СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для проекта по теме"Восстание декабристов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное самосознание. Декабрь 1825 года - явление такого порядка.

Просмотр содержимого документа
«Материал для проекта по теме"Восстание декабристов"»




















Восстание декабристов



Предмет: история России
































Оглавление

Введение 2 I . Истоки идеологии декабристов. 5

II. Первые тайные организации (Союз Спасения, Союз Благоденствия) 8

III. Северное и Южное общество-программы, лидеры. 11

IV Восстание 14 декабря 1825 13

V Причины поражения восстания. 15

VI Последствия восстания. 17

VII Ссылка. 18

VIII Подвиг жён декабристов. 24

IX Произведения, написанные декабристами и о декабристах. 29

Заключение 35

Список литературы 37

Введение

В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное самосознание. Декабрь 1825 года - явление такого порядка, «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания, и испытываешь смешанные чувства - гордость и грусть: первое сознательное выступление за свободу - первое трагическое поражение. Если бы декабристов (еще не «декабристов» - членов тайных обществ) не было?.. Смерть Александра I осталась бы важным событием, сложная борьба вокруг престола, развязанная из-за неясности российских законов вообще и «тайного» завещания покойного императора в частности (царем должен был стать младший Николай мимо старшего Константина), привлекала бы интерес историков и эрудированных любителей старины, но все же вряд ли бы каждый из нас столь ясно знал - вот один из звездных часов в истории Отечества.

Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 декабря 1825 года. Восстание было совершено группой дворян-единомышленников (при поддержке военных частей) и ставило целью недопущение вступления на трон Николая I и либерализацию российского общественно-политического строя. Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов своей революционной направленностью и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним Николаевской эпохи.

Декабристы были храбрыми и решительными людьми. Но дело не только в этом. Они были удивительно бескорыстны и благородны.

Ведь многие из них принадлежали к знатным фамилиям. Многие из них могли стать крупными чиновниками или генералами. А они поступили иначе. Вместо того, чтобы спокойно и богато прожить жизнь, они стали революционерами, выступили против царя и многие годы провели на каторге и в ссылке. А их вожди пошли на эшафот.

Почему это случилось? А потому, что они не могли быть счастливы, когда несчастны другие. И это самое прекрасное, что было в декабристах. Их бескорыстие, благородство и смелость сделали день 14 декабря одним из славных дней нашей истории.

Значение движения декабристов заключалось в том, что оно было первым в России оппозиционным политическим выступлением XIX века. Декабризм сумел всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела.

Цель нашей работы - освещение событий, связанных с Восстанием декабристов –его причин, последствий, значения в истории России.

Задачи:

  1. Подобрать источники и литературу по теме проекта

  2. Систематизировать изученный материал и оформить проектную работу

  3. Создать презентацию по теме нашей работы

  4. Записать диск с материалами по проекту

Актуальность:

Актуальность темы, по нашему мнению, заключается в том, что восстание дало первый толчок к изменению русской власти с монархического строя на республиканский. Идеи декабристов ведут к нашему времени - идеи равенства свободы, которые они стремились воплотить в жизнь для всего народа. Это были первые шаги на пути нашего государства к демократическому обществу.

    Новый основной закон государства — конституцию, равенство всех перед законом, демократические свободы (прессы, исповеди, труда), введение суда присяжных, введение обязательной военной службы для всех сословий, выборность чиновников - это то немногое, что было предложено декабристами и нашло свое воплощение в будущем.















Глава 1. Истоки идеологии декабристов

На становлении личности декабристов повлияли многие факторы: семья, Лицей, идеи Просвещения, Отечественная война и обычная русская действительность. Мы знаем, какое настроение утвердилось в высшем образованном дворянстве благодаря умственным влияниям, какие проникли в наше общество с половины XVIII столетия. Среди истоков идеологии декабристов особенно можно выделить:

  • Европейская философия Просвещения (учения Джона Локка, Шарль Монтескье, Дени Дидро и др.)

  • Специфика международной обстановки (волна революционных и национально-освободительных выступлений в Европе → Французская революция XVIII в., революция в Испании и Италии 1820-21 гг. и др.)

  • Отечественная война 1812 г., знакомство с экономическим положением и социальным устройством стран Западной Европы в ходе Зарубежного похода русской армии 1813-1814 гг.

  • Патриотический подъем и рост национального самосознания в России

  • Российская действительность: бесправие основной массы населения, господство крепостного права

  • Оживление общественной мысли в связи с либеральными обещаниями императора Александра I о преобразовании государственного строя

  • Идеи русских просветителей конца XVIII – начала XIX в. (Н.И.Новиков, А.Н.Радищев) → ненависть к деспотизму, рабству, гражданскому неравенству

  • Нерешительность Александра I в проведении реформ → разочарование части общества во внутренней и внешней политике правительства

  • Увлечение искусством романтизма с его культом сильных личностей, борющихся за справедливость

Сравнив последние поколения екатерининского времени с тем поколением, представители которого подверглись каре за дело 14 декабря, мы встречаем между ними сходство и различие. Родство между ними было и нравственное и генеалогическое; образ мыслей, который усвоили себе отцы, разделяли и дети; люди 14 декабря, даже в буквальном смысле, - дети людей, принадлежавших к вольнодумцам при Екатерине. Но между ними есть одно существенное различие. Вольнодумство воспитало в вольтерьянцах холодный рационализм, сухую мысль, вместе с тем отчужденную от окружающей жизни; холодные идеи в голове остались бесплодными, не обнаруживались в стремлениях, даже в нравах вольнодумцев. Совсем иной чертой отличалось поколение, из которого вышли люди 14 декабря. В них мы замечаем удивительное обилие чувства, перевес его над мыслью и вместе с тем обилие доброжелательных стремлений, даже с пожертвованием личных интересов. Отцы были вольнодумцами, дети были свободомыслящие дельцы. Откуда произошла эта разница?

Воспитание, так мало приближавшее воспитанников Лицея к окружающей действительности, встретилось с сильно пробужденным национальным движением, какое продолжалось и после 1815 г. Страна недаром испытала нашествие французов: многие иллюзии, внушенные французским гувернером или французской литературой, должны были рассеяться. Эти усилия сбросить с себя иго французской мысли и книжки выразились, например, в стихотворении тогда еще молодого Аксакова, автора «Семейной хроники»; стихотворение — это писано в 1814 г. Поэт разочарован в своих ожиданиях, что французское нашествие совсем освободит нас от французского рабства, что «испытанные бедствия навеки поселят к французам отвращение», что «мы подражания смелого устыдимся и к обычаю, языку родному обратимся». Автор сетует, что «рукой победной, но в рабстве мы умами, клянем французов мы французскими словами». Этот порыв к изучению родной действительности сказывается тогда наверху и внизу общества. Притом надобно припомнить историческое впечатление, под действие которого попало молодое поколение, вступив в действительную жизнь. Многие из этих людей помнили еще ту восторженную тревогу, какая овладела образованною молодежью при первых шагах нового царствования; потом этим людям пришлось пережить много испытаний; почти все это были военные, преимущественно гвардейцы.

Они были участниками похода 1812 - 1815 гг.; многие из них вернулись ранеными. Они прошли Европу от Москвы и почти до западной ее окраины, участвовали в шумных событиях, которые решали судьбу западноевропейских народов, чувствовали себя освободителями европейских национальностей от чужеземного ига; все это приподнимало их, возбуждало мысль; при этом заграничный поход дал им обильный материал для наблюдений. С возбужденной мыслью, с сознанием только что испытанных сил они увидели за границей иные порядки; никогда такая масса молодого поколения не имела возможности непосредственно наблюдать иноземные политические порядки; но все, что они увидели и наблюдали, имело для них значение не само по себе, как для их отцов, а только по отношению к России. Все, что они видели, и все, что они вычитывали из иноземных книг, они прилагали к своему отечеству, сравнивали его порядки и предания с заграничными. Таким образом, даже непосредственное знакомство с чужим миром только поддерживало интерес к родному. Изменившаяся ли семейная среда, из которой они выходили, или свойство пережитых впечатлений сообщили им особый характер, я бы сказал, особый отпечаток.

При таком личном настроении, которое явилось результатом лучшего воспитания и обстоятельств характера чисто политического, интерес к окружающей действительности у людей первой четверти XIX столетия должен был получить особое напряжение и вести к особым впечатлениям, каких не переживали их отцы. Эти люди все же мало знали окружающих, как и их отцы, но у них сложилось иное отношение к действительности. Отцы не знали этой действительности и игнорировали ее, т. е. и знать ее не хотели, дети продолжали не знать ее, но перестали игнорировать. Военные события, тяжести похода, заграничные наблюдения, интерес к родной действительности - все это должно было чрезвычайно возбуждать мысль; эстетические наблюдения отцов должны были превратиться в более определенное и практическое стремление быть полезными. Легко понять, в каком виде должна была представиться окружающая действительность, как только эти люди стали вникать в нее. Она должна была представить им самую мрачную картину: рабство, неуважение к правам личности, презрение общественных интересов - все это должно было удручающим образом подействовать на молодых наблюдателей, производить в них уныние; но они были слишком возбуждены, чтобы уныние могло их заставить складывать руки. Один из немногих невоенных участников движения 14 декабря - Кюхельбекер на допросе верховной следственной комиссии откровенно признавался, что главной причиной, заставившей его принять участие в тайном обществе, была скорбь его об обнаружившейся в народе порче нравов как следствии угнетения. "Взирая, - говорит он, - на блистательные качества, которыми бог одарил русский народ, единственный на свете по славе и могуществу, по сильному и мощному языку, которому нет подобного в Европе, по радушию, мягкосердечию, я скорбел душой, что все это задавлено, вянет и, быть может, скоро падет, не принесши никакого плода в мире". Это важная перемена, совершившаяся в том поколении, которое сменило екатерининских вольнодумцев; веселая космополитическая сентиментальность отцов превратилась теперь в детях в патриотическую скорбь. Отцы были русскими, которым страстно хотелось стать французами; сыновья были по воспитанию французы, которым страстно хотелось стать русскими. Вот и вся разница между отцами и детьми. Настроением того поколения, которое сделало 14 декабря, и объясняется весь ход дела.



Глава 2. Первые тайные организации (Союз Спасения, Союз Благоденствия)

Первые тайные организации декабристов возникли вскоре после окончания заграничных походов русской армии. Предтечами этих организаций стали, в частности, "артели" - объединения гвардейской молодежи, являвшиеся не только бытовыми, но и идейными содружествами. Первые тайные офицерские организации "Орден русских рыцарей", "Священная артель", "Семеновская артель" возникли уже в 1814-1815 гг. У их истоков стояли М.Ф. Фролов, М.А. Дмитриев-Мамонов и др.

Союз спасения

В начале 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения (Общество истинных и верных сынов Отечества), основателями которого стали А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы и И.Д. Якушкин. Впоследствии в общество вступили М.С. Лунин, П.И. Пестель и др. Организационная структура Союза спасения весьма напоминала структуру масонских лож, которые в тот период активно действовали в России и были запрещены лишь в 1822 г. Многие декабристы (А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой, П.И. Пестель, С.Г. Волконский и др.) являлись членами лож. Масонские рассуждения о свободе и братстве привлекали молодых, прогрессивно мыслящих представителей дворянской интеллигенции, стремившихся использовать членство в ложах для расширения круга своих единомышленников. Впрочем, например, П.И. Пестель уже в 1817 г. с масонством порвал.

В состав Союза спасения к осени 1817 г. входило не менее 30 человек. Всех их объединяло неприятие самодержавия и крепостничества. При этом одной из задач Союза являлась борьба с засильем иностранцев. Последних, причем обычно отнюдь не выдающихся деятелей, было немало на государственной службе. На собраниях членов общества обсуждались планы цареубийства - меры, способной обеспечить переход России к конституционной форме правления. Но эти планы поддерживались не всеми. Некоторые члены Союза высказывались за мирную пропагандистскую деятельность с целью формирования благоприятного для намеченных ими перемен общественного мнения.

Союз благоденствия

Союз благоденствия» был основан в Москве в начале 1818 г. Царский двор еще в 1817 г. переехал на длительное время из Петербурга в Москву по случаю закладки на Воробьевых горах памятника в честь Отечественной войны 1812 г. Для сопровождения двора гвардия двинулась из Петербурга в древнюю столицу, а в рядах двух сводных полков ее прибыли и все основные участники первого тайного общества.

«Союз благоденствия» попытался яснее определить программу и «средства» борьбы и овладеть той основной силой, которая в соответствии с мировоззрением декабристов двигала историей. Это была, по их убеждению, «сила общественного мнения». Именно оно — так полагали они — правит миром; оно свергло старый режим во Франции и развязало Великую Французскую революцию. Оно — первопричина всех переворотов в мировой истории. Вольтер считал общественное мнение «королевой мира». Положение «миром правят мнения» воспринималось в то время как последний вывод науки. Французская революция даже учредила «Праздник общественного мнения». Французский историограф Шарль Дюкло еще до революции полагал, что «общественное мнение рано или поздно опрокидывает любой деспотизм». Создание «общего мнения» против крепостного права и самодержавия — вот основная работа по подготовке революционного переворота в России, вот чем нужно заниматься тайному обществу, полагали в то время декабристы.

Число членов тайного общества действительно увеличилось: оно превысило 200 человек. Передовая молодежь повсюду смело выступала против старых, отживших форм жизни, тормозивших движение страны вперед. Она всюду смело заявляла «слово истины», как говорил декабрист Якушкин, и «гремела» в гостиных, театрах и клубах против Аракчеева, крепостного права, палок и военных поселений. Грибоедовский Чацкий, произносящий жаркие речи в защиту «свободной жизни», живая фигура того времени.

Любой член «Союза благоденствия» должен был записаться по какой-либо его «отрасли»: первая из них — «человеколюбия» — требовала участия членов во всех существовавших тогда в России благотворительных обществах и создания новых: для устройства на работу безработных, поддержки крепостных крестьян и защиты их от жестоких помещиков. Отрасль «образования» требовала проникновения членов тайного общества в школу и все просветительные учреждения, овладения ими, создания и тут «общего мнения» и тайного направления всего дела просвещения, включая книгоиздательство, к целям общества. То же самое овладение «общим мнением» рекомендовалось в отраслях «правосудия» и «общественного хозяйства».

В 1821 году новый съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил второе декабристское общество ликвидированным. Под прикрытием этого решения руководители хотели отсеять колеблющихся и организовать новое тайное общество, способное к решительному выступлению. Некоторые более умеренные элементы в свою очередь желали использовать новое преобразование для того, чтобы избавиться от некоторых радикалов и особенно «горячих» голов, которые, как представлялось им, заходили слишком далеко. Решительных действий и подготовки открытого выступления требовала и Кишиневская управа «Союза благоденствия», возглавленная героем 1812 году Михаилом Орловым. Он вместе со своим другом Владимиром Раевским смело развернул в войсках революционную пропаганду и считал, что настало время военного выступления; старые формы общества мешали его планам. Новое решение о ликвидации общества хотели, таким образом, использовать и радикалы, а более умеренные элементы. В этой сложной обстановке и родились два новых декабристских общества — Южное и Северное.



Глава 3. Северное и Южное общество-программы, лидеры

После распада Союз благоденствия, тогда из развалин его возникли два новых союза - Северный и Южный. Северный союз в первое время имел руководителем Никиту Муравьева, офицера генерального штаба, и статского советника Николая Тургенева. Он был в то время известен как автор превосходной книжки теории налогов; он много занимался политико-экономическими вопросами; его задушевной мечтой было работать над освобождением крестьян. В 1823 г. в Северное общество вступил Кондратий Рылеев, отставной артиллерист, служивший по выборам петербургского дворянства и вместе управлявший делами Североамериканской торговой компании. Он стал вождем Северного общества; здесь господствовали конституционно-монархические стремления. Гораздо решительнее было Южное общество; оно составилось из офицеров второй армии, расположенной в Киевской и Подольской губерниях. Главная квартира этой армии находилась в Тульчине (Подольской губернии). Вождем Южного общества стал командир пехотного Вятского полка Пестель, сын бывшего сибирского генерал-губернатора, человек образованный, умный и с очень решительным характером; благодаря этому вождю в Южном обществе получили преобладание республиканские стремления. Впрочем, Пестель не создавал определенной формы правления в уверенности, что ее выработает общее земское собрание; он надеялся быть членом этого собрания и готовил себе программу, обдумывая предметы, о которых будут говорить на соборе.

Программы:

Линии сравнения

Северное общество

Южное общество

1. Название программы и ее автор

«Конституция» Н.М. Муравьев

«Русская правда» П.И. Пестель

2. Отношение к крепостному праву

«Конституция» предполагала ликвидировать крепостное право, уничтожить сословия, объявить равенство всех перед законом, провозгласить свободу слова, печати, верований

Крепостное право отменялось, сословия ликвидировались, объявлялось равенство всех перед законом, свода слова, печати, снижались налоги, сокращался срок службы.

3. Как решается земельный вопрос

Земля считалась собственностью помещиков. Крестьянам, освобожденным от крепостнической зависимости предоставлялся приусадебный участок и надел по 2 десятины на двор. В «Конституции» подчеркивалось, что военные поселения должны быть ликвидированы.

К освобожденным крестьянам переходила половина всего земельного фонда. Другая половина оставалась в частной собственности помещиков и иных лиц, пожелавших приобрести землю. Военные поселения ликвидировались.

4. Какой государственный строй думали установить

Россия должна была стать конституционной монархией.

Россия должна была стать республикой.

5. Избирательное право

Высшим законодательным органом должно было стать народное вече – двухпалатный парламент, избираемый на основе имущественного ценза.

Высшим органом государственной власти должно было стать народное вече – однопалатный парламент, избираемое всем народом (с 18 лет) на основе равного для всех избирательного права.

6. Методы борьбы за реализацию своей программы

Военный заговор с привлечением небольшого числа войск, агитировать в народе и привлекать народ к каким-либо действиям не думали, так как боялись возникновения «пугачевщины»


7. Кто входил в это общество

Северное общество возглавила Дума, в которую входили Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Евгений Оболенский. Позже: Александр Бестужев, Кондратий Релеев, Петр Каховский

Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, братья Борисовы, И.И. Горбачевский.



Глава 4. 14 декабря 1825 года

К 11 часам утра 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышел Московский гвардейский полк. Однако за несколько дней до этого Николай был предупрежден о преступных намерениях тайных обществ начальником Главного штаба И. И. Дибичем и декабристом Я. И. Ростовцевым (последний счёл восстание против царя несовместимым с дворянской честью). Сенаторы уже в 7 часов утра принесли присягу Николаю и провозгласили его императором. Назначенный диктатором Трубецкой не появился. Восставшие полки продолжали стоять на Сенатской площади, пока заговорщики не могли прийти к единому решению о назначении нового руководителя.

Герой Отечественной войны 1812 года Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович, появившись верхом перед солдатами, построившимися в каре, «говорил, что сам охотно желал, чтобы Константин был императором, но что же делать, если он отказался: уверял их, что сам видел новое отречение, и уговаривал поверить ему». Е. Оболенский, выйдя из рядов восставших, убеждал Милорадовича отъехать, но видя, что тот не обращает на это внимание, легко ранил его штыком в бок. В то же время Каховский выстрелил в генерал-губернатора из пистолета (раненого Милорадовича унесли в казармы, где он в тот же день скончался). Солдат безуспешно пытались привести к повиновению полковник Стюрлер, великий князь Михаил Павлович и митрополит Новгородский и Петербургский Серафим. Была дважды отбита атака конногвардейцев под предводительством Алексея Орлова.

На площади собралась большая толпа жителей Петербурга и основным настроением этой огромной массы, которая, по свидетельствам современников, исчислялась десятками тысяч человек, было сочувствие восставшим. Образовались два “кольца” народа - первое состояло из пришедших раньше, оно окружало каре восставших, а второе кольцо образовалось из пришедших позже - их жандармы уже не пускали на площадь к восставшим, и они стояли позади правительственных войск, окруживших мятежное каре. Николай, как видно из его дневника, понял опасность этого окружения, которое грозило большими осложнениями. Он сомневался в своём успехе, “видя, что дело становится весьма важным, и, не предвидя ещё, чем кончится”. Было решено подготовить экипажи для членов царской семьи для возможного бегства в Царское Село. Позднее Николай много раз говорил своему брату Михаилу: “Самое удивительное в этой истории - это то, что нас с тобой тогда не пристрелили”.

Но Николай успел взять инициативу в свои руки и окружение восставших правительственными войсками, более чем вчетверо превосходящими восставших по численности, было уже завершено. Всего 30 офицеров-декабристов вывели на площадь около 3000 солдат. Против 3 тыс. восставших солдат было собрано 9 тыс. штыков пехоты, 3 тыс. сабель кавалерии, итого, не считая вызванных позже артиллеристов (36 орудий), не менее 12 тыс. человек. Из-за города было вызвано и остановлено на заставах в качестве резерва ещё 7 тыс. штыков пехоты и 22 эскадрона кавалерии, т.е. 3 тыс. сабель, то есть всего в резерве стояло на заставах ещё 10 тыс. человек.

После этого артиллерия ударила по восставшим картечью, ряды их рассыпались. Выстрелы попёрек Невы были сделаны по восставшим, пытавшимся под командой Михаила Бестужева построиться в боевые порядки для взятия Петропавловской крепости.

В результате мятежа погиб 1271 человек, в их числе 79 женщин и 150 малолетних детей.

Общее число жертв просто огромное. Никогда Россия не видела еще таких массовых движений. Всего восстание декабристов 1825 года, которое произошло на Сенатской площади, стоило жизни 1271 человеку.

Кроме того, ночью 14 декабря 1825 года Николай издает указ об аресте самых активных участников движения. В результате в тюрьму было посажено 710 человек. Изначально всех везли в Зимний дворец, где император лично вел следствие по этому делу.

Восстание декабристов 1825 года это было первое крупное народное движение. Его неудачи заключались в том, что оно носило во многом стихийный характер. Организация восстания была слабой, а вовлеченность масс в него практически не существовала. В результате только малочисленность декабристов повалила Императору в короткие сроки подавить бунт. Однако, это был первый сигнал, что в стране ведется активное движение против власти.



Глава 5. Причины поражения восстания

Главной причиной неудачи восстания декабристов было то, что руководители восстания действовали нерешительно, потеряли время, а также упустили инициативу. Декабристы "простояли" революцию. Между тем, шансы на совершение революции были очень велики. У Николая не было достаточно сил, чтобы активно противостоять восставшим. Даже когда привезли пушки, то не оказалось к ним снарядов! (порох и картечь привезли только под вечер).

Причина неудачи революции была также в том, что большинство декабристов было не готово к ней. Средний декабрист рассуждал примерно так (цитата из книги М.Н.Покровского "Русская История"): "революция в России в республиканском духе еще не возможна, она повлечет за собой ужасы. В одной Москве из 250 тысяч населения 90 тысяч крепостных, которые готовы взяться за ножи и пуститься на все неистовства". Декабристы считали, что лучше всего прибегнуть к революции дворцовой. М.Н.Покровский в книге "Русская История" описывает причины неудачи движения декабристов:" Та часть дворянства, которая твердой ногой стояла во дворце и могла сделать переворот, не хотела той свободы, о которой мечтали декабристы. А к тем, кто мог им помочь, они не смели обратиться. В этом роковом кругу и задохнулся заговор, недостаточно аристократический для дворцового переворота и слишком дворянский для народной революции".

Значение движения декабристов заключалось в том, что оно было первым в России оппозиционным политическим выступлением XIX века. Декабризм сумел всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела.

Главная причина поражения дворянских революционеров заключалась в их классовой ограниченности, узкой социальной базе движения. Классовая ограниченность сказалась в идейных разногласиях, несогласованности действий, в нерешительности и недостаточности революционной активности в решающий час. План переворота был выработан довольно подробно, но в нем отсутствовала самая главная, самая действенная сила всякой революции – народ. Это не сулило успеха. Дворянские революционеры боялись активности народных масс, которые были на их стороне в день восстания 14 декабря, и не использовали их, боялись, что, соединившись с солдатами, «чернь» перехлестнет через их головы и перейдет к открытому восстанию и бунту.

Также причиной поражения явилось то, что намеченный план осуществить не удалось. Утром 14 декабря Булатов, Каховский и Якубович отказались от своих действий. Декабристам удалось повести за собой только 3 тысячи солдат лейб-гвардии Московского, лейб-гвардии Гренадерского полков и гвардейского морского экипажа. Они собрались на Сенатской площади только к 11 часам. Диктатор Трубецкой не явился на площадь, что дезорганизовало восставших.

Утопизм идей, пренебрежение конспирацией, чисто заговорщические методы, тактика военного переворота - все это тоже явилось причинами подавления восстания декабристов.

Восстание декабристов было обусловлено большим числом факторов, но их идеи были утопичными и не учитывали реалий действительности. Выступление не было продумано в социальном плане, не учитывало возможного варианта развития событий, не до конца было подготовлена идеологическая база.



Глава 6. Последствия восстания

25 июля 1826 года пятеро участников восстания декабристов были казнены. Декабристов принято считать героями, погибшими за Россию, однако причины и последствия их восстания далеко не однозначны.

Декабристы имели определенный шанс ускорить развитие страны по пути создания государственности западного образца. Корни восстания, несомненно, лежали за пределами России. Неудача восстания надолго отодвинула перспективу таких изменений. Поражение декабристов и исключение из активной политической жизни лучших, честнейших, преданнейших людей России явилось национальной трагедией.

  • Декабристы были далеко не однородным движением. Внутренние противоречия привели к тому, что восстание было обречено на поражение. Последствия расслоения сказались и позднее. Часть декабристов воспринимала народ исключительно как инструмент для осуществления своих интересов. В дальнейшем это породило «нечаевщину» и «Народную волю», которые исповедовали лозунг «Цель любыми средствами» и практиковали террористические методы воздействия на политику, убийство Александра II. Пестель говорил: «Сначала разрушим всё, потом будем строить». В итоге, именно эта линия декабристского движения привела к большевизму и тем методам, которыми они пользовались.

  • Неудача восстания декабристов усилила реакционную политику российского самодержавия. Неприятие значительной частью дворянства и народом движения декабристов только помогло борьбе царизма с либеральными революционными движениями. Надежды на освобождение крестьян по-прежнему возлагались на царя, тогда как роль дворян-бунтовщиков и их мотивы по части отмены крепостного права, уже в то время расценивались большей частью общества далеко неоднозначно.

  • Декабристы были первыми революционерами-дворянами в России, открыто выступившими против самодержавия. Одним из тяжёлых последствий их неудачного восстания стало ещё более сильное размежевание между властью и дворянской интеллигенцией. Восстание дворян-декабристов не было понято крестьянством, и их поражение многими воспринималось как справедливая кара дворянам.



Глава 7. Ссылка

Из 121 декабристов, осуждённых Верховным уголовным судом на каторжные и крепостные работы и на поселение, были этапированы 115 человек. Кроме них, причастных к участию в тайных обществах направляли в ссылку по решениям военно-полевых судов и по прямым Высочайшим указам. Отправка осуждённых в Сибирь заняла два года (1826—1828), а на Кавказ — более двух десятилетий (1826—1848).

В условиях нового явления в общественной жизни России — массовой политической ссылки — подготовка и проведение этапирования декабристов в особом порядке отражали стремление властей к обеспечению строжайшей секретности и изоляции. Отправка осуждённых к месту отбытия наказания в соответствии с действовавшим тогда «Уставом об этапах» не позволила бы Николаю I добиться немедленного достижения одной из главных целей вынесенного им приговора — политической смерти преступников.

Первый конвой, уже 14 декабря 1825 г. по приказу Николая I препроводивший арестованных бунтовщиков в Петропавловскую крепость, возглавил командир Отдельного корпуса внутренней стражи генерал-адъютант Е. Ф. Комаровский. Новый царь, лично руководивший разгромом декабристов на Сенатской площади, уже в ходе следствия «становился судьёй над своими политическими врагами, а его „препроводительные записки“ о предварительном аресте в некоторой степени были уже приговорами к наказанию». Он же утверждал доклад учрежденного манифестом от 1 июня 1826 г. и действовавшего по его указке Верховного уголовного суда.

Для отправки приговорённых в каторгу в Сибири был разработан особый порядок и план, свидетельствующие о стремлении Николая I быстро изолировать участников происшедшего. Он не мог позволить декабристам «путешествовать» через полстраны не только в составе партий других арестантов, но и в большой группе единомышленников, чтобы не возбуждать нежелательный интерес к необычным ссыльным.

Общее управление сибирской ссылкой декабристов возлагалось на действовавшего генерал-губернатора Восточной Сибири. В период от начала ссылки до объявления амнистии ссыльным эти должности занимали: А. С. Лавинский (1822—1833), Н. С. Сулима (1833—1834), С. Б. Броневский (1835—1837), В. Я. Руперт (1837—1847), Н. Н. Муравьёв-Амурский (1847—1861).

На приговорённых к каторжным работам декабристов не распространялось действие «Устава о ссыльных» и «Устава об этапах». Вопреки действовавшему законодательству, декабристов, приговорённых к каторжным работам, везли в ножных кандалах. А. Е. Розен в своих «Записках декабриста» писал: «Не знаю, почему против принятого порядка заковывали в железы дворян, осуждённых в каторжную работу; такому сугубому наказанию подлежат только те из каторжных, которые подвергаются новому наказанию или покушаются на бегство. Нельзя было опасаться побега, потому что на каждого ссыльного дан был жандарм для караула; всех отправляли на почтовых с фельдъегерями». Условия этапирования и содержания осуждённых определялись только указаниями царя и разработанными на их основе инструкциями различных учреждений, а с 31 августа 1826 г. — специально созданного «Особого комитета» по исполнению приговоров над декабристами. В него вошли начальник Главного штаба И. И. Дибич и главный начальник III отделения и шеф жандармов А. Х. Бенкендорф, как представители центральных органов исполнения приговора, генерал-губернатор Восточной Сибири А. С. Лавинский и комендант Нерчинских рудников С. Р. Лепарский, как непосредственные организаторы декабристской ссылки на места.

Фельдъегерская доставка

Уже использовавший ранее фельдъегерей для сопровождения активных участников событий 14 декабря 1825 г. из крепостей на допросы в следственную комиссию, Николай I возложил на фельдъегерский корпус ответственность за распределение уже приговорённых к ссылке по крепостям временного содержания и за доставку осуждённых декабристов в Сибирь.Для ускорения доставки и исключения возможности общения осуждённых между собой и с местным населением фельдъегеря имели особые предписания всем местным военным и гражданским начальникам по маршруту от Петербурга до Иркутска, «оказывать во всяком случае по требованию его скорейшее пособие, как равно и в снабжении его подводами».

Уже первые доставки декабристов в Иркутск, тем не менее, выявили нарушения установленного порядка, связанные как со злоупотреблениями сопровождающих, так и с сочувственным отношением некоторых из них к ссыльным. Порядок сопровождения декабристов был ужесточен и в декабре 1826 г.

Фельдъегеря возили декабристов до Тобольска или Иркутска (далее те передавались местным властям и конвоировались внутренней стражей до назначенных мест), а также этапировали их при изменении мест наказания.

Фельдъегеря, возвратившиеся из командировки, давали объяснения о поведении в пути сопровождаемых ими лиц в Инспекторском департаменте Главного штаба.

Нарушения порядка этапирования строго наказывались. За разрешение расковать первых прибывших в Иркутск декабристов и временное направление их вместо Нерчинских рудников на работы в ближайшие заводы председатель губернского правления Н. П. Горлов был предан суду и освобожден от должности".

Полковник корпуса внутренней стражи Штемпель, который позволил направленному «под присмотром» в Оренбург И. И. Завалишину задержаться на несколько дней в Москве и далее следовать не этапом, а в сопровождении унтер-офицера на подводе, был арестован на две недели.

Фельдъегерь Желдыбин, согласившийся за вознаграждение доставить письма И. И. Пущина родственникам, был арестован «за преступное пособничество».

Отправка «по канату»

По решению гарнизонных судов некоторых участников тайных обществ, приговорённым к каторжным работам в Сибири, отправляли пешими этапами. Герцен написал «… Пешочком в Сибирь идти трудно и долго, но кое-кому из декабристов привелось…».

5 сентября 1826 года в Могилеве по решению военного суда при Главной квартире Первой армии, офицеры Черниговского полка Быстрицкий А. А., Мозалевский А. Е., Соловьев В. Н. и Сухинов И. И. были приговорены к вечной каторге и отправлены по этапу пешком с партией арестантов из Киева в Москву через Козелец, Нежин, Глухов, Орел, Калугу. 1 января 1827 года Мозалевский, Соловьев и Сухинов, без заболевшего Быстрицкого, закованные в кандалы, были отправлены из Москвы в Сибирь через Казань. 12 февраля 1828 года черниговцы пришли на дневку в Читу, а 16 марта — в Зерентуйский рудник у границы с Китаем, проведя в пути 1 год 6 месяцев и 11 дней.

В Петербурге состоялось два военно-полевых процесса по делу нижних чинов, принимавших участие в восстании на Сенатской площади.

В январе 1827 г. военным судом Московского полка участники восстания 14 декабря 1825 года унтер-офицер Луцкой А. Н. и рядовой Поветкин Н., а в июне того же года военным судом Гренадерского полка рядовые Долговязов П., Мезенцев Г., Рытов С., Соловьев Д., Трофимов Ф. и Федотов Т. были осуждены на бессрочные каторжные работы и отправлены по этапу с партией уголовных ссыльных из Петербурга в Москву и далее по Владимирке через Казань и Пермь в Тобольск.

Из Читинского острога в Петровский завод

Декабристы, направленные в Читинский острог, оставались там до 1830 г. Только в конце 1828 г. им было объявлено о снятии кандалов. А летом 1830 г. заключённых отправили в тюрьму при Петровском заводе.

Узников разделили на две партии, которые 7 и 9 августа 1830 года вышли из Читинского острога. Во главе одной из них шёл сам комендант генерал-майор С. Р. Лепарский, а во главе другой — племянник коменданта плац-майор.

Декабристы шли с конвоем: «Впереди шел авангард, состоявший из солдат в полном вооружении, потом шли государственные преступники, за ними тянулись подводы с поклажей, за которыми следовал арьергард. По бокам и вдоль дороги шли буряты, вооружённые луками и стрелами. Офицеры верхом наблюдали за порядком шествия». Партии выходили в путь около 3 часов утра с тем, чтобы после 9 часов остановиться на отдых.

На поселение после каторги

По мере окончания назначенных сроков узников, начиная с осуждённых по младшим разрядам, стали отправлять из Петровского завода в северные и глухие места Сибири, персонально расписанные по указанию «самого императора». Позже места для поселения разрешили выбирать генерал-губернатору. В соответствии с инструкцией военного министра Чернышева предписывалось «…преступников не селить вместе и не отправлять туда, где уже находятся подобные им лица, каковое правило соблюдать в точности и на будущее время».

После амнистии

Пока был жив Николай I, у декабристов не было надежд на амнистию. Только 26 августа 1856 года, в день своей коронации, Александр II издал манифест, позволявший декабристам (к этому моменту в живых остались 34 человека) вернуться из Сибири и проживать (под надзором полиции) везде, кроме Москвы и Петербурга.

При этом, оставшийся после амнистии в Сибири Д. И. Завалишин за критику местной власти в 1863 г. был выслан во внутренние губернии России — жандармы Александра II повезли его по той же дороге, по которой 37 лет назад везли его жандармы Николая I тоже в ссылку, но в обратном направлении.

Отправка декабристов на Кавказ

В ссылку на Кавказ, в «южную Сибирь», как горько шутили в то время, причастные к событиям 14 декабря 1825 г. отправлялись по решению судов и указаниям Николая I (в сопровождении фельдъегерей или жандармов) под секретный надзор с ежемесячным донесением о поведении, «чтобы они не могли распространить между товарищами каких-либо вредных толков».

В 1826-1828 гг. были отправлены:

— 39 «менее виновных», не преданных суду, а подвергнутых административному наказанию (переведены «тем же чином»);

— 13 декабристов VIII—XI разрядов, разжалованных по решению Верховного уголовного суда в рядовые с лишением и без лишения дворянства, ранее сосланных в удаленные гарнизоны и крепости: Бестужев П. А., Бодиско Б. А., Веденяпин Ал. И., Вишневский, Кожевников, Коновницын, Лаппа, Мусин-Пушкин, Окулов, Оржицкий, Пущин М. И., Фок, Цебриков, а также Лачинов Е. Е. по решению Военного суда при 2 армии в Тирасполе.

В 1827-1848 гг. в ответ на прошения узников, по высочайшему разрешению Николая I искупать свою вину на Кавказе уже после завершения сроков наказания в местах ссылки были отправлены декабристы разных разрядов: в 1827 г. — Берстель, в 1829 г. — Бестужев А. А., Голицын, Толстой, Чернышев, в 1831 г. — Кривцов, в 1832 г. — Корнилович, Назимов, в 1836 г. — Игельстром, в 1837 г. — Вегелин, Лихарев, Лорер., Нарышкин, Одоевский, Розен, Черкасов, в 1838 г. — Загорецкий, Мозган, в 1839 г. — братья Беляевы, в начале 1840 г. — Дивов, в 1848 г. — Сутгоф.

Декабристы, определённые рядовыми в отдельный Кавказский корпус, назначались «в разные батальоны под строгий присмотр и с тем, чтобы они непременно несли строевую службу по их званию и без всяких облегчений».

Николай I не захотел оставить декабристов в покое и по завершении службы на Кавказе. В соответствии с «высочайшим повелением» от июля 1832 г. в указах об увольнении офицеров, осуждённых Верховным уголовным судом, должны были быть обозначены их наказание за принадлежность к тайным обществам и запрет на въезд в обе столицы империи. В 1837 г. это требование было распространено и на офицеров, направленных в действующую армию не по приговору суда, а по личному разрешению царя.

Не были оставлены без внимания и «попавшие под влияние» восставших офицеров нижние чины. Около 3000 рядовых участников событий (Черниговского полка, 8-й пехотной дивизии, 8-й артиллерийской бригады, лейб-гвардии Московского полка, лейб-гренадерского полка и гвардейского экипажа) Николай тоже велел отправить на Кавказ. Их вели партиями в сопровождении конвоев внутренней стражи до Рыбинска пешком, затем до Астрахани и вдоль побережья Каспийского моря — на судах и далее пешком к местам назначения.



Глава 8. Подвиг жён декабристов

Жена декабриста— выражение, ставшее нарицательным. Так говорят о женщине, которая ради мужа готова идти (и идёт) на огромные жертвы, бытовые неудобства, кардинально меняет свою устоявшуюся жизнь. Каждый слышал о подвиге женщин, отправившихся за своими мужьями в ссылку, но уже мало кто помнит их имена. «Декабристки» символизируют истинную любовь, но какой ценой далась им эта верность.

Люди, используя это выражение, мало знают о настоящих жёнах декабристов и том человеческом подвиге, который они совершили. Известно, что декабристы вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 года. Их целью было свержение существующего монархического строя. Восстание потерпело сокрушительное поражение, после чего пятеро восставших были приговорены к казни, а все остальные — к ссылке. Всем женам осужденных император Николай I предоставил право развестись со своими мужьями, но 11 из них от этой привилегии отказались. Прасковья Анненкова, Мария Волконская, Александра Давыдова, Александра Ентальцева, Камилла Ивашева, Александра Муравьева, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Екатерина Трубецкая, Наталья Фонвизина, Марина Юшневская. Эти женщины не просто пошли против своей семьи, которая не хотела отпускать дочерей на каторгу, но и понимали, что они будут ограничены в свободе передвижения и переписки.

Начало гражданского подвига

Чтобы понять всё величие их поступка, нужно знать хотя бы некоторые важные подробности. Например, царь издал специальный указ, касающийся жён и близких родственников ссыльных декабристов. Он, в частности, предусматривал, что последовавшие за ссыльными будут:

  • Лишены всех прежних социальных прав и привилегий.

  • У них забирали все имущественные и наследственные права.

  • Им выдавались только мизерные средства на жизнь, да и за них женщин обязали отчитываться перед начальством рудников.

  • Свидания с мужьями им разрешали только в присутствии тюремного офицера и только дважды в неделю.

  • Дети, рождённые жёнами декабристов, должны были считаться обычными казёнными крестьянами.

Это не полный перечень ограничений, но уже этих пунктов достаточно, чтобы оценить всю глубину их человеческого подвига.

Мария Николаевна Волконская (1804-1863)

Тайну этой женщины, загадку ее характера и судьбы пытаются разгадать уже несколько поколений историков и просто любителей старины. Ее имя стало легендарным.

Она вышла замуж за Сергея Волконского за год до восстания в возрасте всего 17 лет. Когда мужа арестовали, Мария только-только родила ребенка, и долго не знала об аресте. Оправившись от родов, она тут же отправилась в Петербург, чтобы увидеться с мужем, и затем ни минуты не сомневалась, заявив, что поедет в ссылку вместе с ним. Отец проклинал ее, но перед смертью назвал ее «самой удивительной женщиной, которую он знал».

О ее первом свидании с мужем ходили легенды — рассказывали, что Мария бросилась перед мужем на колени и принялась целовать его кандалы.

Волконская, как и многие другие жены декабристов, жила в крестьянском доме. Жизнь жен была нелегкой — они готовили каторжникам еду, чинили их одежду и состояли за них в переписке. Одним из тяжелейших наказаний для декабристов был запрет писать письма, они могли только получать вести. Поэтому жены выписывали для своих мужей, образованных дворян, все новые журналы, к тому же они писали вместо них письма, иногда по 10−20 в неделю, так что часто у них не оставалось времени написать пару строк своим близким

В конце 20-х у Волконских умер сын, а затем и новорожденная дочь. Через некоторое время каторжников перевели на Петровский завод, где женам позволили поселиться в тюрьме вместе с мужьями. Вскоре их и вовсе перевели на поселение вне тюрьмы. В 1835 Волконского освободили от каторги, и лишь в 1856 декабристов амнистировали. К тому времени в живых остались только 15 декабристов из 120. Но долгие годы ссылки пагубно сказались на здоровье Марии: в 1863 году она скончалась. Это была любимая многими женщина, поражавшая людей своим умом и вдохновлявшая самого Пушкина. Среди декабристов Мария Волконская получила прозвище "дева Ганга" (Ганг - река в Индии)



Екатерина Ивановна Трубецкая (1800-1854)

Екатерина Ивановна Трубецкая – первая из жен декабристов, отправившаяся в сибирскую ссылку вслед за опальным мужем, князем Сергеем Трубецким. Она явила героический пример, которому последовали Мария Волконская, Прасковья Анненкова, Александра Муравьева, Елизавета Нарышкина и другие женщины-декабристки. Подвиг княгини Трубецкой описан в поэме Николая Некрасова «Русские женщины».

Она родилась в самой что ни на есть светской семье, но спокойно отказалась от всех светских благ, чтобы получить возможность видеть мужа. Она знала, что готовится восстание, разговоры о подготовке нередко велись в доме Трубецких, но она всеми силами пыталась отговорить своего мужа от затеянного. В Благодатском руднике, встретившись с Сергеем Трубецким, она упала в обморок: узнать исхудавшего и обтрепанного князя было непросто.

Летом 1826 года Сергея Трубецкого приговорили к смертной казни. Однако вскоре император изменил приговор на вечную каторгу. Среди причин, побудивших государя сделать это, историки называют воспоминания Николая I об «умнице княгине Трубецкой».

В 1839 году истек срок каторги Сергея Петровича, ему было разрешено перебраться на поселение в местечко Оёк близ Иркутска. Здесь Трубецкой начал погружаться в сельское хозяйство, а Екатерина Ивановна, получившая превосходное образование, сама занималась с детьми.

Прибыв поначалу в Иркутск, княгиня долгое время не могла выяснить, куда отправили ее супруга. Здешний губернатор Иван Цейдлер чинил ей всевозможные препятствия, надеясь, что женщина сдастся и уедет обратно в Петербург. Но не такова была Каташа. Она написала Цейдлеру длинное, обстоятельное письмо, после которого Трубецкую направили на Нерчинские рудники, предварительно заставив подписать бумаги, лишающие ее титулов, имущественных и прочих прав.

Не дождалась она лишь одного – полного окончания истории о декабристах, их освобождения и возвращения к прежней жизни. Княгиня умерла 14 октября 1854 года от рака легких на руках у любимого супруга. Похороны прошли в Знаменском монастыре, в котором она была исправной прихожанкой. Попрощаться с любимой княгиней пришла вся округа. Сергей Петрович так скорбел о смерти жены, что после объявления амнистии в 1856 году отказался уезжать из Иркутска. И только необходимость дать образование 13-летнему Ивану заставила уехать в столицу. Перед отъездом вдовец пришел на могилу Екатерины, где прорыдал до беспамятства. Князь Трубецкой скончался 22 ноября 1860 года в Москве.



Прасковья Егоровна Анненкова(1826-1880)

Родилась она в аристократической семье, которую революция лишила как социальных, так и материальных привилегий.

Для Прасковьи Егоровны Анненковой, урожденной Полины Гебль, решение поехать за Иваном Анненковым в Сибирь было втройне тяжелым. Ее родиной была Франция, и таинственный и суровый край вечной зимы пугал ее. Чтобы получить дозволение поехать на каторгу, она, уже беременная, лично едет на маневры, где должен был оказаться император, и бросается ему в ноги. К тому же, во время восстания Полина еще не была замужем за Анненковым, так что единственной причиной была любовь, но не долг. Повенчались они лишь на каторге в Чите, где на время венчания с жениха сняли кандалы.

Эта удивительная, всё превозмогающая любовь стала не только темой разговоров в великосветских салонах того времени, но и сюжетом для романа Александра Дюма "Учитель фехтования", и оперы А.Д. Шапорина "Декабристы", первая редакция которой называлась "Полина Гебль".

В начале декабря 1825 года Анненков возвращается в Петербург, а 14 декабря происходят известные события на Сенатской площади. Анненков был членом Северного общества.

Полина всё это время находилась в Москве. Она знала о событиях в Петербурге, опасалась за судьбу Ивана, но она была беременна и вскоре должна была родить.

После рождения дочери Полина отправляется в Петербург искать Анненкова.

Она узнаёт, что он в Петропавловской крепости. Ей удаётся, заплатив унтер-офицеру 200 рублей, передать ему записку и получить ответ, в котором он пишет:

"Где ты? Что с тобой? Боже мой, нет даже иголки, чтобы положить конец страданиям".

В ответ Полина передаёт ему медальон с запиской: "Я поеду с тобой в Сибирь".

Но видя в каком, он отчаянном состоянии она решает устроить ему побег.

Полина возвращается в Москву, чтобы упросить мать Ивана Александровича помочь ей в этом.



Подвиг

Не найдя поддержки, Полина возвращается в Петербург и там узнаёт, что, не имея от неё известий, решив, что она его покинула, Анненков пытался покончить с собой и его чудом удалось спасти. Она решается на отчаянный поступок. Поздно ночью, с трудом сговорившись с лодочником, она

переправляется через ледяное крошево Невы в Петропавловскую крепость. Вся мокрая, с окровавленными руками (ей пришлось спускаться в лодку по обледеневшей верёвке) она умоляет дежурного офицера позволить ей увидеться с Анненковым.

Это было настоящее сумасшествие. Свидания с узниками разрешал только сам император и только родным и жёнам. Но Полина подкупает офицера, и он выводит Ивана Александровича из камеры. У них всего несколько минут. Полина снимает с пальца кольцо, сделанное из двух тоненьких колечек, разделяет их, - одно отдает Ивану, а второе обещает привезти в Сибирь.

В ночь с 9 на 10 декабря Анненков был отправлен в читинский острог. Полине солдат передаёт записку от него: "Соединиться или умереть".

Уже на следующий день Полина предпринимает всё для того, чтобы ей разрешили отправиться в Сибирь. Она пишет прошение на имя императора. Её прошение было принято. Николай I, тронутый её преданностью осуждённому, разрешил ей ехать в Сибирь и приказал выдать пособие на дорогу, однако ребенка брать с собой он запретил.

Полина, дважды отказавшаяся венчаться с самым завидным женихом Москвы, стала женой ссыльнокаторжного и была счастлива.

Она вышла замуж за обожаемого ею человека, родила ему детей и с гордостью носила имя Прасковья Егоровна Анненкова.

Умерла Прасковья Егоровна утром 14 сентября 1876 года. Скончался он через год и четыре месяца после её смерти, 27 января 1878 года, и был похоронен в нижегородском Крестовоздвиженском женском монастыре, рядом со своей женой, так горячо его всю жизнь любившей и бывшей ему самым верным и преданным другом.

Глава 9. Произведения, написанные декабристами и о декабристах

Со школьной скамьи мы знаем о поэтах-декабристах К. Рылееве, В. Кюхельбекере, А. Одоевском, писателе А.М. Бестужеве-Марлинском… Возможно, кто-то назовет еще несколько имен. А между тем почти каждый второй из них был поэтом, писателем, художником или музыкантом. Среди них были исследователи, переводчики, ученые, этнографы, изобретатели, просветители и учителя. Многие оставили свои воспоминания о сибирской ссылке, о восстании и его причинах, о товарищах, с которыми они были в изгнании. Некоторые из них отошли от идей декабризма, а некоторые остались верны им до конца жизни, несмотря на все испытания, которые пришлось им пережить.

Без преувеличения можно сказать, что эти люди были особыми, и это были не единичные личности, а целое поколение в нашей истории. Они доказали свою особенность даже не тем, что, выйдя на Сенатскую площадь, сознательно подписывали себе приговор, а всей своей последующей жизнью, в том числе на каторге. Поразительно: они были так молоды, но уже настолько зрелы, чтобы думать о переустройстве общества; так дерзки в своих действиях, но благородны по отношению друг к другу; так наивны в своей вере в возможность изменения государственного строя, но, по словам Н. Бестужева, «видели необходимость действовать, чувствовали необходимость пробудить Россию»

В ссылке проявились все их лучшие качества, раскрылись таланты, проявились способности – в результате для регионов Сибири и Урала они сделали больше, чем мечтали сделать для России. Здесь ими были открыты школы для простого народа, созданы кружки поэзии и живописи; они занимались огородничеством и садоводством, знакомили с ним местное население, вывели новые сорта для сурового уральского и сибирского климата. В Туринске декабристы посадили парк, сохранившийся до сих пор. Простому народу не столь были важны их политические взгляды, как добрые дела, они просвещали, лечили и даже материально поддерживали народ. Память о них сохраняется в этих местах до сегодняшнего дня, причем память благодарная, а не официально навязанная.

Так, например, известны «Записки декабриста» А.В Поджио, «Воспоминания» М.И. Муравьева-Апостола, «Воспоминания» Е.П. Оболенского. «Письма из Ялуторовска» И.И. Пущина, мемуары С. Волконского, М.А. Бестужева, «Записки» И.И. Горбачевского. «Записки декабриста». И. Д Завалишина, мемуары Н.И. Лорера, Н.О. Мозгалевского, «Записки» А.Е. Розена, мемуары С. Трубецкого, М.А. Фонвизина, неоконченная «Повесть собственной жизни» Г.С. Батенькова, серия писем, адресованных сестре (фактически история движения декабризма) М. Лунина, «Записки» Н.В. Басаргина. До сих пор историю декабрьского восстания изучают по «Запискам» Н. Басаргина. С ним после амнистии 1856 г.встречался и беседовал Лев Толстой, задумав писать роман «Декабристы». «Записки» А.Ф. Фролова, воспоминания об Отечественной войне 1812 г. В.С. Норова, мемуары А.М. Муравьева (младшего брата Никиты Муравьева), «Записки» М.А. Назимова, «Записки о Туруханском крае» Ф.П. Шаховского, мемуары Н.Р. Цебрикова, «Воспоминания» В.И. Штейнгеля, «Записки» И.Д.Якушкина. Кроме того, известны «Записки» М. Волконской и Полины Гебль (Анненковой).

Вот как об их творчестве говорит историк В.О. Ключевский: «Очень многие из них оставили после себя автобиографические записки; некоторые даже вышли недурными писателями. На всех произведениях лежит особый отпечаток, особый колорит, так что вы, вчитавшись в них, даже без особых автобиографических справок, можете угадать, что данное произведение писано декабристом. Я не знаю, как назвать этот колорит. Это соединение мягкой и ровной, совсем не режущей мысли с задушевным и опрятным чувством, которое чуть окрашено грустью. У них всего меньше соли и желчи ожесточения, так пишут хорошо воспитанные молодые люди, в которых жизнь еще не опустошила юношеских надежд, в которых первый пыл сердца зажег не думы о личном счастии, а стремление к общему благу».

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

В декабрьском календаре есть одна дата, одинаково значимая как для истории, так и для отечественной культуры, поскольку событие, о котором пойдет речь, навсегда вошло в память не одного поколения, и является точкой отсчета в формировании многих общественных процессов, гражданской мысли, да и личной ответственности каждого за то, что он делает…

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, инициаторами которого стали представители русского дворянства. Тогда ими была предпринята попытка изменить существующий государственный строй – в надежде установить свободные, справедливые отношения в российском обществе:

Витийством резким знамениты,

Сбирались члены сей семьи

У беспокойного Никиты,

У осторожного Ильи,

И в рассуждении свободном

Об управлении народном

Они ценили выше слов

Резон отточенных штыков,

Но Робеспьерово наследство

Их не смущало потому,

Что просвещенному уму

Дано ж избрать и цель, и средство...

И русских правд неверный рой

Уже кружился над Невой.

Это – одна из строф десятой – зашифрованной – главы из романа Пушкина «Евгений Онегин», восстановленной пушкинистом и поэтом Андреем Черновым. А пушкинский современник Юзефович в своих поздних воспоминаниях писал, что в десятой главе Онегин должен был попасть в число декабристов. По сохранившимся фрагментам этой сожженной главы видно, что Пушкин хорошо знал многих декабристов – бунтовщиков, заговорщиков, как называла их не только власть, но и те, кто были искренне возмущены поступком своих знакомых и приятелей.

Пушкин же, всей душой разделяя идеи, которые обсуждались в кругу тайных обществ, выражал их в своих стихотворениях, не опубликованных, ходивших по рукам в списках, и ставших своеобразными программными сочинениями для декабристов. Именно у будущих декабристов – «беспокойного Ильи» – Долгорукова и «осторожного Никиты» – Муравьева Пушкин часто бывал на дружеских собраниях, где читал свои вольнолюбивые стихи.

Пушкин не был членом ни одного из тайных обществ – слишком несерьезным и вспыльчивым воспринимали его многие, но именно ода «Вольность» стала причиной высылки Пушкина на юг. В ней выражена романтическая надежда на то, что российский самодержец добровольно проведет государственные реформы, отказавшись от неограниченной власти и отменив крепостное право. Отмена самодержавия и крепостничества и была основной целью и декабристов. Но всех их объединяло главное – благородные идеи преобразования общества и процветания государства.

Александр Иванович Одоевский (1802-1839)

Поэт-романтик, автор известного стихотворения «Струн вещих пламенные звуки…», которым он от лица всех ссыльных декабристов ответил Пушкину на его послание «В Сибирь».

Поэзия Одоевского отличается эмоциональностью и живописностью, а также верой в человека, патриотизмом.

А.И. Одоевский родился 26 ноября 1802 г. в княжеской семье, получил хорошее домашнее образование. Интерес к литературе проявился рано, дружил с А.С. Грибоедовым, писателями В.Ф. Одоевским, А.А. Бестужевым-Марлинским. Стихов, написанных до 1825 г., сохранилось мало, т.к. поэт был требователен к своему творчеству и если считал произведение слабым, то просто уничтожал его. Одоевский служил в Конногвардейском полку, когда вступил в Северное тайное общество. Один из самых молодых участников движения декабристов, с не устоявшимися еще политическими взглядами, он был полон энтузиазма и немедленной готовности к действиям. А когда пришло время действий, он по-мальчишески воскликнул: «Ах, как славно мы умрем!»

На Сенатской площади Одоевский командовал заградительной цепью, после поражения восстания был арестован и посажен в Петропавловскую крепость.

Его мысли и переживания этого времени отразились в стихах «Утро», «Что мы, о Боже?..».

Был приговорен к 12 годам каторги и в кандалах отправлен в Сибирь. Позже срок каторжных работ был сокращен, и с 1833 по 1837 год он находился на поселении в Елани (близ Иркутска), а затем в Ишиме Тобольской губернии. Именно в годы каторги и ссылки расцветает его талант, в основе которого неисчезающий в его творчестве мотив «вольности святой». Он часто обращается к летописным источникам, житиям, связанных с историей вольного Новгорода, Пскова, Смоленска («Зосима», «Неведомая странница», «Старица-пророчица»). Значительна в его творчестве тема поэта и поэзии («Сон поэта», «Тризна», «Умирающий художник», «Элегия на смерть А.С. Грибоедова»).

В 1837 г. Одоевского определяют в действующую армию на Кавказ рядовым. Здесь он знакомится с М.Ю.Лермонтовым, Н.П. Огаревым. Умер 15 августа 1839г от малярии.

Кондратий Федорович Рылеев (1795 – 1826)

Самый талантливый из поэтов-декабристов. Громкую известность доставило ему сатирическое послание «К временщику» (1820), направленное против царского любимца – всемогущего графа Аракчеева.

В стихотворном цикле «Думы» (печатались частями с 1821 г. , целиком – в 1825 г. ) поэт пытался пробудить в своих современниках гражданскую доблесть примерами, почерпнутыми из русского исторического прошлого. Главная цель Рылеева – создать идеальный образ «верного сына отчизны», «друга народа» , «вольного славянина» . Пафосом «борьбы свободы с самовластьем» проникнута романтическая поэма Рылеева «Войнаровский» (1825). Образы людей, жертвующих жизнью за свободу родины, поэт рисует всегда с особенной любовью. Таков и герой его неоконченной поэмы «Наливайко» (1824 – 1825).

Краткая биография Рылеева Кондратия Федоровича свидетельствует, что после подавления восстания закономерно последовал арест всех причастных к нему лиц. В заключении поэт вел себя достойно и всячески оправдывал товарищей, надеясь на помилование от императора. Чего, однако, не последовало. Самого Кондратия Федоровича, а также его товарищей по Северному обществу: П.Пестеля, М. Бестужева-Рюмина, С.Муравьева-Апостола и П.Каховского повесили 13 (25) июля 1826 года. Причем Рылееву пришлось терпеть удушение дважды: в первый раз оборвалась веревка.

Справедливости ради необходимо сказать, что отношение к восстанию в нашем сознании чересчур романтизировано, а реальная история декабристов трагична: предприняв отчаянную попытку воплотить свои мечты в жизнь, они не смогли изменить существующий строй – но сломали и свои жизни, и судьбы своих близких. Однако, стремясь к возвышенному идеалу, никто из них не думал о подобных последствиях.

По-разному восприняли этот шаг недавние друзья бунтовщиков, многие из декабристов сами раскаялись и разочаровались, но назад вернуть ничего уже было невозможно. И задача каждого из них состояла в том, чтобы с достоинством принять свою новую судьбу. Нетрудно представить, как это было непросто. Но пройдя все испытания, они занимались педагогической, просветительской деятельностью, изучали сибирские земли, писали стихи. Их жизни посвящены многие исследования, о них написаны книги, стихи, песни, сняты фильмы. И какую бы оценку восстанию и деятельности каждого из них ни давали их современники или историки, бесспорно одно – попытка декабристов воплотить в реальность благородные идеи справедливости и процветания, их трагическая судьба, их мужество по-прежнему восхищают и вдохновляют нас.



Заключение

Бесспорно, велика роль декабристов в истории нашей страны. Восстание декабристов было вызвано социальными возмущениями в либеральной среде, Отечественной война 1812 года, идеями просвещения и другими, не менее важными причинами. Значение движения декабристов заключалось в том, что оно было первым в России оппозиционным политическим выступлением XIX века. Декабризм сумел всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела.

Главная причина поражения дворянских революционеров заключалась в их классовой ограниченности, узкой социальной базе движения, что сказалось в идейных разногласиях, несогласованности действий, в нерешительности и недостаточности революционной активности в решающий час. План переворота был выработан довольно подробно, но в нем отсутствовала самая главная, самая действенная сила всякой революции – народ. Это не сулило успеха. Таким образом, можно говорить о первом всплеске революционных настроений в России, тщательной подготовке к выступлению. Но также однозначно и то, что выступление не было продумано в социальном плане; смерть Александра I спутала все карты декабристы, не все руководители были готовы идти до конца.

Движение декабристов и восстание 14 декабря 1825 года и до настоящего времени занимает большое место в исторических исследованиях многих видных российских ученых. Зарождение декабристского движения и причины, побудившие к этому, программные документы тайных Северного и Южного обществ, материалы допросов декабристов, жизнеописания лидеров этого движения стали главными научными проблемами в исследованиях ученых. Однако при этом, в недостаточной степени исследовались личные записки, воспоминания самих участников восстания, к которым было отнесено около 600 человек, осужденных и отправленных по этапу в Сибирь. Также не в полной мере исследовались воспоминания свидетелей процесса подготовки восстания, косвенно или напрямую причастных к нему.

Можно говорить о том, что позиции историков менялись с течением времени и в связи с их личностными убеждениями.

В первой четверти XIX веке параллельно развивались две концепции - официальная и революционная. Сторонники официальной концепции (М.А.Корф, Н.М.Карамзин) давали резко отрицательную оценку движению, доказывали, что выступление на Сенатской площади лишь случайность, декабристы-мятежники, восставшие против истинной власти. Революционеры же - как сами декабристы, так и А.Н.Герцен идеализировали восстание, приводили бесчисленное множество фактов, свидетельствующих в пользу необходимости.

Василий Осипович Ключевский, представитель второй половины XIX века делает акцент на том, что «декабристы – это случайность, поросшая литературой», тем самым подтверждая идею значимости восстания 14 декабря в связи с обращением к данной проблематике большого числа писателей, историков и философов. Но, несмотря на употребление выражения «случайное восстание», им проводится тщательный анализ событий 1825 года и ему предшествующих годов, что говорит о вдумчивости изучения исторических событий и упоре на факты.

В XXвеке историки и общественные деятели пришли к единому в целом мнению, что восстание было не случайным, но также выделяются революционная концепция, направленная на идеализацию личности и деятельности декабристов, и центристскую концепцию, подтверждающих теорию необходимости большим числом аргументов и фактов.

Наши современники, также не считают восстание случайным. Они практически все заявляют, что выступление тщательно готовилось, причиной создания обществ - развитие либеральных и революционных идей в России.

Трудно добавлять чего-то к словам людей, занимающихся движением декабристов длительное время, порой посвятив этому всю жизнь. Каждый человек имеет право на свою оценку, свое понимание. Для нас же движение декабристов – это, прежде всего, утопическое движение, но утопическое в хорошем смысле слова. Впервые восставшие не имели никаких личных целей, не добивались личной выгоды. Они действовали во благо государства, не побоялись, умереть за Родину. Это – настоящие патриоты. Они могут служить достойным примером для подражания в наше время, тем более что сейчас бытует мнение об отсутствии патриотичности у молодежи. Хочется верить, что в будущем в нашем государстве все будет хорошо и, главное, справедливо, и больше никогда не найдется повода для новых движений за правду, каким было движение дворянских революционеров – декабристов.







Список литературы:

  1. Гессен А.И. Во глубине сибирских руд…. -М.:Эксмо, 1994; 250 с.

  2. Гордин.Я.А. Мятеж реформаторов. — Л.: Лениздат, 1989; 250 с.

  3. Карамзин Н.М. О древнейшей и новой России в ее политическом гражданском отношениях. - М.: Наука, 1991; 300 с.

  4. Ключевский В.О. Русская история. - М.: Эксмо, 2006; 400 с.

  5. Корф. М.А. Восшествие на престол императора Николая I. — М.: Захаров,2003; 720 с

  6. Мироненко С.В. «Московский заговор» 1817 г. и проблема формирования декабристской идеологии // Революционеры и либералы России. Сборник научных статей. - М.: Наука, 1990; 31 с.

  7. Невелов Г.А. Декабристы и декабристоведы. - СПб.: Технологос,2003; 305с.

  8. Нечкина М. В. Декабристы.- М.: Наука, 1982; 283 с.

  9. Одесский. М. П. Декабристы: Актуальные проблемы и новые подходы.- М.: РГГУ,2008; 502 с.

  10. .Орлик О.В. Передовая Россия и революционная Франция: первая половина XIX в. - М.: Наука, 1973; 141 с.

  11. Покровский М.Н. Очерки по истории революционного движения в России XIX и XX вв.—Л.:Политиздат,1987; 120 с.

  12. Сахаров А.Н. Движение декабристов.- М.: Русское слово,2006; 158 с.

  13. Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. -СПб.:Эксмо,1996; 79 с.

  14. Туманик Е. Н. Александр Николаевич Муравьев: начало политической биографии и основание первых декабристских организаций. — Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2006; 200 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!