СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Матерь человеческая"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен для работы по пособию для ученика "Вокруг тебя - мир".

Просмотр содержимого документа
«"Матерь человеческая"»

ТЕМА: «Месть или сострадание... Что выбирать?»

(по рассказу В.Закруткина «Матерь человеческая»), (по книге для ученика «Вокруг тебя – мир…»» 6 класс)

Слайд № 1

ЦЕЛИ:

а) дидактическая - закрепить умение собирать материал для характеристики литературного героя;

б) воспитательная - подвести учащихся к осознанию того, что у поверженно­го (а значит, неопасного) врага есть право на гуманное обращение, даже в том слу­чае, если его противник охвачен желанием отомстить. Выявление личной позиции ученика.


ОБОРУДОВАНИЕ:

новые информационные технологии, запись песен: В.Лебедев - Кумач «Вставай, страна огромная» и «Летите, голуби».


ВИД УРОКА:

фронтальная беседа учителя с учащимися с использованием новых инфор­мационных технологий.


МЕТОДЫ:

активный диалог, наблюдение, сопоставление, импровизация, ассоциатив­ный поиск, прослушивание.


ХОД УРОКА:

Слайд № 2

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

Тихо звучит мелодия песни В.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная». (Портрет В.Закруткина и изображение книги.)


УЧИТЕЛЬ: Ребята, тревожная мелодия песни Василия Ивановича Лебедева-Кумача настроила нас на беседу о войне. Тема нашей беседы - «Месть или сострадание... Что выбрать?» Что выби­рает человек при встрече с врагом, даже если этот человек охвачен чувством ярости, желанием отомстить врагу? Поговорим об этом на примере поведения главной героини повести В.Закруткина «Матерь человеческая» (Учитель показывает книгу). Слайд № 3

С какой целью? С целью подготовки к сочинению. Мы должны систематизировать наши знания, необходимые для характеристики литературного героя. Это во-первых. Во-вторых, вы должны научиться умению высказывать свою позицию и делать выводы.

(Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин художников на тему «Женщина и война»).

Итак, женщина и война... Два понятия несовместимые. Неслучайно писательница Алексиевич назвала свою повесть о женщине на войне «У войны не женское лицо». На эту тему написано много книг. Еще одна из них - повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» Я настоятельно рекомендую вам прочитать эти книги. В нашей школьной библиотеке они есть.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

УЧИТЕЛЬ:

Начнем урок с проверки домашнего задания. На уроках по пособию «Вокруг тебя - мир...» в 5-м классе мы уже говорили о том, что в разные времена люди понимали, как важно в ходе силового конфликта (например, войны) соблюдать определенные правила. Народ с давних пор отразил это в своей поговорке, помните? - «Не бей лежачего». А если не будешь бить лежа­чего (хотя он и виноват, хотя он и разозлил тебя, сделал тебе плохо), значит, ты проявил гуман­ность. Вот на дом и было задано поработать со словарями, выписать в тетрадь и меть опериро­вать такими этико-правовыми проблемами, как гуманизм, милосердие, сострадание.

Как вы понимаете их смысл? (Выслушать ответы учащихся).

Словарная работа: (записать в тетрадь). Слайд №4

Гуманный - человечный.

Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить из человеколюбия, сотрадания.

Сострадание - жалость, сочувствие.


Примерные ответы-добавления заранее подготовленных учеников:

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК:

А я вот что еще прочитал о гуманизме, гуманности. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца при любых обстоятельствах, как на международном (например, как было в Афганистане, Ираке, Югославии), так и на национальном уровнях (Чечня, Грузия и Абхазия) старается предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защи­щать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. ВТОРОЙ УЧЕНИК:

В пособии «Вокруг тебя - Мир...» я прочитал, что во второй Женевской конвенции гово­рится о том, что во время военных действий любой корабль обязан взять на борт потерпевших кораблекрушение, оказать им медицинскую помощь и уход, даже если они принадлежат к сторо­не противника.

УЧИТЕЛЬ:

На дом было задано прочитать повесть В.Закруткина «Матерь человеческая». Про­верим, хорошо ли вы знаете текст, что вы узнали об авторе. И уже потом, опираясь на ваши зна- ния, сделаем вывод о том, какое представление о гуманности, милосердии и сострадании дает Виталий Закруткин на примере поступков главной героини - Марии, что она выбрала: месть или сострадание, милосердие. Итак, по порядку.

(Учитель обращает внимание на портрет писателя и выставку книг В.Закруткина:

«Плавучая станица», «Сотворение мира», Матерь человеческая», «Костры детства», «Подсолнух», « Книга о Шолохове», «Рассказы».)

Слайд № 5

Что вы узнали из словарей об авторе?

УЧЕНИК: (примерный ответ)

Виталий Александрович Закруткин родился в Феодосии в семье народного учителя. Окон­чил педагогический институт, заведовал кафедрой русской литературы в пединституте Ростова. В 1941 году он ушел на фронт военным корреспондентом и на войне был до последнего дня.

УЧЕНИК: (читает с листа).

В основе его повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. Об этом я узнал из вос­поминаний самого автора: «Ранней осенью 1943 -ого года мы покинули забитую войсками доро­гу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги...

В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого. Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора.

УЧИТЕЛЬ:

Интересные очень интересные сведения вы почерпнули из словарей и публикаций. Прочитав повесть, я думаю, вам нетрудно ответить на вопросы:

Какова тема повести?

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: (предполагаемый ответ).

Тема повести - судьба простой женщины, которая вынесла все тяготы войны и сохранила человеческую душу.

ВТОРОЙ УЧЕНИК: (предполагаемый ответ).

Эта повесть о тяжких испытаниях, которые приносит человеку война, о мужестве и нравст­венной силе русской женщины Марии.


III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕКСТУ:

Слайд № 6

УЧИТЕЛЬ:

«Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием», - так начинается повесть.

Приоткроем мы сегодня ее лишь отдельные страницы. Но сначала вспомним нелегкое детство, юность и всю дальнейшую жизнь героини.

РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ:

В гражданскую войну Марии было 7 лет. Белогвардейский карательный отряд расстрелял ее отца-большевика. Ей было 16 лет, когда умерла мать. Затем Мария вышла замуж за Ивана. Они оба стали работать в колхозе, в третьей бригаде. У них рос сын Вася.

Великая Отечественная война принесла людям тяжелейшие испытания и смерть. Ворвалась она и в семью Марии. На ее глазах фашисты повесили мужа и десятилетнего Васю, сожгли хутор, а все население (около 100 человек) погнали в Германию.

И Мария, чудом спасшаяся в кукурузном поле, осталась «одна на чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле...» - так пишет автор.

УЧЕНИК:

Нам жалко бессильного, объятого ужасом «желторотого» мальчишку. УЧИТЕЛЬ:

А как вы думаете, почему вдруг «мстительная решимость» покинула Марию?

УЧЕНИК:

Марии тоже стало жалко убивать.

УЧИТЕЛЬ:

И не только это. Перечитаем этот эпизод еще раз:

«Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видать то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей гро­мом: «Мама!»

Слайд № 12

(Прочитать афоризмы):

1. Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Н.Г.Чернышевский.

2. Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий. А.Швейцер.

3. Человек рождается милосердным. Д.Гранин.

4. Не бойся горького сравненья, и различай добро и зло. А Фет.

Так почему же Мария не убила Вернера Брахта?

(Предполагаемые ответы):

1. Ее остановило слово «мама».

2. Чувство материнства не позволило Марии убить беззащитного, безоружного человека.

3. Человечность, милосердие не позволили Марии убить беззащитного раненого. Она стала ухаживать за ним и похоронила, когда он умер.


ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:

Верные ваши ответы, дорогие мои. Именно это слово (а не другие, например: «Пощадите! Не убивайте!») вложил в уста раненого писатель.

Что мы можем сказать об авторе по этому поводу? На чьей он стороне?

(Учитель выслушивает ответы, затем обобщает).

Да, правильно, автор - тонкий психолог, хорошо владеет ситуацией. И еще он великий гу­манист, т.е. человеколюбец. Ему тоже жалко молоденького немца. Обратим внимание, что писа­тель несколько раз подчеркивает, что немец безоружен, повергнут (лежит, распластавшись на земляном полу погреба). Слово «мама» выбрано не случайно; оно характеризует и самого ране­ного: мальчишка испугался насмерть. (Вспомним, когда мы все произносим слово «мама!»). С другой стороны, это слово характеризует и Марию. Оно словно обожгло ее (опять подчеркнем языковое мастерство писателя, вспомним, как он пишет); оно объясняет изменение в решении Марии.

(Отрывок «Мария с вилами в руках» и детский рисунок).

Героиня до конца осознала, кто перед ней: беспомощный, тяжелораненый, нуждающийся в помощи и сострадании человек. И если она убьют его, это значит для нее стать на один уровень с фашистами, зверски убившими ее сына и мужа. И Мария выбирает не месть, а милосердие, сострадание. Да, у Марии большое, доброе сердце. Измученная морально и физически, она не дала разрастись ее чувству злобы и мести. Мария не осталась равнодушной к чужому горю.

Слайд № 13

(Прочитать афоризмы):

1. «Мама» - слово дорогое. От него тепло и свет.

2. Только солнце одно на свете, только мама одна на свете.

3. Прославим женщину - Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни! М.Горький.



IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ.

УЧИТЕЛЬ:

Какой вывод можно сделать из всего, о чем мы сегодня говорили?

(Предполагаемые ответы):

1. Каждый человек имеет право на сочувствие, помощь и поддержку.

2. Война - страшное зло. Она приносит горе и страдания, способствует зарождению в душе от­рицательных чувств (злобы, мести, неприязни, ненависти) даже у хороших людей. Мы это увидели на примере Марии.

УЧИТЕЛЬ:

Как вы себя ведете в конфликтных ситуациях? Обоснуйте свою позицию, если выбираете не месть и злобу, а милосердие и прощение. Слайд № 14

(Обратить внимание на плакаты с цитатами).

«Право на спасение имеют все, независимо от того, на какой стороне они воевали, вне зави­симости от национальных, религиозных и других различий» (из Женевских конвенций).

«Нельзя нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если челове­ком овладевает желание отомстить». («Вокруг тебя - Мир...»).

И, наконец, почему повесть имеет такое торжественное название - «Матерь человече­ская»?

(Предполагаемые ответы):

1. Мария не дала погибнуть крохотному существу, зародившемуся в ней. Она не имела права убивать чужую жизнь. Поэтому она родила ребеночка.

2. Она - мать прежде всего. Для осиротевших детей. Материнское чувство вспыхнуло в ее сердце и к врагу, потому что тот нуждался в ее прощении и жалости. Она - матерь челове­ческая.

3. Она приютила обездоленных животных и птиц, дала им кров, окружила заботой. Мария - матерь всему живому.

4. Книга учит доброте и гуманности.

5. Книга учит силе духа и гуманности.

6. Книга напоминает нам, не знавшим ужасов войны, о том, что не надо забывать, какою це­ной завоевано наше счастье.


V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать сочинение «Почему Мария не убила Вернера Брахта».

(Звучит тихая мелодия песни «Летите, голуби»). Слайд № 15

ВНИМАНИЕ!

Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ.

Не допустите, чтобы погибли матери - источник всей жизни. Берегите матерей!

Хатынь. Слова наказа, начертанные на Венце памяти.