Данные школы
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Директор школы: ___________
Протокол № _____ Приказ № ______
от ____________ г. от ________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
Возраст детей: 10-11 лет (5 класс)
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34
Составитель: Замяткина Н.П.
Должность: учитель математики
2024-2025 уч.год
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru).
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 34 часа
Курс реализуется в естественно-научном направлении внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование основ математической грамотности обучающихся.
Задачи курса:
научиться переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель;
использовать математические знания при решении практических задач;
интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций.
Формы и виды деятельности:
экскурсия (виртуальная экскурсия);
практическая работа;
игра;
беседа;
решение задач;
мини-проекты;
групповая и парная работа.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение.
Предметные результаты:
формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование понятиями: натуральное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; выполнение округления чисел в соответствии с правилами; сравнение чисел;
овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений: оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки; выполнение измерения длин, расстояний;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний пятиклассников, умение думать и решать задачи разных видов, в том числе олимпиадного характера.
Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса в соответствии с тематическим планированием.
2. Содержание курса
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость.
Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени. Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас» (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ | Тема занятия | Дата (план) | Дата (факт) | Основные виды деятельности обучаю щихся (на уровне учебных действий) | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ- компетенции, межпредметные понятия |
| Что такое математическая грамотность в исследовании PISA. Примеры заданий | | | Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый прямой, тупой, развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одниединицы измерения объёма через другие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц. | Личностные: формирование стартовой и устойчивой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: умение самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, контролировать процесс, оце- нивать результат. Познавательные: умение выполнять учебные задачи, не имеющие однознач- ного решения. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, взаимодействовать с учителем и сверстниками для достижения поставленной задачи. ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно находить информа- цию в информационном поле; 2) анализировать информацию; 3) составлять план обобщенного харак- тера. Межпредметные понятия: таблица, сравнение, схема, расстояние, признаки, свойства, классификация |
| Решение олимпиадных задач. Разные задачи. | | |
| Развлечения. Парк Никольский | | |
| Решение олимпиадных задач. Разные задачи. | | |
| Туристический поход | | |
| Решение олимпиадных задач. Метод графов. | | |
| Путешествие | | |
| Решение олимпиадных задач. Табличный способ. | | |
| Точка Роста | | |
| Решение олимпиадных задач. Табличный способ. | | |
| Школьный двор. Экскурсия | | |
| Решение олимпиадных задач. Задачи на переливание. | | |
| Школьный двор. Обработка результатов измерений. | | |
| Решение олимпиадных задач. Задачи на переливание. | | |
| Благоустройство школьной территории | | |
| Решение олимпиадных задач. Задачи на взвешивание. | | |
| Школьный музей | | |
| Решение олимпиадных задач. Задачи на взвешивание. | | |
| Футбол. Футбольные мячи | | |
| Решение олимпиадных задач. Задачи на восстановление записей вычисления. | | |
| Футбол. Экипировка | | |
| Решение олимпиадных задач. Задачи на восстановление записей вычисления. | | |
| Школьный стадион | | |
| Решение олимпиадных задач разного вида. | | |
| Школьная форма | | |
| Решение олимпиадных задач разного вида. | | |
| Строительство. Бассейн | | |
| Решение олимпиадных задач разного вида. | | |
| Отдых в Сочи | | |
| Решение олимпиадных задач разного вида. | | |
| Новая школа. Школьная библиотека | | |
| Решение олимпиадных задач разного вида. | | |
| Турнир по решению задач. | | |
| Итоговое занятие | | |
Методическое обеспечение программы
Учебное пособие под ред. Е.Н. Белай «Читаем, решаем, живём» (Математическая грамотность)
Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2022.
Учебно-методическое пособие для учителя под ред. Е.Н. Белай «Реализация курса «Читаем, решаем, живём» (Математическая грамотность)
Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2022.
Максимова Н.М. «Сборник олимпиадных задач по математике».
https://infourok.ru/sbornik-olimpiadnih-zadach-po-matematike-dlya-klassa-s-otvetami-i-resheniyami-316040.html