СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика и география. Разработки уроков.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение интеграции при изучении географии является мощным инструментом повышения качества знаний обучающихся. Находясь в тесном взаимодействии с другими предметами, география является самым интегративным предметом образовательной области «естествознание».

Обучающимся особо интересная интеграция при изучении начального курса физической географии в 6 классе, когда закладываются основы географических знаний. При изучении географии обучающиеся получают довольно емкие знания об объектах, явлениях и процессах на Земле. Если использовать интеграцию на ранних этапах изучения дисциплины, то обучающиеся будут изучать географические объекты с позиции различных взглядов и предметов, изучая все в системе, синтезируя знания. Такой подход разбавит интерес к учебно-практической деятельности, позволит обучающимся проводить исследования, находить закономерности и связи, что позволит тщательно и детально расположить для себя логико-структурные компоненты темы, являющиеся системой знаний.

Просмотр содержимого документа
«Математика и география. Разработки уроков.»

Математика и география. Разработки уроков.

Применение интеграции при изучении географии является мощным инструментом повышения качества знаний обучающихся. Находясь в тесном взаимодействии с другими предметами, география является самым интегративным предметом образовательной области «естествознание».

Обучающимся особо интересная интеграция при изучении начального курса физической географии в 6 классе, когда закладываются основы географических знаний. При изучении географии обучающиеся получают довольно емкие знания об объектах, явлениях и процессах на Земле. Если использовать интеграцию на ранних этапах изучения дисциплины, то обучающиеся будут изучать географические объекты с позиции различных взглядов и предметов, изучая все в системе, синтезируя знания. Такой подход разбавит интерес к учебно-практической деятельности, позволит обучающимся проводить исследования, находить закономерности и связи, что позволит тщательно и детально расположить для себя логико-структурные компоненты темы, являющиеся системой знаний.

Обучающиеся, которые на ранних этапах научились проводить аналогии и классификации, научились видеть отдельные темы изучаемого предмета в окружающем мире отличаются от тех обучающихся, с которыми не проводилась интеграция смежных дисциплин. География как предмет допускает интеграцию с различными предметами: биологией, математикой, физикой, историей, черчением, изобразительным искусством, литературой и экологией. Для учителя, использующего интеграцию в преподавании своей дисциплины важно интерпретировать свой предмет с позиции других предметов, видеть какие темы позволяют раскрыть потенциал для исследования и какие понятия хорошо взаимодействуют с другими изучаемыми терминологиями.

Например, при изучении темы «Атмосфера», обучающиеся могут воспользоваться своими знаниями по физике и математике. Здесь можно рассказать о соотношении газов в воздухе, измерить величину атмосферного давления на разных высотах, измерить с помощью соответствующих приборов температуру воздуха, рассчитать значение амплитуды, построить график изменения температуры на координатной плоскости, закрепить навыки построение точке по заданным координатам, закрепить понятие об отрицательных и положительных числах, также можно определить величину атмосферных осадков, влажности воздуха, изучить явление тумана, облаков, ветра, тепловые процессы на Земле.

Проведение урока по этой теме учителями географии, математики, по возможности физики, способствует повышению качества знаний по всем этим предметам. Аналогичных примеров привести можно много. Если учитель географии систематически и регулярно осуществляет такой подход, он увидит в своих учениках новые способности, новое качество знаний по своему предмету и повышение их общей грамотности.

Межпредметные связи курса физической географии

Разделы учебной программы по географии

Межпредметные темы, которые могут быть использованы для формирования междисциплинарных учебных компетенций, включая возможное совместное проведение уроков с соответствующими учителями-предметниками:

1. Введение

«Развитие географических знаний о Земле»- интегрирование с историей, литературой

2. План и карта

«Виды изображения местности», «условные знаки» - интегрирование с черчением, «компас, величины угла», «масштаб, измерение расстояний», «съемка плана местности», «градусная сетка, географические координаты, широта и долгота» - интеграция с математикой, (совместные уроки с учителем математики)

3. Земля-планета Солнечной системы

Интегрирование с астрономией, физикой, литературой.

4. Оболочки Земли

Физический смысл и причины движения литосферных плит в земной коре, сейсмических, вулканических, атмосферных явлений, атмосферной циркуляции, атмосферного давления, движения вод в океанах. Интеграция с математикой по темам: «температура воздуха и ее суточный ход», «годовой ход температуры воздуха», расчет средних значений и амплитуды, построение графиков на координатной плоскости, опора на знания об осях координат на плоскости, о параллельных прямых и перпендикулярах, понятия об отрицательных и положительных числах. Урок проводится одновременно двумя учителями. Вопросы темы удобны для понимания термина «исследовательский проект» и их выполнения. При изучении биосферы возможна интеграция с биологией, химией, экологией.

5. Географическая оболочка

Использование знаний по биологии - роль живых организмов в природе, почвообразование. Экологии - взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Физике - тепловые процессы в природе. При изучении родного края, изучаются причины изменений в природном комплексе.

6. Человечество на Земле

Интеграция с мировой историей, с историей, с биологией, изобразительным искусством, литературой. Вопросы темы допускают очень интересные сценические этюды, инсценировки, ролевые игры (удобно при завершении изучения темы).

7.Итоговое обобщение курса

При обобщении курса - интегрирование с биологией, историей, рассматриваются вопросы краеведения, рекомендуется однодневный подход с комплексной программой работы.

В качестве примера интеграции «География и математика» рассмотрим урок на тему «Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами» в рамках которого закрепим навыки решения уравнений и узнаем об интересных фактах озера Байкал. Урок проводится в сопровождении двух учителей математики и географии для целостного и компетентного представления информации.

Обучающимся предоставляется математическая задача, результат решения которой закрепляется соответствующим числом, которое обозначает какие-либо сведения из истории озера Байкал или интересный факт.

Обучающиеся делятся на группы по 3 человека, чтобы решать эффективно представленную задачу, поскольку необходимо быстро в рамках урока представить соответствующий результат и обсудить его с учителем.

Интегрированный урок по математике и географии «Путешествие по озеру Байкал»

Класс: 8

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Тема урока: «Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами»

Цель урока: закрепить основные навыки решения квадратных уравнений, решения дробных уравнений.

Форма проведения урока: урок - путешествие по Байкалу.

Учебно-наглядный комплекс: карточки с заданием, интерактивная доска.

Образовательные результаты:

Предметные

  • формирование умений решать квадратные уравнения различными методами;

  • формирование умений преобразовывать алгебраические выражения (с помощью формул сокращенного умножения), производить различные преобразования для решения учебно-познавательных задач;

  • формирование умений решать дробно рациональные уравнения;

  • формирование умений преобразовывать выражения, содержащие арифметический квадратный корень;

  • формирование умений строить математическую модель задачи, умений решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, сводящихся к решению квадратного уравнения;

  • формирование умений производить различные арифметические операции выражениями, содержащими дробь.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей при решении комплекса учебно-познавательных задач с учетом конечного результата;

  • оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже сделано на данном этапе и что нужно сделать для решения учебно-познавательной задачи;

  • формирование умений видеть проблемы в своей деятельности посредством рефлексии своей деятельности в конце урока. [32]

Познавательные УУД

  • поиск и выделение необходимой информации из условия для понимания алгоритма решения и принципа задачи, применение методов информационного поиска;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

  • смысловое чтение условия текстовой информации; извлечение из представленной задачи необходимой информации на основе анализа текста условия; умение определять главное и второстепенное;

  • моделирование - преобразование объекта представленной формы в математическую модель и наоборот; умение работать с готовой математической моделью, видеть в модели необходимые данные для составления нужного арифметического тождества;

  • установление причинно-следственных связей компонентов и данных при решении задач.

Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные УУД

  • формирование способности обучающихся самостоятельно осуществлять динамику роста в плане личностного развития, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

  • формирование патриотизма и любви к своей Родине через воспитание личности духовной - нравственной.


п/п

Этапы урока. Содержание. Время.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные


1

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью обучающихся к уроку

(1 минута)

Приветствие. Организация положительной мотивации на уроке. Определение целей и задач урока.

Настраивается на урок. Анализирует предстоящие действия на уроке

— умение задавать вопросы в соответствии с требованиями и задачами коммуникации, касающиеся предстоящих учебных действий

— анализируют и предвосхищают возможные учебно-познавательные действия

— принимают и сохраняют учебную цель и задачу

2

Сообщение учителя географии.

(7 минут)

Учитель географии:

В горах Южной Сибири довольно много озер, но самым замечательным озером, "Чудом природы во всех отношениях" является Байкал. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой, как великое сибирское озеро Байкал! Недаром его включили в объект «Мирового наследия»

Первооткрывателем жемчужины Сибири был казацкий пятидесятник Курбат Иванов в 1643 г. Он первый оценил озеро с экономической и стратегической точки зрения. Ему был поставлен памятник.

- Скажите мне, пожалуйста, что вы знаете об озере Байкал?

Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.

Возможные варианты ответов обучающихся:

Байкал – это озеро превосходной степени:

1. Самое глубокое -1637 м;

2. Средняя глубина 730 м;

3. Самое большое количество эндемиков флоры и фауны.

Озеро Байкал самое большое пресное озеро в мире. Объем воды составляет 23 000 куб. км. Его в Сибири называют "морем". Воды в нем больше, чем в Балтийском море.

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при разборе видео фрагмента

— структурирование знаний


— коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— определение последовательности промежуточных компонентов с учетом конечного результата; сопоставление промежуточных компонентов в образ предвосхищаемого результата

3

Практическое исследование № 1

(5 минут)

Учитель математики:

Байкал богат своими достопримечательностями. Одна из них - острова. Сколько островов на Байкале? Ян Черский более 100 лет назад говорил, что их 22, и только в 1976 году, после тщательных подсчетов окончательно установили их количество.

Учитель математики:

Сколько же островов на Байкале? Ответ на этот вопрос Вы узнаете, решив квадратное уравнение.






Задание №1.

Ответ: 30.


Обучающиеся решают квадратное уравнение и определяют число островов на острове Байкал.

—постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

—умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

—самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;


—выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

—создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

—преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

—установление причинно-следственных связей;


— целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

4

Практическое исследование № 2.

(5 минут)

Учитель географии:

Громадная масса воды оказывает влияние на климат прибрежных районов, приближая его к морскому. Температура января - 17С, июля +16С. Резкие различия в температурах и давлении воздуха над Байкалом и прилежащими к нему хребтами вызывают возникновения ветров исключительной силы. В разных районах озера эти местные ветры имеют разное направление и называются по-разному: верховик, баргузин, култук. Эти ветры продувают озеро из конца в конец.

Учитель математики:

Но есть еще один ветер, название которого вы сейчас узнаете, если правильно выполните вычисления.

Задание №2. Каждая буква этого названия "спрятана" под ответом, который Вы должны найти, решив задачи:

1. Дорога между пунктами А и В состоит из подъема и спуска, а ее длина равна 33 км. Пешеход прошел путь из А в В за 13 часов. Время его движения на спуске составляло 7 часов. С какой скоростью пешеход шел на спуске, если скорость его движения на подъеме меньше скорости движения на спуске на 1 км/ч?

2. Решите квадратное уравнение и укажите наибольший корень.

3. Укажите меньший корень уравнения:

[Поляк Н.Н].

4. Найдите значение выражения:

при,

5. Упростите выражение:

Учитель предлагает обучающимся таблицу с интерпретацией ответов, которые могут быть при решении, и обучающимся предлагается найти соответствующему решению нужную букву.

с

т

а

ю

а

л

м

и

р


3


7



12


2


-9


18


6

Учитель географии:

Да, этот ветер называется Сарма. Он образуется в Сарминском ущелье в районе поселка Сарма. Его скорость достигает 40 м/с. Это ураганный ветер. Были случаи, когда он срывал с домов крыши, сбрасывал скот с берега в Байкал.

Обучающиеся решают поставленные задачи, чтобы определить название ветра.

Объединяясь в группы, обучающиеся решают текстовые задачи на составление уравнения, уравнения, содержащие дробные выражения, а также выражения содержащие корень.

После получают следующие ответы:

1

3

2

3

4

18

5

2


Текст идет дважды - проверьте

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе идей;


— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

— выделение существенных характеристик объекта пространственно- графическая или знаково-символическая форма представления задания;

— установление причинно-следственных связей;

— прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

– внесение необходимых дополнений и коррективов модель задачи в процессе ее создания или усовершенствования;

5

Практическое исследование № 3

(5 минут)

Учитель географии:

На следующей остановке нашего путешествия мы поговорим о реках. Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. А вы знаете, сколько рек впадает в озеро? Более 100 лет назад, в 1886 году, Ян Черский привел число 336. Однако постоянно работающими экспедициями это число было уточнено и оказалось, что их не 336, а гораздо больше!

Учитель математики:

Число рек, впадающих в озеро Байкал, мы узнаем, решив дробно рациональное уравнение.

Задание 3.

Решите уравнение:


Ответ: 544.

Учитель географии:

Это число назвал Бояркин в 1964 году. Из них:

6 рек крупных:

117 - свыше 10 км;

132 - до 4 км;

40 - до 8 км;

142 - до 2 км.

84 - до 6 км;

Со стороны восточного берега в Байкал впадают 324 руки, с западного - 220 рек. А какая река вытекает из озера?

Обучающиеся решают уравнение удобным для них способом и определяют, сколько рек впадает в озеро Байкал.

—постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

—умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

—самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

—выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

—создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

—преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

—установление причинно-следственных связей;


— целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

6

Практическое исследование № 4

(5 минут)

Учитель географии:

В Байкале обитает 1085 видов растений, 1550 видов животных, в озере обитает 52 вида рыб, относящихся к 12 семействам:осетровые.лососевые,хариусовые,карповые,тресковые,окуневые и т.д.

Некоторые рыбы, которые обитают в озере, очень ценятся.

Учитель математики:

Вид ценной рыбы, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Вопросы: 1. Расстояние от начала отсчёта до точки, изображающей число. 2. Число, стоящее в дроби над дробной чертой. 3. Один из компонентов деления. 4. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. 5. Решить уравнение, значит найти его ….


Итак, правильный ответ: Осетр.

Обучающиеся отвечают на вопросы кроссворда, заполняют ячейки в карточке и получают ответ на пересечении соответствующих слов в кроссворде.

—постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

—умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

—самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— структурирование знаний;

—смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

—преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Синтез - составление целого из частей;

—целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

—планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

—прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

—коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

7

Практическое исследование 5

(5 минут)

Учитель географии:

Байкал - это единственное море-озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. «Вели прислушаться на мгновение, стоя на льду то можно услышать, как гудит и стонет Байкал».

Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3-4 м, а воде на глубине 12-40 м. Нагромождения льда называются торосами, они голубого цвета.

Учитель математики:

Решим задачу.

Задание №5. Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях - 15-20 см. Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?

Выполним вычисления с помощью блок-схемы /на партах раздаточный материал.


Обучающиеся самостоятельно в тетрадях осуществляют последовательно те операции, которые представлены на рисунке, в блоках, после чего получают конечный ответ.

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— построение логической цепи рассуждений

– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

8

Практическое исследование 6

(5 минут)

Учитель географии:

При толщине льда, равной 35 см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый берег с левым.

Заметим, что Байкал может промерзнуть при больших морозах на толщину от 1,3 м до 2,5 м. Ледовый панцирь на Байкале держится от 4,5 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в октябре-ноябре, а таять льды начинают в апреле-мае, но иногда еще и в июне есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает, - это полынья длиной 3-5 км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в данном месте и ее положительной температуре. Здесь зимуют 8-12 тысяч водоплавающих птиц.

Учитель математики:

Как называется это место, мы узнаем, проведя математическую разминку.

Задание №6. Поделитесь на команды и решите следующие уравнения:


Решив уравнения, команды получают части слов на карточке, после чего пытаются вместе его разгадать.

Приложение 6



Обучающиеся собирают собранные пазлы с кусочками слов и получают ответ: Шамаханский камень.

Обучающиеся делятся на команды и совместно решают по два уравнения. Полученные ответы называют учителю, после чего получают карточку с частью слова, которое требуется отгадать. На карточке также представлена часть изображения того места, которое является разгадкой. Обучающиеся решают, получают ответ, называют его, получают карточку и ждут других участников команды, если это требуется, после чего карточки соединяются, и обучающиеся могут получить ответ на поставленный вопрос.

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов и адекватная оценка языка средств массовой информации при поиске данных по объекту;

— установление причинно-следственных связей;

— синтез - составление целого из частей.

— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

9

Подведение итогов. Домашнее задание.

(1 минута)

Учитель проводит рефлексию деятельности на уроке через определение трудностей, которые возникли при выполнении заданий.

Учитель географии:

Будущее Байкала в ваших руках. Новые поколения будут любоваться этим чудом природы - озером Байкал и приумножать ценности природы.

Домашнее задание:


Записывают домашнее задание.

Осуществляет рефлексию своей деятельности на уроке через анализ собственных затруднений и деятельности коллектива, группы в целом, как в процессе, так и в итоге.

—постановка вопросов в соответствии с задачами коммуникации.

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Литература


  1. Акулова О.В., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю. и др. Проблемы формирования нового поколения учебных изданий: Аналитический доклад/Под ред. О.Е.Лебедева. - М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2004. - 216 с.

  2. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании. // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 161.

  3. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании. // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 161.

  4. Беляева В. Проектирование внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс // Школьное планирование. - 2010. - № 3. - С.3-18.

  5. Винокурова Н., Еписеева О. Один из приемов реализации интегративного подхода в обучении // Математика. – 1999. – № 36. – С. 2–3.

  6. Гура В. В., Турик Л. А., Терновая И. П. и др. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов/под. Ред. В. В. Гуры. – Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. Ин-та, 2010. – 108 с.

  7. Данилюк А.Я. Три принципа интеграции образования // Ежемесячный электронный педагогический журнал. Научно-педагогические школы России: теория и история развития. URL: http://rspu.edu.ru/university/publish/schооls/2/index.html

  8. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов / Современная педагогика. –2008. № 9. – С. 42.

  9. Дьюи Д. Школа и общество; пер. сангл. Г.А. Лучинского, изд. 2-ое. М., 1924.

  10. Загвязинский В.И. Межпредметная интеграция педагогического знания // Советская педагогика. 1984. № 12.

  11. Игнатова В.А. Интеграция и дифференциация как универсальные категории науки и их отражение в теории и практике естественнонаучного образования // Образование и наука. 2013. № 2. С. 3–17.

  12. Игнатьев Е.А. В царстве смекалки. //Использование задач, с элементами биологии, географии, экологии и истории на уроках. г. Москва, издательство «Просвещение», 2008. - С.50-70.

  13. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. С. 158.

  14. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2006. – С. 265–271.

  15. Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. «Анализ современного урока». Практическое пособие «Учитель». - 2002. – С. 121.

  16. Лиферов А. П. Образование будущего: глобальные проблемы – локальные решения: технология диагностики образовательных процессов. М.: Педагогический поиск, 1997. 52 с.

  17. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: пособие для учителей / под ред. с. – М.: Просвещение, 1980. – С. 110. Тихомирова Ф. А. Математика и естествознание. К проблеме математической химии. – URL: http://www.philosof.onu.edu.ua/elb/articles/tihomirova/math_chem.htm

  18. МетодическиерекомендацииМинобрнаукиРоссиипосозданиюобразовательныхкомплексов, реализующих интегрированные программы профессионального образования различных уровней по профессиям и специальностям технической направленности. URL: http://bakalavr.ntf.ru/p64aa1.html

  19. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции. / Г.А. Монахова // Педагогика. – 1997. - №5. – С. 11-13

  20. Мухина. Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / Сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.

  21. Пантыкина Е.М. «Межпредметная интеграция на уроках биологии II ступени как способ формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся». – Опыт работы, г. Старый Оскол, СШ№19, 2011. - С. 15.

  22. Поляк Н.Н. Мерзляк. А.Г. Решение конкурсных задач по математике/ Из сборника под редакцией М.И. Сканави. - М.: Инфолайн, 1995.

  23. Проектирование основных образовательных программ реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: метод. Рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов; науч. ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. 84 с.

  24. Пузанкова Е.Н., Бочкова Н.В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Научный, информационно аналитический журнал «Образование и общество». URL: http://jeducatiоn.ru/1_2009/9.html

  25. Райсханова Г.С. Учебно-методический комплекс «Продуктивное управление знаниями», Ученый совет ИПК и ПКСО, 2011. – 40 с.

  26. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. пособие. – М.: Педагогический поиск, 2006. – 160 с.

  27. Рохлова. В. С. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: метод. пособие / под ред. В. С. Рохлова. – М.: МИОО, 2006. – 96 с.

  28. Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в основной школе школе. 1994. № 11.

  29. Сивкова Л. Н. Возможности интеграции предметов естественно-научного цикла.// Материалы семинара «Интеграция дисциплин как способ формирования ключевых компетенции учащихся» - Ижевск, 2011. - С.13-14.

  30. Смирнов С.А.Педагогические теории, системы, технологии. - М.: Издательство «Просвещение», 2000. - 512 с.

  31. Тихомирова Ф.А. Интеграция научного знания в современной химии // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского Серия. Философия и Социология. 2008. Том № 21 (60). №1.С. 477–485.

  32. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/543

  33. Федорец Р.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. -Ленинград. 1983. - С. 88.

  34. Щербакова С.Г. Интегрированные уроки. Издательство: Учитель, 2008 /Волгоград. - С. 142.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!