Конспект урока математики во 2 классе,
реализующем программу АООП НОО для обучающихся с ТНР
МБОУ «СШ № 17»
Тема: «Приём вычислений вида: 26+7»
(«Путешествие на остров Мудрости»)
Учитель: Горенкова О. Г.
Город Смоленск
Цели:
Образовательные: - Познакомить с новым приёмом сложения вида 26+7;
- Совершенствовать вычислительные навыки;
- Совершенствовать умение решать задачи изученных видов;
Развивающие: - Развивать познавательный интерес учащихся, интерес к изучаемому предмету;
- Формировать умение создавать алгоритм вычислений и следовать ему;
- Развивать умение работать с материалом учебника, с таблицей, чертежом;
- Развивать умение сравнивать, обобщать, выделять существенное;
- Развивать память, внимание учащихся;
Воспитательные: - Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, дисциплинированность, аккуратность;
- Воспитывать чувство товарищества, формировать представление об этических нормах поведения;
Коррекционные: - Совершенствовать все стороны речи учащихся: произношение;
словарный запас;
- Обучать построению связного высказывания;
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: - принимают и осваивают социальную роль обучающегося;
- стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
- проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные:
Знают, как сложить двузначное число, не оканчивающееся нулём, с однозначным числом с переходом через десяток
Умеют: - складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36+2, 36+20; 36-2, 36-20; 26+4, 30-7;
- анализировать условие задачи, соотнося его с готовыми выражениями, выполнять чертёж к задаче
- измерять длину отрезков, находить периметр треугольника.
Метапредметные:
Регулятивные: - формулируют учебную задачу урока;
- контролируют собственную деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу;
- корректируют свои действия, оценивают себя и партнёров;
- способны к саморегуляции;
Познавательные: - формулируют познавательную цель;
- выделяют необходимую информацию, анализируют, выделяя существенные признаки;
- структурируют знания, сравнивают;
- самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности;
- строят логическую цепочку рассуждений;
Коммуникативные: - слушают и понимают партнёра,
- уважают как партнёра, так и самого себя;
- не создают конфликтов в спорных ситуациях;
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, в парах;
Оборудование:
Компьютер, проектор, колонки;
Компьютерная презентация к уроку;
Электронное приложение к учебнику М.И. Моро Математика 2 класс;
Таблица «Алгоритм сложения вида 26+7»;
Чертёж с условием задачи;
Модели десятков и единиц;
Карточки с дифференцированными заданиями (вычисление Р);
Высказывания о математике великих людей, написанные на полосках бумаги;
Плакат-зрительная опора для проведения физминутки;
Деревянный сундучок;
Литература:
М. И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика, учебник для 2 класса начальной школы;
Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» Под редакцией А.Г. Асмолова, М: Просвещение 2011;
Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. М.: ВАКО2013 ;
Журнал «Педсовет», № 10, 2012 г.
Математика. 2 класс: система уроков по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой/ авт.-сост. С. В. Савинова.-Волгоград: Учитель, 2012.
Ход урока
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодей-ствия |
| Организацион-ный момент | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой на изучение нового предмета, готовит к восприятию учебного материала. - Любите ли вы необыкновенные приключения? Тогда слушайте! Сегодня утром осенний ветер принёс мне листок бумаги, я не поняла, что там написано. Может, это анаграмма? Попробуйте разобраться! Демонстрируется полоска бумаги, где написано: «ростьдум». Поработайте в командах. - А вот – ещё послание! Демонстрируется лист со схемой. 2 Г Школа №17 остров Мудрости парусный корабль - Что же это значит? - Кажется, я припоминаю: в давние времена на далёком острове был зарыт сундук с мудростью. Остров с тех пор так и называется: остров Мудрости…Попасть туда удаётся не всем. (Слайд №2) Но сегодня именно в ту сторону дует попутный ветер…А вот и корабль! (Слайд №3) - Хотите отправиться в экспедицию? Но путь к мудрости непростой. Лебедь, Рак и Щука много раз пытались доплыть до этого острова, но что-то им мешало. А что именно? - Пытался добраться до острова и Незнайка с Неумейкой, но тоже безуспешно. А почему? - А мы справимся? - Тогда за дело. Наш класс – это дружный и умный экипаж корабля. (Слайд №4) | Проверяют готовность своего рабочего места к уроку Отгадывают анаграмму и называют слово «мудрость». Дети высказывают предположения. Рассуждают, отвечают. Дети читают хором: Внимание, упорство, дружба В любой игре для нас важны, Уменьях, знанья – наша сила, Они повсюду нам нужны. | Фронтальная |
| Актуализация знаний Речевая разминка | Учитель предлагает задания на развитие логического мышления, знание состава чисел, для отработки навыка устных вычислений. Логическая разминка - Проверим: не забыли ли вы взять в путешествие свои знания. - День нашего отплытия – пятница. Какой день будет через 1 день? Через 1 неделю? Устный счёт Путешественникам необходим запас продуктов. Знайка помог нам составить список продуктов. (Слайд №5) Вы видите его в таблице. Что записано в 1-ой колонке? Во второй? Готовы ли мы отправляться в плавание? Надо погрузить | Уже погрузили | 20 банок консервов | 16 банок консервов | 40 пакетов «Быстрого завтрака» | 37 пакетов «Быстрого завтрака» | 10 пачек конфет | 8 пачек конфет | 30 кг фруктов | 21 кг фруктов | 70 пакетов сока | 63 пакетов сока | 50 пачек печенья | 44 пачек печенья | 80 литров питьевой воды | 75 литров питьевой воды | Нужно срочно отдать команду, сколько и чего ещё необходимо погрузить. Команды отдают чётко и внятно. Давайте потренируемся это делать: поработаем над произношением. Какие умения нам пригодились? (Дополнять число до круглых десятков). Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и И будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. - Отдайте команды для погрузки продуктов. - Мы готовы к плаванию. Пункт отправления – 17-я школа, пункт назначения – остров Мудрости. Выходим на корабле в открытое море. Уточните на карте название моря. (Слайд №6) Понятно: знания ведут нас к мудрости. В дороге нам встретится много интересного. Вот и первый из островов. (Слайд №7) - Будем причаливать? - Чтобы сойти с корабля, нужна лестница. Как называется лестница на корабле? (Трап). (Электронное приложение к учебнику. Тема «36+2; 36+20; 30+18; Задание 2) - Смотрите внимательно на экран. Из чего же мы будем строить наш трап? Наша чудо-лестница будет из числовых выражений. Какое известное вам правило не помнит Незнайка, если не может решить эти примеры? (Правила ладошки: десятки прибавляем к десяткам, единицы – к единицам). Возьмём любое выражение. Поместим в правый верхний угол. Чему равно значение выражения? (Называют). - Карточка с таким числом есть. Размещаем её рядом. Чему равно значение нового выражения? (Примеры располагаются лесенкой из правого верхнего угла в левый нижний угол). Наш трап готов. Мы сошли на землю. Это остров Задач. - Тут мы будем путешествовать на автомобиле. Нужен бензин. На бензоколонке свои правила: плата за бензин – правильно решённая задача. Какие будут предложения? Прочитайте условие задачи ( № 3 с.66). - А можно ли это назвать задачей? Чего в ней не хватает? - Найдите опорные слова для краткой записи. (Было, израсходовал, осталось). Оформите краткую запись. - Что обозначают выражения: 15+5; 40-15; 40-(15+5)? - Каким ещё способом можно узнать, сколько бензина осталось в баке? - Наша машина заправлена бензином. Мы объехали и осмотрели остров, возвращаемся на корабль. | Выполняют задания на развитие логического мышления. Учатся работать с информацией, оформленной в виде таблицы. Закрепляют знание состава числа, навык устных вычислений. Сравнивают данные таблицы и делают вывод: погружены не все продукты. Произносят скороговорку, совершенствуя артикуляцию. Чётко и громко подают команды: сколько и каких продуктов нужно ещё погрузить на корабль. Читают: «Море знаний» Закрепляют навык сложения и вычитания вида 36+2; 36+20; 30+18; Решают. Ученик-контролёр проверяет, оценивает работу. Читают условие задачи. Делают краткую запись на доске и в тетрадях. Учатся работать с информацией, оформленной в виде таблицы: Было – 40 л Израсходовали – 15л и 5 л Осталось - ? л Дают пояснения к выражениям, записанным в учебнике. Записывают решение задачи в тетради. (Возможно, кто-то предложит второй способ решения: 40-15 -5). | Фронтальная Фронтальная |
| Самоопреде-ление к деятельности | - Держим курс на остров Мудрости и решаем задачу. Рассмотрите чертёж. Что вы поняли? (В баке было 26 л бензина. На заправке залили ещё 7 литров. Спрашивается: сколько теперь литров бензина в баке?) - Все ли могут справиться с решением? (Не все). - Кто догадался, чем же мы будем заниматься на уроке? Какие числа будем складывать? - Вот мы с вами и оказались на острове Открытий. | Читают чертёж к задаче. Предлагают решение: 26+7, но затрудняются найти значение. Определяют и формулируют тему урока: Прибавлять однозначное число к двузначному с переходом через десяток. | Фронтальная |
| Изучение нового материала | Запишем: 26 + 7 и заменим числа в этом выражении их моделью: (демонстрация модели чисел). - Какое действие будем выполнять? Кто может сменить меня у доски и объяснить решение примера? - Давайте вместе сформулируем алгоритм вычислительных действий. (Алгоритм вывешивается на доску). | Вспоминают правило сложения двузначных чисел (правило «ладошек»). Дают объяснение: 26 – это 2дес. и 6 ед. К этому числу нужно прибавить 7. Единицы прибавить к единицам. Числу 6 не хватает до полного десятка 4 единицы. Вспоминают способ прибавления числа частями: 7 – это 4 и 3. Сначала к 26 удобно прибавить число 4, а затем число 3. Запись: 26 + 7 = (26 + 4 )+ 3 = 33 4 + 3 Формулируют алгоритм сложения чисел с помощью учителя. | Фронтальная |
| Физкультминут-ка | Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Направо смотри И налево смотри. | Выполняют физкультминутку | |
| Первичное осмысление и закрепление | - Кто хочет поупражняться в решении подобных примеров? № 1 с. 66 (устное выполнение ) № 2 с. 6 6 (1 и 2 столбик выполнение с подробным проговариванием) | По очереди объясняют у доски решение примеров по алгоритму. | Фронтальная |
| Физкультминут-ка для глаз | - Наверное, ваши глаза хотят отдохнуть. Выполним физкультминутку: Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами Его границу обведи. Рисуй восьмёрки вертикально, Но головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линии веди. И на бочок её клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не хитри, Глаза открой на слово «три». | Выполняют упражнение для глаз. | |
| Этап включения в систему знаний и повторения | Работа с геометрическим материалом. - Плывём дальше. Сейчас море бурлит. (Слайд №8) Какие геометрические фигуры напоминают вам эти волны? - Найдите длину ломаной, если длина её звеньев: 48 и 5 см; 79 и 4 см; 36 и 8 см; Дифференцированные задания - В заливе Геометрии много небольших безымянных островов. (Слайд №9) Если вы правильно вычислите периметр острова, то остров назовут вашим именем. Каждый получает лист с индивидуальным заданием. - Запишите выражение для нахождения Р и найдите его. 5 км 5 км 7 км 3 км 4 км 6 км 8 км 2 км 2 км 8 км 5 км 5 км 7 км 4 км 4 км 8 км 8 км 5 км 5 км - Вашими именами назвали острова! Прикрепляет листки с изображением островов и именами к доске. - Так, путешествуя от острова к острову, мы добрались до острова Мудрости! (Слайд №10) Сходим на берег. Входим в сказочный лес. (Слайд №11) Вот и сундучок. Учитель выносит деревянный сундучок. Хотите его открыть? Его сторожит сова- хранительница мудрости. (Слайд №12) | Отвечают: «Ломаные и волнистые линии». Находят длину ломаной, применяя новый алгоритм сложения. Вычисляют периметр своей фигуры. Передают результат своих вычислений соседу по парте. (Взаимопроверка в парах). | Фронтальная Дифференциро-ванная Работа в парах |
| Итог урока | Она очень осторожна и никого не хочет подпускать к сундуку. Сова удивлена, что мы одолели такой путь. - Какие знания и умения помогли вам во время плавания? - Какие открытия сделали вы сегодня на уроке? - Как же прибавить к двузначному числу однозначное? - Где вам пригодится это умение? - Вам разрешается открыть сундучок! (Слайд №13) (Слайд №14) (Слайд №15) - Согласны ли вы с авторами этих мудрых высказываний? Любите ли уроки математики? - А мы и не сомневаемся в том, что математика полезнейшая и интереснейшая из наук. Давайте прочитаем сове стихи о пользе математики. | Обобщают, какие знания и умения им пригодились. Систематизируют свои знания с опорой на алгоритм сложения, выведенный на уроке. Открывают сундучок, достают записанные на листках высказывания о математике. Читают их и думают над смыслом. Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. А. П. Конфорович Математика полезна тем, что она трудна. А. Д. Александров Математику нужно учить в школе, чтобы эти знания были у вас для жизни. И. Л. Лобачевский Читают наизусть стихи Елены Коневой «Учите дети математику!» Эй, девчонки и мальчишки! Жизнь сегодня не проста, Зацифрованная слишком – Важно в ней уметь считать, Ведь без правильных расчётов Не построить школ, домов, Не отправиться в полёты, Не открыть других миров. С математикою прочно Дружит лётчик, инженер, Бизнесмен, банкир, рабочий, Энергетик, модельер. Учите, дети, математику! Она поможет в жизни вам Достичь высот, познать галактику, Летать к загадочным мирам. | Фронтальная |
| Домашнее задание | - Но хочу вам, ребята, напомнить, что сейчас мы всё ещё находимся на далёком острове. Чтобы вернуться домой, надо справиться с последним испытанием, которое называются «Домашним заданием». Его вы найдёте: с. 66 № 4, 5 | Принимают учебную задачу | Фронтальная |
| Рефлексия | - Подойдите к «линии успеха». На какую высоту поднялись вы сегодня на уроке? Предлагает закончить предложения: - Я научился… - Могу похвалить своих одноклассников… - Мы не справились бы без… - Мне было интересно работать с вами. Во время нашего путешествия вы справились со всеми испытаниями и научились решать выражения нового вида. Все были активны, внимательны. Выводит и комментирует оценки детей. Всем спасибо! (Слайд №16) | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Показывают на « линии успеха», как хорошо они сегодня потрудились. Заканчивают предложения учителя. | Фронтальная |
14