муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Маловаложикьинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № .
от « » 2020г.
Утверждено
приказ № .
от « » 2020г.
Рабочая программа
по математике в 5 классе
Разработала:
учитель математики
Кутузова С.В.
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ 01.02.2011 г. № 19644.
и составлена на основе примерной программы основного общего образования, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов второго поколения»;
федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Соответствует учебному плану МБОУ «Маловаложикьинская СОШ», составленным на основе примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ 01.02.2011 г. № 19644.
Рабочая программа по математике для 5-6 классов ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. (М.: Мнемозина).
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Описание основных методов и форм работы, технологии обучения и типы уроков.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа по математике для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
В курсе математики 5 класса выделены 4 содержательные области: натуральные числа и шкалы, площади и объемы, дроби, инструменты для вычислений и измерений.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения. При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче. Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). В этой теме проводится целенаправленное развитие и за крепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
При изучении темы «Площади и объемы» учащиеся встречаются с формулами. На выки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
В теме «Дроби» изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся .
При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
В ходе изучения темы «Инструменты для вычислений и измерений» у учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Втом числе |
Проектная деятельность | Лабораторные работы | Контрольные работы |
| Раздел 1. Знакомство с новым предметом | 2 | 1 | | |
| Раздел 2. Знакомство с основами этики | 2 | | | |
| Раздел 3. Этические учения о добродетелях | 4 | 1 | | |
| Раздел 4. Этика о нравственном выборе | 6 | | | |
| Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве | 3 | | | |
| Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни | 4 | | | |
| Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу | 5 | 2 | | |
| Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам | 8 | 4 | | |
| Итого | 34 | | | |
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов.
Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще-учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Цели изучения математики
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
мета предметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в 3-ем триместре. Примеры решения простейших комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие и примеры случайных событий.
Основная цель обучения математики в 5 классе:
выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.
Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:
повторение и контроль теоретического материала;
разбор и анализ домашнего задания;
устный счет;
математический диктант;
самостоятельная работа;
контрольные срезы.
Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ.
Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения конкретного предмета.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
овладение базовым понятным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств, для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально – графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного предмета
1. Натуральные числа и шкалы (15 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы (12 ч). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (23 ч). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (11 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
10. Резерв (4 ч)
Тематическое планирование
Раздел урока | № урока | Тема урока | Виды учебной деятельности обучающихся |
Натуральные числа и шкалы(15ч) | 1. | Обозначение натуральных чисел. | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Обсуждение и выведение определения «натуральное число»; чтение чисел; запись чисел |
| 2. | Обозначение натуральных чисел | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Работа с разрядами и классами. Подготовка к написанию реферата р по теме. |
| 3 | Обозначение натуральных чисел | Учится формулировать цели деятельности на уроке. Участвует в обсуждении плана урока. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Работа над комбинаторными задачами. Выступления с рефератами. |
| 4 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания на построение отрезка, измерение его длины. Осуществляет перевод одних единиц измерения в другие. |
| 5 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. |
| 6 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. Проводят выступления с докладами. Оценивают свои выступления и соседа, подводят итоги. |
| 7 | Плоскость. Прямая. Луч. | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Участвует в беседе и эксперименте, организованные учителем. |
| 8 | Плоскость. Прямая. Луч. | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Демонстрируют опыт практической деятельности, Участвуют в обсуждении результатов своих результатов. Оценивают соседа |
| 9 | Шкалы и координаты. | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Отвечают на наводящие вопросы учителя. Приводят собственные примеры из практического опыта использования шкалы в быту. Проводят демонстрацию приборов, содержащих шкалу. Анализируют результаты в группе. Обобщают выводы. |
| 10 | Шкалы и координаты. | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне самооценки. |
| 11 | Шкалы и координаты. | Определяет цели и прогнозируемый результат деятельности. Выполняет задание на изображение на координатном луче данных чисел , запись координат точки. Самостоятельно оценивает результат работы. Сдает на проверку учителю. |
| 12 | Меньше или больше | Определяет цели и прогнозируемый результат деятельности. Выполняют индивидуальные задания. Осуществляют взаимопроверку. Выделяют правило: какое из двух чисел больше; устные вычисления; изображении е чисел на луче |
| 13 | Меньше или больше | Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ |
| 14 | Меньше или больше | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Демонстрируют опыт практической деятельности, Участвуют в обсуждении результатов своих результатов. Оценивают ответ ученика |
| 15 | Контрольная работа №1 по теме: «Натуральные числа и шкалы». | Выполняют работу самостоятельно. Оценивают по критериям. |
Сложение натуральных чисел и его свойства(21ч) | 16 | Сложение натуральных чисел и его свойства | Устная работа в форме игры «лото» работа с учебником. Выполняют задания на повторение: сравнение чисел Формулирование свойств действия сложения натуральных чисел. |
| 17 | Сложение натуральных чисел и его свойства | Повторение компонентов и результата сложения; сложение многозначных чисел; решение задач на сложение натуральных чисел. Используют свойства арифметических действий при упрощении числовых выражений. |
| 18 | Сложение натуральных чисел и его свойства | Выполняют самостоятельную работу: находят периметр треугольника, записывают поразрядную запись числа. |
| 19 | Сложение натуральных чисел и его свойства | Выполняют самостоятельную работу: находят периметр треугольника, записывают поразрядную запись числа. Получают задание занимательного характера. |
| 20 | Сложение натуральных чисел и его свойства | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Работа над комбинаторными задачами. |
| 21 | Вычитание | Обсуждение названий компонентов и рез-тата вычитания; свойств вычитания; вычитание и сложение чисел; решение задач |
| 22 | Вычитание | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Обсуждение и выведение свойств вычитания суммы из числа и числа из суммы. |
| 23 | Вычитание | Составление плана презентации в группе., подбор материала для ее составления. Работа в группе. |
| 24 | Вычитание | Презентация творческих работ. Взаимоконтроль и взаимооценивание |
| 25 | Контрольная работа №2 по теме: Сложение и вычитание натуральных чисел. | Самостоятельно выполняют задания разного уровня сложности. |
| 26 | Числовые и буквенные выражения | Составляют и записывают буквенные выражения. Получают задание найти историческую справку по теме. |
| 27 | Числовые и буквенные выражения | Проводят выступления, осуществляют показ презентаций. Выполняют задания на рациональное нахождение значений выражений. |
| 28 | Числовые и буквенные выражения | Решают «круговые примеры». Работа в группах: составление выражений и нахождение их значений. |
| 29 | Буквенная запись свойств, сложения и вычитания | Проявляют положительное отношение к урокам математики, объясняют свои наиболее заметные достижения, оценивают свою познавательную деятельность. Решают занимательные задания. |
| 30 | Буквенная запись свойств, сложения и вычитания | Подготовка к зачетному занятию по теме. Использование интернет источников для решения задач. |
| 31 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | Проведение мини зачета и самостоятельной работы. |
| 32 | Уравнение | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Демонстрируют опыт практической деятельности, Участвуют в обсуждении результатов своих результатов. Оценивают соседа. |
| 33 | Уравнение | Составление уравнений при решении текстовых задач. Решение уравнений |
| 34 | Уравнение | Составление уравнений по тексту, по рисунку, по схеме |
| 35 | Уравнение |
| 36 | Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения» | Уметь анализировать и осмысливать текст задачи. Переформулировать условие , извлекать необходимую информацию. Моделировать условие с помощью схем, рисунков. Строить логическую цепочку рассуждений |
Умножение и деление натуральных чисел и его свойства(27ч) | 37 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | Обсуждение и выведение правила умножения натуральных чисел, их свойств; устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач различными способами Выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач различными способами |
| 38 | Умножение натуральных чисел и его свойства |
| 39 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Выполнение упражнений на устное использование свойств умножения., самостоятельной работы на письменное умножение |
| 40 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Выполнение упражнений на устное использование свойств умножения. Нахождение значений буквенных выражений. Работа над комбинаторными задачами. |
| 41 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Самостоятельная работа на повторение свойств умножения.. составление задач по заданному условию. |
| 42 | Деление. | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. |
| 43 | Деление. | Выполнять деление натуральных чисел. Верно, использовать в речи термины: частное, делимое, делитель. |
| 44 | Деление. | Формулировать свойства деления натуральных чисел. Формулировать свойства нуля и единицы при делении. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. |
| 45 | Деление. | Грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действие деление. Записывать свойства умножения и деления натуральных чисел с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые и буквенные выражения и использовать их для рационализации письменных и устных вычислений, для упрощения буквенных выражений. |
| 46-48 | Деление. | Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при умножении и делении, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями. Решать текстовые задачи. |
| 49 | Деление с остатком | -формулировать правило деления натуральных чисел с остатком; - демонстрировать алгоритм деления натуральных чисел с остатком; -правильно употреблять в речи термины «делимое», «делитель», «неполное частное», «остаток»; -выполнять деление натуральных чисел с остатком; - выполнять проверку правильности выполнения деления с остатком; - находить и исправлять ошибки в действии деления с остатком. |
| 50 | Деление с остатком | - решать простые текстовые задачи на деление с остатком; -определять остаток от деления натуральных чисел; - составлять задачи на деление натуральных чисел с остатком: на нахождение делимого, делителя, неполного частного, остатка; -составлять уравнения по схеме (геометрической модели) задачи и решать его. |
| 51 | Деление с остатком | -выполнять деление натуральных чисел с остатком; - находить делимое по неполному частному, делителю и остатку; - составлять буквенные арифметические выражения по условию задачи в виде сочетания текста и символьной записи. |
| 52 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | Уметь анализировать и осмысливать текст задачи. Переформулировать условие , извлекать необходимую информацию. Моделировать условие с помощью схем, рисунков. Строить логическую цепочку рассуждений |
| 53 | Упрощение выражений | Выполнять упрощение числовых и буквенных выражений, используя распределительное свойство умножения относительно сложения. |
| 54 | Упрощение выражений | Демонстрирует готовность к уроку. Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Работа с числовыми и буквенными выражениями. Подготовка к написанию реферата р по теме. |
| 55 | Упрощение выражений | Решают задачи способом составления уравнений. выдвигая гипотезы путей решения, предположения в совместной групповой деятельности; контролируют и оценивают свои действия, делают выводы, составляют отчет; -решают (выполняют) типовые задачи (практическую, лабораторную работы), контролируют и |
| 56 | Упрощение выражений | -решают задачи на части с помощью уравнений. Совершенствуют навыки устного счета. |
| 57 | Упрощение выражений | Выполняют работу самостоятельно. Оценивают по критериям. |
| 58 | Порядок выполнения действий | Решают примеры, содержащие несколько арифметических действий. Совершенствуют навыки устного счета. |
| 59 | Порядок выполнения действий | Решают примеры, содержащие несколько арифметических действий. Составляют схемы для нахождения значений выражений. Действуют по алгоритму. Совершенствуют навыки устного счета. |
| 60 | Порядок выполнения действий | Составляют схемы для нахождения значений выражений. Действуют по алгоритму. Совершенствуют навыки письменного счета, в процессе самостоятельной работы и работе в группе. |
| 61 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | Решают примеры, содержащие несколько арифметических действий, степень и куб числа. Продолжают работу над текстовыми задачами. |
| 62 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | Вычисление выражений, содержащих квадраты и кубы чисел |
| 63 | Контрольная работа №5 по теме: «Упрощение выражений» | Выполняют работу самостоятельно. Оценивают по критериям. |
Площади и объемы(12ч) | 64 | Формулы | Моделируют несложные зависимости с помощью формул. Выполняют вычисления по формулам. |
| 65 | Формулы | Используют знания зависимости между величинами при решении текстовых задач. |
| 66 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | Используют знания зависимости между величинами при решении текстовых задач. Составляют краткую запись задачи в виде таблицы. |
| 67 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | Моделируют несложные зависимости с помощью формул. Выполняют вычисления по формулам: площади прямоугольника, квадрата. Строить логическую цепочку рассуждений. Сопоставлять полученный результат с условием задачи. |
| 68 | Единицы измерения площадей | Решать задачи на нахождение на нахождение площади прямоугольника, квадрата, треугольника Выделять в условии задачи данные. Необходимые для решения. Строить логическую цепочку рассуждений. Сопоставлять полученный результат с условием задачи. |
| 69 | Единицы измерения площадей | Моделируют несложные зависимости с помощью формул. Выполняют вычисления по формулам: площади прямоугольника, квадрата. Строить логическую цепочку рассуждений. Сопоставлять полученный результат с условием задачи. |
| 70 | Единицы измерения площадей | Решение текстовых задач с использованием формулы площади прямоугольника |
| 71 | Прямоугольный параллелепипед | Прямоугольный параллелепипед. Грани, ребра, вершины. Три измерения прямоугольного параллелепипеда. Куб |
| 72 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | Изучают понятия объема прямоугольного параллелепипеда. Объем куба. Единицы объема |
| 73 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | Решение задач с использованием формулы объема прямоугольного параллелепипеда. Вычисление одного из измерений, если известны два других измерения и объем |
| 74 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | Метрическая система мер. Внесистемные единицы измерения длины, объема и массы. Площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. Решение задач с использованием формул площади и объема |
| 75 | Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы» | Выполняют работу самостоятельно. Оценивают по критериям. |
Обыкновенные дроби(23ч) | 76 | Окружность и круг. | Демонстрирует готовность к уроку. Окружность. Круг. Радиус, диаметр, дуга. Циферблаты |
| 77 | Окружность и круг. | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Солнечные часы. Построение окружности с заданным радиусом. Сектор и сегмент |
| 78 | Доли. Обыкновенные дроби | Доли. Обыкновенная дробь. Числитель и знаменатель дроби. Изображение дробей на координатном луче. Чтение и запись обыкновенных дробей. |
| 49 | Доли. Обыкновенные дроби | Простейшие вычисления с обыкновенными дробями |
| 80 | Доли. Обыкновенные дроби | Нахождение части от целого и целого по его части. |
| 81 | Доли. Обыкновенные дроби | Решение текстовых задач арифметическими способами |
| 82 | Сравнение дробей. | Демонстрирует готовность к уроку. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями |
| 83 | Сравнение дробей. | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. |
| 84 | Сравнение дробей. | Демонстрирует готовность к уроку. Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. |
| 85 | Правильные и неправильные дроби. | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Правильная дробь. Неправильная дробь. Свойства правильных и неправильных дробей. Сравнение правильных и неправильных дробей |
| 86 | Правильные и неправильные дроби. | Демонстрирует готовность к уроку. Распознавание правильных и неправильных дробей. Изображение обыкновенных дробей на координатном луче |
| 87 | Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби" | Самостоятельно выполняют задания разного уровня сложности. |
| 88 | Сложение и вычитание дробей одинаковыми знаменателями | Демонстрирует готовность к уроку. Арифметические действия с дробями. |
| 89 | Сложение и вычитание дробей одинаковыми знаменателями | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Буквенная запись правил сложения и вычитания. |
| 90 | Сложение и вычитание дробей одинаковыми знаменателями | Демонстрирует готовность к уроку. Буквенная и числовая запись действий с обыкновенными дробями. |
| 91 | Деление и дроби | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Запись частного в виде дроби. Решение уравнений, содержащих дроби |
| 92 | Деление и дроби | Демонстрирует готовность к уроку. Составление и решение текстовых задач с использованием обыкновенных дробей. Представление неправильной дроби в виде суммы правильных дробей |
| 93 | Смешанные числа | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Смешанное число |
| 94 | Смешанные числа | Демонстрирует готовность к уроку. Целая и дробная часть смешанного числа. Изображение смешанных чисел на координатном луче |
| 95 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Правила сложения и вычитания смешанных чисел. |
| 96 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Демонстрирует готовность к уроку. Использование свойств сложения и вычитания |
| 97 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. |
| 98 | Контрольная работа №8 по теме «Смешанные числа» | Демонстрирует готовность к уроку. |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей(13ч) | 99 | Десятичная запись дробных чисел | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Десятичная дробь. Чтение и запись десятичных дробей. Изображение десятичных дробей на координатном луче |
| 100 | Десятичная запись дробных чисел | Демонстрирует готовность к уроку. Запись смешанных чисел и обыкновенных дробей в виде десятичных дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенных дробей |
| 101 | Сравнение десятичных дробей | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Правила сравнения десятичных дробей. |
| 102 | Сравнение десятичных дробей | Демонстрирует готовность к уроку. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной |
| 103 | Сравнение десятичных дробей | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Чтение, запись и сравнение десятичных дробей. |
| 104 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Демонстрирует готовность к уроку. |
| 105 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. |
| 106 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Демонстрирует готовность к уроку. |
| 107 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. |
| 108 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Демонстрирует готовность к уроку. |
| 109 | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. |
| 110 | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | Демонстрирует готовность к уроку. |
| 111 | Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | Демонстрирует готовность к уроку. |
Умножение и деление десятичных дробей(26ч) | 112 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Демонстрирует готовность к уроку. Произведение десятичной дроби и натурального числа |
| 113 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. |
| 114 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Демонстрирует готовность к уроку. Вычисление выражений и решение уравнений, содержащих произведения |
| 115 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. |
| 116 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Демонстрирует готовность к уроку. |
| 117 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. |
| 118 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Демонстрирует готовность к уроку. |
| 119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. |
| 120 | Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | Демонстрирует готовность к уроку. |
| 121 | Умножение десятичных дробей | Умножение десятичных дробей. Алгоритм нахождения произведения двух десятичных дробей. |
| 122 | Умножение десятичных дробей | Алгоритм нахождения произведения двух десятичных дробей. Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. |
| 123 | Умножение десятичных дробей | Свойства умножения |
| 124 | Умножение десятичных дробей | Вычисление площади прямоугольника и объема прямоугольного параллелепипеда, стороны которых выражены в десятичных дробях. Решение текстовых задач. Решение уравнений с коэффициентами в виде десятичных дробей |
| 125 | Умножение десятичных дробей | Оценка вычислений |
| 126 | Деление на десятичную дробь | Правило деления десятичных дробей |
| 127 | Деление на десятичную дробь | Правило деления десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. |
| 128 | Деление на десятичную дробь | Десятичные дроби. Арифметические действия с десятичными дробями. |
| 129 | Деление на десятичную дробь | Решение текстовых задач арифметическими способами. Вычисления по формулам. |
| 130 | Деление на десятичную дробь | Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. |
| 131 | Деление на десятичную дробь | Десятичные дроби. Арифметические действия с десятичными дробями. |
| 132 | Деление на десятичную дробь | Десятичные дроби. Арифметические действия с десятичными дробями. |
| 133 | Среднее арифметическое | Среднее арифметическое нескольких чисел. |
| 134 | Среднее арифметическое | Среднее арифметическое нескольких чисел. Средняя скорость. |
| 135 | Среднее арифметическое | Действия со средними арифметическими. Средняя скорость. |
| 136 | Среднее арифметическое | Действия со средними арифметическими. Средняя скорость. |
| 137 | Контрольная работа№11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | |
Инструменты для вычислений и измерений(17ч) | 138 | Микрокалькулятор | Вычисления с помощью микрокалькулятора. Нахождение значений выражений, решение уравнений и текстовых задач. |
| 139 | Микрокалькулятор | Оптимизация вычислений |
| 140 | Проценты | Проценты. Запись процентов в виде десятичных дробей. Промилле. |
| 141 | Проценты | Проценты, нахождение процентов от величины. |
| 142 | Проценты | Проценты, нахождение процентов от величины и величины по ее процентам, выражение отношения в процентах. |
| 143 | Проценты | Решение текстовых задач на проценты |
| 144 | Проценты | Решение текстовых задач на проценты |
| 145 | Контрольная работа №12 по теме «Проценты» | |
| 146 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | Угол. Стороны и вершина угла. Обозначение углов. Равные углы. Развернутый и прямой углы. Изображение углов. Обозначение прямых углов на рисунке. Чертежный треугольник. |
| 147 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | Изображение точек, лежащих внутри, вне угла и на его сторонах. Вычисление периметров и площадей прямоугольников |
| 148 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | Изображение точек, лежащих внутри, вне угла и на его сторонах. Вычисление периметров и площадей прямоугольников |
| 149 | Измерение углов. Транспортир. | Измерение углов. Градус. Транспортир. Острые и тупые углы. |
| 150 | Измерение углов. Транспортир. | Построение и измерение углов с помощью транспортира. |
| 151 | Измерение углов. Транспортир. | Биссектриса. Разбиение углов на части с заданным соотношением. Свойство углов треугольника. |
| 152 | Круговые диаграммы. | Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Круговые диаграммы. Составление и чтение круговых диаграмм |
| 153 | Круговые диаграммы. | Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Круговые диаграммы. Составление и чтение круговых диаграмм |
| 154 | Контрольная работа №13 по теме « Угол. Круговые диаграммы» | |
Повторение. Решение задач(11ч) | 155 | Итоговое повторение математики 5 класса. Арифметические действия с натуральными числами | Классы и разряды. Арифметические действия с натуральными числами. Применение свойств сложения и вычитания, умножения. |
| 156 | Итоговое повторение математики 5 класса. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел с равными знаменателями. |
| 157 | Итоговое повторение математики 5 класса. Решение арифметических задач. | Решение текстовых задач. |
| 158 | Итоговое повторение математики 5 класса. Буквенные выражения. | Основные типы выражений |
| 159 | Итоговое повторение математики 5 класса. Упрощение выражений. | Свойства сложения, вычитания и умножения для упрощения выражений |
| 160 | Итоговое повторение математики 5 класса. Уравнение. | Уравнение. Корень уравнения. Запись уравнений. Решение уравнений |
| 161 | Итоговое повторение математики 5 класса. Решение задач с помощью уравнения. | Решение задач с помощью уравнения |
| 162 | Итоговое повторение математики 5 класса. Сложение и вычитание десятичных дробей. | Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей. |
| 163 | Итоговое повторение математики 5 класса. Умножение и деление десятичных дробей. | Алгоритм умножение и деление десятичных дробей. |
| 164 | Итоговое повторение математики 5 класса. Арифметические действия с десятичными дробями. | Арифметические действия с десятичными дробями. |
| 165 | Итоговое повторение математики 5 класса. Проценты | Проценты |
| 166 | Итоговое повторение математики 5 класса. Решение задач на проценты. | Три типа задач на проценты |
Резерв(4ч) | 167 | Итоговое повторение математики 5 класса. Решение практико-ориентированных задач. | Решение практико-ориентированных задач. |
| 168 | Итоговая контрольная работа №14 | Курс математики за 5 класс |
| 169 | Анализ контрольной работы | Курс математики за 5 класс |
| 170 | Обобщающий урок | Курс математики за 5 класс |
Описание материально- технического и учебно- методического обеспечения образовательного предмета
Математика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., 2014.
Дополнительная литература:
Жохов, В. И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала /
И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2011.
Жохов, В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. [и др.] / В. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2008.
Жохов, В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов, JI. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2011.
Жохов, В. И. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. М.: Мнемозина, 2011.
Жохов, В. Я Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М: Мнемозина, 2011.
Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2011.
Рудницкая, В. Я Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М: Мнемозина, 2011.
Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 5 класс»: тренажер по математике. М: Мнемозина, 2010.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса
В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще-учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Выпускник научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Темы мини-проектов
(на выбор учащимся)
Системы счисления
Счет у первобытных народов
Как возникла арифметика
Четыре действия математики
Древние меры длины
Старинные русские меры и старинная математика
Ломанные числа. История появления десятичных дробей.
Счёты и первые вычислительные устройства
Магические квадраты
Совершенные числа
Числа Мерсенна
Сумма углов треугольника
Темы проектов по главе «Площади и объемы»
(на выбор)
Модель параллелепипеда и его свойства
Мини сборник по формулам (книжки-малышки по обобщению теоретического и геометрического материала главы)
Тема коллективного проекта -
социологического исследования:
«Школа глазами взрослых и детей».
Контрольно-измерительные материалы
Дата | Контрольная работа |
| Контрольная работа № 1 «Натуральные числа и шкалы» |
| Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
| Контрольная работа № 3 «Уравнение» |
| Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел» |
| Контрольная работа № 5 «Упрощение выражений» |
| Контрольная работа № 6 «Площади и объемы» |
| Контрольная работа № 7 «Обыкновенные дроби» |
| Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание смешанных чисел» |
| Контрольная работа № 9 «Сложение и вычитание десятичных дробей» |
| Контрольная работа № 10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» |
| Контрольная работа № 11 «Умножение и деление на десятичную дробь» |
| Контрольная работа № 12 «Проценты» |
| Контрольная работа № 13 «Инструменты для вычислений и измерений» |
| Контрольная работа № 14 «Итоговая» |
Специфическое сопровождение (оборудование)
классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
персональный компьютер;
образовательные диски;
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
демонстрационные таблицы.
Информационное сопровождение:
18