Мастер-класс «Уроки финансовой грамотности от литературных героев»
Цель : повышение психолого-педагогической компетентности в области использования различных методов работы по финансовой грамотности.
Задачи:
-познакомить педагогов с опытом работы по применению эффективных методов и приёмов для формирования предпосылок экономической грамотности у школьников;
-сформулировать уроки финансовой грамотности для современного школьника.
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Мотивация учения.
2. Постановка педагогической проблемы.
3. Практическая работа с комментариями.
4. Подведение итогов мастер-класса.
5. Рефлексия.
Мотивация учения
Уважаемые коллеги! Добрый день! Часто человечество обращается к книге за решением своих же проблем – как жить, с кого брать пример, по какому пути пойти, в чём смысл жизни. И книга – верный друг и наставник - даёт ответы на эти вопросы. Бытует мнение: чтобы разбираться в сфере финансов, нужно много считать —а значит, преподавать финансовую грамотность имеет смысл на уроках математики. Но предметы гуманитарного цикла подходят для этого ничуть не хуже: тема денег «звучит» в истории, в обществознании, в литературе. Если приглядеться, почти в кажд ом художественном произведении можно обнаружить бытовые, повседневные подробности обращения с деньгами. Поэтому тема сегодняшнего мастер-класса звучит так: «Уроки финансовой грамотности от литературных героев»
Цель и задачи на слайде
А начать свой мастер-класс хотела бы с веселой разминки! «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал А.С.Пушкин А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда попробуйте ответить на вопросы.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?
(«Колобок»)
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?
(«Репка»)
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?
(Золотая антилопа)
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?
(«Курочка Ряба», золото)
5. Герой какой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
(Кот в сапогах.)
2. Постановка педагогической проблемы.
. Финансово грамотный человек способен принимать грамотные решения, совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и в будущем.
Необходимо помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте, на начальных ступенях образовательной системы. К сожалению, на сегодняшний день, согласно оценкам экспертов, в России очень низкий уровень финансовой грамотности, как среди молодежи, так и среди взрослого населения. Умение грамотно вести свои финансы – это не только ключ к личному финансовому благополучию, но и залог здорового развития экономики России в целом. Мне кажется, что люди, умеющие грамотно планировать свой личный бюджет, более эффективны и в учебе, и в работе – вне зависимости от того, на каких позициях и в какой сфере они учатся и трудятся
К сожалению, на сегодняшний день не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. В своей работе хотелось бы обратиться к литературе, поскольку поэтов и писателей очень привлекала и продолжает привлекать проблема отношения человека с деньгами. Именно литература помогает людям ответить на многие жизненно важные вопросы. Литературные произведения обладают важным воспитательным качеством: они помогают учиться на ошибках героев. Во время чтения мы живём бедами и радостями, заботами и удачами героев, вместе с ними делаем важные жизненные открытия и выводы из них. После прочтения книги жизненный опыт героев остается внутри нас. Он помогает нам в реальной жизни.
Таким образом, ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок поможет вынести уроки по финансовой грамотности школьников.
Давайте вспомним теоретические сведения.
Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Следует отметить, что редко на своих уроках учитель какой-либо один метод использует в чистом виде, обычно сочетаются несколько. Сегодня на уроках литературы можно увидеть применение объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, частично-поискового, исследовательского методов обучения . Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем
Целью формирования финансовой грамотности в школе является дать базовые знания о потребностях, благах, об общих принципах управления доходами и расходами, о предпринимательстве, возможных рисках, рекламе; формировать установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости, понимание необходимости долгосрочного финансового планирования.
Планируемые результаты
- понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов
на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества
3. Практическая демонстрация «уроков»
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом художественного произведения по формированию финансовой грамотности .Эти произведения хорошо вам известны. Итак, к делу.
Задание для участников мастер-класса. Попробуйте привести примеры из других произведений, герои которых оказываются в такой же ситуации.(заполнение таблицы из приложения)
В 6 классе при изучении рассказа А.И.Куприна «Белый пудель» работаем с с эпизодом «Неудача артистов».
Наконец барыня вышла на балкон, швырнула сверху в подставленную шляпу Сергея маленькую белую монетку и тотчас же скрылась. Монета оказалась старым, стертым с обеих сторон и вдобавок дырявым гривенником. Дедушка долго с недоумением рассматривал ее. Он уже вышел на дорогу и отошел далеко от дачи, но все еще держал гривенник на ладони, как будто взвешивая его.
– Н‑да‑а… Ловко! – произнес он, внезапно остановившись. – Могу сказать… А мы-то, три дурня, старались. Уж лучше бы она хоть пуговицу дала, что ли. Ту по крайности куда-нибудь пришить можно. А что я с этой дрянью буду делать? Барыня небось думает: все равно старик кому-нибудь ее ночью спустит, потихоньку, значит. Нет‑с, очень ошибаетесь, сударыня. Старик Лодыжкин такой гадостью заниматься не станет. Да‑с! Вот вам ваш драгоценный гривенник! Вот!
И он с негодованием и с гордостью бросил монету, которая, слабо звякнув, зарылась в белую дорожную пыль.
Работа со словом «гривенник».
Беседа
-Почему старик Лодыжкин так огорчен?
В каком произведении герой оказывается в такой же ситуации?(невыплата заработной платы)
1.В «Сказке о попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который бы работал усердно и прилежно, а брал за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной.
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
В результате поп находит работника Балду, который соглашается работать за три щелчка по лбу в год.
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу».
Работал Балда «за семерых», был хорошим работником. А когда пришел срок оплаты за работу, поп не захотел расплачиваться и по совету попадьи дал очень сложное задание Балде. Но тот смог перехитрить чертей, выполнил задание, и попу пришлось платить: «С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка лишился поп языка, а с третьего щелчка вышибло ум у старика».
Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.
Сказке Пушкина А.С. более 180 лет. Однако, проблема, поднятая в произведении, повторяется и в наше время.
К сожалению, в условиях кризиса невыплата заработной платы становится одним из способов «выживания» недобросовестных работодателей. В сказке «О попе и работнике его Балде» справедливость восстановил Балда сам. В наше время право работников на оплату труда охраняется государством на законных основаниях
Урок первый: вступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам заработной платы, вы должны отстаивать свои права, обратившись в суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её, будет наказан по закону.
Многие произведения учат нас обращаться с финансами, управлять ими
Давайте вспомним героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и попробуем определить, можно ли его назвать экономным хозяином.
Читаем текст. Обсуждаем:
1. Можно ли назвать Плюшкина экономным хозяином?
2. Как отразилась скупость на его характере?
3. Какие чувства вы испытали, познакомившись с этим героем?
4. Чем отличается экономный человек от жадного?
– На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы).
- А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.) - Какие дополнительные источники дохода может найти семья? Составляем список
1. Заниматься частным извозом на личном транспорте;
2. Иметь личное подсобное хозяйство;
3. Сдавать в аренду лишнее помещение.
4. Изготавливать на продажу различные вещи.
При изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
Работа с эпизодом
«Все же раза два она подкладывала мне в письмо по пятерке – на молоко. На теперешние, это пятьдесят копеек, не разживешься, но все равно деньги, на них на базаре можно было купить пять пол-литровых баночек молока, по рублю за баночку…»
Кейс-задание Помоги главному герою распределить деньги на неделю.
Бюджет – схема доходов и расходов определенного объекта(одного человека, семьи, организации), устанавливаемая на определенный период времени ими.
Также проводим беседу «Как можно сэкономить»
Затем привожу пример из сказки.
В моей любимой книге Э.Успенского «Все Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно относиться бережливо и расчетливо. Давай вспомним диалог героев.
«- Я почтальон тутошний, Печкин. Поэтому я все должен знать, чтобы почту разносить. Вы, например, что будете выписывать?
- Я буду «Мурзилку» выписывать.-говорит Дядя Федор
- А я про охоту что-нибудь.- Это шарик
- А я ничего не буду. Я экономить буду».
Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета.
Урок второй: бережливое и расчетливое отношение к деньгам – залог финансового благополучия.
При знакомстве с романом А.С.Пушкина работаем с эпизодом .
Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою.
Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал в ответ довольно грубое отношение, в коем объявлял он, что сельцо Кистеневка досталось ему по смерти покойного его родителя, что он владеет им по праву наследства, что Троекурову до него дела никакого нет и что всякое постороннее притязание на сию его собственность есть ябеда и мошенничество.
Письмо сие произвело весьма приятное впечатление в душе заседателя Шабашкина. Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение.
Помещик Троекуров, поссорившись с Андреем Гавриловичем Дубровским (отцом главного героя), решил отсудить у него имение Кистенёвку. Отец Троекурова когда-то продал имение отцу Андрея Гавриловича. Тот оформил купчую (договор купли-продажи), выплатил продавцу всю сумму и вступил в собственность.
Но купчая и доверенность сгорели при пожаре, а о том, чтобы взять выписку из записей крепостных дел, Андрей Гаврилович даже не подумал. Также он проигнорировал первый судебный запрос и долго не предпринимал никаких попыток доказать, что он законный хозяин Кистенёвки. Однако без документов получалось, что Дубровские не покупали имение, и оно по-прежнему в собственности у Троекурова. И в результате суд встал на сторону истца.
Составляем словарь финансовых документов. Право наследства, собственность.
Обсуждаем ,зачем нужны такие документы? Викторина на сайте лит.фин.рф
Урок третий : бережно относитесь к финансовым документам.
Договоры о купле-продаже, кредитные договоры, квитанции об оплате и тому подобное. Если вы что-то покупаете или продаёте, оказываете или ищете услуги, старайтесь избегать устных и неформальных договорённостей — обязательно заключайте юридически корректный договор.
Проблемный вопрос В чем причина ссоры двух помещиков?
Сравнительная таблица «Два хозяина»
Словарь финансовых терминов
4. Проблема вечной борьбы с самим собой и вечными страстями проходит через повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» и определяет ее актуальность и в наши дни. «Пиковая дама» связана не только с будущим русской литературы, но и с ее недавним прошлым. В ней исследуется человеческая страсть, гибельная страсть. Здесь она из исторического прошлого переносится прямо в современную эпоху – и то, что она выступает в более современных формах и в более обыденной сфере жизни, делает ее еще страшнее. Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели. Он не остановится ни перед чем, чтобы узнать секрет трёх карт. Страсть к обогащению у главного героя вырастает до размеров холодной, беспощадной и вместе с тем безумной страсти. Обманувшись, проиграв за карточным столом, Германн в сходит с ума. За этим не просто указание на бытовой реальный факт, но и глубокая и трагическая авторская мысль общего значения.
Пушкин не случайно взял карточную игру за основу сюжета повести, ведь игра – это поэтическая метафора жизни с ее взлетами и падениями, с ее проигрышами и выигрышами, с ее удачами и неудачами.
Азартная игра - явление социальное, так как вовлеченный в азартную игру человек подвергает себя опасности остаться без средств к существованию, социальной дезадаптации, которая уводит человека от социально значимой деятельности, провоцирует криминальное поведение. Такой человек уже не владеет своей жизнью, его жизнь превращается в игру, и в этом случае речь идет уже о патологии личности.
Анализ ситуации «Как бы ты повел себя на месте Германна?» Варианты выхода из создавшейся ситуации
Уроки французского «Игра на деньги»
Поведение героя
Урок четвёртый: желание получить быструю и лёгкую наживу, прибегая к азартным играм, может привести к пагубному пристрастию. Пристрастие к азартным играм деформирует личность, часто приводя к нервным расстройствам и суициду.
Рассмотрим следующую финансовую операцию.
Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана — получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян. Эту инновационную идею (как основу для сюжета) подарил Н.В. Гоголю А.С. Пушкин. Сведения о крестьянах находились в ревизских сказках — переписях населения. В промежутках между переписями умершие по документам считались живыми, а банки работали с документами. Поэтому скупка мёртвых душ — процесс формирования залоговой массы. Правда, в залог можно было отдавать крестьян с землей, а земли у Чичикова не было. Но в то время для освоения Херсонской и Таврической губерний земли помещикам предоставлялись бесплатно, поэтому Чичиков покупает крестьян «на вывод», с переселением.
Для банка он предоставил бы свидетельства о собственности на землю, должным образом зарегистрированные купчие крепости (договоры о покупке крестьян), судебные решения о переселении крестьян. При необходимости он был готов предоставлять дополнительные справки о крестьянах от капитана-исправника (несомненно, за взятки). Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома — небанковском финансовом институте, осуществлявшем, в том числе, ломбардное кредитование.
Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге.
Решение финансовой задачи
Цена ревизской души — до 500 руб., залоговая стоимость — 200 руб. Издержки Чичикова нельзя точно оценить — нет данных о структуре покупки. У Коробочки он купил 18 душ всего за 15 руб., у Плюшкина — 198 душ по 32 коп. за штуку. Манилов души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь цена – 2,5 руб. за душу. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях) — это дает 416 душ (из текста известно, что всего душ было более 400). Тогда средняя цена — 70 коп. за душу при залоговой стоимости в 200 руб. Блестящий результат, но высокая прибыль,
Уроки пятый и шестой В финале птица-тройка несётся по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях — 6% годовых на 24 года. Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заёмщиков и тщательно оценивать и проверять залоги.
4.Подведение итогов мастер-класса.
Книга является верным наставником и другом человека. Она дает ответы на многие вопросы, учит преодолевать сложные проблемы и ситуации. Произведения, рассмотренные, сегодня являются актуальными в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют по сей день.
В произведениях, которые мы проанализировали, было выявлено не только неправильное поведение по отношению к финансам, но и определены последствия неправильного обращения с денежными средствами. На конкретных примерах мы рассмотрели приемы работы над формированием финансовой грамотности. Конечно, очень трудно составить какой- то инструментарий для оценивания результатов формирования этого направления ФГ. Тем более мы только в самом начале этого пути. Эти универсальные учебные действия, которые нужны будут в дальнейшей жизни.
Но все- таки на уроках русского языка и литературы можно проверить при помощи ,во-первых, словарного диктанта ,например ,при изучении темы «Правописание слов на – ция» (акция, облигация и т.д.),во-вторых, творческих работ, таких .как рисование плакатов оформление реклам, составление алгоритма действий при конкретной финансовой ситуации, составление словаря финансовых терминов. Также сочинения-отзывы, оценка поведения литературных героев. Может, вы приведете свои примеры.
Мне кажется, оценку поставит нашим детям сама жизнь!
Спасибо всем за продуктивную работу!
А как мы назовем этот продукт, который мы создали все вместе?
В предметной области литературы заслуживает внимания сборник из 28 сценариев уроков литературы для 5-11классов.
Предназначены для школьных преподавателей литературы, которые хотят включить
материалы с содержанием финансовой грамотности в состав своих уроков.
Поурочные разработки выполнены в формате конструктора, позволяющего учителю самостоятельно определить, насколько глубоким будет погружение в финансовую
тему: ограничиться одним-двумя уроками или использовать полный цикл разработок.
Продукт может быть синхронизирован с другими предметами, по которым теми же
авторами подготовлены уроки.
Предлагаемые разработки помогают увидеть в программных текстах бытовые финансовые
практики, относящиеся к темам: «Бюджет, доходы, расходы», «Сбережения и инвестиции»,«Займы и кредиты» и «Личные финансовые кризисы».
Предлагаю вам посмотреть конкурс «Учимся финансовой грамоте на успехах
и ошибках литературных героев» в цифрах и фактах
http://литфин.рф/, YouTube, «Вашифинансы.рф»
Можно поучаствовать вместе с детьми.
Вам, уважаемые коллеги, я желаю стабильного финансового благополучия! И с наступающим новым годом ,с учебным ,конечно!
5.Рефлексия
Если вам понравился материал и вы будете использовать его в своей работе, то поднимите большие пальцы вверх.
Если вы считаете, что не узнали ничего полезного, то опустите их вниз
Приложение к мастер-классу
«Уроки финансовой грамотности от литературных героев»
Герой произведения | «Уроки» | Приемы | В каких произведениях есть похожая ситуация? |
Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкин | Урок первый: вступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам заработной платы, вы должны отстаивать свои права, обратившись в суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её, будет наказан по закону | Инсценирование. | |
Владимир Дубровский из романа «Дубровский» А.С.Пушкина | Урок второй: Бережно относитесь к финансовым документам | Проблемный вопрос Сравнительная таблица Словарь финансовых терминов | |
Кот Матроскин из «Все Простоквашино»,Э Успенский | Урок третий: бережливое и расчетливое отношение к деньгам – залог финансового благополучия | Ролевая игра «Бюджет героя» | |
Германн из повести «Пиковая дама» А.С.Пушкина | Урок четвёртый: желание получить быструю и лёгкую наживу, прибегая к азартным играм, может привести к пагубному пристрастию. Пристрастие к азартным играм деформирует личность, часто приводя к нервным расстройствам и суициду | Анализ создавшейся ситуации и варианты выхода из нее. «Как бы ты повел себя на месте Германна?» | |
Чичиков из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» | Уроки пятый и шестой В финале птица-тройка несётся по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях — 6% годовых на 24 года. Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заёмщиков и тщательно оценивать и проверять залоги. | Решение финансовой задачи | |