КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ.
Литература и распространение грамотности.
- Устное народное творчество: былинные циклы об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче.
- «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI в.).
- Жития святых: «Житие Бориса и Глеба» (XI в.), «Житие Феодосия Печерского».
- Поучения: «Поучение детям» Владимира Мономаха (начало XII в.). - Летописание (появляется в XI в.): «Повесть временных лет» написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (начало XII в.). - Богослужебные книги: «Остромирово Евангелие» (1056—1057 гг.). - Исторические повести (XII в.).
- Греческие романы.
- Византийские хроники.
- Берестяные грамоты.
- Монастырские школы
Зодчество.
Деревянное.
Каменное (влияние Византии):
Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.);
собор Спаса в Чернигове (1031-1036 гг.);
храмы Софии в Киеве (1037-1041 гг.) (материал — плинфа — широкий и плоский кирпич), в Новгороде (1045-1050 гг.) (материал - известняк) и Полоцке (1060 г.);
- Золотые ворота во Владимире (1158 -1164 гг.)
Древняя Русь переняла византийский тип крестовокупольного храма, план которого строится по принципу центральной симметрии в форме греческого креста с большим куполом в центре.
Живопись.
- Мозаика (подкупольное изображение Христа Пантократора, Богоматери, апостолов в Софийском соборе в Киеве);
- Иконопись (икона Владимирской Божией Матери, новгородская школа — «Успение»);
- Фреска (изображение семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения скоморохов в - Софийском соборе в Киеве).
Прикладное народное искусство.
Чернь;
Зернь;
Перегородчатая эмаль;
Филигрань (скань)
КУЛЬТУРА РУСИ В XII- XV ВВ.
Литература и распространение грамотности.
- Семейные и родовые княжеские летописи.
- Киево-Печерский патерик (сборник, содержащий жития и нравоучения монахов).
- «Слово о полку Игореве» (1185 г.).
- «Слово Даниила Заточника» (XII в.).
- «Моление («Послание») Даниила Заточника» (XIII в.).
- Исторические песни (с XIV).
- Воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).
- Жития Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского.
- «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, тверского купца (XV в.). – Летописание. Общерусский летописный свод (1408 г.), «Хронограф».
Зодчество.
Успенский (1185-1189 гг.) и Дмитриевский (1194— 1197 гг.) соборы во Владимире.
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.).
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234-1236 гг.).
Упадок каменного зодчества, затем возрождение строительства крепостей и храмов.
Белокаменный Кремль в Москве (1366-1367 гг.).
Благовещенский (1484-1489 гг.; псковские мастера) и Успенский (1475-1479 гг.; итальянский архитектор Аристотель Фиораванти).
Соборы Московского Кремля.
Грановитая палата (1487-1491 гг.; итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари)
Живопись.
Окончательно сложились иконописные школы отдельных земель (XIV-XV вв.).
Творчество Феофана Грека (приехал на Русь из Византии, участвовал в росписи старого Благовещенского собора Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде).
Творчество Андрея Рублёва [вершина творчества — «Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1408-1425 гг.)].
Дионисий (иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря).
Ремесленное производство.
Упадок из-за монгольского нашествия, последующее возрождение: железоделательные и ювелирные специальности; искусство резьбы по кости и дереву; литейное дело.
КУЛЬТУРА РОССИИ В 16 В.
Грамотность, книжное дело.
Появление первых учебников по грамматике и арифметике, а также словарей — «Азбуковников».
1564 г. — начало книгопечатания в России, положенное Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем: первая датированная русская книга «Апостол» (1564 г.), затем «Часослов* (1565 г.), первый букварь (1574 г.).
Литература.
Новый летописный свод — Никоновская летопись (середина XVI в.), Лицевой летописный свод
(70-е гг. XVI в.)
Историко-литературные произведения, написанные митрополитом Макарием и его соратниками («Великие Четьи минеи», Степенная книга).
Произведения бытового жанра («Домострой», написанный предположительно протопопом Сильвестром).
Развитие публицистики («Сказание о князьях Владимирских», переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, сочинения И. Пересветова, М. Башкина, Ф. Косого)
Архитектура.
Возникновение шатрового стиля, для которого характерны: восьмерик па крестообразном основании, перекрытие в виде шатра, многоглавие, асимметричность. Лучший образец — церковь Вознесения в селе Коломенское (1532 г.).
В 1505-1509 гг. велось строительство Архангельского собора Московского Кремля (итальянский архитектор Алевиз Новый).
В 1554-1560 гг. в честь взятия Казани был построен Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного) (русские зодчие Барма и Постник, возможно одно лицо).
Вокруг многих городов были возведены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений являлся Фёдор Конь. Им построены стены Белого города в Москве (на месте нынешнего Садового кольца), Смоленская крепостная стена.
Ремесленное производство.
Железоделательные и ювелирные специальности, производство искусство резьбы по кости и дереву.
Появление первых письменных руководств по отдельным ремёслам.
1586 г.— литейщик Андрей Чехов отлил «Царь-пушку».
КУЛЬТУРА РОССИИ В 17 В.
Характерные черты:
Усиление процесса обмирщения культуры, т. е. освобождение её от церковного влияния.
Нарастание в произведениях культуры интереса и внимания к человеческой личности.
Обогащение культуры социальной тематикой и усиление её демократизации.
Распространение научных знаний.
Расширение связей с Западной Европой.
Начало процесса дифференциации культуры (просвещение и наука, художественная литература, светская живопись и т. д.).
Вмешательство государства и церкви в вопросы культуры путём утверждения определённых канонов православной церкви (например, патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей).
Многообразие, праздничность, яркость произведений искусства.
Формирование и развитие русской национальной культуры, консолидация национального языка, формирование литературного языка
Образование.
Возникновение специализированных школ (русских лекарей, наборщиков, подьячих для приказов). 1687 г.— создание Славяно-греко-латинской академии — первого в России высшего учебного заведения (под руководством братьев П. и И. Лихудов).
С 1621 г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялась рукописная газета (сводки новостей о событиях в других странах) — «Куранты».
Развитие библиотек. Существовали царские, государственные, частные библиотеки.
Научные знания.
Использование винтовых деревянных домкратов, водяных колёс, приводивших в движение молоты,
подъёмных механизмов.
В России была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника.
На русский язык переведена работа А. Везалия «О строении человеческого тела».
Созданы «Книга Большого чертежа» (1627 г.),
«Чертёж Сибирской земли» (1667 г.).
Получили распространение лечебники — «травники» и «цветники», а также пособия по фармакологии и биологии.
Научные знания носили преимущественно прикладной характер
Литература.
- Учебные книги. «Синопсис» (от гр. обозрение) киевского монаха И. Гизеля — первый учебник по истории Руси; первый печатный букварь Василия Бурцева; буквари Симеона Полоцкого, Кариона Истомина; «Грамматика» Мелентия Смотрицкого; «Азбуковники»; «Гражданство обычаев детских».
Автобиографические повести («Житие протопопа Аввакума»), биографические повести («Об Ульинии Осорьиной» и др.), сатирические повести («О Ерше Ершовиче», «Сказание о куре и лисице», «О Шемякином суде», «Повесть о Фоме и Ерёме»).
Патриотические произведения («Сказание Авраамия Палицына», «Временник» Ивана Тимофеева, «Новая повесть о преславном Российском царстве»), светская поэзия (Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев).
Архитектура.
Деревянное зодчество, которое доминирует над каменным по всей стране, в том числе и в столице (например, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, строители: С. Петров. И. Михайлов).
Возникновение нового стиля — «московского барокко» (или, по фамилии главных заказчиков, «нарышкинского барокко»), для которого характерны: симметричность композиции, многоярусность, цветной декор и дробность элементов, разнообразие декоративного убранства (например, церковь Покрова в Медведкове, церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани).
Гражданские постройки: Теремной дворец Московского Кремля, Сухарева башня в Москве. Паганкины палаты в Пскове и др.
Живопись. Иконопись, выдающимся мастером которой являлся Cuмон Ушаков («Спас Нерукотворный», «Троица», «Богоматерь Владимирская», «Насаждение древа государства Российского» — даны портреты деятелей русской истории), для его творчества характерны: переход от плоскостного изображения к объёмному, использование светотени, попытка перехода к реальному художественному изображению.
Фресковая (стенная) живопись приобрела характер мирских жанровых картин, привлекая внимание к повседневной жизни человека, его быту, труду (например, церковь Ильи Пророка в Ярославле (художники: Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною»).
Создание парсун (от слова «персона») — первых портретов, что является примером зарождения светского искусства. Внимание уделяется внутреннему миру человека (портреты царей Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича и др.)
Театр.
1672-1676 гг. — придворный театр, в котором выступала немецкая труппа пастора лютеранской церкви в Немецкой слободе И. Г. Грегори.
ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ И БЫТУ ПРИ ПЕТРЕ ПЕРВОМ.
Образование и школа.
Создание светской системы образования, в основу которой был положен принцип обязательного обучения дворянства. Учёба приравнивалась к государственной службе.
1714 г. указ, запрещавший жениться недорослям, не окончившим «цифирной школы».
Петровская школа создавалась как техническая школа, среди дисциплин преобладали точные науки.
Появление цифирных школ для обучения детей дворян и чиновников, гарнизонных и адмиралтейских школ для обучения детей солдат, матросов, работных людей.
Открытие технических специальных школ в Москве и Санкт-Петербурге.
Отправка дворянских недорослей для учёбы за границу.
г. — издание первой периодической газеты «Ведомости».
г. — введение арабских цифр.
1708 г. — переход на гражданский шрифт изменён алфавитный состав, исчезли ненужные для передачи русской речи буквы, введены новые буквы «е», «я», «э», упрощено правописание, исчезли «титлы», знаки ударений.
Новые учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича. Создание «Модель-камеры», ставшей впоследствии основой для Центрального военно-морского музея.
Основание Кунсткамеры — собрания редкостей на базе личной коллекции Петра I. С 1719 г. доступна для обозрения. 1714 г. — открытие первой в России публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.
Научные знания.
1712 г. — создание известным изобретателем знания А. К. Нартовым токарного станка с использованием самоходного металлического держателя резца-суппорта. Он изобрёл машину для сверления дул у пушек, технологию и механизацию производства монет, ряд оригинальных токарно-копировальных, зуборезных и винторезных станков.
1709 г. — начало действия Вышневолоцкой системы каналов.
1714 г. — открытие первого ботанического сада в Санкт-Петербурге.
Создание первой карты Каспийского моря и 30 карт уездов.
Открытие многих месторождений (каменный уголь — в Донецком, Кузнецком угольных бассейнах, нефть — в Поволжье и Коми крае).
1724 г. — указ об учреждении Академии наук
Публицистика.
Феофан Прокопович — вице-президент Синода, публицист, поэт, драматург — написал:
• 1721 г. — «Духовный регламент» — доказал необходимость ликвидации патриаршества и преимущество коллегиального управления, обосновал подчинение духовной власти светской;
• 1722 г. — «Правда воли монаршей» — доказал, что наилучшая форма государства для России — абсолютная монархия.
И. Т. Посошков («Книга о скудости и богатстве» (1724 г.) — выступал за развитие отечественной промышленности путём государственного поощрения предпринимательской деятельности и рационального использования недр, считал, что исключительное право торговли должно принадлежать купечеству, отстаивал меры по ограничению произвола дворян, регламентации крестьянских повинностей.
Архитектура.
Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербурга, Азова, Таганрога) с ули-
цами, пересекающимися под прямыми углами, и выравниванием фасадов домов по линии улиц.
Новым явлением в архитектуре стало сооружение триумфальных арок.
Светское начало в архитектуре возобладало над церковным.
Господствующий стиль — «петровское барокко», для которого характерны: симметрия фасадов, высокие двускатные крыши, простое композиционное решение, монументальность, обилие украшений, волнообразные или изломанные карнизы, окраска фасада в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.
Наиболее яркое отражение зодчество и градостроительство петровского времени нашло в Санкт-Петербурге: Доменико Трезини построил Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры и др.
Развивалось деревянное зодчество (Преображенская церковь на острове Кижи).
Скульптура.
Развивалась монументально-декоративная скульптура, рельефы, фонтанная и садово-парковая скульптура.
Б.К. Растрелли создал бюсты Петра Первого, А.Д. Меньшикова, конный монумент Петра первого, скульптурную группу «Нептун».
Живопись.
Живопись по характеру стала преимущественно светской. Художники отходили от иконописных традиций и стремились передать объём предметов и окружающего их пространства, изобразить фигуры в соответствии с законами анатомии (И. Н. Никитин «Портрет «Петр I на смертном ложе»; А. М. Матвеев «Автопортрет с женой», портреты И. Л. и А. П. Голицыных).
Бурное развитие гравюрного искусства (А. Ф. Зубов «Панорама», «Вид Петербурга»).
Театр.
1702 г. — открытие в Москве общедоступного публичного театра. Труппа — немецкие актёры. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес, Популярностью пользовались школьные театры при Славяно-греко-латинской академии и Хирургической школе. Сестpa Петра I Наталья Алексеевна организовала свой театр.
Быт людей.
Введение юлианского календаря. Счет лет стали вести от Рождества Христова, Новый год – 1 января 1700 г.
1700 г.- указ, обязывающий дворян, приказных и служебных чинов, торговых людей носить европейскую одежду (венгерское и немецкое платье).
1705 г. – указ, обязывающий население страны брить усы и бороды.
1718 г. – введение ассамблей (от фр. собрание) – светской формы развлечений, когда собирались представители разных сословий, мужчины, женщины, танцевали, играли в шахматы, вели беседы.
Проведение публичных праздников с фейерверками, карнавальными шествиями маскарадами.
Введение правил поведения в обществе – «Юности честное зерцало» (1717 г.).
КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА.
Утверждение рационалистического (от лат.. — разумный) мировоззрения.
Расширение связей с культурой других стран.
Победа светского направления в искусстве.
Становление светской школы и науки.
Сословный характер культуры
Образование.
Возникновение гарнизонных школ — преемниц цифирных.
1755 г. — открытие Московского университета (три факультета: философский, юридический, медицинский).
1757 г. — учреждение российской Академии художеств, имевшей отделения живописи, скульптуры и архитектуры.
Открытие специальных учебных заведений:
1764 г. — училище при Академии художеств;
1764 г. — воспитательный дом в Москве;
1770 г. — воспитательный дом в Санкт-Петербурге;
1772 г. — Коммерческое училище в Москве.
Дети дворян обучались в шляхетских корпусах.
1764 г. — для дочерей дворян был основан Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре в Санкт-Петербурге (в обиходе его называли Смольным).
Массовость образование приобрело с созданием в 1786 г. системы двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных — в губернских городах.
Выходили две газеты: «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости», с 60-х гг. появились отраслевые журналы (экономические, сатирические «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» (издавал Н. И. Новиков), «Всякая всячина» (издавала Екатерина П), агрономические и др.).
Научные знания.
Во главе научных изысканий стояла Академия наук знания (президент — Е. Р. Дашкова).
М.В. Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке — физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, открыл фабрику цветного стекла, разработал эфирную теорию электрического поля, доказал существование у Венеры атмосферы, указал на электрическую природу северного сияния, положил начало метеорологии, разработал оригинальные приборы для изучения химии, астрономии, метеорологии, заложил основы русского литературного языка 18 в.
Д.И. Виноградов - создатель отечественного фарфора.
Историк Г.З. Байер высказал мнение о скандинавском происхождении Рюрика.
Историк Г.Ф. Миллер участвовал в академической экспедиции по Сибири, выдвинул тезис о завоевании Руси варягами и о создании ими Российского государства.
В.Н. Татищев написал «Историю Российскую с древнейших времён».
Крупные исторические сочинения были созданы князем М.М. Щербатовым и И.Н. Болтиным, 20 томов исторических документов опубликовал в своей «Древней Российской Вивлиофике» Н И. Новиков.
60-80-е гг. - были организованы академические экспедиции И.И. Лепёхина, П.С. Палласа, В.Ф. Зуева, которые собрали огромный материал по географии, геологии, ботанике, зоологии, астрономии, этнографии. Под руководством Лепёхина началась работа по составлению первого толкового словаря.
Механик-самоучка И. И. Ползунов построил на Алтае первую в России паровую машину.
И.П. Кулибин разработал проект арочного моста через Неву, изобрёл оптический телеграф и прожектор, самокатку (прототип велосипеда), «водоходное судно», лифт для Екатерины II.
Литература.
50-80-е гг. XVIII в. характеризовались развитием классицизма:
поэты B.К. Тредиаковский, Г.Р. Державин («Фелица», «Памятник», «Снегирь» и др.);
драматурги А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин («Недоросль», «Бригадир» и др.), Я.Б. Княжнин, В.В. Капнист.
развитием сентиментализма: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».
| Классицизм (от лат. – первоклассный) | Сентиментализм (от фр. – чувствительность) |
тема | События из древней истории, религиозные сюжеты | Жизнь простых людей, близость их к природе, показ картин семейной жизниг |
герои | Аристократы, цари, полководцы, государственные деятели | Простые люди (интерес к их внутреннему миру) |
жанры | Высокие - трагедия, ода, героическая поэма. Низкие — комедия, сатира, басня | Повесть, роман в письмах, ник, путевые заметки, драма |
1790 г. — издание сочинения А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: показывает всю тяжесть крепостнической эксплуатации (Екатерина II заявила, что автор сочинении — «бунтовщик хуже Пугачёва»)
Архитектура.
Барокко (от ит. – вычурный)
Черты:
Торжественная композиция здания; динамика архитектурных форм; различное сочетание колонн; активное использование декоративных рельефов; пышность; обилие лепнины, статуй в нишах.
Архитекторы, постройки.
С.И. Чевакинский (дворец П.Б. Шереметева на Фонтанке, Николо-Богоявленский Морской собор, склады Новой Голландии в Санкт-Петербурге).
Ф.Б. Растрелли (Строгановский дворец, Смольный собор, ансамбль Зимнего дворца в Санкт- Петербурге)
Классицизм.
Черты.
Симметричность композиции; гармония пропорций; геометрически правильные планы зданий; ориентация на античную архитектуру (колонны, портики, фронтоны).
Архитекторы, постройки.
Ринальди (Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Гатчинский дворец).
Ж. Б. М. Валлен-Деламот (Гостиный двор на Невском проспекте, Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге).
В. И. Баженов (здание старого Арсенала, проект Михайловского замка (достроил архитектор В.Ф. Бренна) в Санкт-Петербурге, дом-дворец Пашкова в Москве).
И.Е. Старов (Таврический Дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петер бурге).
М.Ф. Казаков (Петровский дворец, Голицынская больница, здание Сената в Москве, здание Московского университета).
Д. Кваренги (Эрмитажный театр, Смольный институт, Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе).
Живопись.
Преобладающий жанр — портрет.
А.II. Антропов (Коронационный портрет Петра III, портрет А.В. Бутурлиной и др.).
И.П. Аргунов (парадные портреты семьи Шереметевых, портрет князя М.И. Лобанова-Ростовского и др.)
Ф.С. Рокотов (портреты великого князя Петра Фёдоровича, Д.Г. Левицкого, А.И. Струйской и др.).
Д.Г.Левицкий (портреты архитектора А.Ф. Кокоринова, Екатерины II, П.А. Демидова, серия полотен, посвящённая воспитанницам Института благородных девиц и др.).
BJI. Боровиковский (портреты семейных кланов Лопухиных, Толстых, Гагариных, портреты Екатерины II на прогулке, императора Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена).
Получили развитие исторический (А.П. Лосенко), пейзажный (Ф.Я. Алексеев, С.Ф. Щедрин) и бытовой (М. Шибанов, И.А. Ерменёв) жанры.
Скульптура.
Развитие всех видов скульптуры: рельеф, статуя, декоративно-монументальная, портретный бюст, станковые произведения.
К.Б. Растрелли (бюсты Петра I и Л.Д. Меншикова, Анны Иоанновны с арапчонком).
Э. М. Фалъконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге).
Ф.И. Шубин (мраморные бюсты Г.А. Потемкина, Н.В. Репнина, В.Я. Чичагова, Павла I, гипсовый бюст М.В. Ломоносова и др.).
М.И. Козловский (Екатерина II в образе Миневры, памятник А.В. Суворову в Санкт-Петербурге, Самсон, разрывающий пасть льва и др.)
Театр.
1756 г. — рождение первого государственного общедоступного театра, которым руководил ярославский купец и «первый русский актёр» Ф.Г. Волков.
1766 г - создание специальной Театральной дирекции (глава И.П. Елагин), утверждены штаты русского театра, размеры окладов актёров.
Модным в дворянской среде сделался крепостной театр, принадлежавший аристократам (выдающиеся актрисы П.И. Ковалева-Жемчугова, Ф. Аникеева, балерина Т.В. Шлыкова)
КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА.
Характерные черты.
Сохранение крепостнических условий.
Усиление патриотических тенденций под влиянием «духа победы. в 1812 г.
Многонациональный характер.
Развитие в общеевропейском направлении.
Сохранение национальных традиций.
Продолжение опоры на достижения предшествовавшего времени.
Образование.
1804 г. — создание шести учебных округов с одинаковой структурой учебных заведений: низшая ступень образования — одногодичные церковно-приходские школы для детей всех сословий; средняя — уездные училища и гимназии (детей крепостных в гимназии не принимали); высшая — университеты (Москва, Санкт-Петербург, Вильно, Казань, Харьков, Дерпт). 1815 г. — основание армянской семьёй Лазаревых в Москве армянского училища, преобразованного в 1827 г. в Лазаревский институт восточных языков.
Открытие специализированных высших учебных заведений; педагогические институты, при Александре I — Лесной институт, при Николае I — Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Инженерная и Артиллерийская академии и др. Рост числа таких вузов — прекращение практики обучения молодёжи за рубежом.
Образование, хотя и сохраняло сословный характер, но получало более широкое распространение среди купечества, мещанства, ремесленников.
Николаевская реакция отразилась на политике просвещения введением жёстких градаций учащихся по социальному положению, платы за обучение в университетах, а к преподаванию философии с 40-х гг. XIX в. допускались только лица духовного звания.
Наука.
Математика: Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию.
Физика: В.В. Петров исследовал электродугу, показал возможность освещения улиц; Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, создал гальванотехнику.
Химия: металлург П.П. Аносов разработал метод получения высококачественной стали, химик-органик Н. Н. Зинин заложил основы производства синтетических красителей.
Техника: Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. по строили первый в России паровоз и Нижнетагильскую заводскую железную дорогу длиной 3,5 км.
Медицина. Н.И. Пирогов впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях, является основоположником военно-полевой хирургии.
История. Н. М. Карамзин написал «Историю государства Российского» в 8 томах; работы профессора Т.Н. Грановского.
Астрономия. В.Я. Струве — основатель и первый директор Пулковской обсерватории (1839 г.) под Санкт-Петербургом.
География, многочисленные экспедиции с целью исследования водных и сухопутных районов, составления и уточнения карт:
1803—1806 гг. первая кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна. Ю. Ф. Лисянского.
1811г. - В. М. Головнин обследовал Курильские острова.
1819—1821 гг. — первая русская антарктическая (кругосветная) экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева —» открытие Антарктиды (1820 г.).
Ф.П. Литке исследовал моря Ледовитого океана, Камчатку, берега Южной Америки, один из основателей Русского географического общества (1845 г.).
Г.Н. Невельской исследовал низовья Амура, установил, что Сахалин — остров.
Литература.
Быстрая смена стилевых направлений: рубеж веков — сентиментализм (Н.М. Карамзин, ГЛ.Дер жавин)- романтизм (В. А. Жуковский, поэты-декабристы) —» вторая четверть XIX в.— реализм (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь).
Основные черты критического реализма:
типический герой в типических обстоятельствах;
высокая идейность: отражение наболевших вопросов времени;
патриотизм — любовь к народу, Родине;
гуманизм — борьба за человека, его права, сочувствие страданиям народа;
высокая художественность — мастерство в использовании средств изображения.
В литературной критике большую роль сыграл В. Г. Белинский
Архитектура.
Это время позднего, или высокого классицизма - «русского ампира» (от фр. — империя), для которого характерны: торжественность, монументальность, симметричность композиции, ориентация на античную архитектуру.
Выдающиеся зодчие: А.Н. Воронихин (Горный институт, Казанский собор в Санкт-Петербурге), А.Д. Захаров (Адмиралтейство в Санкт-Петербурге), К. И. Росси (ансамбли Дворцовой площади, Александрийского театра, здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге), В.П. Стасов (Московские и Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге).
Московские архитекторы О. И. Бове (здания Большого и Малого театров). Д. И. Жилярди. А. Г. Григорьев успешно соединяли в своих постройках черты русского ампира и традиции московской архитектурной школы.
30-50-е гг. XIX в.- на место классицизма в архитектуре пришла эклектика (смешение стилей), крупнейшими представителями которой являлись:
К.А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата. Петербургский вокзал в Москве, Московский вокзал в Санкт-Петербурге), А.И. Штакеншнейдер (Мариинский дворец, дворец князей Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге). А.П. Брюллов (Пулковская обсерватория близ Санкт-Петербурга)
Скульптура.
Особо популярная тема — тема гражданского подвига и долга: памятники М.Б. Барклаю-де-Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге (Б.И. Орловский), памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (И.П. Мартос).
Значительным было творчество барона П.К. Клодта — скульптора-анималиста: группы «Укрощение коня», установленные на Аничковом мосту и конная статуя Николая I в Санкт-Петербурге.
Живопись.
В первые десятилетия XIX в. классицизм (в живописи он получил название академизма) в изобразительном искусстве ещё прочно удерживал свои позиции.
Романтизм начала века затронул лишь портрет (О.А. Кипренский: портреты В.А. Жуковского, А.С. Пушкина; В.А. Тропинин: портрет А.С. Пушкина, «Кружевница», «Гитарист») и пейзаж (С.Ф. Щедрин). В творчестве художников, работавших в бытовом жанре [А.Г. Венецианов («На гумне», «Весна», «Пашня» и др.) и его ученики Ф.Я. Алексеев, Г.В. Сорока, А.С. Плахов], соединились элементы бытовой картины, портрета и пейзажа. Предмет пристального интереса этих мастеров — повседневная жизнь народа.
Крупнейшими живописцами середины века стали К.П. Брюллов, в работах которого удивительно удачно сочетались черты классицизма, романтизма и реализма («Последний день Помпеи», «Всадница»); А.А. Иванов, более 20 лет проработавший над монументальным полотном «Явление Христа народу».
Основатель критического реализма в русском изобразительном искусстве — П.А. Федотов («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер» и др.)
Театр.
Разделение единых театральных трупп на драматические и оперно-балетные: бывший Петровский театр в Москве дал в 1824 г. начало двум новым, существующим до сих пор: Малому (где ставилась драма) и Большому (его репертуар состоял из опер и балетов).
1832 г. открытие Александрийского театра в Санкт-Петербурге.
Постепенно меняется манера игры актёров: она становится более естественной, реалистичной. Лучшие актёры: М.С. Щепкин, П.С. Мочалов. В.Н. Асенкова, Е.С. Семёнова, В А. Каратыгин, А.Е. Мартынов.
Музыка.
Формирование русской национальной музыкальной школы. Родоначальником исторической оперы стал М.И. Глинка [«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила»]. Представителем реалистического направления в музыке был А.С. Даргомыжский (оперы «Русалка», «Каменный гость»). Развивался бытовой романс (А.Е. Варламов, А А. Алябьев, А.Л. Гурилёв).
Журналистика.
30-40-е гг. XIX в.— «смирдинский период» в исторИИ книгопечатания:
А.Ф. Смирдин реформировал торговлю книгами на принципах буржуазного хозяйствования, выступал как издатель-просветитель. Самая крупная газета — «Северная пчела» (охранительное направление), издаваемая Ф.В. Булгариным.
Первый русский общественно-политический журнал — «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным.
Передовые журналы «Современник» (издаваемый в 1836-1837 гг. А.С. Пушкиным, с 1846 г. — НА. Некрасовым и И.И. Панаевым), «Отечественные, записки» (издатель АА. Краевский, редактором был В.Г. Белинский) боролись с охранительным направлением в русской литературе.
КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.
Характерные черты
Продолжение опоры на достижения предшествующего времени.
Усвоение художественных принципов первой половины века.
Поиск новых изобразительных методов и средств.
Усиление влияния национальных традиций.
Многонациональный характер.
Взаимовлияние русской и западноевропейской культуры
Образование.
— Расширение сети начальных школ (церковноприходские школы, земские школы, с 1864 г. народные училища Министерства народного просвещения).
Основа среднего образования — гимназии (без экзаменов в университет), с 1862 г. женские гимназии; реальные училища (готовят в высшие технические институты).
- Высшее образование:
1878 г.— в Санкт-Петербурге начали работу Бестужевские курсы (высшее образование для женщин);
Открытие двух университетов — в Одессе и Томске (первый университет в Сибири).
Создание крупнейших музеев — Исторический музеи и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Санкт-Петербурге (1898 г.)
Наука.
Биология: И.М. Сеченов создал русскую школу физиологии; И.И. Мечников — один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, лауреат Нобелевской премии (1908 г.); В.В. Докучаев разработал основы почвоведения, разработал учение о географических зонах, научную классификацию почв; К А.. Тимирязев раскрыл закономерности фотосинтеза.
Химия. Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869 г.). А.М. Бутлеров основал теорию химического строения вещества.
Математика: П.Л. Чебышев открыл закон больших чисел; С.В. Ковалевская первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук (1889 г.) - исследования в области математического анализа.
Физика: А.Г. Столетов осуществил фундаментальные исследования в области магнетизма и фотоэлектрических явлений; П.Н. Яб лочков создал дуговую электрическую лампу (1876 г.); А.Н. Лодыгин — лампу накаливания; АС. Попов изобрёл радиотелеграф (1897 г.).
География: П.П. Семёнов Тян-Шанский исследовал Тянь-Шань; Н.Н. Миклухо-Маклаи изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе Новой Гвинеи; Н.М. Пржевальский осуществил экспедиции в Уссурийский край, Центральную Азию.
История: С.М. Соловьёв написал 29 томов «Истории России с древнейших времён»; В.О. Ключевский создал «Курс русской истории» и другие произведения.
Литература.
Расцвет литературы критического реализма (борьба за лучшую жизнь, критика действительности): Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Севастопольские рассказы» и др.); И.С. Тургенев («Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и др.); Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»). Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. А.Н. Островского, Н.С. Лескова, Н. А. Некрасова, А.П. Чехова, В.М. Гаршина. Жизнеутверждающая сила и глубокий лиризм стихотворений А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.
Архитектура.
Господствующим стилем была эклектика, разновидностью которой являлся псевдорусский стиль (в духе традиций русского зодчества): Исторический музей в Москве (В. А. Шервуд), «Спас на Крови» в Санкт-Петербурге (А. А. Парланд и И. В. Макаров).
Скульптура.
М.О. Микешин создал памятники «Тысячелетие России» (1862 г.) в Великом Новгороде, «Богдан Хмельницкий» в Киеве, «Минин» в Нижнем Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге; А.М. Опекушин — памятник А.С. Пушкину (1880 г.) на Тверском бульваре в Москве; М.М. Антокольский известен скульптурами Нестора-летописца, Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Ермака, Петра I и др.
Живопись.
Утверждение реалистического направления в живописи проходило в борьбе с закосневшими уже академическими формами и канонами: в ноябре 1863 г. 13 выпускников Академии художеств отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и покинули Академию. В 1870 г. часть из них образовала «Товарищество передвижных художественных выставок» (И.Н. Крамской. В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др.). Они устроили около 50 выставок в городах России, наиболее активно работая в 70-80-е гг. (официально объединение передвижников просуществовало до 1923 г.), в разных жанрах:
социально-бытовом: В.Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Проводы покойника»;
историческом: В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы». «Меншиков в Берёзове», Н.Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея»;
портретном: И.Н. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», В.Г. Перов «Портрет Ф.М. Достоевского»;
пейзажном: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», А.И. Куинджи «Берёзовая роща», «Ночь на Днепре», И.И. Левитан, И.И. Шишкин многочисленные пейзажные полотна.
Художником огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности был И.Е. Репин:
отражение современной российской действительности («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»);
революционное движение («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали»);
историческая живопись («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»);
портреты (В.В. Стасова, М.П. Мусоргского, Л.Н. Толстого, П.А. Стрепетовой и др.)
Живописец-маринист И. К. Айвазовский создал полотна «Девятый вал», «Чёрное море», «Чесменский бой», «Наваринский бой». Художник В.В. Верещагин показал глубокий драматизм будней войны («Смертельно раненный», «Апофеоз войны», «Перед атакой. Под Плевной» и др.)
Конец 80-х гг. XIX в. — начал писать психологические, мастерские по исполнению портреты В. А. Серое («Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», портреты В.И. Качалова, Т.П. Карсавиной).
Утвердилось глубоко национальное, отражавшее историю русского духа направление, представленное творчеством В.М. и А.М. Васнецовых, М.В. Нестерава.
Музыка.
Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка» (название дал критик В.В. Стасов). Её основателем и руководителем стал М. А. Балакирев, членами были:
М.П. Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»),
Н.А. Римский Корсаков (оперы «Псковитянка», «Снегурочка»),
А.П. Бородин (опера «Князь Игорь»), Ц.А. Кюи (14 опер, среди них «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка-дурачок»). Творчество участников «Могучей кучки» основывалось на демократизме и народности. Мировое признание получил П.И. Чайковский, создавший жанр русской лирико-драматической симфонии. Ему принадлежат 7 симфоний, три балета («Щелкунчик». «Спящая красавица», «Лебединое озеро»), семь опер (среди которых «Евгений Онегин», «Пиковая дама». «Черевички»), более 100 романсов и много других произведений, проникнутых тонким лиризмом и обладающих редкой силой эмоционального воздействия.
1859 – братья А.Г. и И.Г. Рубинштейн основали в Санкт-Петербурге Русское музыкальное общество. Открытие первых консерваторий в Санкт-Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.)
Театр.
Ведущим центром драматического искусства оставался Малый театр в Москве, в котором блистали великие актёры П.М. Садовский, А.П. Ленский. М.Н. Ермолова, продолжавшие лучшие реалистические традиции русской сцены. Наиболее крупным драматургом являлся А.Н. Островский. В Александрийском театре в Санкт-Петербурге заслуженной славой пользовались актёры М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, М.В. Дальский. Начался небывалый взлёт русского балета в столичном Императорском Мариинском театре, на сцену которого в начале 90-х гг. вышла неподражаемая М. Ф. Кшесинская.
Печать и книгоиздательское дело.
До последней четверти XIX в. в России газеты не имели широкого распространения, главную роль
играли журналы.
Журналы:
демократическое направление: «Современник» (редактор М.Е. Салтыков-Щедрин), «Отечественные записки» (редакторы Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин), «Русское богатство» (редактор Н.К. Михайловский);
либеральное направление: «Вестник Европы» (редактор М.М. Стасюлевич);
консервативное направление: «Русский вестник» (редактор М.Н. Катков) — с 1862 г.
Крупнейшими газетами являлись: «Санкт Петербургские ведомости» (официальный издатель — Академия наук, которая сдавала её в аренду частным лицам), «Московские ведомости» (принадлежала Московскому университету, который сдавал её в аренду),
1863 г.— в Москве в противовес «Московским ведомостям» стала выходить газета «Русские ведомости».
1875 г.— издание газеты «Новое время» (редактор А.С. Суворин) первой массовой русской газеты.
Заметной отраслью предпринимательства становится книгоиздание (Ф. Ф. Павлёнков и И.Д. Сытин).
КУЛЬТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА.
Образование.
Рост грамотности (с 21% в 1897 г. до 30% к 1917 г.) и увеличение видов учебных заведений (начальных земских и церковно-приходских школ).
1896 г. - на средства торговой и промышленной буржуазии создано 250 коммерческих училищ — для нужд фирм.
Открытие сельскохозяйственных, медицинских, учительских институтов, в 1909 г. — университета в Саратове. Основаны Московский и Киевский коммерческие институты.
К 1914 г. всего в стране было около 100 вузов со 130 тыс. студентов. 1908 г.— в Москве на средства либерала золотопромышленника А.Л. Шанявского открыт Народный университет.
Успешно работали воскресные школы для взрослых.
Наука.
Сталелитейное дело стало использовать результаты научных изысканий (роль русского металлурга Д.К. Чернова — основоположника металловедения и теории термической обработки стали).
Первые нефтепроводы, нефтеналивные суда сконструировал В.Г. Шухов.
Первый в мире трактор-платформу на гусеничном ходу собрал механик-самоучка Ф. А. Блинов.
Под руководством И.И. Сикорского созданы первые в мире тяжёлые самолёты.
К.Э. Циолковский обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений.
А.Н. Крылов участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров.
И.Е. Жуковскому принадлежит разработка основ аэродинамики.
П.Н. Лебедев разработал учение о световом давлении.
И.И. Мечников обосновал теорию иммунитета, вёл активную борьбу с эпидемиями.
И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, опубликовал классические труды но физиологии кровообращения и пищеварения (1904 г.— лауреат Нобелевской премии).
К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере (сфере разума).
М.Н. Покровский написал пятитомную «Русскую историю с дренейших времён» — первая попытка материалистического освещения истории. Внесли свой вклад в развитие исторической науки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, Н.Л. Павлов-Сильванский.
«Звёздный час» для русской философии (Н.А. Бердяев. С.Н. Булгаков. П.Б. Струпе. (С.Л. Франк. Л.И. Шестов и др.). 1909 г. — издание сборники «Вехи», в котором отвергался революционный путь развития и содержался призыв идти к религиозному сознанию.
Литература.
Выражение ощущения усиливающегося кризиса общественной жизни.
Расцвет критического реализма: страстная пропаганда идеалов социальной справедливости и гуманизма: завершился творческий путь Л.Н. Толстого («Живой труп», «Хаджи-Мурат»), А.П. Чехова («Три сестры», «Вишнёвый сад», рассказы), в прозе работали
А. М. Горький, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой.
Возникновение в поэзии модернистских течений (новаторство: новые языковые формы и изобразительные средства, воспевание красоты, экзотики свободы личности, увлечение неожиданностью, сочностью и звучностью рифм), которые часто обозначают понятием «декаданс» (упадничество):
акмеизм (от гр. — высшая степень чего-либо, цветущая сила)
(А. Ахматова. Н. Гумилёв, О. Мандельштам);
символизм (от гр. — знак) (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов);
футуризм (от лат. — будущее) (В. Хлебников, В. Маяковский). Основные черты модернистских течений:
крайний индивидуализм (человек вне связи с обществом, интерес к своему «я»);
антиреализм (отказ от изображения действительности, проповедь «искусства для искусства», особое внимание форме, новым выразительным средствам искусства).
Архитектура.
Утверждение стиля эклектики (здание Политехнического музея в Москве, главный фасад Третьяковской галереи по эскизу В.М. Васнецова, здание Казанского вокзала в Москве (архитектор А.В. Щусев), который сменяется модерном (дом Рябушинского в Москве, здания Ярославского вокзала, Мос ковского Художественного академического театра (архитектор Ф.О. Шехтель), здание Азово-Донского банка в Санкт-Петербурге (архитектор Ф.И. Лидвале)).
Стремление к комплексной застройке городских территорий, использование новых материалов (бетон, стекло), возведение много этажных зданий банков, торговых предприятий, жилых домов
Скульптура.
Произведения А. С. Голубкиной (образы пролетариев: «Железный», «Рабочий», композиции «Спящие», «Вдали музыка и огни» и др.), С.Т. Конёнкова (возродил искусство деревянной скульптуры), С.М. Волнухина (бюст М.П. Третьякова, памятник первопечатнику Ивану Федорову).
Живопись.
Реалистическое направление (И.Е. Репин — «Заседание Государственного совета», В.А. Серое — портреты М.Н. Ермоловой, А.М. Горького, И. А. Морозова). Модернистское направление:
1898 г.— создание общества «Мир искусства» (Б.М. Кустодиев М.В. Добужинский. Е.Е. Лансере, К. А. Сомов ) во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым: «искусство для искусства», уход от реальной жизни, искусство свободно от социальных проблем, должно воспевать красоту, изысканность и утончённость прежних эпох, особенно XVIII в.;
Авангардизм, внешняя беспредметность искусства, новые колорит и формы, «бытовой символизм»:
1907 г.— группа «Голубая роза» (Н. С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян);
г.— группа «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк);
г.— группа «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич (супрематизм) — «Чёрный квадрат на белом фоне» и др.). Выдающиеся произведения создаёт М.А. Врубель («Пан», «Демон»)
Музыка.
Реалистическое направление:
продолжается творчество Н. А. Римского-Корсакова (оперы «Царская невеста», «Оказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»).
Модернистское направление:
творчество А.Н. Скрябина (симфоническая поэма «Поэма экстаза»), А.К. Глазунова (балет «Раймонда»), С.В. Рахманинова (оперы «Алеко», «Скупой рыцарь»), И.Ф. Стравинского (балеты «Петрушка», «Жар-птица»).
Происходит изменение предпочтений в жанрах: снизилась популярность оперы, расширилось распространение симфонической и камерной музыки.
Наряду с существующими центрами оперного искусства, большое распространение получила частная опера (Московский частный оперный театр Саввы Мамонтова).
В Большом театре пел великий Ф. И. Шаляпин.
Русский балет приобрёл мировую славу благодаря мастерам балетного танца М, Кшесинской, Т. Карсавиной. А. Вагановой. В. Нижинскому.
1909-1912 гг. — «Русские сезоны» в Париже, организованные С.П. Дягилевым, способствовали ознакомлению европейцев с искусством России.
Театр.
1898 г. — основание Московского Художественного общедоступного театра (режиссёры К.С. Станиславский и В.И. Немирович Данченко), прославившегося постановками пьес А.П. Чехова и А.М. Горького.
1904 г. создание актрисой В. Ф. Комиссаржевской театра в Санкт- Петербурге.
Кино.
1907—1908 гг.— А. А. Ханжонков построил первую кинофабрику в Москве.
Отечественное кино сначала было документальным.
1908 г.- первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» (о С. Разине);
1911 г.— первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Звездами отечественного киноэкрана являлись Вера Холодная, И.И. Мозжухин.
Замечательным кинорежиссёром был Я. Я. Протазанов.