МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №1 ПРИ САМАРКАНДСКОМ ИНСТИТУТЕ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по математике и информатике
Кафедра математики и информатики
Преподаватель : Оркина Елена Владимировна
Самарканд
Внеклассное мероприятие для учащихся 1 курсов академического лицея
по математике и информатике
«Математическое кафе»
«Чтобы переварить знания, их надо поглощать с аппетитом»
А. Франс
Данное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 1 курсов. В конкурсе участвуют три команды 10 человек.
Цели мероприятия:
Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся;
Развитие мышления, творческих способностей, инициативы, познавательной деятельности учащихся.
Расширение кругозора учащихся, повышение их интеллекта, общей культуры, развитие интереса к изучению математики и информатики.
Реализация принципа умственного развития учащихся.
Привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности; развитие культуры коллективного умственного труда; воспитание сплочённости, внимательности;
Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям информатикой и математикой, расширение кругозора учащихся.
Оборудование:
Меню
Карточки с заданиями для приготовления математических и информационных блюд;
Салфетки, скатерти, столовые приборы;
Рекомендации к проведению:
1.Столы поставить и накрыть скатертями как в настоящем кафе;
2. Выбрать для каждого столика официанта;
Тип занятия: интеллектуальная игра (три команды по 10 человек + болельщики).
Ход мероприятия:
Вступительное слово и представление жюри ведущими , представление команд;
Раздача меню блюд командам и выбор ими заказов;
Конкурс на определение платёжеспособности команд;
Конкурс на лучшее «потребление» закусок
Конкурс на лучшее «потребление» салатов
Весёлая минутка;
Конкурс первых блюд;
Конкурс вторых блюд;
Весёлая минутка;
Конкурс напитков
Конкурс десертов;
Весёлая минутка;
Подведение итогов и награждение команд.
Ведущий1.
С тех пор, как существует мирозданье
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век –
Всегда стремился к знанью человек…
Мы рады приветствовать всех собравшихся.
Приветствуем всех, кто любит математик и информатику, кто учит эти предметы, кто занимается и увлекается математикой и информатикой в нашем уютном кафе «Алгоритм».
Ведущий2.
Столики в нашем кафе уже заказаны. Рады представить Вам наших посетителей. Это ребята 105, 109 и 113 групп.
Ведущий1.
В нашем кафе Вы всегда найдете уникальные блюда арифметической, алгебраической геометрической, логической и информационной кухни.
Каскад холодных, горячих закусок помогут разыграться настоящему логическому аппетиту.
Рекомендуем попробовать наши супы, удовлетворяющие пристрастия к любой кухне.
Шикарные горячие закуски и чудесные салаты позволят развить ваш интеллект и общую культуру.
А наши напитки несомненно вызовут ваш интерес и утолят жажду познания неизвестного и загадочного в мире математики и информатики.
О десерте можно сказать однозначно - он Вам понравится.
Ведущий2.
Режим работы кафе:
Каждая команда должна выбрать по одному блюду из каждой категории, затем по очереди это блюдо «съедают» (т.е. решают).
Выбрать следующее “блюдо” можно после того, как “съешь” предыдущее.
Выполненное задание (“съеденное блюдо”) отдают официанту, который передает его менеджерам ( в жюри).
Они проверяет правильность и выставляет счет в таблицу.
После завершения трапезы каждой команде выставляется счёт набранных баллов и определяется победитель.
Ведущий1.
- Каждой командой сделан заказ, но смогут ли команды оплатить его?
Ведущий2.
- Сейчас это делается легко; в основном оплата проводится по пластиковым картам.
Ведущий1.
- Вот, давайте, и проверим; есть ли деньги на картах присутствующих команд.
Ведущий2.
-Давай.
Ведущий1.
- Итак, вам предстоит ответить на вопросы и, в ходе ваших ответов на них, мы узнаем: какой суммой вы располагаете.
Ведущий2.
1.Какая вода быстрее закипит солёная или несолёная? (Несолёная. Соленая вода закипает при более высокой температуре, чем пресная,)
Ведущий1.
2.Измерить на глаз сколько умещается ложек в высоте стола.
Ведущий2.
3.Что больше весит килограмм мокрого сахара или сухого? (одинаково)
Ведущий1.
4.В каком соотношении воды и гречневой крупы необходимо, чтобы сварить рассыпчатую кашу? (на 1 стакан гречки - 2,5 стакана воды.)
Ведущий2.
-Ну, суммы на картах приличные и нашим посетителям по карману любое из предложенных блюд
Ведущий1.
Посетителям нашего кафе мы предлагаем меню и ждём заказ. ……
Ведущий1.
Ну вот и подошёл к концу один рабочий день. Хотелось бы надеяться, что наше кафе станет популярным у ребят и учителей.
Ведущий 2.
- Наступает самый волнующий момент: какова же прибыль нашего кафе на сегодняшний день?.
Жюри подвело итоги, и мы с нетерпением ждём результатов
(Слово жюри)
Ведущий1.
И в заключении
Спасибо всем за то, что с нами были,
За то, что поддержали, не забыли.
Откликнулись на просьбы,
Помогли советом.
Спасибо вам за то или за это.
А в прочем все друг другу благодарны
Что время провели мы не бездарно.
Узнали что-то новое, иное
Интересовало нечто нас такое…
Ведущий 2.
И мы старались, верили, хотели
Не получалось, но мы не робели
Шли напролом, сметая все преграды
Мы так старались -это всем так надо
Украсить жизнь и сделать ещё краше
Нам удалось – а награда наша –
Улыбки ваши, счастье в ваших лицах
Желание такое повторится.
Ведущий1.
Вы верьте в чудо, чудо создавайте
Дарите счастье, чаще улыбайтесь
Удачи вам, здоровья, процветанья
Идеям вашим, вашим начинаньям!
Ведущий 2.
Вот и всё. Наше кафе закрывается. Время близится к вечеру. А завтра…
-А завтра, надеемся, что наше кафе не будет пустовать, а также гостеприимно распахнёт свои двери всем желающим. До новых приятных встреч!
-До свидания.
Приложение
Меню
Закуски | Цена |
| Бутерброд логический | 5 |
| Форшмак иррациональный | 5 |
| Закуска «Пифагоровы штаны» | 5 |
| Канапе дважды- два… | 5 |
Салаты | Цена |
| Рациональный винегрет | 5 |
| Дробное оливье | 5 |
| Математическая «Мимоза» | 5 |
| «Мышь под шубой» | 5 |
Первые блюда | Цена |
| Уха математическая | 10 |
| Суп харчо (не едал никто) | 10 |
| Солянка по-ломоносовски | 10 |
| Борщ от Ковалевской | 10 |
Вторые блюда | Цена |
| Пельмени обыкновенные для смекалистых | 10 |
| Сокращенный плов без мяса, но с умопомрачительными вопросами | 10 |
| Котлеты под алгебраическим соусом | 10 |
| Зразы с начинкой из вопросов | 10 |
Напитки | Цена |
| Коктейль «Танграм» | 15 |
| Коктейль «Циркуль» | 15 |
| Коктейль «Идея Гаусса» | 15 |
| Коктейль « Алгоритм» | 15 |
Десерт | Цена |
| Историческое пирожное | 20 |
| Компьютерный пирог | 20 |
| Мороженное логическое | 20 |
ЗАКУСКИ
Бутерброд логический
Если в 12 ч дня идет дождь, то можно ли ожидать, что через 36 часов будет солнечная погода?
Ответ: через 36 часов будет полночь. В это время солнечной погоды не бывает.
2. По столбу высотой 10 м взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 м, а ночью опускается на 4 м. Через сколько дней улитка доберется до верха?
Ответ: 6 дней.
Форшмак иррациональный
Командам предоставляется набор чисел. Их задача как можно быстрее установить, чем замечательно каждое из чисел.
1,4142 (значение )
447,4(площадь территории Республики Узбекистан)
3,14 (значение числа ПИ)
9,8 (ускорение свободного падения)
Закуска «Пифагоровы штаны»
И зображенную фигуру разделить на 6 частей двумя прямыми.
Ответ:
Канапе «Дважды два…»
Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический или информационный термин.
МАПРЯЯ, РЕЗОТОК, РИПЕТРЕМ, АМПОРРАГМ, ЕРТИРПН, ЕИДЕДИОКОРВНА
Ответ: прямая, отрезок, периметр, программа, принтер, декодирование.
САЛАТЫ
Рациональный винегрет
Установите закономерность:
2, 12, 22, 32, 42, …
Ответ: +10.
Установите закономерность:
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, …
Ответ: n*3.
Дробное оливье
Сейчас шесть часов вечера. Какая часть суток прошла? Ответ: 18/24 или ¾
Число 66 моментально увеличьте в полтора раза. Ответ: перевернуть – 99
Математическая «Мимоза»
найдите сумму чисел: 99-97+95-93+91-89+…+3-1.
Ответ: 50.
найдите разность чисел 1000000-(1000000-(1000000-(1000000-(1000000-999999))))
Ответ: 1
Мышь «под шубой»
Подберите четыре натуральных числа таких, чтобы их сумма была равна их произведению.
Ответ: 1+1+2+4=1·1·2·4.
Запишите, пользуясь тремя пятерками действиями арифметических операций число 2.
Ответ: (5+5):5=2,
ПЕРВЫЕ Б Л Ю Д А
Уха математическая
Назовите сказку, в названии которой есть число 7.
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Сравните: 493 и 76. (равны)
На сколько подвигов решился Геракл? (12)
Каким по счёту Иваном был Иван Васильевич Грозный? (4)
Суп харчо (не едал никто)
Сколько всего материков существует на Земле?(6)
Какие сто букв останавливают движение транспорта?(П – СТОП)
Сколько элементов содержится в таблице Менделеева? (118)
Какое количество тупых углов в квадрате?(ни одного)
Солянка «по-ломоносовски»
1.Сколько осей симметрии у квадрата?(4 (две по диагоналям, две через центры противолежащих сторон)
2. Какую фигуру можно получить, породнив два равносторонних треугольника? (параллелограмм или ромб)
3. Сколько атомов водорода в воде?(2)
4. Сколько вершин имеет куб?(8)
Борщ от Ковалевской
1. Даны числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Что больше: их произведение или сумма? (сумма, 0·1·…·9 = 0, 0+1+2+…+9 = 50)
2. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения.(Виет)
3. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
4. Как по-другому называется комбинация математических знаков, которая выражает какую-либо связь? (действие)
В Т О Р Ы Е Б Л Ю Д А
Пельмени обыкновенные для смекалистов
Пять лет назад брату и сестре вместе было 9 лет. Сколько лет им будет вместе через 6 лет? (21)
Трое договорились сесть в 5-й вагон поезда. Но один сел в 5-й вагон с конца, а другой в 5-й вагон с начала. Сколько должно быть у поезда вагонов, чтобы они встретились? (9)
У портного имеется кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно 2 м. Через сколько дней он отрежет последний кусок? (7)
Сын моего отца, но мне не брат. (Я)
Сокращенный плов без мяса, но с огромным количеством умопомрачительных вопросов:
Что отличает один поезд от другого с точки зрения математики? (Номер поезда).
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).
Котлеты под алгебраическим соусом
Пользуясь четырьмя двойками и знаками действия, запишите число 111.
Ответ: 222 : 2 = 111
Какие знаки арифметических действий нужно поставить между восьмью двойками, чтобы получилось 8.
Ответ: 2+2+2+2+2+2-2-2.
Зразы с начинкой из вопросов
Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Луч).
Какая дуга вошла в историю ХХ – го века? (Курская дуга).
Как было названо военно-историческое кольцо? (Блокада).
Географический конус? (Вулкан).
НАПИТКИ
Коктейль «Танграм»:
-по словам Платона, бог всегда является ученым этой специальности;
Цицерон об этой науке сказал: «Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне- чтобы измерять земельные участки».
Ответ: геометрия.
Коктейль «Циркуль»:
- когда правитель Египта спросил этого древнегреческого ученого, нельзя ли сделать геометрию проще, тот ответил, что « в науке нет царского пути». Книга этого ученого легла в основу школьной геометрии.
Ответ: Евклид.
Коктейль ««Идея Гаусса»:
- для того, чтобы получить университетское образование, нашей героине пришлось заключить фиктивный брак и уехать за границу. Позже её признали профессором математики нескольких европейских университетов, но в России долгое время отказывали в преподавательской работе.
Ответ: С.Ковалевская
Коктейль «Алгоритм»:
Кто из математиков древности погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув: " Отойди, не трогай моих чертежей!". Он определил приближенное значение числа ПИ
Ответ. Архимед.
ДЕСЕРТ
Историческое пирожное – 9 баллов
С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских высших учебных заведениях. Диапазон научных интересов был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики. Центральное место в творчестве ученого занимали работы в области атомистики и кинетической теории. Все труды по физики и химии, представленные в то время в Академию, были значительными. Он основал первый университет в Москве. Родился он в деревушке недалеко от Архангельска, в семье крестьянина-помора. (Михаил Васильевич Ломоносов)
Именно этот английский ученый, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра I, крупному военноначальнику А.Д. Меньшикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании, парадокс состоял в том, что Меньшиков был неграмотным. В 1695 г. Он получил должность смотрителя монетного двора Великобритании, а через четыре года директора. Им открыты основные законы движения тел и закон тяготения. Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко. (Исаак Ньютон.)
Назовите имя выдающегося средневекового ученого, который описал систему счисления и впервые сформулировал правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями. От имени, которого произошло слово, означающее описание последовательности действий, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи. (Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми).
Важным событием XIХ века было изобретение английского математика …, который вошел в историю как изобретатель первой вычислительной машины – прообраза современных компьютеров. Как звали этого математика?( Чарльз Беббидж)
Древнегреческий учёный. Родился в Сиракузах (Сицилия). Научные труды относятся к математике, механике, физике и астрономии. Автор многих изобретений и открытий, в частности машины для орошения полей, винта, рычагов, блоков и винтов для подъёма больших грузов, военных метательных машин и т.п. Заложил основы гидростатики. В сочинении "О плавающих телах", дошедшем до нас в переводе, содержатся основные положения гидростатики, в частности её основной закон (названный его именем), С помощью этого закона он решил задачу о содержании золота и серебра в короне сиракузского царя Гиерона. В этом же сочинении он исследовал равновесие плавающих тел и вывел условия плавания тел. Выталкивающая сила воды тоже названа его именем. (Архимед)
С 18 лет он работал над созданием математической машины, которая могла бы производить четыре действия арифметики. Первая работающая модель машины была готова к 1642 году, но ученый продолжал работу. В 1645 году арифметическая машина, была готова. В честь этого ученого назван один из популярных языков программирования.
Кто он? (Блез Паскаль).
1 апреля 1976 года основал совместно со своим другом небольшую компанию по производству компьютеров; официально компания была зарегистрирована в 1977 году. Первоначально их офис располагался в гараже его отца. Первой продукцией стал компьютер ценою в 666,66 доллара. Этот компьютер, отличавшийся простотой и компактностью, предназначался главным образом для любителей и энтузиастов. Всего было продано 600 таких машин. Появившаяся вскоре следующая модель стала еще более компактным и удобным в пользовании компьютером. Впервые воплотил в своих машинах идею “окон”, кардинально упростивших пользование компьютерами. Успех компании оказался феноменальным, и в 1980 году она стала акционерным обществом. (Стивен Джобс)
Ученый, чье имя в истории точных наук стоит в одном ряду с именами Ньютона, Декарта, Галилея; самый плодовитый математик XVIII столетия (а возможно, и всех времен); член Петербургской, Берлинской, Парижской академий наук, Лондонского королевского общества. Одной из отличительных сторон его творчества является его исключительная продуктивность Несмотря на то что в 1735 году он ослеп на один глаз, а с 1766 года почти не видел и вторым, его работоспособность не снизилась. Пользуясь феноменальной памятью, он продолжал диктовать свои труды. Он заложил основы ряда научных направлений. Его труды “Введению в анализ” «Дифференциальное исчисление” , “Интегрального исчисления” ,“Универсальная арифметика “Механика, или Наука о движении, изложенная аналитически”. (Леонард Эйлер)
Они учились в самой привилегированной школе Сиэтла. Родители одного из них ожидали, что он пойдет по стопам отца и поступит в Гарвардскую школу права. Однако он не преуспевал в грамматике, граждановедении и других предметах, которые он считал тривиальными, к седьмому классу он увлекся математикой и мечтал стать профессором. В 1968 году, когда эти двое учились в средних классах, руководство школы решило купить компьютерное время у компании General Electric. Это изменило их жизнь. Они увлеклись не на шутку, они даже прогуливали занятия, чтобы изучить всю доступную компьютерную литературу. (Билл Гейтс и Пол Аллен)
Компьютерный пирог
Расшифруй высказывание:
… трппудннных пппредмннетов ннент, нно еннсттть беттздннна вннещттей, коннторттых мнны нтте знннаем, и еттще боннльттше тттакнних, коттторынне знннаем дурттно, дннаже лоттжннно. И эттти-тнно лттожннные сттведеннния етщне бннольттше нттас остттанннавливают и сбнниваттют, чннем ттте, коттторнных мны снновсттем нтте знннаеттм. А. И. Гттерценнн
Расшифрованное высказывание:
… трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен
Компьютерные программы (вставить пропущенные слова)
1)Чтоб найти программу эту
Нет нужды гулять по свету;
Чтобы ты ее нашел,
Рассмотри Рабочий стол!
Жму на ПУСК внизу экрана –
Раскрывается МЕНЮ;
Надо выбрать там ПРОГРАММЫ –
Мышку снова применю.
Хоть программ здесь очень много,
Мы идем своей дорогой:
В этот списочек войдем,
Там СТАНДАРТНЫЕ найдем.
Вот еще МЕНЮ раскрылось;
Мышь сюда переместилась
Выберем строку мы с вами
Ту, где баночка с кистями.
2) В office программа есть
Для расчетов создана,
И бухгалтерам нужна.
Ты скажи дружок быстрее
Как же названа она .
Мороженое логическое
Устройства компьютера
Устройство визуального отображения информации. (монитор)
Устройство, вращающее диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (CD-ROM)
Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (Сканер)
Устройство для вывода чертежей на бумагу. (Плоттер)
Информация
Сколько байт в одном Кбайте. (1024)
Каких два класса систем счисления существуют. (позиционные и непозиционные)
Перечислите 3 основных информационных процесса. (обработка, хранение, передача)
Сколько байт и бит в словах МАТЕМАТИКА и ИНФОРМАТИКА? (10, 80 и 11, 88)
Секрет
Год основания СамИЭиС (2005)
Чему равно число 234 в нулевой степени (1)
На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (0,5)
Отметь все верные ответы
Какую часть от квадратного метра составляет квадратный сантиметр?
а) 0,1;
б) 0,001;
в) 0,0001;
г) 0,000 001.
Скорость передачи информации определяется:
а) количеством слов в минуту;
б) количеством бит информации в секунду;
в) количеством файлов в секунду.
Провайдер – это:
а) компьютер, предоставляющий транзитную связь по сети;
б) программа подключения к сети;
в) фирма, предоставляющая сетевые услуги;
г) специалист по компьютерным сетям.
Модем, передающий информацию со скоростью 14400 бит/с, может передать страницу текста (1800 байт) в течение:
а) 1 секунды
б) 1 минуты
в) 1 часа
г) 1 дня
«Весёлая минутка» – математические анекдоты.
Только неграмотный человек на вопрос "Как найти площадь Беруний?" отвечает "длину Беруний умножить на ширину Беруний..."
А грамотный знает, что надо взять интеграл по поверхности!
В магазин заходит бесконечное число математиков. Первый просит килограмм картошки, второй - полкило, третий - четверть... "Понял," - говорит продавец и кладет на прилавок два килограмма.
У математика спрашивают: " у крокодила есть крылья?"
- Конечно!
- Как же так? Откуда у них крылья?
- Просто их количество равно нулю
- Назовите простое число.
- Ну... Один, два, три, четыре...
- Что, четыре - простое число?
- Куда уж проще!
- Надо возвести огород в квадрат!
Спрашивают ученика:
- Сколько будет два плюс два?
- Восемь.
- А десять плюс четыре?
- Двадцать два.
- Кем работает твой папа?
- Официантом.
- То-то я смотрю, ты как то странно считаешь.
- Гиви, сколкобудэт дважды два?
Мальчик некоторое время смотрит в потолок, шевелит губами и отвечает:
- Вапшэ-то четыре, учител. Но папа говорит, если оптом - можно за тры!
Мальчика спрашивают:
-У тебя было шесть яблок. Половину ты отдал своему брату. Сколько яблок у тебя осталось?
- Пять с половиной.