крестики-нолики».Стратегия
игры. Задачи, с принципом игры Великие математики. Работа в библиотеке с энциклопедиями.
Командные игры. Распределение ролей в команде. Стратегия игры Интеллектуальная
игра «Что? Где? Когда?» Правила игры. Стратегия. Составление вопросов для игр по теме:
«Великие ученые». 1 тур интеллектуальной игры « Что? Где? Когда?» между командами клуба
Глава 2. Игра «Математическая биржа.
«Математическая биржа» Правила игры. Распределение ролей. Региональная игра «Математическая
биржа». Решение задач «Математической биржи» разных лет. Составление задач для игры.
Представление задач сопернику.
Глава 3. Математические бои.
Математические бои. Правила боев. Распределение ролей. Анализ условия задачи
Международный конкурс «Кенгуру». Решение задач «Кенгуру» Выигрышные стратегии
индивидуальных игр. Выигрышные стратегии индивидуальных игр. Комбинации и расположения.
Игры на шахматной доске.
2модуль.
Глава 1. Введение. Решение простейших занимательных задач.
Как люди научились считать. История создания чисел. Фигурные числа.Действия с фигурными
Числами.Решение ребусов. Числа-великаны. Коллективный счет. Загадки-смекалки. Индивидуаль-
ные олимпиады. Очные и дистанционные. Правила участия . Стратегия побед. Задача месяца.
Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Занимательные задачи.
Меры в пословицах. Школьный этап Всероссийской олимпиады. Итоги и обсуждение задач школь-
ного этапа олимпиады. Выпуск математической газеты № 1.
Глава 2. Исторические задачи
«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. Старинные меры
Длины.Решение задач. Открытие нуля. Задача месяца. Устные олимпиады по математике.
Правила участия.Решение задач. Региональная устная олимпиада по математике.
«Знакомство» с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями.
Выпуск математической газеты № 2.
Глава 3. Геометрические задачи |
Международный конкурс «Кенгуру».Правила участия. Решение задач. Плоские и объемные фигуры.Задачи на развертки фигур. Задачи на раскраску Задача месяца. Заключительный выпуск математической газеты № 4 |
|
6класс
1модуль.
Глава1.Простейшие интеллектуальные задачи.
Оптические иллюзии.Пифагорова головоломка. Древнегреческие задачи. Задачи Пифагора
«гномоны». Геометрические задачи Архимеда (задача о соотношение площадей вписанного
и описанного круга и квадрата). Лабиринты. Игры – лабиринты. Составление вопросов к
интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». «Что? Где? Когда?» первенство клуба.
Глава2.Работа со специальной литературой.
Энциклопедия. Правила работы. Библиотека. Как работать с литературой в библиотеке.
Краткая биография великих ученых. Известные высказывания великих людей. «Математическая
биржа» по теме: «Великие ученые». Региональная «Математическая биржа».
Глава3.Компетентностные задачи в командных играх.
Математическая игра «Математика.Компетентность.Успех». Правила игры. Решение
компетентностных задач. Решение задач с межпредметным содержанием(география,
математика).Решение задач с межпредметным содержанием(химия, математика,
биология). Решение задач с межпредметным содержанием (физика, математика,
информатика).Региональная игра «Математика.Компетентность.Успех».
2 модуль.
Глава 1. Введение. Решение простейших занимательных задач. Введение. Простейшие занимательные задачи. Ключ к угадыванию цифры. Ребусы.Ищем необычное в обычных числах. Математические софизмы. Задача месяца. Математические головоломки.Школьный этап Всероссийской олимпиады. Выпуск математической газеты № 1. |
Глава 2.Текстовые задачи. Сюжетные задачи.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады. Задачи на взвешивания и переливания. Задачи на взвешивания и переливания. Задачи на сопоставлении между элементами и их признаками. Последовательности чисел. Задачи на нахождение закономерностей и исключения «лишнего». Региональная устная олимпиада по математике.Выпуск математической газеты № 2. Глава3.Задачи с геометрическим подходом в решении задач. Инверсия. Региональная юниорская олимпиада. Симметрия. Применение симметрии для решения задач. Задачи на раскраску и разбиение плоскости. Задачи на разрезание и складывание фигур. Задача месяца. Что такое лист Мёбиуса? Мёбиус и топология. Итоговый выпуск математической газеты № 3. |
7 класс 1модуль. Глава1. Замечательные кривые. Циклоида. Кардиоида. Таутохрона. Клотоида.Кривые дракона. Математическая биржа по теме:«Геометрические построения» Глава2. Золотое сечение. Геометрические задачи в интеллектуальных играх. Красота и поиск совершенства в искусстве.Золотое сечение в архитектуре. Золотое сечение в природе. Числа Фибоначчи. Составление вопросов к игре «Что?Где? Когда?» по теме:«Золотое сечение». Интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?» между командами клуба. Глава.3. Он-лайн игры. Правила он-лайн игр. Занимательные задачи игр портала «Сократ». Логические задачи игр портала «Сократ». Геометрические задачи игр портала «Сократ». Комбинаторные задачи игр портала «Сократ». Онлайн-игра портала «Сократ». Глава.4. Задачи конкурса «Кенгуру». Устные задачи 1 уровня сложности. Задачи 2 уровня сложности. Задачи 3 уровня сложности. бои среди команд клуба. 2 модуль. Глава 1. Четность. Четные и нечетные числа. Признаки делимости на 2. Свойства четности. Разбиение на пары. Задачи на чередование Решение задач на четность. Задача месяца. (обсуждение решения) Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Обсуждение задач олимпиады Выпуск математической газеты № 1. Глава 2. Делимость. Основная теорема арифметики. Признаки делимости. Задачи на делимость числа в п-ой степени. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады. Обсуждение задач Муниципального этапа. Использование свойств делимости при решении задач. Задачи на десятичную запись числа. Полный перебор остатков. Выпуск математической газеты № 2. Глава.3. Задачи на проценты и части. Задачи на простые проценты, части. Региональная устная олимпиада. Сложный процент. Решение экономических задач.«Банковский» процент. Задачи на процентное содержание в смеси и сплавах. Итоговый выпуск математической газеты. 8 класс 1 модуль. Глава1.Простейшие интеллектуальные задачи. Задачи клуба знатоков «Что?Где?Когда?». Серия игр городской лиги команд по интеллектуальным играм «Что?Где?Когда?» Обсуждение задач игр. Глава 2. Денежные лотереи. Выиграть-миф или реальность? История возникновения лотерей. Формулы подсчета вероятности события. Подсчет вероятности выигрыша в различных денежных лотереях.«Математическая биржа»- региональная игра. Глава3. Шахматная доска. Из истории возникновения шахматной доски .Игры на шахматной доске. Математика шахматной доски. Математика шахматных фигур. Региональные математические бои. Инвариантность в задачах с шахматной доской. 2 модуль. Глава 1.Принцип Дирихле, как приложение свойств неравенств. Понятие о принципе Дирихле Метод доказательства от «противного» в неравенствах. Метод оценки в неравенствах. Всероссийская интернет –олимпиада. Решение простейших задач на принцип Дирихле. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Обсуждение заданий школьного этапа олимпиады. Геометрические задачи, решаемые с помощью принципа Дирихле. Всероссийская интернет –олимпиада. Глава2.Комбинаторные задачи. Понятие множества. Операции над множествами. Основные правила комбинаторики. Региональный этап Всероссийской олимпиады. Решение задач Всероссийской Олимпиады. Графы. Решение задач с помощью графа. Основные формулы комбинаторики. Международная олимпиада по основам наук(УРФОРДУ). Решение задач на применение формул комбинаторики. Вероятность события. Задачи на нахождение вероятности. Всероссийская интернет-олимпиада. 9 класс 1модуль. Глава1.Криптография. Из истории криптографии. Основные понятия криптографии. Простейшие задачи. Экскурсия в ТГУ, кафедра криптографии. Классические шифры. Атака на шифр. Стойкость шифра. Региональная «Математическая биржа». Матричный способ и шифрования. Шифр Кардано. Созданию собственных шифров. Региональные Математические бои. Глава2. Интеллектуальные задачи. Задачи клуба знатоков «Что?Где?Когда?». Серия игр городской лиги команд по интеллектуальным играм «Что?Где?Когда?» Обсуждение задач игр. 2 модуль. Глава1.Конструктивные задачи. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки. Задачи на построение примера. Школьный этап Всероссийской олимпиады. Глава 2.Инварианты. Задачи на инварианты. Задачи на полуинварианты. Задачи с неклассифицированными инвариантами. Муниципальный этап всероссийской олимпиады. Глава 3.Задачи с параметром. Параметр в линейных уравнениях. Параметр в линейных неравенствах. Международная олимпиада по основам наук(УРФОДУ). Квадратные уравнения с параметром. Квадратные неравенства с параметром. Уравнения, приводимые к квадратным, содержащие параметр. Неравенства, приводимые к квадратным, содержащие параметр. Всероссийская интернет-олимпиада. 3.Тематическое планирование |