Просмотр содержимого документа
«Математика 6. Прямая пропорциональность»
УРОК 65
Т: ПРЯМАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ВЕЛИЧИН
Цели: сформировать у учащихся представление о прямой пропорциональности величин.
I. Тема.
ЗАДАЧА 1
За каждый час велосипедист проезжает 12 км. Какой путь он проедет за 1, 2, 3, 4, 5, 6ч ?
Решение задачи запишем в виде таблицы:
Время, ч | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Пройденный путь, км | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 |
Из этой таблицы видим, что при увеличении одной величины (времени) в 2, 3, 4,…6 раз значение другой величины (пройденное расстояние) тоже увеличивается в это же количество раз.
Если будем рассматривать таблицу справа налево, то заметим, что при уменьшении значений одной величины в несколько раз значение другой величины уменьшается во столько же раз. Например, отношение времени (6ч : 2ч = 3) равно отношению соответствующих им значений пройденных путей (72 км : 24 км = 3).
Если с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз другая величина увеличивается (уменьшается) во столько же раз, то такие величины называют прямо пропорциональными величинами.
Эта особенность прямо пропорциональных величин используется для составления пропорций при решении задач. В нашем примере из полученных отношений можно составить пропорцию
6 : 2 = 72 : 24.
Составьте свои пропорции по данной таблице.
ЗАДАЧА 2
Один чупа-чупс стоит 1,5 руб. Сколько рублей потребуется на покупку 2, 3, 5, 10, 15 чупа-чупсов?
Запишите решение в виде таблицы. По данным этой таблицы составьте несколько пропорций. Придумайте задачу.
II. Работа с учебником: прочитайте п.22 до слов «Задача 2».
III. Контрольные вопросы:
1. Можно ли считать прямо пропорциональными величины:
время движения и путь, пройденный теплоходом, идущим со скоростью 18 км/ч? (S = V t – прямая);
Объём теста и его массу (да);
В
ремя и скорость движения чего-либо на одном и том же участке пути ( t =
- нет);
Число купленных вещей и стоимость покупки ? (стоимость = число цена - да);
Ц
ену одной вещи и число купленных вещей при одной и той же сумме затраченных на покупку денег ? ( цена =
- нет).
2. Из 3 кг сырых зёрен кофе получается 2,5 кг жареных зёрен. Сколько килограмм зёрен кофе надо взять, чтобы получить 1 кг жареных зёрен?
3. Масса 1 м трубы равна 3 кг. Чему равна масса 2, 3, 4, 5, 6, 8 м трубы? Запишите решение в виде таблицы; по данным этой таблицы составьте пропорции.
№ 789, 790.
Д, З. п.22, творческое задание – придумать задачу на прямую пропорциональность; №814, 817, 819.