ТЕМА: «Месть или сострадание... Что выбирать?»
(по рассказу В.Закруткина «Матерь человеческая»), (по книге для ученика «Вокруг тебя – мир…»» 6 класс)
Слайд № 1
ЦЕЛИ:
а) дидактическая - закрепить умение собирать материал для характеристики литературного героя;
б) воспитательная - подвести учащихся к осознанию того, что у поверженного (а значит, неопасного) врага есть право на гуманное обращение, даже в том случае, если его противник охвачен желанием отомстить. Выявление личной позиции ученика.
ОБОРУДОВАНИЕ:
новые информационные технологии, запись песен: В.Лебедев - Кумач «Вставай, страна огромная» и «Летите, голуби».
ВИД УРОКА:
фронтальная беседа учителя с учащимися с использованием новых информационных технологий.
МЕТОДЫ:
активный диалог, наблюдение, сопоставление, импровизация, ассоциативный поиск, прослушивание.
ХОД УРОКА:
Слайд № 2
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
Тихо звучит мелодия песни В.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная». (Портрет В.Закруткина и изображение книги.)
УЧИТЕЛЬ: Ребята, тревожная мелодия песни Василия Ивановича Лебедева-Кумача настроила нас на беседу о войне. Тема нашей беседы - «Месть или сострадание... Что выбрать?» Что выбирает человек при встрече с врагом, даже если этот человек охвачен чувством ярости, желанием отомстить врагу? Поговорим об этом на примере поведения главной героини повести В.Закруткина «Матерь человеческая» (Учитель показывает книгу). Слайд № 3
С какой целью? С целью подготовки к сочинению. Мы должны систематизировать наши знания, необходимые для характеристики литературного героя. Это во-первых. Во-вторых, вы должны научиться умению высказывать свою позицию и делать выводы.
(Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин художников на тему «Женщина и война»).
Итак, женщина и война... Два понятия несовместимые. Неслучайно писательница Алексиевич назвала свою повесть о женщине на войне «У войны не женское лицо». На эту тему написано много книг. Еще одна из них - повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» Я настоятельно рекомендую вам прочитать эти книги. В нашей школьной библиотеке они есть.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
УЧИТЕЛЬ:
Начнем урок с проверки домашнего задания. На уроках по пособию «Вокруг тебя - мир...» в 5-м классе мы уже говорили о том, что в разные времена люди понимали, как важно в ходе силового конфликта (например, войны) соблюдать определенные правила. Народ с давних пор отразил это в своей поговорке, помните? - «Не бей лежачего». А если не будешь бить лежачего (хотя он и виноват, хотя он и разозлил тебя, сделал тебе плохо), значит, ты проявил гуманность. Вот на дом и было задано поработать со словарями, выписать в тетрадь и меть оперировать такими этико-правовыми проблемами, как гуманизм, милосердие, сострадание.
Как вы понимаете их смысл? (Выслушать ответы учащихся).
Словарная работа: (записать в тетрадь). Слайд №4
Гуманный - человечный.
Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить из человеколюбия, сотрадания.
Сострадание - жалость, сочувствие.
Примерные ответы-добавления заранее подготовленных учеников:
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК:
А я вот что еще прочитал о гуманизме, гуманности. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца при любых обстоятельствах, как на международном (например, как было в Афганистане, Ираке, Югославии), так и на национальном уровнях (Чечня, Грузия и Абхазия) старается предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. ВТОРОЙ УЧЕНИК:
В пособии «Вокруг тебя - Мир...» я прочитал, что во второй Женевской конвенции говорится о том, что во время военных действий любой корабль обязан взять на борт потерпевших кораблекрушение, оказать им медицинскую помощь и уход, даже если они принадлежат к стороне противника.
УЧИТЕЛЬ:
На дом было задано прочитать повесть В.Закруткина «Матерь человеческая». Проверим, хорошо ли вы знаете текст, что вы узнали об авторе. И уже потом, опираясь на ваши зна- ния, сделаем вывод о том, какое представление о гуманности, милосердии и сострадании дает Виталий Закруткин на примере поступков главной героини - Марии, что она выбрала: месть или сострадание, милосердие. Итак, по порядку.
(Учитель обращает внимание на портрет писателя и выставку книг В.Закруткина:
«Плавучая станица», «Сотворение мира», Матерь человеческая», «Костры детства», «Подсолнух», « Книга о Шолохове», «Рассказы».)
Слайд № 5
Что вы узнали из словарей об авторе?
УЧЕНИК: (примерный ответ)
Виталий Александрович Закруткин родился в Феодосии в семье народного учителя. Окончил педагогический институт, заведовал кафедрой русской литературы в пединституте Ростова. В 1941 году он ушел на фронт военным корреспондентом и на войне был до последнего дня.
УЧЕНИК: (читает с листа).
В основе его повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. Об этом я узнал из воспоминаний самого автора: «Ранней осенью 1943 -ого года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги...
В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого. Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора.
УЧИТЕЛЬ:
Интересные очень интересные сведения вы почерпнули из словарей и публикаций. Прочитав повесть, я думаю, вам нетрудно ответить на вопросы:
Какова тема повести?
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: (предполагаемый ответ).
Тема повести - судьба простой женщины, которая вынесла все тяготы войны и сохранила человеческую душу.
ВТОРОЙ УЧЕНИК: (предполагаемый ответ).
Эта повесть о тяжких испытаниях, которые приносит человеку война, о мужестве и нравственной силе русской женщины Марии.
III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕКСТУ:
Слайд № 6
УЧИТЕЛЬ:
«Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием», - так начинается повесть.
Приоткроем мы сегодня ее лишь отдельные страницы. Но сначала вспомним нелегкое детство, юность и всю дальнейшую жизнь героини.
РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ:
В гражданскую войну Марии было 7 лет. Белогвардейский карательный отряд расстрелял ее отца-большевика. Ей было 16 лет, когда умерла мать. Затем Мария вышла замуж за Ивана. Они оба стали работать в колхозе, в третьей бригаде. У них рос сын Вася.
Великая Отечественная война принесла людям тяжелейшие испытания и смерть. Ворвалась она и в семью Марии. На ее глазах фашисты повесили мужа и десятилетнего Васю, сожгли хутор, а все население (около 100 человек) погнали в Германию.
И Мария, чудом спасшаяся в кукурузном поле, осталась «одна на чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле...» - так пишет автор.
УЧЕНИК:
Нам жалко бессильного, объятого ужасом «желторотого» мальчишку. УЧИТЕЛЬ:
А как вы думаете, почему вдруг «мстительная решимость» покинула Марию?
УЧЕНИК:
Марии тоже стало жалко убивать.
УЧИТЕЛЬ:
И не только это. Перечитаем этот эпизод еще раз:
«Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видать то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом: «Мама!»
Слайд № 12
(Прочитать афоризмы):
1. Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Н.Г.Чернышевский.
2. Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий. А.Швейцер.
3. Человек рождается милосердным. Д.Гранин.
4. Не бойся горького сравненья, и различай добро и зло. А Фет.
Так почему же Мария не убила Вернера Брахта?
(Предполагаемые ответы):
1. Ее остановило слово «мама».
2. Чувство материнства не позволило Марии убить беззащитного, безоружного человека.
3. Человечность, милосердие не позволили Марии убить беззащитного раненого. Она стала ухаживать за ним и похоронила, когда он умер.
ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:
Верные ваши ответы, дорогие мои. Именно это слово (а не другие, например: «Пощадите! Не убивайте!») вложил в уста раненого писатель.
Что мы можем сказать об авторе по этому поводу? На чьей он стороне?
(Учитель выслушивает ответы, затем обобщает).
Да, правильно, автор - тонкий психолог, хорошо владеет ситуацией. И еще он великий гуманист, т.е. человеколюбец. Ему тоже жалко молоденького немца. Обратим внимание, что писатель несколько раз подчеркивает, что немец безоружен, повергнут (лежит, распластавшись на земляном полу погреба). Слово «мама» выбрано не случайно; оно характеризует и самого раненого: мальчишка испугался насмерть. (Вспомним, когда мы все произносим слово «мама!»). С другой стороны, это слово характеризует и Марию. Оно словно обожгло ее (опять подчеркнем языковое мастерство писателя, вспомним, как он пишет); оно объясняет изменение в решении Марии.
(Отрывок «Мария с вилами в руках» и детский рисунок).
Героиня до конца осознала, кто перед ней: беспомощный, тяжелораненый, нуждающийся в помощи и сострадании человек. И если она убьют его, это значит для нее стать на один уровень с фашистами, зверски убившими ее сына и мужа. И Мария выбирает не месть, а милосердие, сострадание. Да, у Марии большое, доброе сердце. Измученная морально и физически, она не дала разрастись ее чувству злобы и мести. Мария не осталась равнодушной к чужому горю.
Слайд № 13
(Прочитать афоризмы):
1. «Мама» - слово дорогое. От него тепло и свет.
2. Только солнце одно на свете, только мама одна на свете.
3. Прославим женщину - Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни! М.Горький.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ.
УЧИТЕЛЬ:
Какой вывод можно сделать из всего, о чем мы сегодня говорили?
(Предполагаемые ответы):
1. Каждый человек имеет право на сочувствие, помощь и поддержку.
2. Война - страшное зло. Она приносит горе и страдания, способствует зарождению в душе отрицательных чувств (злобы, мести, неприязни, ненависти) даже у хороших людей. Мы это увидели на примере Марии.
УЧИТЕЛЬ:
Как вы себя ведете в конфликтных ситуациях? Обоснуйте свою позицию, если выбираете не месть и злобу, а милосердие и прощение. Слайд № 14
(Обратить внимание на плакаты с цитатами).
«Право на спасение имеют все, независимо от того, на какой стороне они воевали, вне зависимости от национальных, религиозных и других различий» (из Женевских конвенций).
«Нельзя нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить». («Вокруг тебя - Мир...»).
И, наконец, почему повесть имеет такое торжественное название - «Матерь человеческая»?
(Предполагаемые ответы):
1. Мария не дала погибнуть крохотному существу, зародившемуся в ней. Она не имела права убивать чужую жизнь. Поэтому она родила ребеночка.
2. Она - мать прежде всего. Для осиротевших детей. Материнское чувство вспыхнуло в ее сердце и к врагу, потому что тот нуждался в ее прощении и жалости. Она - матерь человеческая.
3. Она приютила обездоленных животных и птиц, дала им кров, окружила заботой. Мария - матерь всему живому.
4. Книга учит доброте и гуманности.
5. Книга учит силе духа и гуманности.
6. Книга напоминает нам, не знавшим ужасов войны, о том, что не надо забывать, какою ценой завоевано наше счастье.
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Написать сочинение «Почему Мария не убила Вернера Брахта».
(Звучит тихая мелодия песни «Летите, голуби»). Слайд № 15
ВНИМАНИЕ!
Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ.
Не допустите, чтобы погибли матери - источник всей жизни. Берегите матерей!
Хатынь. Слова наказа, начертанные на Венце памяти.