СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа нацелена на развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); решение  сюжетных задач разных типов на все арифметические действия, применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"»

Данные школы




Принята на заседании «Утверждаю»

педагогического совета Директор школы: ___________

Протокол № _____ Приказ № ______

от ____________ г. от ________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Математика вокруг нас»

Возраст детей: 10-11 лет (5 класс)

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 34



Составитель: Замяткина Н.П.

Должность: учитель математики






2024-2025 уч.год

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru).

Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 34 часа

Курс реализуется в естественно-научном направлении внеурочной деятельности.

Цель курса:

формирование основ математической грамотности обучающихся.

Задачи курса:

научиться переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель;

использовать математические знания при решении практических задач;

интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций.

Формы и виды деятельности:

экскурсия (виртуальная экскурсия);

практическая работа;

игра;

беседа;

решение задач;

мини-проекты;

групповая и парная работа.

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение.

Предметные результаты:

формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;

развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;

применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;

овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование понятиями: натуральное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; выполнение округления чисел в соответствии с правилами; сравнение чисел;

овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений: оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки; выполнение измерения длин, расстояний;

развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.


Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний пятиклассников, умение думать и решать задачи разных видов, в том числе олимпиадного характера.

Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса в соответствии с тематическим планированием.

2. Содержание курса

Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость.

Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени. Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим способом.




Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности

«Математика вокруг нас» (1 час в неделю, всего 34 часа)



Тема занятия

Дата (план)

Дата (факт)

Основные виды деятельности обучаю щихся (на уровне учебных действий)

Универсальные

учебные действия

(УУД), проекты, ИКТ-

компетенции, межпредметные понятия

Что такое математическая грамотность в исследовании PISA. Примеры заданий



Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений.

Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый прямой, тупой, развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие.

Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одниединицы измерения объёма через другие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц.

Личностные: формирование стартовой и устойчивой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания,

умения.

Регулятивные: умение самостоятельно

находить и формулировать учебную

проблему, составлять план выполнения

работы, контролировать процесс, оце-

нивать результат.

Познавательные: умение выполнять

учебные задачи, не имеющие однознач-

ного решения.

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, взаимодействовать с учителем и сверстниками для достижения поставленной задачи.

ИКТ-компетенции:

1) самостоятельно находить информа-

цию в информационном поле;

2) анализировать информацию;

3) составлять план обобщенного харак-

тера.

Межпредметные понятия: таблица,

сравнение, схема, расстояние, признаки,

свойства, классификация

Решение олимпиадных задач. Разные задачи.



Развлечения. Парк Никольский



Решение олимпиадных задач. Разные задачи.



Туристический поход



Решение олимпиадных задач. Метод графов.



Путешествие



Решение олимпиадных задач. Табличный способ.



Точка Роста



Решение олимпиадных задач. Табличный способ.



Школьный двор. Экскурсия



Решение олимпиадных задач. Задачи на переливание.



Школьный двор. Обработка результатов измерений.



Решение олимпиадных задач. Задачи на переливание.



Благоустройство школьной территории



Решение олимпиадных задач. Задачи на взвешивание.



Школьный музей



Решение олимпиадных задач. Задачи на взвешивание.



Футбол. Футбольные мячи



Решение олимпиадных задач. Задачи на восстановление записей вычисления.



Футбол. Экипировка



Решение олимпиадных задач. Задачи на восстановление записей вычисления.



Школьный стадион



Решение олимпиадных задач разного вида.



Школьная форма



Решение олимпиадных задач разного вида.



Строительство. Бассейн



Решение олимпиадных задач разного вида.



Отдых в Сочи



Решение олимпиадных задач разного вида.



Новая школа. Школьная библиотека



Решение олимпиадных задач разного вида.



Турнир по решению задач.



Итоговое занятие






Методическое обеспечение программы



  1. Учебное пособие под ред. Е.Н. Белай «Читаем, решаем, живём» (Математическая грамотность)

Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2022.

  1. Учебно-методическое пособие для учителя под ред. Е.Н. Белай «Реализация курса «Читаем, решаем, живём» (Математическая грамотность)

Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2022.

  1. Максимова Н.М. «Сборник олимпиадных задач по математике».

https://infourok.ru/sbornik-olimpiadnih-zadach-po-matematike-dlya-klassa-s-otvetami-i-resheniyami-316040.html