СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Народные волнения первой четверти XVIII века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Народные волнения первой четверти XVIII века" для учащихся 7 класса, ориентирована на УМК Данилова, Косулина (старый учебник).

Урок разработан с элементами методики "Таксономия Блума"

Просмотр содержимого документа
«Народные волнения в первой четверти 18 века»

Гордеева Д.В.

Учитель истории МАОУ Лицей № 121



Тема: Народные волнения в первой четверти XVIII века.



Цели:

  1. Образовательные цели:

Обеспечить усвоение учащимися таких понятий как “Работные люди”, “Отходники”, “Посессионные крестьяне”;

Обеспечить усвоение учениками причин, содержания и значения народных движений первой четверти XVIII века.

  1. Развивающие цели:

развить у учеников продуктивное мышление, устно-речевое воспроизведение отдельных фрагментов народных движений первой четверти XVIII века;

продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с исторической картой, самостоятельно делать выводы.

  1. Воспитательные цели:

способствовать формированию личностного отношения к изучаемому материалу.


Тип урока: урок открытия нового знания (лабораторный)

Этапы урока:

Время

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Слайд презентации

1 мин

Организационный




5 мин

Вызов:

Знакомство с темой урока


«Народные волнения первой четверти XVIII века»

Первый ли раз мы будем рассматривать подобную тему?


Что нам необходимо знать о восстаниях?

Есть ли план изучения таких событий?




Предположите: могут ли быть сходными причины восстаний 17 и 18 века?


Если да, то назовите такие причины.


Не первый.

Вспоминают «Бунташный век»


Называют:

1.причины

2.движущие силы (участники)

3.основные события

4.результаты

5.причины поражения/победы


И да, и нет





1 слайд – тема урока



2 слайд – план изучения восстания






3 слайд – картины восстаний Бунташного века и 18 века

1 мин

«Корзина мнений»

«Корзина» заполнена, узнать, кто оказался прав, мы сможем в конце занятия, после знакомства с новой темой.

Работают в парах, пишут ответ на листе бумаги.


Кладут в корзину.

4 слайд - корзина

3 мин




7 мин

«Осмысление»

Формулируем Маршрутный лист для групп с помощью плана анализа народных волнений:

1 Астраханское восстание – 201-202

2 Восстание Кондратия Булавина 202-203

3 Башкирское восстание 203-206

4 Выступление работных людей 207







Каждый ряд – группа, рассматривающая одно восстание с разных точек.


Получают вопросы разного уровня:

1 парта – знание: что? Где? Когда? (воспроизводят факты, термины)

2 парта – объясняют факты (почему произошло событие)

3 парта – применяют знания (показывают на карте районы восстания)

4 парта – анализируют источник (текст учебника и пройденный материал, либо исторический источник)

5 слайд – план работы





6 слайд – изображение маршрутного листа

15 мин

Выступление с результатами работы

Коррекция ответов учащихся

Заполнение маршрутного листа во время выступления учащихся

7-10 слайд – постепенно заполняемый маршрутный лист

8 мин

Возвращение к «Корзине мнений»

Чем были вызваны данные события?


Причины волнений Бунташного века:

Закрепощение крестьян, рост повинностей, войны, приказная волокита, ограничение казачьей вольности, церковный раскол.


Причины волнений при Петре I:

Бремя Северной войны, новые государственные повинности и налоги (налог на бороду, и мн.др), произвол чиновников и местной администрации, рекрутские наборы, строительство новых городов, освоение новых земель.


Называют причины, определяют, кто оказался прав в предположениях.










Подводят итоги: что нового мы обнаружили в причинах волнений первой четверти XVIII века?


Записывают причины событий.


Делают вывод.

11 слайд – корзина мнений

В случае резерва времени.

Закрепление

1 вариант. Составьте текст (5 предложений) с пропущенными словами по своему материалу.

2 вариант. Опишите восстание, не называя его.

1.Составляют, озвучивают свои тексты для команд.


2. Определяют обозначенное восстание.

Дополнительный слайд с предложениями с пропусками.

3 мин

Оценка события





Какое место в истории России занимает первая четверть XVIII века?

Какой процесс отразили волнения этого периода?


Ответ: волнения XVIII века в отличие от Бунташного века были ответом на проводимые правительством реформы.

Народные волнения – ответ на развитие страны.

Слайд – реформы Петра и ответ на них народа

2 мин

Выставление оценок после рефлексии учащихся.

Дает фразы для рефлексии. Спрашивает нескольких человек

Отвечают на фразы рефлексии.

Слайд – фразы для рефлексии


Домашнее задание

Прочесть Параграф 25, ответить на вопросы устно. Завершить маршрутный лист самостоятельно пункт «выступления старообрядцев»


Слайд с д/з





Приложение 1.

Вопросы для групп:

1. Астраханское восстание (1705-1706)

А) Когда произошло восстание? Сколько оно длилось?

Какая социальная группа начала восстание?

Какие категории населения участвовали в волнении?

Какие силы участвовали в подавлении восстания?


Б) Можете ли вы объяснить особенное положение Астрахани для России?

Почему восстание было распространено именно на эти территории?

Почему восстание было подавлено?

Предположите, возможен ли был иной итог волнения?


В) Расскажите о событии, используя карту (и легенду карты).


Г) Выделите сходства и различия данного восстания с восстаниями XVII века (Бунташный век).

Определите, связана ли внутренняя и внешняя политика Петра I с волнением?


2.Восстание Кондратия Булавина (1707-1708)

А) Когда произошло восстание? Сколько оно длилось?

Какая социальная группа начала восстание?

Какие категории населения участвовали в волнении?

Какие силы участвовали в подавлении восстания?


Б) Можете ли вы объяснить особенное положение казачества в России?

Почему восстание было распространено именно на эти территории?

Почему восстание было подавлено?

Предположите, возможен ли был иной итог волнения?


В) Расскажите о событии, используя карту (и легенду карты).


Г) Выделите сходства и различия данного восстания с восстаниями XVII века (Бунташный век).

Познакомьтесь с «Прелестной грамотой» Степана Разина (стр. 136, задание 1) и «Прелестным письмом» Кондратия Булавина. Что в них общего, что различного?

Определите, связана ли внутренняя и внешняя политика Петра I с волнением?


Текст:

От Кондратия Булавина и всего войска походного Донского в русские города начальным добрым людям, также в села и деревни торговым и всяким черным людям челобитье; ведомо им чинят, что они всем войском единодушно вкупе в том, что стоять им со всяким радением за дом пресвятой богородицы и за истинную веру христианскую и за благочестивого царя, и за свои души и головы. Сын за отца, брат за брата, друг за друга, и умирать за одно, а им великим начальным добрым людям и всяким черным людям всем также с ними стоять вкупе за одно и от них они обиды никакой ни в чем не опасались бы, а которым худым людем и князем и боярам и прибыльщиком и немцом, за их злое дело отнюдь бы не молчать и не спущать ради того, что они вводят всех в еллинскую веру[1] и [130] от истинной веры христианской отвратили своими знаменьями и чудесы прелестными; а между собой добрым начальникам, посадским и торговым и всяким черным людям отнюдь бы вражды бы никакой не чинить, напрасно не бить, не грабить и не разорять и буде кто станет кого напрасно обижать или бить и тому чинить смертную казнь; а по которым городам, по тюрьмам есть заключенные люди и тех заключенных из тюрьмы выпустить тотчас без задержек. Да еще им ведомо чинят, что с ними казаками запорожские казаки и белгородская орда и иных многие орды им казакам, за душами руки задавали в том, что они рады с ними встать заедино. А с того письма списывать списки, а подлинного письма отнюдь не потерять и не затаивать. А кто будет то письма истеряет или потаит - и они того человека найдут и учинят смертную казнь, а то письмо с Воронежа посылать до Валуйки, до Оскола, до Чугуева, до Белгорода, а списав посылать и в другие города.

У того письма походного войскового атамана печать (от 22 марта 1708 г.)

[1] Еллинская вера - так К. Булавин называет христианскую православную веру после церковной реформы патриарха Никона, противопоставляя ей «старую веру», старообрядчество.





3. Башкирское восстание (1705-1711)

А) Когда произошло восстание? Сколько оно длилось?

Какая социальная группа начала восстание?

Какие категории населения участвовали в волнении?

Какие силы участвовали в подавлении восстания?


Б) Почему в борьбу с центральной властью активно включились башкиры? Связано ли это с национальной политикой Петра Великого?

Как объяснить длительность этого волнения в сравнении с другими восстаниями? И почему восстание все-таки было подавлено?


В) Расскажите о событии, используя карту (и легенду карты).


Г) Выделите сходства и различия данного восстания с восстаниями XVII века (Бунташный век).

Вспомните «Прелестную грамоту» Степана Разина (стр. 136, задание 1).

Как объяснить участие разных национальностей в волнениях XVII-XVIII века?

Определите, связана ли внутренняя и внешняя политика Петра I с волнением?


4. Выступления работников мануфактур.

А) Что такое мануфактура?

Когда произошло восстание? Сколько оно длилось?

Какая социальная группа начала восстание?

Какие категории населения участвовали в волнении?

Какие силы участвовали в подавлении восстания?


Б) Почему поднимали восстание работные люди?

Можете ли вы объяснить, почему даже на «благополучных» предприятиях были недовольные работные люди?


В) Расскажите о событии, используя карту (и легенду карты).


Г) Выделите сходства и различия в положении работников мануфактур в Европе и России (используя материал учебника Новой истории).

Определите, связана ли внутренняя и внешняя политика Петра I с волнением?
















Приложение 2. Маршрутный лист.



Вопросы для сравнения

Астраханское восстание

Восстание Кондратия Булавина

Башкирское восстание

Выступление работных людей

Выступления старообрядцев

Причины








Движущие силы (участники)







Основные события







Результаты








Причины поражения / победы










































Тема: Народные волнения в первой четверти XVIII века.


Вопросы для сравнения

Астраханское восстание

Восстание Кондратия Булавина

Башкирское восстание

Выступление работных людей

Выступления старообрядцев

Причины

 

 

Поборы, взятки (злоупотребления властей);

Реформы царя

Ограничение казачьей вольности; мобилизации крестьян на строительство флота и крепостей; сыск беглых крестьян

Рост налогового гнета; рост повинностей башкирского населения (открытие мануфактур); оскорбление религиозных чувств

Нечеловеческие условия труда; отрыв от семьи; увечья на работе

 

Движущие силы (участники)

 

стрельцы

Казачество, крестьянство

Население Башкирии, крестьяне

Работные люди

 

Основные события

 

1705-1706 гг.: захват Астрахани, волнения на побережье Каспийского моря, осада Царицына.

1706 г.: сдача Астрахани восставшими

Октябрь 1707 г. – начало на Дону, бегство булавинцев в Запорожскую Сечь; распространение восстания на Украину, Тамбовский, Воронежский и др. уезды. 1708 г. – Черкасск. Июль 1708 г. – заговор и смерть Булавина

Захват русского населения, продажа в рабство в Турцию.

Волнения на уральских заводах, бегство с мануфактур в низовья Волги и Дона, Башкирию

 

Результаты

 

 

подавление восстания правительственными войсками

подавление восстания правительственными войсками

Подавление восстания правительственными войсками

Подавление волнений правительственными войсками

 

Причины поражения / победы

поддержка правительственных войск калмыцким ханом Аюком

Использование правительственных войск для подавления восстания, разрозненность выступлений.

Использование правительственных войск для подавления восстания, разрозненность выступлений.

Использование правительственных войск для подавления волнений, разрозненность выступлений.

 


Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ ГРУППАМ»

Вопросы для групп:

1. Астраханское восстание (1705-1706)

А) Когда произошло восстание? Сколько оно длилось?

Какая социальная группа начала восстание?

Какие категории населения участвовали в волнении?

Какие силы участвовали в подавлении восстания?


Б) Можете ли вы объяснить особенное положение Астрахани для России?

Почему восстание было распространено именно на эти территории?

Почему восстание было подавлено?

Предположите, возможен ли был иной итог волнения?


В) Расскажите о событии, используя карту (и легенду карты).


Г) Выделите сходства и различия данного восстания с восстаниями XVII века (Бунташный век).

Определите, связана ли внутренняя и внешняя политика Петра I с волнением?


2.Восстание Кондратия Булавина (1707-1708)

А) Когда произошло восстание? Сколько оно длилось?

Какая социальная группа начала восстание?

Какие категории населения участвовали в волнении?

Какие силы участвовали в подавлении восстания?


Б) Можете ли вы объяснить особенное положение казачества в России?

Почему восстание было распространено именно на эти территории?

Почему восстание было подавлено?

Предположите, возможен ли был иной итог волнения?


В) Расскажите о событии, используя карту (и легенду карты).


Г) Выделите сходства и различия данного восстания с восстаниями XVII века (Бунташный век).

Познакомьтесь с «Прелестной грамотой» Степана Разина (стр. 136, задание 1) и «Прелестным письмом» Кондратия Булавина. Что в них общего, что различного?

Определите, связана ли внутренняя и внешняя политика Петра I с волнением?


Текст:

От Кондратия Булавина и всего войска походного Донского в русские города начальным добрым людям, также в села и деревни торговым и всяким черным людям челобитье; ведомо им чинят, что они всем войском единодушно вкупе в том, что стоять им со всяким радением за дом пресвятой богородицы и за истинную веру христианскую и за благочестивого царя, и за свои души и головы. Сын за отца, брат за брата, друг за друга, и умирать за одно, а им великим начальным добрым людям и всяким черным людям всем также с ними стоять вкупе за одно и от них они обиды никакой ни в чем не опасались бы, а которым худым людем и князем и боярам и прибыльщиком и немцом, за их злое дело отнюдь бы не молчать и не спущать ради того, что они вводят всех в еллинскую веру[1] и [130] от истинной веры христианской отвратили своими знаменьями и чудесы прелестными; а между собой добрым начальникам, посадским и торговым и всяким черным людям отнюдь бы вражды бы никакой не чинить, напрасно не бить, не грабить и не разорять и буде кто станет кого напрасно обижать или бить и тому чинить смертную казнь; а по которым городам, по тюрьмам есть заключенные люди и тех заключенных из тюрьмы выпустить тотчас без задержек. Да еще им ведомо чинят, что с ними казаками запорожские казаки и белгородская орда и иных многие орды им казакам, за душами руки задавали в том, что они рады с ними встать заедино. А с того письма списывать списки, а подлинного письма отнюдь не потерять и не затаивать. А кто будет то письма истеряет или потаит - и они того человека найдут и учинят смертную казнь, а то письмо с Воронежа посылать до Валуйки, до Оскола, до Чугуева, до Белгорода, а списав посылать и в другие города.

У того письма походного войскового атамана печать (от 22 марта 1708 г.)

[1] Еллинская вера - так К. Булавин называет христианскую православную веру после церковной реформы патриарха Никона, противопоставляя ей «старую веру», старообрядчество.






3. Башкирское восстание (1705-1711)

А) Когда произошло восстание? Сколько оно длилось?

Какая социальная группа начала восстание?

Какие категории населения участвовали в волнении?

Какие силы участвовали в подавлении восстания?


Б) Почему в борьбу с центральной властью активно включились башкиры? Связано ли это с национальной политикой Петра Великого?

Как объяснить длительность этого волнения в сравнении с другими восстаниями? И почему восстание все-таки было подавлено?


В) Расскажите о событии, используя карту (и легенду карты).


Г) Выделите сходства и различия данного восстания с восстаниями XVII века (Бунташный век).

Вспомните «Прелестную грамоту» Степана Разина (стр. 136, задание 1).

Как объяснить участие разных национальностей в волнениях XVII-XVIII века?

Определите, связана ли внутренняя и внешняя политика Петра I с волнением?






4. Выступления работников мануфактур.

А) Что такое мануфактура?

Когда произошло восстание? Сколько оно длилось?

Какая социальная группа начала восстание?

Какие категории населения участвовали в волнении?

Какие силы участвовали в подавлении восстания?


Б) Почему поднимали восстание работные люди?

Можете ли вы объяснить, почему даже на «благополучных» предприятиях были недовольные работные люди?


В) Расскажите о событии, используя карту (и легенду карты).


Г) Выделите сходства и различия в положении работников мануфактур в Европе и России (используя материал учебника Новой истории).

Определите, связана ли внутренняя и внешняя политика Петра I с волнением?



Просмотр содержимого презентации
«Народные волнения в первой четверти 18 века»

Тема: Народные волнения в первой четверти XVIII века Урок истории в 7 классе 28.02.2017

Тема: Народные волнения в первой четверти XVIII века

Урок истории в 7 классе

28.02.2017

Народные волнения Соляной бунт (1648) Башкирское восстание (1705-1711)

Народные волнения

Соляной бунт (1648)

Башкирское восстание (1705-1711)

План изучения восстания: 1. Причины 2. Движущие силы (участники) 3. Основные события 4. Результаты 5. Причины поражения/победы

План изучения восстания:

1. Причины

2. Движущие силы (участники)

3. Основные события

4. Результаты

5. Причины поражения/победы

«Корзина мнений» Предположите: могут ли быть сходными причины восстаний XVII и XVIII века?

«Корзина мнений»

Предположите: могут ли быть сходными причины восстаний XVII и XVIII века?

«Маршрутный лист» Вопросы для сравнения Астраханское восстание Причины     Восстание Кондратия Булавина Движущие силы (участники) Основные события         Башкирское восстание       Результаты   Выступление работных людей Выступления старообрядцев Причины поражения / победы                                          

«Маршрутный лист»

Вопросы для сравнения

Астраханское восстание

Причины

 

 

Восстание Кондратия Булавина

Движущие силы (участники)

Основные события

 

 

 

 

Башкирское восстание

 

 

 

Результаты

 

Выступление работных людей

Выступления старообрядцев

Причины поражения / победы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом и картой: 1. Астраханское восстание (стр. 201-202) 2. Восстание Кондратия Булавина (стр. 202-203) 3. Башкирское восстание (стр. 203-206) 4. Выступление работных людей (стр. 207)

Работа с текстом и картой:

1. Астраханское восстание (стр. 201-202)

2. Восстание Кондратия Булавина (стр. 202-203)

3. Башкирское восстание (стр. 203-206)

4. Выступление работных людей (стр. 207)

Выступление: 1 группа  Астраханское восстание (1705-1706)

Выступление: 1 группа Астраханское восстание (1705-1706)

Заполним «Маршрутный лист» Вопросы для сравнения Астраханское восстание Причины   Поборы, взятки (злоупотребления властей); Движущие силы (участники) Основные события стрельцы Реформы царя   1705-1706 гг.: захват Астрахани, волнения на побережье Каспийского моря, осада Царицына. Результаты 1706 г.: сдача Астрахани восставшими подавление восстания правительственными войсками Причины поражения / победы поддержка правительственных войск калмыцким ханом Аюком

Заполним «Маршрутный лист»

Вопросы для сравнения

Астраханское восстание

Причины

 

Поборы, взятки (злоупотребления властей);

Движущие силы (участники)

Основные события

стрельцы

Реформы царя

 

1705-1706 гг.: захват Астрахани, волнения на побережье Каспийского моря, осада Царицына.

Результаты

1706 г.: сдача Астрахани восставшими

подавление восстания правительственными войсками

Причины поражения / победы

поддержка правительственных войск калмыцким ханом Аюком

Выступление: 2 группа  Восстание Кондратия Булавина (1707-1708)

Выступление: 2 группа Восстание Кондратия Булавина (1707-1708)

Текст «Прелестного письма» К. Булавина

Текст «Прелестного письма» К. Булавина

  • От Кондратия Булавина и всего войска походного Донского в русские города начальным добрым людям, также в села и деревни торговым и всяким черным людям челобитье; ведомо им чинят, что они всем войском единодушно вкупе в том, что стоять им со всяким радением за дом пресвятой богородицы и за истинную веру христианскую и за благочестивого царя, и за свои души и головы. Сын за отца, брат за брата, друг за друга, и умирать за одно, а им великим начальным добрым людям и всяким черным людям всем также с ними стоять вкупе за одно и от них они обиды никакой ни в чем не опасались бы, а которым худым людем и князем и боярам и прибыльщиком и немцом, за их злое дело отнюдь бы не молчать и не спущать ради того, что они вводят всех в еллинскую веру и   от   истинной веры христианской отвратили своими знаменьями и чудесы прелестными; а между собой добрым начальникам, посадским и торговым и всяким черным людям отнюдь бы вражды бы никакой не чинить, напрасно не бить, не грабить и не разорять и буде кто станет кого напрасно обижать или бить и тому чинить смертную казнь; а по которым городам, по тюрьмам есть заключенные люди и тех заключенных из тюрьмы выпустить тотчас без задержек. Да еще им ведомо чинят, что с ними казаками запорожские казаки и белгородская орда и иных многие орды им казакам, за душами руки задавали в том, что они рады с ними встать заедино. А с того письма списывать списки, а подлинного письма отнюдь не потерять и не затаивать. А кто будет то письма истеряет или потаит - и они того человека найдут и учинят смертную казнь, а то письмо с Воронежа посылать до Валуйки, до Оскола, до Чугуева, до Белгорода, а списав посылать и в другие города.
  • У того письма походного войскового атамана печать (от 22 марта 1708 г.)
Заполним «Маршрутный лист» Вопросы для сравнения Восстание Кондратия Булавина (1707-1708) Причины   Ограничение казачьей вольности; мобилизации крестьян на строительство флота и крепостей; сыск беглых крестьян Движущие силы (участники) Казачество, крестьянство Основные события Октябрь 1707 г. – начало на Дону, бегство булавинцев в Запорожскую Сечь; распространение восстания на Украину, Тамбовский, Воронежский и др. уезды. 1708 г. – Черкасск. Июль 1708 г. – заговор и смерть Булавина Результаты подавление восстания правительственными войсками Причины поражения / победы Использование правительственных войск для подавления восстания, разрозненность выступлений.

Заполним «Маршрутный лист»

Вопросы для сравнения

Восстание Кондратия Булавина (1707-1708)

Причины

 

Ограничение казачьей вольности; мобилизации крестьян на строительство флота и крепостей; сыск беглых крестьян

Движущие силы (участники)

Казачество, крестьянство

Основные события

Октябрь 1707 г. – начало на Дону, бегство булавинцев в Запорожскую Сечь; распространение восстания на Украину, Тамбовский, Воронежский и др. уезды. 1708 г. – Черкасск. Июль 1708 г. – заговор и смерть Булавина

Результаты

подавление восстания правительственными войсками

Причины поражения / победы

Использование правительственных войск для подавления восстания, разрозненность выступлений.

Выступление: 3 группа  Башкирское восстание (1705-1711)

Выступление: 3 группа Башкирское восстание (1705-1711)

Заполним «Маршрутный лист» Вопросы для сравнения Башкирское восстание (1705-1711) Причины Рост налогового гнета; рост повинностей башкирского населения(открытие мануфактур); оскорбление религиозных чувств Движущие силы (участники) Население Башкирии, крестьяне Основные события Захват русского населения, продажа в рабство в Турцию. Результаты Подавление восстания правительственными войсками Причины поражения / победы Использование правительственных войск для подавления восстания, разрозненность выступлений.

Заполним «Маршрутный лист»

Вопросы для сравнения

Башкирское восстание (1705-1711)

Причины

Рост налогового гнета; рост повинностей башкирского населения(открытие мануфактур); оскорбление религиозных чувств

Движущие силы (участники)

Население Башкирии, крестьяне

Основные события

Захват русского населения, продажа в рабство в Турцию.

Результаты

Подавление восстания правительственными войсками

Причины поражения / победы

Использование правительственных войск для подавления восстания, разрозненность выступлений.

Выступление: 4 группа  Выступления работников мануфактур

Выступление: 4 группа Выступления работников мануфактур

Заполним «Маршрутный лист» Вопросы для сравнения Выступления работников мануфактур Причины Нечеловеческие условия труда; отрыв от семьи; увечья на работе Движущие силы (участники) Работные люди Основные события Волнения на уральских заводах, бегство с мануфактур в низовья Волги и Дона, Башкирию Результаты Подавление волнений правительственными войсками Причины поражения / победы Использование правительственных войск для подавления волнений, разрозненность выступлений.

Заполним «Маршрутный лист»

Вопросы для сравнения

Выступления работников мануфактур

Причины

Нечеловеческие условия труда; отрыв от семьи; увечья на работе

Движущие силы (участники)

Работные люди

Основные события

Волнения на уральских заводах, бегство с мануфактур в низовья Волги и Дона, Башкирию

Результаты

Подавление волнений правительственными войсками

Причины поражения / победы

Использование правительственных войск для подавления волнений, разрозненность выступлений.

«Маршрутный лист»

Вопросы для сравнения

Астраханское восстание

Причины

 

Поборы, взятки (злоупотребления властей);

Восстание Кондратия Булавина

Движущие силы (участники)

Реформы царя

Основные события

 

стрельцы

Ограничение казачьей вольности; мобилизации крестьян на строительство флота и крепостей; сыск беглых крестьян

Башкирское восстание

 

1705-1706 гг.: захват Астрахани, волнения на побережье Каспийского моря, осада Царицына.

Рост налогового гнета; рост повинностей башкирского населения(открытие мануфактур); оскорбление религиозных чувств

 

Выступление работных людей

Результаты

Казачество, крестьянство

1706 г.: сдача Астрахани восставшими

Причины поражения / победы

подавление восстания правительственными войсками

 

Октябрь 1707 г. – начало на Дону, бегство булавинцев в Запорожскую Сечь; распространение восстания на Украину, Тамбовский, Воронежский и др. уезды. 1708 г. – Черкасск. Июль 1708 г. – заговор и смерть Булавина

Нечеловеческие условия труда; отрыв от семьи; увечья на работе

Выступления старообрядцев

Население Башкирии, крестьяне

 

Захват русского населения, продажа в рабство в Турцию.

поддержка правительственных войск калмыцким ханом Аюком

Работные люди

 

подавление восстания правительственными войсками

Использование правительственных войск для подавления восстания, разрозненность выступлений.

 

Подавление восстания правительственными войсками

Волнения на уральских заводах, бегство с мануфактур в низовья Волги и Дона, Башкирию

 

Использование правительственных войск для подавления восстания, разрозненность выступлений.

Подавление волнений правительственными войсками

 

Использование правительственных войск для подавления волнений, разрозненность выступлений.

 

«Корзина мнений» Предположите: могут ли быть сходными причины восстаний XVII и XVIII века?

«Корзина мнений»

Предположите: могут ли быть сходными причины восстаний XVII и XVIII века?

«Корзина мнений» «Бунташный век» Волнения XVIII в.

«Корзина мнений»

«Бунташный век»

Волнения XVIII в.

  • Закрепощение крестьян,
  • рост повинностей,
  • войны,
  • приказная волокита,
  • ограничение казачьей вольности,
  • церковный раскол.
  • Бремя Северной войны,
  • новые государственные повинности и налоги (налог на бороду, и мн. др),
  • произвол чиновников и местной администрации,
  • рекрутские наборы,
  • строительство новых городов,
  • освоение новых земель.
Подумаем:

Подумаем:

  • Какое место в истории России занимает первая четверть XVIII века?
  • Какой процесс отразили волнения этого периода?
Сегодня … я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Спасибо за урок

Сегодня …

  • я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…

Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс