СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по истории. Культура Русского государства. Древняя Русь-начало 20 в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по истории. Культура Русского государства. Древняя Русь-начало 20 в.»

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ.


Литература и распространение грамотности.


- Устное народное творчество: былинные циклы об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче.

- «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI в.).

- Жития святых: «Житие Бориса и Глеба» (XI в.), «Житие Феодосия Печерского».

- Поучения: «Поучение детям» Владимира Мономаха (начало XII в.). - Летописание (появляется в XI в.): «Повесть временных лет» написа­на монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (начало XII в.). - Богослужебные книги: «Остромирово Евангелие» (10561057 гг.). - Исторические повести (XII в.).

- Греческие романы.

- Византийские хроники.

- Берестяные грамоты.

- Монастырские школы


Зодчество.

Деревянное.


Каменное (влияние Византии):

  • Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.);

  • собор Спаса в Чернигове (1031-1036 гг.);

храмы Софии в Киеве (1037-1041 гг.) (материал — плинфа — широкий и плоский кирпич), в Новгороде (1045-1050 гг.) (материал - известняк) и Полоцке (1060 г.);

- Золотые ворота во Владимире (1158 -1164 гг.)



Древняя Русь переняла византийский тип крестовокупольного храма, план которого строится по принципу центральной симметрии в форме греческого креста с большим куполом в центре.



Живопись.

- Мозаика (подкупольное изображение Христа Пантократора, Богоматери, апостолов в Софийском соборе в Киеве);

- Иконопись (икона Владимирской Божией Матери, новгородская школа — «Успение»);

- Фреска (изображение семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения скоморохов в - Софийском соборе в Киеве).


Прикладное народное искусство.


Чернь;


Зернь;

Перегородчатая эмаль;

Филигрань (скань)








КУЛЬТУРА РУСИ В XII- XV ВВ.


Литература и распространение грамотности.


- Семейные и родовые княжеские летописи.

- Киево-Печерский патерик (сборник, содержащий жития и нравоучения монахов).

- «Слово о полку Игореве» (1185 г.).

- «Слово Даниила Заточника» (XII в.).

- «Моление («Послание») Дании­ла Заточника» (XIII в.).

- Исторические песни (с XIV).

- Воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).

- Жития Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Перм­ского.

- «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, тверского купца (XV в.). – Летописание. Общерусский летописный свод (1408 г.), «Хроно­граф».

Зодчество.


Успенский (1185-1189 гг.) и Дмитриевский (1194— 1197 гг.) соборы во Владимире.

Церковь Покрова на Нерли (1165 г.).

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234-1236 гг.).


Упадок каменного зодчества, затем возрождение строительства кре­постей и храмов.


Белокаменный Кремль в Москве (1366-1367 гг.).

Благовещенский (1484-1489 гг.; псковские мастера) и Успенский (1475-1479 гг.; итальянский архитектор Аристотель Фиораванти).

Соборы Московского Кремля.

Грановитая палата (1487-1491 гг.; итальянские архитекторы Мар­ко Руффо, Пьетро Антонио Солари)

Живопись.

Окончательно сложились иконописные школы от­дельных земель (XIV-XV вв.).

Творчество Феофана Грека (приехал на Русь из Византии, участвовал в росписи старого Благовещенского собора Московского Кремля. До Москвы много ра­ботал в Новгороде).

Творчество Андрея Рублёва [вершина творчества — «Трои­ца», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1408-1425 гг.)].

Дионисий (иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря).


Ремесленное производство.


Упадок из-за монгольского нашествия, последующее возрождение: железоделательные и ювелирные специальности; искусство резьбы по кости и дереву; литейное дело.











КУЛЬТУРА РОССИИ В 16 В.


Грамотность, книжное дело.


Появление первых учебников по грамматике и арифметике, а также словарей — «Азбуковников».

1564 г. — начало книгопечатания в России, поло­женное Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем: первая дати­рованная русская книга «Апостол» (1564 г.), затем «Часослов* (1565 г.), первый букварь (1574 г.).


Литература.


Новый летописный свод — Никоновская летопись (середина XVI в.), Лицевой летописный свод

(70-е гг. XVI в.)

Историко-литературные произведения, написанные митрополитом Макарием и его соратниками («Великие Четьи минеи», Степенная книга).

Произведения бытового жанра («Домострой», написанный предпо­ложительно протопопом Сильвестром).

Развитие публицистики («Сказание о князьях Владимирских», пе­реписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, сочинения И. Пересветова, М. Башкина, Ф. Косого)

Архитектура.


Возникновение шатрового стиля, для которого ха­рактерны: восьмерик па крестообразном основании, перекрытие в виде шатра, многоглавие, асимметричность. Лучший образец — церковь Вознесения в селе Коломенское (1532 г.).

В 1505-1509 гг. велось строительство Архангельского собора Мос­ковского Кремля (итальянский архитектор Алевиз Новый).

В 1554-1560 гг. в честь взятия Казани был построен Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного) (русские зодчие Барма и Постник, возможно одно лицо).

Вокруг многих городов были возведены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений являлся Фёдор Конь. Им построе­ны стены Белого города в Москве (на месте нынешнего Садового кольца), Смоленская крепостная стена.

Ремесленное производство.


Железоделательные и ювелирные специальности, производство искусство резьбы по кости и дереву.

Появление первых письменных руководств по от­дельным ремёслам.

1586 г.— литейщик Андрей Чехов отлил «Царь-пушку».


КУЛЬТУРА РОССИИ В 17 В.


Характерные черты:

  • Усиление процесса обмирщения культуры, т. е. освобождение её от церковного влияния.

  • Нарастание в произведениях культуры интереса и внимания к че­ловеческой личности.

  • Обогащение культуры социальной тематикой и усиление её де­мократизации.

  • Распространение научных знаний.

  • Расширение связей с Западной Европой.

  • Начало процесса дифференциации культуры (просвещение и наука, художественная литература, светская живопись и т. д.).

  • Вмешательство государства и церкви в вопросы культуры путём утверждения определённых канонов православной церкви (напри­мер, патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей).

  • Многообразие, праздничность, яркость произведений искусства.

  • Формирование и развитие русской национальной культуры, кон­солидация национального языка, формирование литературного языка


Образование.


Возникновение специализированных школ (рус­ских лекарей, наборщиков, подьячих для приказов). 1687 г.— создание Славяно-греко-латинской академии — первого в России высшего учебного заведения (под руководством братьев П. и И. Лихудов).

С 1621 г. в Посольском приказе для царя и его окружения составля­лась рукописная газета (сводки новостей о событиях в других стра­нах) — «Куранты».


Развитие библиотек. Существовали царские, государственные, частные библиотеки.



Научные знания.


Использование винтовых деревянных домкратов, водяных колёс, приводивших в движение молоты,

подъёмных механизмов.

В России была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника.

На русский язык переведена работа А. Везалия «О строении челове­ческого тела».

Созданы «Книга Большого чертежа» (1627 г.),

«Чертёж Сибирской земли» (1667 г.).

Получили распространение лечебники — «травники» и «цветни­ки», а также пособия по фармакологии и биологии.

Научные знания носили преимущественно прикладной характер



Литература.


- Учебные книги. «Синопсис» (от гр. обозрение) киев­ского монаха И. Гизеля — первый учебник по исто­рии Руси; первый печатный букварь Василия Бурцева; буквари Симеона Полоцкого, Кариона Истомина; «Грамматика» Мелентия Смотрицкого; «Азбуковники»; «Гражданство обычаев детских».

Автобиографические повести («Житие протопопа Аввакума»), био­графические повести («Об Ульинии Осорьиной» и др.), сатиричес­кие повести («О Ерше Ершовиче», «Сказание о куре и лисице», «О Шемякином суде», «Повесть о Фоме и Ерёме»).

Патриотические произведения («Сказание Авраамия Палицына», «Временник» Ивана Тимофеева, «Новая повесть о преславном Рос­сийском царстве»), светская поэзия (Симеон Полоцкий, Карион Ис­томин, Сильвестр Медведев).



Архитектура.


Деревянное зодчество, которое доминирует над ка­менным по всей стране, в том числе и в столице (на­пример, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, строи­тели: С. Петров. И. Михайлов).

Возникновение нового стиля — «московского барокко» (или, по фа­милии главных заказчиков, «нарышкинского барокко»), для кото­рого характерны: симметричность композиции, многоярусность, цветной декор и дробность элементов, разнообразие декоративного убранства (например, церковь Покрова в Медведкове, церковь Пок­рова в Филях, Успенский собор в Рязани).



Гражданские постройки: Теремной дворец Московского Кремля, Сухарева башня в Москве. Паганкины палаты в Пскове и др.


Живопись. Иконопись, выдающимся мастером которой являл­ся Cuмон Ушаков («Спас Нерукотворный», «Трои­ца», «Богоматерь Владимирская», «Насаждение древа государства Российского» — даны портреты деятелей русской истории), для его творчества характерны: переход от плоскостного изображения к объёмному, использование светотени, попытка перехода к реально­му художественному изображению.

Фресковая (стенная) живопись приобрела характер мирских жанро­вых картин, привлекая внимание к повседневной жизни человека, его быту, труду (например, церковь Ильи Пророка в Ярославле (ху­дожники: Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною»).

Создание парсун (от слова «персона») — первых портретов, что яв­ляется примером зарождения светского искусства. Внимание уде­ляется внутреннему миру человека (портреты царей Алексея Ми­хайловича, Фёдора Алексеевича и др.)


Театр.

1672-1676 гг. — придворный театр, в котором вы­ступала немецкая труппа пастора лютеранской цер­кви в Немецкой слободе И. Г. Грегори.














































ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ И БЫТУ ПРИ ПЕТРЕ ПЕРВОМ.


Образование и школа.


Создание светской системы образования, в основу которой был положен принцип обязательного обу­чения дворянства. Учёба приравнивалась к государ­ственной службе.

1714 г. указ, запрещавший жениться недорослям, не окон­чившим «цифирной школы».

Петровская школа создавалась как техническая школа, среди дисциплин преобладали точные науки.

Появление цифирных школ для обучения детей дворян и чи­новников, гарнизонных и адмиралтейских школ для обучения детей солдат, матросов, работных людей.

Открытие технических специальных школ в Москве и Санкт-Петербурге.

Отправка дворянских недорослей для учёбы за границу.

  1. г. — издание первой периодической газеты «Ведомости».

  2. г. — введение арабских цифр.

1708 г. — переход на гражданский шрифт изменён алфавит­ный состав, исчезли ненужные для передачи русской речи бук­вы, введены новые буквы «е», «я», «э», упрощено правописа­ние, исчезли «титлы», знаки ударений.

Новые учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича. Создание «Модель-камеры», ставшей впоследствии основой для Центрального военно-морского музея.

Основание Кунсткамеры — собрания редкостей на базе лич­ной коллекции Петра I. С 1719 г. доступна для обозрения. 1714 г. — открытие первой в России публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.


Научные знания.


1712 г. — создание известным изобретателем знания А. К. Нартовым токарного станка с использованием самоходного металлического держателя резца-суп­порта. Он изобрёл машину для сверления дул у пушек, техноло­гию и механизацию производства монет, ряд оригинальных то­карно-копировальных, зуборезных и винторезных станков.

1709 г. — начало действия Вышневолоцкой системы каналов.

1714 г. — открытие первого ботанического сада в Санкт-Петер­бурге.

Создание первой карты Каспийского моря и 30 карт уездов.

Открытие многих месторождений (каменный уголь — в Донец­ком, Кузнецком угольных бассейнах, нефть — в Поволжье и Коми крае).

1724 г. — указ об учреждении Академии наук


Публицистика.


Феофан Прокопович — вице-президент Синода, публицист, поэт, драматург — написал:

• 1721 г. — «Духовный регламент» доказал не­обходимость ликвидации патриаршества и преимущество кол­легиального управления, обосновал подчинение духовной власти светской;

• 1722 г. — «Правда воли монаршей» доказал, что наилуч­шая форма государства для России — абсолютная монархия.

И. Т. Посошков («Книга о скудости и богатстве» (1724 г.) выступал за развитие отечественной промышленности путём государственного поощрения предпринимательской деятель­ности и рационального использования недр, считал, что исключительное право торговли должно принадлежать купечеству, отстаивал меры по ограничению произвола дворян, регламентации крестьянских повинностей.



Архитектура.


Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербурга, Азова, Таганрога) с ули-

цами, пересекающимися под прямыми углами, и выравниванием фасадов домов по линии улиц.

Новым явлением в архитектуре стало сооружение триумфаль­ных арок.

Светское начало в архитектуре возобладало над церковным.

Господствующий стиль — «петровское барокко», для которого характерны: симметрия фасадов, высокие двускатные крыши, простое композиционное решение, монументальность, обилие украшений, волнообразные или изломанные карнизы, окраска фасада в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.

Наиболее яркое отражение зодчество и градостроительство петровского времени нашло в Санкт-Петербурге: Доменико Трезини построил Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, Бла­говещенскую церковь Александро-Невской лавры и др.

Развивалось деревянное зодчество (Преображенская церковь на острове Кижи).


Скульптура.


Развивалась монументально-декоративная скульптура, рельефы, фонтанная и садово-парковая скульптура.

Б.К. Растрелли создал бюсты Петра Первого, А.Д. Меньшикова, конный монумент Петра первого, скульптурную группу «Нептун».


Живопись.


Живопись по характеру стала преимущественно светской. Художники отходили от иконописных традиций и стремились передать объём предметов и окружающего их пространства, изобразить фигуры в соответствии с законами анатомии (И. Н. Никитин «Портрет «Петр I на смертном ложе»; А. М. Матвеев «Автопортрет с женой», портреты И. Л. и А. П. Голицыных).

Бурное развитие гравюрного искусства (А. Ф. Зубов «Панорама», «Вид Петербурга»).


Театр.


1702 г. — открытие в Москве общедоступного публичного театра. Труппа — немецкие актёры. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес, Популярностью пользовались школьные театры при Славяно-греко-латинской академии и Хирургической школе. Сестpa Петра I Наталья Алексеевна организовала свой театр.


Быт людей.


Введение юлианского календаря. Счет лет стали вести от Рождества Христова, Новый год – 1 января 1700 г.

1700 г.- указ, обязывающий дворян, приказных и служебных чинов, торговых людей носить европейскую одежду (венгерское и немецкое платье).

1705 г. – указ, обязывающий население страны брить усы и бороды.

1718 г. – введение ассамблей (от фр. собрание) – светской формы развлечений, когда собирались представители разных сословий, мужчины, женщины, танцевали, играли в шахматы, вели беседы.

Проведение публичных праздников с фейерверками, карнавальными шествиями маскарадами.

Введение правил поведения в обществе – «Юности честное зерцало» (1717 г.).












КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА.



  • Утверждение рационалистического (от лат.. — разумный) миро­воззрения.

  • Расширение связей с культурой других стран.

  • Победа светского направления в искусстве.

  • Становление светской школы и науки.

  • Сословный характер культуры


Образование.


Возникновение гарнизонных школ — преемниц ци­фирных.

1755 г. — открытие Московского университета (три факультета: философский, юридический, медицинский).

1757 г. — учреждение российской Академии художеств, имевшей отделения живописи, скульптуры и архитектуры.

Открытие специальных учебных заведений:

1764 г. — училище при Академии художеств;

1764 г. — воспитательный дом в Москве;

1770 г. — воспитательный дом в Санкт-Петербурге;

1772 г. — Коммерческое училище в Москве.

Дети дворян обучались в шляхетских корпусах.

1764 г. — для дочерей дворян был основан Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре в Санкт-Петербурге (в обиходе его называли Смольным).

Массовость образование приобрело с созданием в 1786 г. системы двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных — в губернских городах.

Выходили две газеты: «Санкт-Петербургские ведомости» и «Мос­ковские ведомости», с 60-х гг. появились отраслевые журналы (эко­номические, сатирические «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» (издавал Н. И. Новиков), «Всякая всячина» (издавала Екатерина П), агрономические и др.).



Научные знания.


Во главе научных изысканий стояла Академия наук знания (президент — Е. Р. Дашкова).

М.В. Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке — физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, открыл фабрику цветного стекла, разработал эфирную теорию электрического поля, доказал существование у Венеры атмосферы, указал на электрическую природу северного сияния, положил начало метео­рологии, разработал оригинальные приборы для изучения химии, астрономии, метеорологии, заложил основы русского литературно­го языка 18 в.

Д.И. Виноградов - создатель отечественного фарфора.

Историк Г.З. Байер высказал мнение о скандинавском происхожде­нии Рюрика.

Историк Г.Ф. Миллер участвовал в академической экспедиции по Сибири, выдвинул тезис о завоевании Руси варягами и о создании ими Российского государства.

В.Н. Татищев написал «Историю Российскую с древнейших вре­мён».

Крупные исторические сочинения были созданы князем М.М. Щер­батовым и И.Н. Болтиным, 20 томов исторических документов опубликовал в своей «Древней Российской Вивлиофике» Н И. Нови­ков.

60-80-е гг. - были организованы академические экспедиции И.И. Лепёхина, П.С. Палласа, В.Ф. Зуева, которые собрали огром­ный материал по географии, геологии, ботанике, зоологии, астроно­мии, этнографии. Под руководством Лепёхина началась работа по составлению первого толкового словаря.

Механик-самоучка И. И. Ползунов построил на Алтае первую в Рос­сии паровую машину.

И.П. Кулибин разработал проект арочного моста через Неву, изоб­рёл оптический телеграф и прожектор, самокатку (прототип велоси­педа), «водоходное судно», лифт для Екатерины II.





Литература.


50-80-е гг. XVIII в. характеризовались развитием классицизма:

поэты B.К. Тредиаковский, Г.Р. Державин («Фелица», «Памятник», «Снегирь» и др.);

драматурги А.П. Су­мароков, Д.И. Фонвизин («Недоросль», «Бригадир» и др.), Я.Б. Княжнин, В.В. Капнист.


развитием сентиментализма: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».



Классицизм (от лат. – первоклассный)

Сентиментализм (от фр. – чувствительность)

тема

События из древней истории, религиозные сюжеты

Жизнь простых людей, близость их к природе, показ картин семейной жизниг

герои

Аристократы, цари, полковод­цы, государственные деятели


Простые люди (интерес к их внутреннему миру)


жанры

Высокие - трагедия, ода, герои­ческая поэма.

Низкие — комедия, сатира, басня


Повесть, роман в письмах, ник, путевые заметки, драма



1790 г. — издание сочинения А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: показывает всю тяжесть крепостнической экс­плуатации (Екатерина II заявила, что автор сочинении — «бунтов­щик хуже Пугачёва»)


Архитектура.


Барокко (от ит. – вычурный)


Черты:

Торжественная композиция зда­ния; динамика архитектурных форм; различное сочетание ко­лонн; активное использование декоративных рельефов; пыш­ность; обилие лепнины, статуй в нишах.


Архитекторы, постройки.

С.И. Чевакинский (дворец П.Б. Шереметева на Фонтанке, Николо-Богоявленский Мор­ской собор, склады Новой Гол­ландии в Санкт-Петербурге).

Ф.Б. Растрелли (Строгановский дворец, Смольный собор, ан­самбль Зимнего дворца в Санкт- Петербурге)


Классицизм.

Черты.

Симметричность композиции; гармония пропорций; геометри­чески правильные планы зданий; ориентация на античную архи­тектуру (колонны, портики, фронтоны).


Архитекторы, постройки.

  1. Ринальди (Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Гатчинский дворец).

Ж. Б. М. Валлен-Деламот (Гости­ный двор на Невском проспекте, Малый Эрмитаж в Санкт-Петер­бурге).

В. И. Баженов (здание старого Арсенала, проект Михайловского замка (достроил архитектор В.Ф. Бренна) в Санкт-Петербурге, дом-дворец Пашкова в Москве).

И.Е. Старов (Таврический Дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петер бурге).



М.Ф. Казаков (Петровский дворец, Голицынская больница, зда­ние Сената в Москве, здание Мос­ковского университета).

Д. Кваренги (Эрмитажный театр, Смольный институт, Конногвар­дейский манеж в Санкт-Петербур­ге, Александровский дворец в Царском Селе).


Живопись.


Преобладающий жанр — портрет.

А.II. Антропов (Коронационный портрет Петра III, портрет А.В. Бутурлиной и др.).

И.П. Аргунов (парадные портреты семьи Шереметевых, портрет князя М.И. Лобанова-Ростовского и др.)

Ф.С. Рокотов (портреты великого князя Петра Фёдоровича, Д.Г. Ле­вицкого, А.И. Струйской и др.).

Д.Г.Левицкий (портреты архитектора А.Ф. Кокоринова, Екатерины II, П.А. Демидова, серия полотен, посвящённая воспитанницам Инс­титута благородных девиц и др.).

BJI. Боровиковский (портреты семейных кланов Лопухиных, Толс­тых, Гагариных, портреты Екатерины II на прогулке, императора Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена).

Получили развитие исторический (А.П. Лосенко), пейзажный (Ф.Я. Алексеев, С.Ф. Щедрин) и бытовой (М. Шибанов, И.А. Ерменёв) жанры.


Скульптура.


Развитие всех видов скульптуры: рельеф, статуя, декоративно-монументальная, портретный бюст, станковые произведения.

К.Б. Растрелли (бюсты Петра I и Л.Д. Меншикова, Анны Иоаннов­ны с арапчонком).

Э. М. Фалъконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге).

Ф.И. Шубин (мраморные бюсты Г.А. Потемкина, Н.В. Репнина, В.Я. Чичагова, Павла I, гипсовый бюст М.В. Ломоносова и др.).

М.И. Козловский (Екатерина II в образе Миневры, памятник А.В. Су­ворову в Санкт-Петербурге, Самсон, разрывающий пасть льва и др.)


Театр.


1756 г. — рождение первого государственного об­щедоступного театра, которым руководил ярослав­ский купец и «первый русский актёр» Ф.Г. Волков.

1766 г - создание специальной Театральной дирекции (глава И.П. Елагин), утверждены штаты русского театра, размеры окладов актёров.

Модным в дворянской среде сделался крепостной театр, принадле­жавший аристократам (выдающиеся актрисы П.И. Ковалева-Жем­чугова, Ф. Аникеева, балерина Т.В. Шлыкова)

















КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА.


Характерные черты.


  • Сохранение крепостнических условий.

  • Усиление патриотических тенденций под влиянием «духа побе­ды. в 1812 г.

  • Многонациональный характер.

  • Развитие в общеевропейском направлении.

  • Сохранение национальных традиций.

  • Продолжение опоры на достижения предшествовавшего времени.

Образование.


1804 г. — создание шести учебных округов с одина­ковой структурой учебных заведений: низшая сту­пень образования — одногодичные церковно-приходские школы для детей всех сословий; средняя — уездные училища и гимназии (детей крепостных в гимназии не принимали); высшая — универси­теты (Москва, Санкт-Петербург, Вильно, Казань, Харьков, Дерпт). 1815 г. — основание армянской семьёй Лазаревых в Москве армян­ского училища, преобразованного в 1827 г. в Лазаревский инсти­тут восточных языков.

Открытие специализированных высших учебных заведений; педа­гогические институты, при Александре I — Лесной институт, при Николае I — Петербургский технологический институт, Москов­ское техническое училище, Инженерная и Артиллерийская акаде­мии и др. Рост числа таких вузов — прекращение практики обуче­ния молодёжи за рубежом.

Образование, хотя и сохраняло сословный характер, но получало более широкое распространение среди купечества, мещанства, ре­месленников.

Николаевская реакция отразилась на политике просвещения введе­нием жёстких градаций учащихся по социальному положению, платы за обучение в университетах, а к преподаванию философии с 40-х гг. XIX в. допускались только лица духовного звания.


Наука.


Математика: Н.И. Лобачевский создал неевклидо­ву геометрию.

Физика: В.В. Петров исследовал электродугу, показал возможность освещения улиц; Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, создал галь­ванотехнику.

Химия: металлург П.П. Аносов разработал метод получения высоко­качественной стали, химик-органик Н. Н. Зинин заложил основы производства синтетических красителей.

Техника: Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. по строили первый в России паровоз и Нижнетагильскую заводскую железную дорогу длиной 3,5 км.

Медицина. Н.И. Пирогов впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях, является основоположником военно-полевой хирургии.

История. Н. М. Карамзин написал «Историю государства Россий­ского» в 8 томах; работы профессора Т.Н. Грановского.

Астрономия. В.Я. Струве — основатель и первый директор Пулков­ской обсерватории (1839 г.) под Санкт-Петербургом.

География, многочисленные экспедиции с целью исследования вод­ных и сухопутных районов, составления и уточнения карт:

1803—1806 гг. первая кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенш­терна. Ю. Ф. Лисянского.

1811г. - В. М. Головнин обследовал Курильские острова.

1819—1821 гг. — первая русская антарктическая (кругосветная) эк­спедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева —» открытие Антар­ктиды (1820 г.).

Ф.П. Литке исследовал моря Ледовитого океана, Камчатку, берега Южной Америки, один из основателей Русского географического общества (1845 г.).

Г.Н. Невельской исследовал низовья Амура, установил, что Саха­лин — остров.




Литература.


Быстрая смена стилевых направлений: рубеж ве­ков — сентиментализм (Н.М. Карамзин, ГЛ.Дер жавин)- романтизм (В. А. Жуковский, поэты-декабристы) —» вто­рая четверть XIX в.— реализм (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь).

Основные черты критического реализма:

  • типический герой в типических обстоятельствах;

  • высокая идейность: отражение наболевших вопросов времени;

  • патриотизм — любовь к народу, Родине;

  • гуманизм — борьба за человека, его права, сочувствие страданиям народа;

  • высокая художественность — мастерство в использовании средств изображения.

В литературной критике большую роль сыграл В. Г. Белинский


Архитектура.


Это время позднего, или высокого классицизма - «русского ампира» (от фр. — империя), для которого характерны: торжественность, монументальность, симметричность композиции, ориентация на античную архитектуру.

Выдающиеся зодчие: А.Н. Воронихин (Горный институт, Казанский собор в Санкт-Петербурге), А.Д. Захаров (Адмиралтейство в Санкт-Пе­тербурге), К. И. Росси (ансамбли Дворцовой площади, Александрийс­кого театра, здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге), В.П. Стасов (Московские и Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге).


Московские архитекторы О. И. Бове (здания Большого и Малого те­атров). Д. И. Жилярди. А. Г. Григорьев успешно соединяли в своих постройках черты русского ампира и традиции московской архи­тектурной школы.

30-50-е гг. XIX в.- на место классицизма в архитектуре пришла эклектика (смешение стилей), крупнейшими представителями ко­торой являлись:

К.А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Крем­левский дворец и Оружейная палата. Петербургский вокзал в Моск­ве, Московский вокзал в Санкт-Петербурге), А.И. Штакеншнейдер (Мариинский дворец, дворец князей Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге). А.П. Брюллов (Пулковская обсерватория близ Санкт-Петербурга)


Скульптура.


Особо популярная тема — тема гражданского под­вига и долга: памятники М.Б. Барклаю-де-Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге (Б.И. Орлов­ский), памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (И.П. Мартос).

Значительным было творчество барона П.К. Клодта — скульптора-анималиста: группы «Укрощение коня», установленные на Аничковом мосту и конная статуя Николая I в Санкт-Петербурге.



Живопись.


В первые десятилетия XIX в. классицизм (в живо­писи он получил название академизма) в изобрази­тельном искусстве ещё прочно удерживал свои позиции.

Роман­тизм начала века затронул лишь портрет (О.А. Кипренский: портреты В.А. Жуковского, А.С. Пушкина; В.А. Тропинин: портрет А.С. Пуш­кина, «Кружевница», «Гитарист») и пейзаж (С.Ф. Щедрин). В твор­честве художников, работавших в бытовом жанре [А.Г. Венецианов («На гумне», «Весна», «Пашня» и др.) и его ученики Ф.Я. Алексеев, Г.В. Сорока, А.С. Плахов], соединились элементы бытовой картины, портрета и пейзажа. Предмет пристального интереса этих масте­ров — повседневная жизнь народа.

Крупнейшими живописцами середины века стали К.П. Брюллов, в работах которого удивительно удачно сочетались черты классициз­ма, романтизма и реализма («Последний день Помпеи», «Всадни­ца»); А.А. Иванов, более 20 лет проработавший над монументаль­ным полотном «Явление Христа народу».

Основатель критического реализма в русском изобразительном ис­кусстве — П.А. Федотов («Сватовство майора», «Завтрак аристок­рата», «Свежий кавалер» и др.)




Театр.


Разделение единых театральных трупп на драмати­ческие и оперно-балетные: бывший Петровский театр в Москве дал в 1824 г. начало двум новым, существующим до сих пор: Малому (где ставилась драма) и Большому (его репертуар со­стоял из опер и балетов).

1832 г. открытие Александрийского театра в Санкт-Петербурге.

Постепенно меняется манера игры актёров: она становится более ес­тественной, реалистичной. Лучшие актёры: М.С. Щепкин, П.С. Мочалов. В.Н. Асенкова, Е.С. Семёнова, В А. Каратыгин, А.Е. Мартынов.


Музыка.


Формирование русской национальной музыкальной школы. Родоначальником исторической оперы стал М.И. Глинка [«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Люд­мила»]. Представителем реалистического направления в музыке был А.С. Даргомыжский (оперы «Русалка», «Каменный гость»). Раз­вивался бытовой романс (А.Е. Варламов, А А. Алябьев, А.Л. Гурилёв).


Журналистика.


30-40-е гг. XIX в.— «смирдинский период» в исторИИ книгопечатания:

А.Ф. Смирдин реформировал торговлю книгами на принципах бур­жуазного хозяйствования, выступал как издатель-просветитель. Самая крупная газета — «Северная пчела» (охранительное направ­ление), издаваемая Ф.В. Булгариным.

Первый русский общественно-политический журнал — «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным.

Передовые журналы «Современник» (издаваемый в 1836-1837 гг. А.С. Пушкиным, с 1846 г. — НА. Некрасовым и И.И. Панаевым), «Отечественные, записки» (издатель АА. Краевский, редактором был В.Г. Белинский) боролись с охранительным направлением в русской литературе.































КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.




Характерные черты

  • Продолжение опоры на достижения предшествующего времени.

  • Усвоение художественных принципов первой половины века.

  • Поиск новых изобразительных методов и средств.

  • Усиление влияния национальных традиций.

  • Многонациональный характер.

  • Взаимовлияние русской и западноевропейской культуры

Образование.


— Расширение сети начальных школ (церковно­приходские школы, земские школы, с 1864 г. народные училища Министерства народного просвещения).

  • Основа среднего образования — гимназии (без экзаменов в уни­верситет), с 1862 г. женские гимназии; реальные училища (гото­вят в высшие технические институты).

- Высшее образование:

  • 1878 г.— в Санкт-Петербурге начали работу Бестужевские курсы (высшее образование для женщин);

  • Открытие двух университетов — в Одессе и Томске (первый уни­верситет в Сибири).

  • Создание крупнейших музеев — Исторический музеи и Третья­ковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Санкт-Пе­тербурге (1898 г.)


Наука.


Биология: И.М. Сеченов создал русскую школу фи­зиологии; И.И. Мечников — один из основополож­ников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, им­мунологии, лауреат Нобелевской премии (1908 г.); В.В. Докучаев разработал основы почвоведения, разработал учение о географичес­ких зонах, научную классификацию почв; К А.. Тимирязев раскрыл закономерности фотосинтеза.

Химия. Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869 г.). А.М. Бутлеров основал теорию химического строения вещества.

Математика: П.Л. Чебышев открыл закон больших чисел; С.В. Ко­валевская первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук (1889 г.) - исследования в области математическо­го анализа.

Физика: А.Г. Столетов осуществил фундаментальные исследова­ния в области магнетизма и фотоэлектрических явлений; П.Н. Яб лочков создал дуговую электрическую лампу (1876 г.); А.Н. Лодыгин — лампу накаливания; АС. Попов изобрёл радиотелеграф (1897 г.).

География: П.П. Семёнов Тян-Шанский исследовал Тянь-Шань; Н.Н. Миклухо-Маклаи изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе Новой Гвинеи; Н.М. Прже­вальский осуществил экспедиции в Уссурийский край, Централь­ную Азию.

История: С.М. Соловьёв написал 29 томов «Истории России с древ­нейших времён»; В.О. Ключевский создал «Курс русской истории» и другие произведения.


Литература.


Расцвет литературы критического реализма (борь­ба за лучшую жизнь, критика действительности): Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Севастопольские рассказы» и др.); И.С. Тургенев («Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и др.); Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»). Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. А.Н. Островского, Н.С. Лескова, Н. А. Некрасова, А.П. Чехова, В.М. Гаршина. Жизнеутверждающая сила и глубокий лиризм стихотворений А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.



Архитектура.



Господствующим стилем была эклектика, разно­видностью которой являлся псевдорусский стиль (в духе традиций русского зодчества): Исторический музей в Москве (В. А. Шервуд), «Спас на Крови» в Санкт-Петербурге (А. А. Парланд и И. В. Макаров).



Скульптура.



М.О. Микешин создал памятники «Тысячелетие России» (1862 г.) в Великом Новгороде, «Богдан Хмельницкий» в Киеве, «Минин» в Нижнем Новгороде, Екатери­не II в Санкт-Петербурге; А.М. Опекушин — памятник А.С. Пушки­ну (1880 г.) на Тверском бульваре в Москве; М.М. Антокольский из­вестен скульптурами Нестора-летописца, Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Ермака, Петра I и др.

Живопись.


Утверждение реалистического направления в жи­вописи проходило в борьбе с закосневшими уже академическими формами и канонами: в ноябре 1863 г. 13 выпуск­ников Академии художеств отказались от участия в конкурсе на зо­лотую медаль и покинули Академию. В 1870 г. часть из них об­разовала «Товарищество передвижных художественных выставок» (И.Н. Крамской. В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др.). Они устроили около 50 выставок в городах России, наиболее активно работая в 70-80-е гг. (официально объединение передвижников просуществовало до 1923 г.), в разных жанрах:

  • социально-бытовом: В.Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Проводы покойника»;

  • историческом: В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы». «Меншиков в Берёзове», Н.Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея»;

  • портретном: И.Н. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», В.Г. Перов «Портрет Ф.М. Достоевского»;

  • пейзажном: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», А.И. Куинджи «Бе­рёзовая роща», «Ночь на Днепре», И.И. Левитан, И.И. Шишкин многочисленные пейзажные полотна.

Художником огромного таланта, глубокой жизненной правды и по­разительной разносторонности был И.Е. Репин:

  • отражение современной российской действительности («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»);

  • революционное движение («Отказ от исповеди», «Арест пропаган­диста», «Не ждали»);

  • историческая живопись («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»);

  • портреты (В.В. Стасова, М.П. Мусоргского, Л.Н. Толстого, П.А. Стрепетовой и др.)

Живописец-маринист И. К. Айвазовский создал полотна «Девятый вал», «Чёрное море», «Чесменский бой», «Наваринский бой». Ху­дожник В.В. Верещагин показал глубокий драматизм будней войны («Смертельно раненный», «Апофеоз войны», «Перед атакой. Под Плевной» и др.)

Конец 80-х гг. XIX в. — начал писать психологические, мастерские по исполнению портреты В. А. Серое («Девочка с персиками», «Де­вушка, освещённая солнцем», портреты В.И. Качалова, Т.П. Карса­виной).

Утвердилось глубоко национальное, отражавшее историю русского духа направление, представленное творчеством В.М. и А.М. Васнецовых, М.В. Нестерава.



Музыка.


Огромную роль в развитии музыкальной культу­ры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка» (название дал критик В.В. Стасов). Её основате­лем и руководителем стал М. А. Балакирев, членами были:

М.П. Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»),

Н.А. Римский Корсаков (оперы «Псковитянка», «Снегурочка»),

А.П. Бородин (опера «Князь Игорь»), Ц.А. Кюи (14 опер, среди них «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка-дурачок»). Творчество участников «Могучей кучки» основывалось на демократизме и народности. Мировое признание получил П.И. Чайковский, создавший жанр русской лирико-драматической симфонии. Ему принадлежат 7 симфоний, три балета («Щелкунчик». «Спящая красавица», «Лебединое озеро»), семь опер (среди которых «Евгений Онегин», «Пико­вая дама». «Черевички»), более 100 романсов и много других произ­ведений, проникнутых тонким лиризмом и обладающих редкой силой эмоционального воздействия.

1859 – братья А.Г. и И.Г. Рубинштейн основали в Санкт-Петербурге Русское музыкальное общество. Открытие первых консерваторий в Санкт-Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.)


Театр.


Ведущим центром драматического искусства оста­вался Малый театр в Москве, в котором блистали великие актёры П.М. Садовский, А.П. Ленский. М.Н. Ермолова, продолжавшие лучшие реалистические традиции русской сцены. Наиболее крупным драматургом являлся А.Н. Островский. В Алек­сандрийском театре в Санкт-Петербурге заслуженной славой поль­зовались актёры М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, М.В. Дальский. Начался небывалый взлёт русского балета в столичном Императорском Мариинском театре, на сцену которого в начале 90-х гг. вы­шла неподражаемая М. Ф. Кшесинская.


Печать и книгоиздательское дело.


До последней четверти XIX в. в России газеты не имели широкого распространения, главную роль

играли журналы.

Журналы:

  • демократическое направление: «Современник» (редактор М.Е. Салтыков-Щедрин), «Отечественные записки» (редакторы Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин), «Русское богатство» (ре­дактор Н.К. Михайловский);

  • либеральное направление: «Вестник Европы» (редактор М.М. Стасюлевич);

  • консервативное направление: «Русский вестник» (редактор М.Н. Катков) — с 1862 г.

Крупнейшими газетами являлись: «Санкт Петербургские ведомос­ти» (официальный издатель — Академия наук, которая сдавала её в аренду частным лицам), «Московские ведомости» (принадлежала Московскому университету, который сдавал её в аренду),

1863 г.— в Москве в противовес «Московским ведомостям» стала выходить газета «Русские ведомости».

1875 г.— издание газеты «Новое время» (редактор А.С. Суворин) первой массовой русской газеты.

Заметной отраслью предпринимательства становится книгоиздание (Ф. Ф. Павлёнков и И.Д. Сытин).

















КУЛЬТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА.


Образование.


Рост грамотности (с 21% в 1897 г. до 30% к 1917 г.) и увеличение видов учебных заведений (начальных земских и церковно-приходских школ).

1896 г. - на средства торговой и промышленной буржуазии создано 250 коммерческих училищ — для нужд фирм.

Открытие сельскохозяйственных, медицинских, учительских институтов, в 1909 г. — университета в Саратове. Основаны Московский и Киевский коммерческие институты.

К 1914 г. всего в стране было около 100 вузов со 130 тыс. студентов. 1908 г.— в Москве на средства либерала золотопромышленника А.Л. Шанявского открыт Народный университет.

Успешно работали воскресные школы для взрослых.



Наука.


Сталелитейное дело стало использовать результаты научных изысканий (роль русского металлурга Д.К. Чернова — основоположника металловедения и теории терми­ческой обработки стали).

Первые нефтепроводы, нефтеналивные суда сконструировал В.Г. Шухов.

Первый в мире трактор-платформу на гусеничном ходу собрал меха­ник-самоучка Ф. А. Блинов.

Под руководством И.И. Сикорского созданы первые в мире тяжёлые самолёты.

К.Э. Циолковский обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений.

А.Н. Крылов участвовал в проектировании и постройке первых рус­ских линкоров.

И.Е. Жуковскому принадлежит разработка основ аэродинамики.

П.Н. Лебедев разработал учение о световом давлении.

И.И. Мечников обосновал теорию иммунитета, вёл активную борьбу с эпидемиями.

И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, опубли­ковал классические труды но физиологии кровообращения и пище­варения (1904 г.— лауреат Нобелевской премии).

К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере (сфере разума).

М.Н. Покровский написал пятитомную «Русскую историю с дренейших времён» — первая попытка материалистического освещения истории. Внесли свой вклад в развитие исторической науки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, Н.Л. Павлов-Сильванский.

«Звёздный час» для русской философии (Н.А. Бердяев. С.Н. Булгаков. П.Б. Струпе. (С.Л. Франк. Л.И. Шестов и др.). 1909 г. — издание сборники «Вехи», в котором отвергался революционный путь разви­тия и содержался призыв идти к религиозному сознанию.

Литература.


Выражение ощущения усиливающегося кризиса об­щественной жизни.

Расцвет критического реализма: страстная пропаганда идеалов со­циальной справедливости и гуманизма: завершился творческий путь Л.Н. Толстого («Живой труп», «Хаджи-Мурат»), А.П. Чехова («Три сестры», «Вишнёвый сад», рассказы), в прозе работали

А. М. Горький, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой.

Возникновение в поэзии модернистских течений (новаторство: но­вые языковые формы и изобразительные средства, воспевание кра­соты, экзотики свободы личности, увлечение неожиданностью, соч­ностью и звучностью рифм), которые часто обозначают понятием «декаданс» (упадничество):

  • акмеизм (от гр. — высшая степень чего-либо, цветущая сила)

(А. Ахматова. Н. Гумилёв, О. Мандельштам);

  • символизм (от гр. — знак) (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов);

  • футуризм (от лат. — будущее) (В. Хлебников, В. Маяковский). Основные черты модернистских течений:

  • крайний индивидуализм (человек вне связи с обществом, интерес к своему «я»);

  • антиреализм (отказ от изображения действительности, проповедь «искусства для искусства», особое внимание форме, новым вырази­тельным средствам искусства).

Архитектура.


Утверждение стиля эклектики (здание Политехни­ческого музея в Москве, главный фасад Третьяков­ской галереи по эскизу В.М. Васнецова, здание Казанского вокзала в Москве (архитектор А.В. Щусев), который сменяется модерном (дом Рябушинского в Москве, здания Ярославского вокзала, Мос ковского Художественного академического театра (архитектор Ф.О. Шехтель), здание Азово-Донского банка в Санкт-Петербурге (архитектор Ф.И. Лидвале)).

Стремление к комплексной застройке городских территорий, ис­пользование новых материалов (бетон, стекло), возведение много этажных зданий банков, торговых предприятий, жилых домов




Скульптура.


Произведения А. С. Голубкиной (образы пролетариев: «Железный», «Рабочий», композиции «Спящие», «Вдали музыка и огни» и др.), С.Т. Конёнкова (возродил искусство деревянной скульптуры), С.М. Волнухина (бюст М.П. Третьякова, памятник первопечатнику Ивану Федорову).


Живопись.


Реалистическое направление (И.Е. Репин — «Заседание Государственного совета», В.А. Серое — портреты М.Н. Ермоловой, А.М. Горького, И. А. Морозова). Модернистское направление:

  • 1898 г.— создание общества «Мир искусства» (Б.М. Кустодиев М.В. Добужинский. Е.Е. Лансере, К. А. Сомов ) во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым: «искусство для искусства», уход от реальной жиз­ни, искусство свободно от социальных проблем, должно воспевать красоту, изысканность и утончённость прежних эпох, особенно XVIII в.;

  • Авангардизм, внешняя беспредметность искусства, новые коло­рит и формы, «бытовой символизм»:

1907 г.— группа «Голубая роза» (Н. С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян);

  1. г.— группа «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк);

  2. г.— группа «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич (супрематизм) — «Чёрный квадрат на белом фоне» и др.). Выдающиеся произведения создаёт М.А. Врубель («Пан», «Демон»)



Музыка.


Реалистическое направление:

продолжается творчество Н. А. Римского-Корсакова (оперы «Царская невеста», «Оказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»).

Модернистское направление:

творчество А.Н. Скрябина (симфоническая поэма «Поэма экстаза»), А.К. Глазунова (балет «Раймонда»), С.В. Рахманинова (оперы «Алеко», «Скупой рыцарь»), И.Ф. Стравинского (балеты «Петрушка», «Жар-птица»).

Происходит изменение предпочтений в жанрах: снизилась популяр­ность оперы, расширилось распространение симфонической и ка­мерной музыки.

Наряду с существующими центрами оперного искусства, большое распространение получила частная опера (Московский частный оперный театр Саввы Мамонтова).

В Большом театре пел великий Ф. И. Шаляпин.

Русский балет приобрёл мировую славу благодаря мастерам балет­ного танца М, Кшесинской, Т. Карсавиной. А. Вагановой. В. Нижин­скому.

1909-1912 гг. — «Русские сезоны» в Париже, организованные С.П. Дягилевым, способствовали ознакомлению европейцев с искусством России.


Театр.


1898 г. — основание Московского Художественного общедоступного театра (режиссёры К.С. Станислав­ский и В.И. Немирович Данченко), прославившегося постановками пьес А.П. Чехова и А.М. Горького.

1904 г. создание актрисой В. Ф. Комиссаржевской театра в Санкт- Петербурге.



Кино.


1907—1908 гг.— А. А. Ханжонков построил первую кинофабрику в Москве.

Отечественное кино сначала было документальным.

1908 г.- первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» (о С. Разине);

1911 г.— первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Звездами отечественного киноэкрана являлись Вера Холодная, И.И. Мозжухин.

Замечательным кинорежиссёром был Я. Я. Протазанов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!