Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована Согласована ЗДУВР Утверждена к утверждению на _________ /Богданова Г.В./ Директор _______ /Бобрышева Е.Н./ Педагогическом совете «___» __________2018 г. Приказ от _______________2018 г. Протокол от _______ 2018 г. № _______ № _______
Рабочая программа внеурочной деятельности
по математике
«Математический клуб»
9 класс
Учитель 1 категории
Перебейнос О.А.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический клуб» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения, и на основе :
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-Примерной программы основного общего образования по математике;
-Закона РФ «Об образовании»;
-Основной образовательной программы основного общего образования школы;
-Концепции развития математического образования.
Выбор данной программы для внеурочной деятельности обусловлен наличием в ее содержании перспективы формирования любознательного, активного и заинтересованного, познающего мир, школьника. Программа даёт возможность углубить знания по математике через межпредметные взаимодействия, овладеть навыками исследовательской деятельности. Позволяет обучающимся реализовать свои интеллектуальные возможности, приобрести уверенность в себе. Объединение обучающихся расширяет математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, метапредметных компетенций.
Основная цель деятельности: создание коллектива (команды), вовлекающего школьника в интеллектуально-творческий процесс, позволяющий соединить результат воспитательной и образовательной функций, на основе которых идет процесс формирования метапредметного результата обучения и воспитания.
Цели:
-Формирование интеллектуального развития учащихся в процессе учебных занятий, повышения
познавательного интереса учащихся.
-Представление условий для состязательной деятельности.
-Представление условий для демонстрации творческих и интеллектуальных способностей.
-Представление условий для формирования лидерских качеств, способности повышения самооценки.
Задачи:
-Развивать инициативность ребят, приобщать их к познанию и общению.
-Формировать способы мыслительной и творческой деятельности.
-Ознакомить со способами организации и поиска информации.
-Создать условия для самореализации личности обучающегося.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
-готовность и способность обучающихся к самообразованию
-готовность к саморазвитию и личностному самоопределению,
-сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
-сформированность гражданской позиции в деятельности,
-умение ставить цели и строить жизненные планы,
-способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
-умение работать в команде, группе,
-умение отстаивать свою точку зрения,
-сформированные коммуникативные компетенции.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
– активно применять в различных видах деятельности все виды и формы сравнения, разные
приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда,
использовать его в ходе самостоятельной работы
– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и
искомые числа (величины) ;
– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке
или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
– воспроизводить способ решения задачи;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать
наиболее эффективный способ решения задачи;
– конструировать несложные задачи;
– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
– анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции;
– составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
– выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с
заданным контуром конструкции;
– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
Предметные результаты:
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости
справочных материалов, калькулятора и компьютера
-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
-выполнять арифметические, алгебраические, комбинаторные, геометрические преобразования
выражений, применять их для решения учебных математических задач, возникающих в
смежных учебных предметах;
-применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных
реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них
проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом
ограничений, связанных с реальными ситуациями.
Содержание:
Криптография
Из истории криптографии.
Основные понятия криптографии.
Простейшие задачи.
Классические шифры. Атака на шифр.
Стойкость шифра. Игра «Математическая биржа».
Матричный способ и шифрования. Шифр Кардано.
Создание собственных шифров.
Математический бой.
Интеллектуальные задачи
Игра «Что?Где?Когда?».
Обсуждение задач игр.
Конструктивные задачи
Равновеликие и равносоставленные фигуры.
Геометрические головоломки.
Задачи на построение примера.
Инварианты
Задачи на инварианты.
Задачи на полуинварианты.
Задачи с неклассифицированными инвариантами.
Задачи с параметром
Параметр в линейных уравнениях.
Параметр в линейных неравенствах.
Квадратные уравнения с параметром.
Квадратные неравенства с параметром.
Уравнения, приводимые к квадратным, содержащие параметр.
Неравенства, приводимые к квадратным, содержащие параметр.
Календарно-тематическое планирование
34 занятия (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Дата |
По плану | По факту |
Криптография (8 часов) |
1 | Из истории криптографии | 1 | 05.09 | |
2 | Основные понятия криптографии. Простейшие задачи | 1 | 12.09 | |
3 | Классические шифры | 1 | 19.09 | |
4 | Атака на шифр. Стойкость шифра | 1 | 26.09 | |
5 | Матричный способ шифрования | 1 | 03.10 | |
6 | Шифр Кардано | 1 | 10.10 | |
7 | Создание собственных шифров | 1 | 17.10 | |
8 | Игра «Математический бой» | 1 | 24.10 | |
Интеллектуальные задачи (5 часов) |
9 | Игра «Что?Где?Когда?» | 1 | 31.10 | |
10 | Игра «Что?Где?Когда?» | 1 | 14.11 | |
11 | Игра «Что?Где?Когда?» | 1 | 21.11 | |
12 | Обсуждение заданий игр «Что?Где?Когда?» | 1 | 28.11 | |
13 | Обсуждение заданий игр «Что?Где?Когда?» | 1 | 05.12 | |
Конструктивные задачи (6 часов) |
14 | Равновеликие и равносоставленные фигуры | 1 | 12.12 | |
15 | Равновеликие и равносоставленные фигуры | 1 | 19.12 | |
16 | Геометрические головоломки | 1 | 26.12 | |
17 | Геометрические головоломки | 1 | 16.01 | |
18 | Задачи на построение примера | 1 | 23.01 | |
19 | Задачи на построение примера | 1 | 30.01 | |
Инварианты (4 часа) |
20 | Задачи на инварианты | 1 | 06.02 | |
21 | Задачи на полуинварианты | 1 | 13.02 | |
22 | Задачи с неклассифицированными инвариантами | 1 | 20.02 | |
23 | Задачи с неклассифицированными инвариантами | 1 | 27.02 | |
Задачи с параметром (11 часов) |
24 | Параметр в линейных уравнениях | 1 | 06.03 | |
25 | Параметр в линейных уравнениях | 1 | 13.03 | |
26 | Квадратные уравнения с параметром | 1 | 20.03 | |
27 | Квадратные уравнения с параметром | 1 | 27.03 | |
28 | Квадратные неравенства с параметром | 1 | 03.04 | |
29 | Квадратные неравенства с параметром | 1 | 10.04 | |
30 | Уравнения, приводимые к квадратным, содержащие параметр | 1 | 17.04 | |
31 | Уравнения, приводимые к квадратным, содержащие параметр | 1 | 24.04 | |
32 | Неравенства, приводимые к квадратным, содержащие параметр | 1 | 08.05 | |
33 | Неравенства, приводимые к квадратным, содержащие параметр | 1 | 15.05 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 22.05 | |