СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для подготовки к домашнему сочинению-описанию по русскому языку 5 класс «Так на Руси одевались в старину»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит тексты для рабочих групп : женская одежда, мужская одежда, обувь, головные уборы, обереги

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к домашнему сочинению-описанию по русскому языку 5 класс «Так на Руси одевались в старину»»

Материал для подготовки к домашнему сочинению-описанию

«Так на Руси одевались в старину»


1группа Мужская одежда

Крестьянскую рубаху в Х в. шили из холста. Носили её на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнуром. Была одновременно и верхней, и нижней одеждой.

Так как одежда была праздничная и будничная, то на рубаху в особых случаях надевали зарукавья и съемные круглые воротники. Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром.

В XV-XVII в.в. мужчины стали носить кафтаны. Они были очень разные. Одни короткие, другие длинные из узорчатых дорогих тканей. На некоторых делали отделку петлицами, пришивали металлические, деревянные пуговицы. На других красиво вышивали воротник и низ рукавов золотом и серебром.

Исконно русской одеждой была шуба. Ею, как ценным подарком, награждали за хорошую службу. Сверху шубы покрывались тканью, а подкладкой служил мех соболя, лисицы, песца. Шубу застегивали на шнуры. На Руси зима была холодная и шубу носили все. А некоторые бояре и дворяне надевали шубу летом и не снимали ее даже в помещении, как признак своего достоинства.

В России в 1694-1725. во время правления царя Петра I многое меняется в государстве, изменилась и одежда. Петр запретил боярам, всем богатым людям носить старый русский костюм и вместо него приказал мужчинам носить короткий прилегающий кафтан и камзол , длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы и сбрить бороды.

Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком, то есть поясом Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой овчинные нагольные шубы. Мужская обувь сапоги или лапти с онучами.


2группа Женская одежда крестьян.

Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Праздничной одеждой считались рубашки-долгорукавки, которым приписывалась колдовская сила. Вспомните Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро, лебеди.

Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).Во время работы можно было подвернуть углы понёвы и засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.

Верхней одеждой девушек была запона – накладная одежда, несшитая по бокам., а у замужних-Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

Богатые женщины носили летник – одежда расширенная книзу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые только до локтя, дальше они свободно свисают до пояса. Внизу их расшивали золотом, жемчугом, шелком.




3группа Одежда знатных людей.

Женщины богатые, знатные на рубашку надевали одежду называемую свита. Она была с широкими рукавами. Сарафан – это платье без рукавов, надевали поверх рубахи с длинными рукавами. Как предполагают ученые, изучающие историю костюма, сначала был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка и бархата. Сарафаны богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. Молодые девушки носили в основном красные сарафаны, а одежду тёмных оттенков носили женщины постарше.

Поверх сарафана одевали душегрею - (душу греет) короткая, широкая одежда.

Во времена правления Петра 1 женский костюм отличался пышностью и богатством. Женщины носили платья с глубоким воротом, такой ворот назывался – декольте. Платья были приталенные с широкой юбкой. Носили корсажи, чтоб быть стройнее.

Обязательно одевали парик и туфли на высоких каблуках и женщины, и мужчины. Такую одежду должны были носить люди окружавшие царя, а кто не хотел подчиняться государственным указам – принуждали силой, штрафовали.

В холодное время носили плащи. Ученые узнали из рукописных книг о том, какая была одежда у князя (князь – правитель области, предводитель войска).

На князе свита зеленого цвета с золотыми зарукавьями. Синий плащ корзно с золотой каймой (такой плащ носили только князья) накрасой подкладке. На голове – круглая шапка с мехом. На ногах – зеленые сапоги из очень мягкой кожи- сафьяна

Рубахи носили и богатые, и бедные. Были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом “разговоре”, на ней языком орнамента- повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.



4 группа Головные уборы.

Особое внимание уделялось прическе и головному убору: свободная девушка заплетала одну косу и могла показывать волосы посторонним людям, а мужняя жена – две косы, обычно уложенные на голове наподобие венца. Традиционно замужняя женщина покрывала голову платком или другим головным убором (платок, повойник, кика, убрус). Интересно, что лента, вплетенная в косу у девушки, символизировала совершившийся выбор жениха и сигнализировала о скорой свадьбе.

На голове русские красавицы носили кокошник – это убор замужней женщины. Это был самый нарядный головной убор, его вышивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера. Они были символами дождевых струй, капель росы, падающих на землю-матушку. Нередко кокошник украшали изображениями солнца, звёзд, птиц. Названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокош» - петух.



5 группа Обувь.

Береста – верхний слой коры содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.Онучи обматывались вокруг ноги определенным способом, покрывая низ штанов. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально между делом. Но лапти не долго служили. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4, летом в поле – за 3 дня. Собираясь в дальний путь с собой в дорогу брали много запасных лаптей. Есть пословица: “В дорогу идти – пятеры лапти плести”.

А купцы и знатные люди носили сапоги.



6 группа С охранной целью носили обереги (фигурки) на шнуре или на поясе. Конь – символ добра и счастья, мудрость богов. Ложка – сытости и благополучия. Ключ – помогал сохранить и преумножить богатство. А обереги в виде оружия были чисто мужскими.круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду. Ромб символически был связан с плодородием.

Традиционно вышивка размещалась на краях одежды (по линии ворота, рукавов, подола) для защиты от сил зла. Обычно в детской одежде использовались красные нитки, в то время как для взрослых людей они могли разниться: так женщины могли добавлять к красному черный цвет

Огромную роль в орнаменте играет цвет. . Особенно любили красный цвет .Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Красный цвет в русской народной культуре был оберегом хозяина от злых сил.

В орнаментах часто встречаются сочетания белого, голубого, синего и чёрного, а так же встречается и зелёный цвет. Белый цвет – символ чистоты, невинности и нежности.

Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубые тона производят впечатления лёгкости, чистоты. Синий цвет символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину.

Зелёный цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зелёных растений, без которых немыслима жизнь на Земле.

Чёрный цвет – символ траура и печали.


Особое внимание наши далекие предки уделяли поясу – этот элемент одежды считался обязательным, имел глубокое значение, и более того, появиться на публике «распоясанным» было глубочайшим бесчестьем (отсюда, кстати, пошло выражение «распоясаться» - стать распущенным, недисциплинированным). Пояс служил защитой от «нечистой» силы, не давал ей приблизиться к телу человека, а также обладал оздоравливающими и «плодотворящими» свойствами, - недаром в традиционной свадебной церемонии жениха с невестой связывали кушаком для закрепления брака.