СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки уроков по Блуму

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Число, положение и комбинация - три взаимно пересекающиеся,

 но различные сферы мысли, к которым можно отнести все математические идеи".

Английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр (1814-1897)

 

План урока

 

Педагогический менеджмент урока по математике

КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМА: Основные понятия теории вероятности

Г

 Уметь применять математические компетенции и основные компетенции в науке и технологии.

 

 

               

Класс: 11

Преподаватель: Тикшекеева Роза Ахмоллаевна

 У

знание

Дидактическая степень/категория: I

Учебное заведение: Саумалкольская СШ №1

Д:

 

 

понимание математических терминов и понятий при изучении темы: «Основные понятия теории вероятности».

 

 

Учебник:  Алгебра и начала анализа. Учебник для 11 класса. А.Е.Абылкасымова и др. Алматы «Мектеп» 2011.

Факториал

Перестановка

Размещения

Сочетание

Сложение вероятности

Умножение вероятности

Содержание урока

Основные понятия теории вероятности.

 

                                        Классификатор                                                                       Организация

                                                        Учебное задание

Таксономия учебных задач по БЛЮМУ (уровень)

Время

 (мин)

Организационная форма / форма оценивания

Общее время урока:

45

1

Вспомни понятие (приложение 1. (А): «факториал»- это  ________________________ всех ______________________чисел от ____ до _________________________, обозначают символом  __________________

1.11.

2/

Работа в паре/взаимооценка

2.

Распознай термин «Перестановка» (приложение 1. (В))

Комбинации из n элементов, отличающиеся друг от друга только порядком расположения в них элементов, называют________________________________________________________. Число всех возможных перестановок обозначается _____ и _________ т.е.,  

1.11.

2/

Работа в паре/взаимооценка

3

 Найди определение «размещения» (приложение 1. (С))

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.21.

3/

Работа в паре/взаимооценка

4

Идентифицируй термин “сочетание” (приложение 1.(D)) Сочетания-соединения, содержащие по ____ предметов из _______, различающиеся друг от друга, по крайней мере, одним предметом; число их .

1.21.

 

 

 

 

3/

Работа в паре/взаимооценка

5.

Прочитай (приложение 1) (справочная литература) и трансформируй  соответствующие формулы  в таблицу: 

Перестановки

Размещения

Сочетания

n элементов, n клеток

n элементов, m клеток

n элементов, m клеток

Порядок имеет значение

Порядок имеет значение

Порядок не имеет значения

 

 

 

 

2.10.

3/

индивидуальная /взаимооценка

6.

Запиши в иной форме:

1)  Факториал-_______________                  2)  Перестановкa-_______________

 

3)  Размещения-_____________                    4)  Сочетания-__________________

 

2.10.

2/

Работа в паре/взаимооценка

7.

Установи соответствие: (соедини стрелкой)

Сочетания-

 

произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно

Факториал

комбинации из n элементов, отличающиеся друг от друга только порядком расположения в них элементов.

Перестановки

комбинации, содержащие по m предметов из числа n данных, различающихся либо порядком предметов, либо самими предметами.  

 

Размещения

комбинации из n по m называется набор m элементов, выбранных из данных n элементов.

 

2.20.

3/

Работа в паре /взаимооценка

8

Используя  формулу n!=1?2?3?…?(n-1)?n, вырази понимание математического термина  и понятия «факториал», выполнив следующие вычисления  №1 (приложение 2)  и результат запиши в тетрадь.

3

4/

Работа в паре/взаимооценка

9

Руководствуясь пониманием математического термина «размещение», выполни решение задания №2 в тетради? (приложение 2)

3.

3/

Работа в малой группе /взаимооценка

10

Установи, сколько существует способов, чтобы рассадить четырех музыкантов из  басни Крылова “Квартет”(приложение 2)№ 3, руководствуясь математическим термином «перестановка»:

 «Проказница Мартышка,

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка

Затеяли играть квартет…

Стой, братцы стой! –

Кричит Мартышка, - погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…

И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть…».

Сколькими способами можно рассадить четырех музыкантов? Решение запиши в  тетрадь.                                

3.

 

 

 

 

 

3/

индивидуальная/оценка

учителя

11

Обобщив понимание математического термина  «сочетания», найди,    сколько диагоналей имеет выпуклый семиугольник. №4 ”(приложение 2) Решение запиши в тетрадь.

3.

4/

индивидуальная/оценка учителя

12

Классифицируй, практическое применение " Основные понятия теории вероятности " в различных сферах деятельности человека, т. е. выясни, где в реальной жизни мы встречаемся с комбинаторикой:

  1. учебные заведения (составление расписаний)
  2. сфера общественного питания (составление меню)
  3. лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв)
  4. спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)
  5. агротехника (размещение посевов на нескольких полях)
  6. география (раскраска карт)
  7. биология (расшифровка кода ДНК)
  8. химия (анализ возможных связей между химическими элементами)
  9. экономика (анализ вариантов купли-продажи акций)
  10. азартные игры (подсчёт частоты выигрышей)
  11. криптография (разработка методов шифрования)
  12. доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки)
  13. военное дело (расположение подразделений)

4.

3/

индивидуальная/оценка

учителя

 

 

 

 

 

           

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков по Блуму»





Число, положение и комбинация - три взаимно пересекающиеся,

но различные сферы мысли, к которым можно отнести все математические идеи".

Английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр (1814-1897)


План урока

Педагогический менеджмент урока по математике

КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМА: Основные понятия теории вероятности

Г

Уметь применять математические компетенции и основные компетенции в науке и технологии.



Класс: 11

Преподаватель: Тикшекеева Роза Ахмоллаевна

У

знание

Дидактическая степень/категория: I

Учебное заведение: Саумалкольская СШ №1

Д:



понимание математических терминов и понятий при изучении темы: «Основные понятия теории вероятности».



Учебник: Алгебра и начала анализа. Учебник для 11 класса. А.Е.Абылкасымова и др. Алматы «Мектеп» 2011.

Факториал

Перестановка

Размещения

Сочетание

Сложение вероятности

Умножение вероятности

Содержание урока

Основные понятия теории вероятности.


Классификатор Организация

Учебное задание

Таксономия учебных задач по БЛЮМУ (уровень)

Время

(мин)

Организационная форма / форма оценивания

Общее время урока:

45

1

Вспомни понятие (приложение 1. (А): «факториал»- это ________________________ всех ______________________чисел от ____ до _________________________, обозначают символом __________________

1.11.

2/

Работа в паре/взаимооценка

2.

Распознай термин «Перестановка» (приложение 1. (В))

Комбинации из n элементов, отличающиеся друг от друга только порядком расположения в них элементов, называют________________________________________________________. Число всех возможных перестановок обозначается _____ и _________ т.е.,

1.11.

2/

Работа в паре/взаимооценка

3

Найди определение «размещения» (приложение 1. (С))

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.21.

3/

Работа в паре/взаимооценка

4

Идентифицируй термин “сочетание” (приложение 1.(D)) Сочетания-соединения, содержащие по ____ предметов из _______, различающиеся друг от друга, по крайней мере, одним предметом; число их .

1.21.





3/

Работа в паре/взаимооценка

5.

Прочитай (приложение 1) (справочная литература) и трансформируй соответствующие формулы в таблицу:

Перестановки

Размещения

Сочетания

n элементов, n клеток

n элементов, m клеток

n элементов, m клеток

Порядок имеет значение

Порядок имеет значение

Порядок не имеет значения





2.10.

3/

индивидуальная /взаимооценка

6.

Запиши в иной форме:

1) Факториал-_______________ 2) Перестановкa-_______________


3) Размещения-_____________ 4) Сочетания-__________________


2.10.

2/

Работа в паре/взаимооценка

7.

Установи соответствие: (соедини стрелкой)

Сочетания-


произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно

Факториал

комбинации из n элементов, отличающиеся друг от друга только порядком расположения в них элементов.

Перестановки

комбинации, содержащие по m предметов из числа n данных, различающихся либо порядком предметов, либо самими предметами.


Размещения

комбинации из n по m называется набор m элементов, выбранных из данных n элементов.


2.20.

3/

Работа в паре /взаимооценка

8

Используя формулу n!=1∙2∙3∙…∙(n-1)∙n, вырази понимание математического термина и понятия «факториал», выполнив следующие вычисления №1 (приложение 2) и результат запиши в тетрадь.

3

4/

Работа в паре/взаимооценка

9

Руководствуясь пониманием математического термина «размещение», выполни решение задания №2 в тетради? (приложение 2)

3.

3/

Работа в малой группе /взаимооценка

10

Установи, сколько существует способов, чтобы рассадить четырех музыкантов из басни Крылова “Квартет”(приложение 2)№ 3, руководствуясь математическим термином «перестановка»:

«Проказница Мартышка,

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка

Затеяли играть квартет…

Стой, братцы стой! –

Кричит Мартышка, - погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…

И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть…».

Сколькими способами можно рассадить четырех музыкантов? Решение запиши в тетрадь.

3.






3/

индивидуальная/оценка

учителя

11

Обобщив понимание математического термина «сочетания», найди, сколько диагоналей имеет выпуклый семиугольник. №4 ”(приложение 2) Решение запиши в тетрадь.

3.

4/

индивидуальная/оценка учителя

12

Классифицируй, практическое применение " Основные понятия теории вероятности " в различных сферах деятельности человека, т. е. выясни, где в реальной жизни мы встречаемся с комбинаторикой:

  1. учебные заведения (составление расписаний)

  2. сфера общественного питания (составление меню)

  3. лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв)

  4. спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)

  5. агротехника (размещение посевов на нескольких полях)

  6. география (раскраска карт)

  7. биология (расшифровка кода ДНК)

  8. химия (анализ возможных связей между химическими элементами)

  9. экономика (анализ вариантов купли-продажи акций)

  10. азартные игры (подсчёт частоты выигрышей)

  11. криптография (разработка методов шифрования)

  12. доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки)

  13. военное дело (расположение подразделений)

4.

3/

индивидуальная/оценка

учителя





















Приложение 1.А.

Комбинаторика – самостоятельная ветвь математической науки.

Термин “КОМБИНАТОРИКА” происходит от латинского слова “combina”, что в переводе на русский означает – “сочетать”, “соединять”.

Как трактует это слово Большой Энциклопедический Словарь?

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются простейшие “соединения”: перестановки, размещения, сочетания.

Давайте вспомним известное вам из детства сказание о том, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до развилки трех дорог, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Эти пути и варианты складываются в самые разнообразные комбинации. И целый раздел математики, именуемый комбинаторикой, занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать наилучшую.

Итак, комбинаторика – раздел математики, в котором изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

Определение. Факториа́л числа n (лат. factorialis — действующий, производящий умножающий; обозначается n!, произносится эн факториа́л) — произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно, т.е. n!=1∙2∙3∙…∙(n-1)∙n (записать формулу в тетрадь). Необходимо знать, что 0!=1, 1!=1 .

Приложение 1.В

Задачей комбинаторики можно считать задачу размещения объектов по специальным правилам и нахождение числа способов таких размещений. Термин “перестановки” употребил впервые Якоб Бернулли в книге “Искусство предположений”.

Определение: Комбинации из n элементов, отличающиеся друг от друга только порядком расположения в них элементов, называют перестановками из n элементов. Число всех возможных перестановок обозначается Рn и т.е.,

Задача №1. Сколькими способами 7 книг разных авторов можно расставить на полке в один ряд?

Решение: Р7 = 7!, где 7! = 1∙2∙3∙4∙5∙6∙7 =5040, значит существует 5040 способов осуществить расстановку книг. Ответ: 5040 способов.

Приложение1.С.

В комбинаторике размещением называется расположение “предметов” на некоторых “местах” при условии, что каждое место занято в точности одним предметом и все предметы различны.

Термин “Размещение” употребил впервые Якоб Бернулли в книге “Искусство предположений”.

Размещения – соединения, содержащие по m предметов из числа n данных, различающихся либо порядком предметов, либо самими предметами; число их =

Задача № 2. Сколько можно составить телефонных номеров из 6 цифр каждый, так чтобы все цифры были различны? Это пример задачи на размещение без повторений.

Размещаются здесь десять цифр по 6. Значит, ответ на выше поставленную задачу будет: Ответ:151200 способов

Приложение 1.D

В комбинаторике сочетанием из n по m называется набор m элементов, выбранных из данных n элементов. Наборы, отличающиеся только порядком следования элементов (но не составом), считаются одинаковыми, этим сочетания отличаются от размещений.Термин “сочетание” впервые встречается у Блеза Паскаля в 1665 году.

Сочетания-соединения, содержащие по m предметов из n, различающиеся друг от друга, по крайней мере, одним предметом; число их .

Таким образом, количество вариантов при сочетании будет меньше количества размещений.

Задача № 3. Сколько трехкнопочных комбинаций существует на кодовом замке (все три кнопки нажимаются одновременно), если на нем всего 10 цифр?

Решение: Так как кнопки нажимаются одновременно, то выбор этих кнопок – сочетание. Отсюда возможно Ответ: 120 вариантов.

Приложение 2

1. Вычислите (работа в парах):

а) 4! = ______=_; б) 2! + 5! = 1•2 + 1•2•3•4•5 =___+___ = __; в) 5•4! =5•________ = ______ г)_____;

2. Сколькими способами из 8 учебных предметов можно составить расписание учебного дня из 6 различных уроков.


3. Проказница Мартышка, Осел, Козел, Да косолапый Мишка

Затеяли играть квартет …

Стой, братцы стой! –

Кричит Мартышка, - погодите!

Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите…

И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.

Тут пуще прежнего пошли у них раздоры

И споры,

Кому и как сидеть…

Вероятно, крыловские музыканты так и не перепробовали всех возможных мест. Однако способов не так уж и много. Сколько?


4. Сколько диагоналей имеет выпуклый семиугольник?



Приложение 3.

1. Сколькими способами могут встать в очередь в билетную кассу 5 человек?

1) 5 2) 120 3) 25 4) 100

2. В 9 классе обучается 24 учащихся.. Сколькими способами можно составить график дежурства по классу, если группа дежурных состоит из трех учащихся?

1) 51200 2)12144 3)12254 4) 12244

3. В 9«Б» классе 12 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?

1) 128 2) 495 3) 36 4) 48

________________________________________________________________________

Приложение 6. Исторические сведения

Комбинаторика как наука стала развиваться в XIII в. параллельно с возникновением теории вероятностей.

Первые научные исследования по этой теме принадлежат итальянским ученым Дж. Кардано, Н. Чарталье (1499-1557), Г. Галилею (1564-1642) и французским ученым Б.Пискамо (1623-1662) и П. Ферма.

Комбинаторику, как самостоятельный раздел математики, первым стал рассматривать немецкий ученый Г. Лейбниц в своей работе «Об искусстве комбинаторики», опубликованной в 1666г. Он также впервые ввел термин «Комбинаторика».


В 1970-1980 гг. комбинаторика добилась новых успехов. В частности, с помощью ЭВМ решена проблема четырех красок: доказано, что любую карту можно раскрасить в четыре цвета так, чтобы никакие две страны, имеющие общую границу, не были окрашены в один и тот же цвет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!