СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическое моделирование в детском саду

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей дошкольного возраста является - метод моделирования.

Просмотр содержимого документа
«Математическое моделирование в детском саду»

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

В ДЕТСКОМ САДУ

Для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста используются разнообразные методы обучения:  практические; Наглядные; Словесные; Игровые…

Для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста используются разнообразные методы обучения:

  • практические;
  • Наглядные;
  • Словесные;
  • Игровые…
При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе; возрастные и индивидуальные особенности детей; наличие необходимых дидактических средств и т. д.

При выборе метода учитывается ряд факторов:

  • программные задачи, решаемые на данном этапе;
  • возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • наличие необходимых дидактических средств и т. д.
Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей дошкольного возраста является метод моделирования.

Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей дошкольного возраста является

метод моделирования.

Метод моделирования , заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Метод моделирования , заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи

того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения : реальный предмет ребенок замещает другим предметом; его изображением; каким — либо условным знаком.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения :

  • реальный предмет ребенок замещает другим предметом;
  • его изображением;
  • каким — либо условным знаком.
С помощью метода моделирования удается свести изучение сложного к простому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию.

С помощью метода моделирования удается свести изучение сложного к простому, то есть модель может сделать любой объект

доступным познанию.

При формировании элементарных математических представлений применяются:  предметные; предметно-схематические; графические модели.

При формировании элементарных математических представлений применяются:

  • предметные;
  • предметно-схематические;
  • графические модели.
Предметные — это модели в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.   Предметно – схематические — это модели в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков. Распространенными предметно – схематическими моделями являются чертежи, выкройки.  Графические модели – это обобщённо передающие разные виды отношений (мнемотаблицы, графики, пиктограммы,формулы и т.п.). Этот вид моделей используется в основном в школе.
  • Предметные — это модели в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

 

  • Предметно – схематические — это модели в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков. Распространенными предметно – схематическими моделями являются чертежи, выкройки.
  • Графические модели – это обобщённо передающие разные виды отношений (мнемотаблицы, графики, пиктограммы,формулы и т.п.). Этот вид моделей используется в основном в школе.
Рассмотрим на примере, как можно использовать метод моделирования при решении задач на сложение и вычитание.

Рассмотрим на примере, как можно использовать метод моделирования при решении задач

на сложение и вычитание.

Игровое упражнение «Составим задачу».   На доске 2 картинки: на первой картинке изображены 2 машины, на второй картинке – 4 машины едут по направлению к 2 машинам. Воспитатель обращает внимание детей на картинку и просит определить, с помощью какого арифметического действия нужно решать задачу. Воспитатель рассказывает детям о последовательности составления задачи: «Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче. (Дети составляют задачу.) Какое условие задачи? Какой вопрос в задаче?» Дети повторяют задачу и решают ее при помощи модели (см. рис. ), заполняя круги соответствующим количеством точек.

Игровое упражнение «Составим задачу».

 

На доске 2 картинки: на первой картинке изображены 2 машины, на второй картинке – 4 машины едут по направлению к 2 машинам.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку и просит определить, с помощью какого арифметического действия нужно решать задачу.

Воспитатель рассказывает детям о последовательности составления задачи: «Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче. (Дети составляют задачу.) Какое условие задачи? Какой вопрос в задаче?»

Дети повторяют задачу и решают ее при помощи модели (см. рис. ), заполняя круги соответствующим количеством точек.

Затем дети выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков. 2+4 = 6 Воспитатель вместе с детьми обсуждает решение задачи: «Сколько машин было в гараже? Сколько машин приехало потом? Больше или меньше машин стало после того, как приехало еще четыре машины? Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи?  (К двум прибавили четыре.) Сколько всего машин стало в гараже?» Дети читают запись решения задачи.  

Затем дети выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков.

2+4 = 6

Воспитатель вместе с детьми обсуждает решение задачи: «Сколько машин было в гараже? Сколько машин приехало потом? Больше или меньше машин стало после того, как приехало еще четыре машины? Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи?  (К двум прибавили четыре.) Сколько всего машин стало в гараже?»

Дети читают запись решения задачи.

 

Аналогичная работа проводится при решении задачи на вычитание. Дети заполняют модель соответствующим количеством точек (см. рис. ). Дети рассматривают картинку с самолетами. Составляют задачу («На аэродроме было семь самолетов, пять самолетов улетело. Сколько самолетов осталось на аэродроме?») и обсуждают ее решение.

Аналогичная работа проводится при решении задачи на вычитание.

Дети заполняют модель соответствующим количеством точек (см. рис. ).

Дети рассматривают картинку с самолетами. Составляют задачу («На аэродроме было семь самолетов, пять самолетов улетело. Сколько самолетов осталось на аэродроме?») и обсуждают ее решение.

Все формы использования моделирования, а именно предметное моделирование, предметно – схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность дошкольников. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

Все формы использования моделирования, а именно предметное моделирование, предметно – схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность дошкольников. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

Игры на математическое моделирование

Игры на математическое моделирование

ПАЛОЧКИ КЮИЗИНЕРА

ПАЛОЧКИ КЮИЗИНЕРА

ПАЛОЧКИ КЮИЗИНЕРА  С помощью палочек закрепляется представление о величине (длинный-  короткий, широкий- узкий, высокий- низкий, большой- маленький). Развивается способность группировать предметы по цвету и величине. Развиваются количественные представления (образование чисел на основе  измерения и цвета), способность различать количественный и порядковый  счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов. Развивается умение различать и называть в процессе моделирования  геометрические фигуры. Развивается умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, на, под. Закрепляется представление о составе числа из единиц и из двух меньших  чисел. Закрепляется умение делить целое на равные части, умение измерять с  помощью условной мерки.

ПАЛОЧКИ КЮИЗИНЕРА

  • С помощью палочек закрепляется представление о величине (длинный-

короткий, широкий- узкий, высокий- низкий, большой- маленький).

  • Развивается способность группировать предметы по цвету и величине.
  • Развиваются количественные представления (образование чисел на основе

измерения и цвета), способность различать количественный и порядковый

счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.

  • Развивается умение различать и называть в процессе моделирования

геометрические фигуры.

  • Развивается умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, на, под.
  • Закрепляется представление о составе числа из единиц и из двух меньших

чисел.

  • Закрепляется умение делить целое на равные части, умение измерять с

помощью условной мерки.

ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗИНЕРА  Выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек. Сравнение палочек по длине, высоте, количеству. Выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнение «продолжи ряд». Дети отображают свои жизненные впечатления. Выкладываем по схемам. Дети классифицируют их по цвету, а затем сравнивают количество способом наложения или приложения(разные способы поощряются), используя слова: «поровну», «одинаково», «столько - сколько». Раскладывают палочки слева направо, чередуя их по цвету. Проверяют себя, проговаривая в слух цвет каждой палочки. Исправляют ошибки. Состав числа. Освоение количественного и порядкового счета. Решение числовых выражений и задач.

ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗИНЕРА

  • Выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.
  • Сравнение палочек по длине, высоте, количеству.
  • Выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнение «продолжи ряд».
  • Дети отображают свои жизненные впечатления.
  • Выкладываем по схемам.
  • Дети классифицируют их по цвету, а затем сравнивают количество способом наложения или приложения(разные способы поощряются), используя слова: «поровну», «одинаково», «столько - сколько».
  • Раскладывают палочки слева направо, чередуя их по цвету. Проверяют себя, проговаривая в слух цвет каждой палочки. Исправляют ошибки.
  • Состав числа.
  • Освоение количественного и порядкового счета.
  • Решение числовых выражений и задач.
СОСТАВ ЧИСЛА

СОСТАВ ЧИСЛА

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать речь. Успешно овладеть основами математики и информатики.

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
  • Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать речь.
  • Успешно овладеть основами математики и информатики.
ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Продолжи ряд. Простейшее конструирование. Бусы.

ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

  • Продолжи ряд.
  • Простейшее конструирование.
  • Бусы.
ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Танграм

ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Танграм

Что развивает танграм  усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени); внимание, умение концентрироваться на деталях; воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения; логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты; умение действовать по правилам.

Что развивает танграм

  • усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени);
  • внимание, умение концентрироваться на деталях;
  • воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения;
  • логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты;
  • умение действовать по правилам.
Как играть в танграм: Из деталей танграма нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры; Собранная фигура должна включать все 7 частей танграма; Детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга; Сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.

Как играть в танграм:

  • Из деталей танграма нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры;
  • Собранная фигура должна включать все 7 частей танграма;
  • Детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга;
  • Сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.
СЛОЖИ КВАДРАТ

СЛОЖИ КВАДРАТ

СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР

СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя