Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна « Средняя общеобразовательная школа № 19»
Дятловская Л.В.
Предмет: Математика.
УМК: «Школа России».
Класс: 1.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема урока: «Перестановка слагаемых»
Цель урока: посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; способствовать развитию внимания, наблюдательности.
Планируемые результаты: знать правило о том, что о перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1,2,3,4
Оборудование: учебник Моро «Математика» 1 класс, 2 часть; памятка-правило «Перестановка слагаемых»; карточки с примерами; компьютер, проектор; геометрический материал; смайлики по количеству детей в классе.
Задачи урока по формированию УУД:
Личностные:
Воспитывать трудолюбие, чувство локтя, взаимопомощь, правильное поведение. Умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации.
Регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; отслеживание собственных учебных успехов на уроке;
отслеживание правильности работы товарища.
Познавательные:
Воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Коммуникативные:
Приобретения навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе, умение правильно оформлять свою устную речь, слушать, понимать и контролировать речь других.
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности.
Орг. Момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас
Математика сейчас.
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!
- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, а я подарю вам;
Пожелаем друг другу удачного урока.
- На урок мы возьмём сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание.
- Ребята, перед тем как мы начнем наш урок, покажите, пожалуйста, своё настроение с помощью «смайликов». Спасибо.
"Сейчас внимание, друзья,
Вот вам "орешки для ума"
Актуализация знаний.
1)Устный счет
- Фронтальная работа. (использование математического веера). Показываете цифры с помощью веера.
- Самое большое однозначное число.(9)
-Самое маленькое число? (0)
- Какое число на 1 больше 4-х? (5)
- Какое число на 1 меньше 8-ти? (7)
- Показать предыдущее число числу 4, 9. (3, 8)
- Показать последующее число числу 6, 9. (7, 10)
-Увеличить 4 на 3.(7)
-Уменьшить 10 на 2 (8)
- Назвать числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)
- Первое слагаемое 3, второе 2. Найти сумму (5)
– Я задумала число, прибавила еще столько же и получила 8. Какое число я задумала?(4)
- Решите устно задачи.
- За кустом спрятались зайчата. Видно 8 лапок. Сколько было зайчат? (2)
- Из кустиков торчат хвостики всех котят. Сколько котят за кустиком, если мы видим 7 хвостиков? (7)
– Молодцы! Ушки вас не подвели. А теперь пускай помогут вам ваши глазки.
3.Создание проблемной ситуации
- Леопольд поймал 5 рыбок, а Матроскин 3 рыбки. Кто поймал рыбок больше и на сколько?
- Сколько всего рыбок поймали коты?
Запишите решение на доске. (Дети составляют решение на партах, один ученик у доски записывает).
Фиксирование затруднения
- Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5 + 3, а Матроскин, что 3 + 5 . Кто прав? КАРТОЧКИ
Прочитаем оба решения по-разному. (К 5 прибавить 3 получится 5. 5 Сумма 5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3 , сумма 8.)
(К 3 прибавить 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.)
- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)
- А можно ли так поступать в математике?
Постановка проблемы.
Мнения у нас разделились. Возникло затруднение.
- Какую цель учебной деятельности мы поставим? (узнать о перестановке слагаемых).
Необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас с вами – сотрудник этой лаборатории, исследователь.
- Готовы? (Да).
4.Открытие детьми новых знаний
- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)
- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)
- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)
-Как нам поступить в рамках одного урока? (Работать группами)
- Проведем эксперимент с геометрическим материалом.
1 ряд - 3 красных квадрата и 4 зелёных
2 ряд - 2 синих круга и 6 жёлтых кругов
3 ряд – 5 красных треугольников и 3 синих.
Наметим план исследования: (Раздаю карточки)
1.Составить два примера на сложение.
2.Сравнить результаты.
3.Сделать вывод.
Работа в группах.
Один ученик выходит к доске и отчитывается о работе группы по плану:
У нас получились примеры…..
Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма…..
Проведем следующий эксперимент: К доске выйдут 3 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей? (7) Поменяйтесь местами. Изменилось ли количество детей? (Нет.)
- Как вы думаете, теперь можно сделать общий вывод?
-Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
Физминутка
Работа с учебником.
1. Откроем учебник и прочитаем правило на стр.14. Интересно, совпадет наше открытие с правилом в учебнике? (Да.)
- Так, кто ж из котов прав: Леопольд или Матроскин? (Оба.)
- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
5.Первичное закрепление
Работа с учебником.№1 стр.14
– Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3+2=5)
– Как получили второй пример? (Перевернули фишку)
– Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (Сумма не изменится)
– Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.
– Какие выражения легче было решить? ( К большему прибавить меньшее
Работа у доски. Решение примеров комментированием.
4 + 3 8 + 2
3 + 4 2 + 8
6. Самостоятельная работа . (Работа по карточкам).
Красные карточки – придумать и записать примеры по теме нашего урока.
Синие карточки - найдите значения выражений и закрасьте определенным цветом выражения с одинаковыми значениями.
3 + 6 1 + 8 7 + 2 6 + 3 8 + 1 | 6 + 3 8 + 1 2 + 7 3 + 6 1+ 8 |
3+5 3+4 6+3 2+4 | 4+3 5+3 4+2 3+6 |
7.Рефлексия.
– Выполните задание на стр. 14 «Проверь себя».
Проверка. Один ученик читает равенства. Если правильно составлено, хлопают в ладоши, если нет – молчат.
- Оцените свою работу с помощью «Светофора».
– Кто понял тему?
– Кто может объяснить ошибки товарищам?
8.Подведение итогов урока.
- Какое новые знания вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется. К большему числу легче прибавить меньшее.
- Кто познакомил вам с этими правилами? (Сами узнали, провели исследование.)
- Наши герои мультфильмов Леопольд и Матроскин благодарят вас за помощь и обещают никогда не ссориться. Теперь оцените свое настроение на уроке. (Три смайлика)
Улыбается – «Я – молодец, справился сам».
С очками– «Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился».
Грустный – «Я вообще-то молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся».
5 + 3 = 8
3 + 5 = 8
ПЕРЕСТАНОВКА
СЛАГАЕМЫХ
План исследования:
Составить два примера на сложение.
Сравнить результаты.
Сделать вывод.