Конспект урока математики
Класс: 4
Предмет: Математика
Тема урока: Математика в годы Великой Отечественной войны (региональный компонент: Тюмень в годы войны)
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений
Продолжительность урока: 40 мин
Количество учащихся: 35 человек. Учащиеся рассажены по группам (8 групп по 4 человека и 1 группа 3 человека). В каждой группе учащиеся разного уровня, рассажены по принципу сингапурской технологии (партнер по плечу, партнер по лицу. При рассадке детей с разным качеством знаний стоит учесть, что по диагонали лучше посадить слабого ученика с сильным, а партнёрами по плечу сделать средних учеников. Тогда взаимодействие будет максимально полезным для всех партнёров).
Дополнительные рекомендации:
Для детей с ОВЗ:
Карточки с опорными схемами, алгоритмами решения задач.
Возможность выбора задачи меньшей сложности.
Индивидуальная помощь учителя во время групповой работы.
Использование ИКТ:
Презентация с фотографиями памятников Тюмени.
Видео о работе тыла (ссылки внесены в конспект урока: https://yandex.ru/video/preview/9628347202223507188
https://yandex.ru/video/preview/15445522250436662742).
Цели урока
Формирование умения решать текстовые задачи арифметическим способом.
Развитие познавательного интереса через интеграцию математики и истории.
Воспитание уважения к подвигу советского народа, гордости за свою малую родину — город Тюмень.
Планируемые результаты урока
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
Решать текстовые задачи в четыре действия;
Применять знания арифметических действий при решении практических задач исторического содержания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют учебную задачу урока; оценивают свою работу на уроке и товарищей по установленным критериям.
Коммуникативные УУД: работают в группе, взаимодействуют друг с другом, учатся уважительно относиться к мнению одноклассников.
Познавательные УУД: анализируют условия задач, выделяют ключевые данные, устанавливают связь между числами и действиями; преобразуют информацию из текста задачи в схематический рисунок или таблицу.
Личностные результаты: Воспитание патриотизма, уважения к истории своей Родины и родного края; Осознание важности вклада жителей Тюменской области в Победу над фашизмом.
Ход урока:
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет необычным. Он посвящён одному важному событию, которое мы будем отмечать совсем скоро. Какому?
(Ответы детей: Дню Победы.)
— Да, 9 мая — это день, когда наша страна победила фашистскую Германию. Но сегодня мы узнаем, как помогала нашей армии не только столица, но и наш родной город — Тюмень.
Целеполагание:
— Чему будем учиться? (Решать задачи, выполнять вычисления, узнавать новое об истории.)
— Что хотим узнать? (Какой вклад в Победу внесли тюменцы в годы Великой Отечественной войны.)
Показ видеофрагмента (https://yandex.ru/video/preview/9628347202223507188)
II. Актуализация знаний
Устный счёт (фронтальная работа):
– Как вы думаете, почему математика была важна во время войны? (Расчёты для оружия, снабжения, карт.)
- Важно было владеть математическими знаниями в то время?
- Проверим наши математические навыки.
- Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (расшифровать фразу)
В ходе работы откроются секторы. Сразу остаются открытыми только первая буква Т и последняя буква И. Остальные буквы закрыты.
У каждого ученика в руках карточка. Они решают примеры устно, не обязательно по порядку (кто какой пример решит, называет сектор и ответ. Если ответ правильный, сектор открывается. Например: D3 - 126. Ответ верный, сектор на доске открывается, под ним буква из фразы. А2 – 165. Ответ неверный, сектор не открывается и т.д.)
(Ответы см. Приложение 1)
А 1 | 22.06.1941 | В 1 | 96 : 24 | С 1 | 2 · 18 | D 1 | 360 мин = … ч | E 1 | 7200 : 9 |
А 2 | 25 · 7 | В 2 | 48 км = …м | С 2 | vскорость. = … | D 2 | 09.05.1945 | E 2 | 68 : 17 |
А 3 | 39 : 13 | В 3 | 1418 дней | С 3 | 4 сут = …ч | D 3 | 42 · 3 | E 3 | 208 : 208 |
А 4 | 32 т = …кг | В 4 | Pпр. = | С 4 | 92 : 23 | D 4 | 144 : 2 | E 4 | 27.01.1944 |
А 5 | tвремя = … | В 5 | 34 · 4 | С 5 | 27000000 | D 5 | Sрасстояние = … | E 5 | 52 · 4 |
Под секторами появляется фраза: «Тюмень – город трудовой доблести» (см. Приложение 5)
- Как вы понимаете это выражение? (выслушиваются ответы). После ответов один из учеников читает вслух информацию (Приложение 2)
- В память о подвиге
В Тюмени установлены мемориалы в честь трудового подвига, например, «Памятник труженикам тыла».
В 2023 году открыт «Мультимедийный музейный комплекс "Город трудовой доблести"» (демонстрация через проектор фотографии см. Приложение 3)
Таким образом, Тюмень удостоена этого звания за огромный вклад в Победу через самоотверженный труд в тылу.
Показ видеоролика о вкладе тюменцев в годы Великой Отечественной войны (https://yandex.ru/video/preview/15445522250436662742)
III. Сообщение темы и цели урока
Как вы думаете, почему именно Тюмень выбрали для эвакуации?
Какую работу мы будем проводить сегодня на уроке? (Сегодня мы будем решать задачи, основанные на реальных фактах из истории Тюмени в годы войны. Мы узнаем, как наш город помогал фронту, сколько людей ушло на защиту Родины, сколько было собрано продуктов, одежды, техники).
IV. Работа по теме урока
Групповая работа. 8 групп по 4 человека и 1 группа 3 человека
Решение задач. (решение задач см. Приложение 4)
Задачи по уровням:
Уровень | Группы | Особенности задач |
Базовый | Группы 1, 2, 3 | 2–3 действия, простые формулировки |
Средний | Группы 4, 5, 6 | 3–4 действия, |
Повышенный | Группы 7, 8, 9 | 4–5 действий, комбинированные задачи |
Группа 1 | В военный период на авиационный завод в Тюмени поступило 3200 деталей для ремонта поврежденных самолетов. Первые два цеха отремонтировали 1200 деталей, третий цех восстановил втрое меньше деталей, чем первый и второй вместе, а четвертый обработал оставшуюся часть. Сколько деталей отремонтировал четвёртый цех? |
Группа 2 | Во время войны дети в школах Тюмени собирали письма для отправки на фронт. Первоклассники собрали 1450 писем, второклассники — на 250 писем больше, третьеклассники — в два раза больше, чем первоклашки и второклассники вместе, а четвероклассники сделали на 300 писем меньше, чем третьеклассники. Сколько писем отправили ученики четвёртого класса? |
Группа 3 | Женщины и подростки Тюмени работали на производстве обуви для армии. За месяц фабрика выпустила 5700 пар сапог. Мастер Петров изготовил 1000 пар, мастер Иванов — в два раза больше, чем Петров, а мастер Сидоров сделал на 400 пар меньше, чем Иванов. Остальной объем выполнили двое рабочих поровну. Сколько пар обуви произвел каждый из оставшихся рабочих? |
Группа 4 | Тюменские женщины в годы войны производили ткани для пошива военной формы. Всего они соткали 6800 метров ткани. Первый цех выпустил 1500 м ткани, второй — на 400 метров больше, третий — ровно в два раза больше, чем первый, а остальную ткань выпустили рабочие четвёртого цеха. Сколько метров ткани произвели работники четвёртого цеха? |
Группа 5 | В декабре 1941 года в Тюмень прибыло 2 эшелона с оборудованием. Первый привез 48 станков, второй - в 3 раза больше. 1/4 всех станков требовала ремонта. Сколько станков было готово к работе сразу? |
Г руппа 6 | Авиазавод в январе отремонтировал 25 самолетов, в феврале - на 8 больше, в марте - в 2 раза меньше, чем за январь-февраль вместе. В апреле отремонтировали столько же, сколько за первый квартал. Сколько всего самолетов вернули в строй? |
Группа 7 | В Тюмени за первую неделю войны собрали 1240 шапок, за вторую — в два раза больше, чем за первую, за третью — на 460 меньше, чем за вторую, а за четвёртую — столько же, сколько за первую и третью вместе. Сколько всего шапок собрали за 4 недели? |
Группа 8 | В Тюмень эвакуировали 18 000 человек. Из них — 5600 детей, 7200 женщин, остальные — мужчины. Сколько мужчин было эвакуировано? Затем из мужчин 1200 пошли работать на заводы, а 800 — в госпитали. Сколько мужчин осталось? |
Группа 9 | В 1943 году тюменские колхозы сдали государству 1200 т картофеля, зерна - на 800 т больше, овощей - в 3 раза меньше, чем зерна. Сколько всего тонн продуктов сдали? |
Защита решения задач с пояснением.
V. Физкультминутка:
Под музыку «День Победы» ученики расходятся по классу. Как только музыка заканчивается, нужно найти пару из любой группы (не из своей). По сигналу учителя перечисляют по очереди города-герои
Ленинград, Сталинград, Москва, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск, Киев, Одесса, Минск, Брест.
Начинают те, у кого волосы светлее.
VI. Рефлексия:
Подведём итоги урока:
Что было сложно на уроке?
Продолжите фразу: «Раньше я думал…, теперь я знаю…»
VII. Домашнее задание:
Прочитать статью о труде тюменцев в годы войны и придумать составную задачу.
Приложение 1 (карточка для учеников)
А 1 | 22.06.1941 | В 1 | 96 : 24 | С 1 | 2 · 18 | D 1 | 360 мин = … ч | E 1 | 7200 : 9 |
А 2 | 25 · 7 | В 2 | 48 км = …м | С 2 | vскорость. = … | D 2 | 09.05.1945 | E 2 | 68 : 17 |
А 3 | 39 : 13 | В 3 | 1418 дней | С 3 | 4 сут = …ч | D 3 | 42 · 3 | E 3 | 208 : 208 |
А 4 | 32 т = …кг | В 4 | Pпр. = | С 4 | 92 : 23 | D 4 | 144 : 2 | E 4 | 27.01.1944 |
А 5 | tвремя = … | В 5 | 34 · 4 | С 5 | 27000000 | D 5 | Sрасстояние = … | E 5 | 52 · 4 |
Карточка для учителя с ответами
А 1 | Начало ВОв | В 1 | 4 | С 1 | 36 | D 1 | 6 ч | E 1 | 800 |
А 2 | 175 | В 2 | 48000м | С 2 | S : t | D 2 | Окончание ВОв | E 2 | 4 |
А 3 | 3 | В 3 | Период ВОв | С 3 | 96 ч | D 3 | 126 | E 3 | 1 |
А 4 | 32000 кг | В 4 | Pпр. = | С 4 | 4 | D 4 | 72 | E 4 | День снятия блокады Ленинграда |
А 5 | S : v | В 5 | 34 · 4 | С 5 | Количество погибших | D 5 | v · t | E 5 | 128 |
Приложение 2
Справка. Тюмень — первый город в России, который официально получил звание «Город трудовой доблести» (присвоено 2 июля 2020 года указом Президента РФ). Что означает это звание? Звание «Город трудовой доблести» присваивается городам, жители которых внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, работая на предприятиях в тылу. Почему Тюмень? Во время войны Тюмень стала важнейшим тыловым центром: Сюда эвакуировали 22 завода из западных регионов СССР, включая Московский машиностроительный завод № 241 (ныне «Тюменские моторостроители»). Город производил танки, минометы, мотоциклы, снаряды, электрооборудование и другую военную продукцию. Тюменские госпитали принимали тысячи раненых бойцов. Жители города работали по 12–16 часов в сутки, обеспечивая фронт всем необходимым. |
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 4
Группа 1.В военный период на авиационный завод в Тюмени поступило 3200 деталей для ремонта поврежденных самолетов. Первые два цеха отремонтировали 1200 деталей, третий цех восстановил втрое меньше деталей, чем первый и второй вместе, а четвертый обработал оставшуюся часть. Сколько деталей отремонтировал четвёртый цех? Решение: Определим, сколько деталей отремонтировал третий цех:1200:3=400 Сложим детали, обработанные первым, вторым и третьим цехами:1200+400=1600 Вычтем полученные детали из общего количества поступивших:3200−1600=1600 Ответ: Четвёртый цех отремонтировал 1600 деталей. |
Группа 2. Во время войны дети в школах Тюмени собирали письма для отправки на фронт. Первоклассники собрали 1450 писем, второклассники — на 250 писем больше, третьеклассники — в два раза больше, чем первоклашки и второклассники вместе, а четвероклассники сделали на 300 писем меньше, чем третьеклассники. Сколько писем отправили ученики четвёртого класса? Решение: Посчитаем письма второклассников:1450+250=1700. Найдём общую сумму писем первого и второго классов:1450+1700=3150 Узнаем количество писем третьего класса:3150×2=6300 Теперь найдем количество писем четвертого класса:6300−300=6000 Ответ: Четвероклассники отправили 6000 писем. |
Группа 3. Женщины и подростки Тюмени работали на производстве обуви для армии. За месяц фабрика выпустила 5700 пар сапог. Мастер Петров изготовил 1000 пар, мастер Иванов — в два раза больше, чем Петров, а мастер Сидоров сделал на 400 пар меньше, чем Иванов. Остальной объем выполнили двое рабочих поровну. Сколько пар обуви произвел каждый из оставшихся рабочих? Решение: Мастер Иванов сделал в 2 раза больше, чем Петров: 2×1000=2000 пар. Мастер Сидоров изготовил на 400 пар меньше, чем Иванов: 2000−400=1600 пар. Общий объем, выполненный Петровым, Ивановым и Сидоровым: 1000+2000+1600=4600 пар. Остаток, который выполнили двое рабочих поровну: 5700−4600=1100 пар. Каждый из оставшихся рабочих произвел: 1100÷2=550 пар. Ответ: каждый из двух оставшихся рабочих изготовил 550 пар сапог. |
Группа 4. Тюменские женщины в годы войны производили ткани для пошива военной формы. Всего они соткали 6800 метров ткани. Первый цех выпустил 1500 м ткани, второй — на 400 метров больше, третий — ровно в два раза больше, чем первый, а остальную ткань выпустили рабочие четвёртого цеха. Сколько метров ткани произвели работники четвёртого цеха? Решение: Выпуск второго цеха:1500+400=1900 метров. Продукция третьего цеха:1500×2=3000 метров. Объем производства трех цехов:1500+1900+3000=6400 метров. Остаточная ткань для четвёртого цеха:6800−6400=400 метров. Ответ: Четвёртый цех произвел 400 метров ткани. |
Группа 5. В декабре 1941 года в Тюмень прибыло 2 эшелона с оборудованием. Первый привез 48 станков, второй - в 3 раза больше. 1/4 всех станков требовала ремонта. Сколько станков было готово к работе сразу? Решение: 48 × 3 = 144 (ст.) – привёз третий эшелон. 48 + 144 = 192 (ст.) – привезли первый и второй эшелоны вместе. 192 : 4 = 48 (ст.) – требовали ремонта. 192 - 48 = 144 (ст.) – были готовы к работе сразу. Ответ: 144 станка. |
Группа 6. Авиазавод в январе отремонтировал 25 самолетов, в феврале - на 8 больше, в марте - в 2 раза меньше, чем за январь-февраль вместе. В апреле отремонтировали столько же, сколько за первый квартал. Сколько всего самолетов вернули в строй? Решение: 25 + 8 = 33 (с.) – в феврале. 25 + 33 = 58 (с.) – в январе и феврале. 58 : 2 = 29 (с.) – в марте. 25 + 33 + 29 = 87 (с.) – в первом квартале. 87 + 87 = 174 (с.) – всего вернули в строй. Ответ: 174 самолётов |
Группа 7. В Тюмени за первую неделю войны собрали 1240 шапок, за вторую — в два раза больше, чем за первую, за третью — на 460 меньше, чем за вторую, а за четвёртую — столько же, сколько за первую и третью вместе. Сколько всего шапок собрали за 4 недели? Решение: Вторая неделя: В два раза больше, чем за первую: 1240×2=2480 шапок Третья неделя: На 460 шапок меньше, чем за вторую: 2480−460=2020 шапок Четвёртая неделя: Столько же, сколько за первую и третью вместе: 1240+2020=3260 шапок Общее количество шапок за 4 недели: 1240+2480+2020+3260=9000 шапок Ответ: 9000 шапок |
Группа 8. В Тюмень эвакуировали 18 000 человек. Из них — 5600 детей, 7200 женщин, остальные — мужчины. Сколько мужчин было эвакуировано? Затем из мужчин 1200 пошли работать на заводы, а 800 — в госпитали. Сколько мужчин осталось? Решение: 5600 + 7200 = 12800 (ч.) – дети и женщины. 18000 – 12800 = 5200 (ч.) – мужчины. 1200 + 800 = 2000 (м.) – занятые. 5200 – 2000 = 3200 (м.) – осталось. Ответ: 3200 мужчин. |
Группа 9. В 1943 году тюменские колхозы сдали государству 1200 т картофеля, зерна - на 810 т больше, овощей - в 3 раза меньше, чем картофеля и зерна. Сколько всего тонн продуктов сдали? Решение: 1200 + 810 = 2010 (т) – зерна. 1200 + 2010 = 3210 (т) – картофеля и зерна. 3210 : 3 = 1070 (т) – овощей. 1200 + 2010 + 1070 = 4280 (т) – продуктов всего. Ответ: 4280 т |
Приложение 5
А1 | А2 |
А3 | А4 |
А5 | B1 |
B2 | B3 |
B4 | B5 |
C1 | C2 |
C2 | C3 |
C4 | C5 |
D1 | D2 |
D3 | D4 |
D5 | E1 |
E2 | E3 |
E4 | E5 |
| |
Приложение 6
Приложение 7