Формула включений-исключений (или принцип включений-исключений) — комбинаторная формула, позволяющая определить мощность объединения конечного числа конечных множеств, которые в общем случае могут пересекаться друг с другом. В теории вероятностей аналог принципа включений-исключений известен как формула Пуанкаре.

Случай двух множеств
Например, в случае двух множеств формула включений-исключений имеет вид:
В сумме элементы пересечения учтены дважды, и чтобы компенсировать это мы вычитаем из правой части формулы. Справедливость этого рассуждения видна из диаграммы Эйлера-Венна для двух множеств, приведенной на рисунке справа. Таким же образом и в случае множеств процесс нахождения количества элементов объединения состоит во включении всего, затем исключении лишнего, затем включении ошибочно исключенного и так далее, то есть в попеременном включении и исключении. Отсюда и происходит название формулы.
Формула включений и исключений
Пусть задано конечное множество А. Число его элементов обозначим n(А). Найдем сколько элементов содержится в множестве А ∪ В. Основная формула нахождения числа элементов суммы двух множеств
n(А ∪ В) = n(А) + n(В) – n(А ∩ В) (1)
Действительно, n(А ∪ В) — это сумма числа элементов множеств А и В, но при подсчете элементы, принадлежащие А ∩ В учитывались дважды. С помощью формулы (1) можно получить формулы для определения числа элементов суммы любого числа множеств. Например,
n(А ∪ В ∪ С) = n(А ∪ (В ∪ С)) = n(А) + n(В ∪ С) – n(А ∩ (В ∪ С)) =
= n(А) + n(В) + n(С) – n(В ∩ С) – n((А ∩ В) ∪ (А ∩ С)) =
= n(А) + n(В) + n(С) – n(В ∩ С) – (n(А ∩ В) + n(А ∩ С) – n((А ∩ В) ∩ (А ∩ С))) =
=n(А) + n(В) + n(С) – n(В ∩ С) – n(А ∩ В) – n(А ∩ C) + n(А ∩ В ∩ С).
n(А ∪ В ∪ С) = n(А) + n(В) + n(С) – n(А ∩ В) – n(В ∩ С) – n(А ∩ C) + n(А ∩ В ∩ С) (2)
Формулы (1) и (2) называют формулами включений и исключений.
Примеры с подробным решением.
Задача 1. Из 100 школьников английский знают 42, немецкий — 30, французский — 28, английский и немецкий — 5, английский и французский — 10, немецкий и французский — 8, английский, немецкий и французский — 3 школьника. Сколько школьников не знают ни одного языка?
Решение. I способ.
Обозначим через А — множество школьников, знающих английский язык; N — множество школьников, знающих немецкий язык; F — множество школьников, знающих французский язык.
Тогда n(A) = 42, n(N) = 30, n(F) = 28, n(A ∩ N) = 5,
n(A ∩ F) = 10, n(N ∩ F) = 8, n(A ∩ N ∩ F) = 3.
Найдем с помощью формулы включений и исключений количество школьников, знающих хотя бы один из перечисленных иностранных языков.
n(A ∪ N ∪ F) = n(A) + n(N) + n(F) =
= n(A ∩ N) – n(A ∩ F) – n(N ∩ F) + n(A ∩ N ∩ F) =
= 42 + 30 + 28 – 5 – 10 – 8 + 3 = 80.
Следовательно, не знают ни одного иностранного языка:
100 – 80 = 20 школьников.
II способ.
Эту же задачу можно решить с помощью диаграммы Эйлера-Венна (рис. 1).

Так как 3 языка знают 3 школьника, то английский и немецкий знают 5 – 3 = 2, английский и французский — 10 – 3 = 7,
немецкий и французский — 8 – 3 = 5 школьников.
Только английский знают 42 –(2 + 3 + 7) = 30,
только немецкий — 30 – (2 + 3 + 5) = 20,
только французский — 28 – (3 + 5 + 7) = 13 школьников.
Ни одного языка не знают 100 – (2 + 3 + 5 + 7 + 13 + 20 + 30) = 20 школьников.
Задача 2. Сколько двузначных чисел не делятся ни на 2, ни на 3, ни на 5, ни на 11?
Решение. Обозначим: А — множество двузначных чисел, делящихся на 2;
В — множество двузначных чисел, делящихся на 3;
С — множество двузначных чисел, делящихся на 5;
D — множество двузначных чисел, делящихся на 11.
n(A ∪ B ∪ C ∪ D) — количество двузначных чисел, делящихся хотя бы на одно из чисел 2; 3; 5; 11.
n(A ∪ B ∪ C ∪ D) = n(A) + n(B) + n(C) + n(D) –
– n(A ∩ B) – n(A ∩ C) – n(A ∩ D) – n(B ∩ C) –
– n(B ∩ D) – n(C ∩ D) + n(A ∩ B ∩ C) + n(A ∩ B ∩ D) +
+ n(A ∩ C ∩ D) + n(B ∩ C ∩ D) – n(A ∩ B ∩ C ∩ D).
n(A) = 45, n(B) = 30, n(C) = 18, n(D) = 9,
n(A ∩ B) = 15, n(A ∩ C) = 9, n(A ∩ D) = 4, n(B ∩ C) = 6,
n(B ∩ D) = 3, n(C ∩ D) = 1, n(A ∩ B ∩ C) = 3,
n(A ∩ B ∩ D) = 1, n(A ∩ C ∩ D) = n(B ∩ C ∩ D) = n(A ∩ B ∩ C ∩ D) = 0.
Итак, n(A ∪ B ∪ C ∪ D) = 45 + 30 +18 + 9 – 15 – 9 – 4 – 6 – 3 – 1 + 3 + 1 = 68.
Так как всего 90 двузначных чисел, то чисел, не делящихся ни на одно из заданных чисел:
90 – 68 = 22.
Задача 3. Известно, что из n учеников спортом увлекаются a учеников, программированием b, математикой c, спортом и программированием d, спортом и математикой e, программированием и математикой f , спортом, математикой и программированием g учеников. Сколько учеников увлекается только программированием? Сколько учеников увлекается только математикой? Сколько учеников ничем не увлекается?
Вариант
|
n
|
a
|
b
|
c
|
d
|
e
|
f
|
g
|
14
|
70
|
32
|
21
|
23
|
8
|
12
|
4
|
3
|
Решение. Пусть A —множество учеников, которые увлекаются спортом,
B — программированием, С - математикой.
Тогда |A| = 32, |B| = 21, |C| = 23, |A ∩ B| = 8, |A ∩ C| = 12, |B ∩ C| =4 |A ∩ B ∩ C| = 3
|(A ∩ B) ∪ ( B ∩ C) | = |A ∩ B| + |B ∩ C| − |A ∩ B ∩ C| = 8 + 4 – 3 = 9
Тогда, только программированием занимается 21 – 9 = 12 учеников.
|(A ∩ C) ∪ ( B ∩ C) | = |A ∩ C| + |B ∩ C| − |A ∩ B ∩ C| = 12 + 4 – 3 = 13
Тогда, только математикой занимается 23 – 13 = 10 учеников.
По формуле включений и исключений для трёх множеств находим число учеников увлекающихся спортом, программированием или математикой:
|A ∪ B ∪ C| = |A| + |B| + |C| − |A ∩ B| − |A ∩ C| − |B ∩ C| + |A ∩ B∩ C| = =32+21+23-8-12-4+3 = 55
Значит, ничем не увлекается 70 − 55 = 15 человек. Ответ: 15.