Декабрь
Запиши новые слова, образуя их с помощью приставок с- и раз-(рас-).
Шить, жечь, сыпать, дернуть, жать, тереть, мыть.
С приставкой с-: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С приставкой раз-(рас-): _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким правилом ты руководствовался при выполнении этого задания?
Вставь, где нужно, мягкий знак.
Смаж…, страж…, брош…, толоч…, обруч…, мимо дач…, с плеч…, леч…, овощ…, фальш…, из-за туч…, мелоч…, съеш…, лож…, береч….
Изобрази схему, которой ты пользовался, выполняя это задание?
Представь себя в роли учителя. Оцени, правильно ли ученик проверил ОСП. Неверные проверки вычеркни и напиши свои.
Д_ржал – удерживать – держал _________________________________________________________
П_дъезд – подпол – подъезд______________________________________________________________
Т_хонько – техник – техонько ____________________________________________________________
Сердц_м – окном – сердцом ______________________________________________________________
В Ази_ - в стене – в Азие _________________________________________________________________
Зам_рзать – мерзость – замерзать _______________________________________________________
На парт_ - на столе – на парте ___________________________________________________________
Градусн_к – ледник - градусник
Обведи только те пары однокоренных слов, в которых буквы в корне выбираются по специальному правилу, выдели в них корневую морфему.
Коса – косит, касание – прикосновение, гора – горка, городской – город, гореть – загар, сложность – сложнейший, положить – полагать, узор – узорный, заря – зорька, запирать – запереть, пир – пировать.
Январь
1. В каждой группе слов обведи лишнее и объясни свой выбор:
а) окно, метро, кино, радио __________________________________________________________________________
б) ученица, сладкоежка, девочка, скрипачка ____________________________________________________________
в) лыжи, санки, коньки, валенки ______________________________________________________________________
г) сестра, морковка, папа, братишка, кровать _________________________________________________________
д) паровозик, юла, кукла, мячик, скакалка, погремушка __________________________________________________
2. Найди в высказывании слово, соответствующее данной Грамматической Характеристике. Допиши это слово и его начальную форму в характеристику.
Трудолюбивая пчелка собирает целебный мед с цветов душистого жасмина.
- имя прилагательное
1. нач. ф. -_________________________________________
2. в форме Ед. числа, Р. падежа, Муж. р._______________
__________________________________________________________________________________________________
3. Прочитай шуточные стишки, обрати внимание на выделенные слова, а затем выполни задание.
Я – учитель всей страны. Дети все мои умны. Всем ученикам умнам Я урок прекрасный дам. | Эта девочка умна. Всё запомнила она. Я люблю её одну Эту девочку умну. | Этот мальчик так умён. Всё на свете знает он. И услышит вся страна Про мальчонку, про умна. |
Отметь свойства кратких прилагательных, которыми они отличаются от полных:
5 не изменяются по родам;
5 не изменяются по числам;
5 не изменяются по падежам.
Что общего в словах: цветовод, землемер, книголюб, углекоп, водолаз, самолёт, космодром, чаепитие, рыжеголовый?
Февраль
Сгруппируй слова по частям речи. Подпиши группы.
Стакан, длинный, нести, дружный, хорош, календарь, светофор, горький, насмешил, дочитаете, разноцветный.
Коля Буквин подбирал и записывал слова известных частей речи. Проверь его работу. Если найдешь ошибки, исправь их и объясни, почему ты так считаешь:
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы |
Морозы Зелень Десять Дружба Военный | Теплые Розовая Десятый Дружный Военный | Заморозить Смех Собрали Прибежишь Беречь |
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажи глагол в форме настоящего времени, множественного числа, второго лица
Бежит Бегуны Побежали Бежите Забег Бежим
Сравни лексические и грамматические значения слов в парах:
Труд – работа, земля – газета, вертеться – кружиться, пёс – собака, кот – пёс, читаю – читала, окно – село́.
Запиши каждую пару слов на одной из строчек.
Лексические и грамматические значения одни и те же:
______________________________________________________________________
Лексические значения те же, а грамматические – разные:
______________________________________________________________________
Грамматические значения те же, а лексические – разные:
______________________________________________________________________
Лексические и грамматические значения разные:
______________________________________________________________________
По Интернету тебе пришло сообщение от иностранца:
В чем особенность языка жителей этой страны? ________________________________________________________
Запиши это сообщение грамотно
Март
Обведи слово, у которого не может быть словоформ:
Молоко Пальто Дело Солнце Облако Небо
Март
Отметьте слова с буквой С в приставке:
Ра…ценить Ра…жечь (С,З)дать Ра…шалиться Бе…билетный Бе…смертный (З,С)дешний
Даны несколько слов на «сказочном» языке:
Дудонить, пуфырная, тывчатый, жухнула, фыряет, рыдный, сяпает.
Образуй от них несколько новых «сказочных» слов с помощью приставок РАЗ-(РАС-), БЕЗ-(БЕС-), ИЗ-(ИС-), ВЗ-(ВС-), С- и других с фонемой .
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите, какой части речи принадлежит каждое слово (поставь галочку в окошко).
| Имя сущ. | Имя прил. | Имя числ. | Глагол | Наречие |
Двойка | | | | | |
Двойной | | | | | |
Два | | | | | |
Вдвоём | | | | | |
Удвоить | | | | | |
Дважды | | | | | |
Двое | | | | | |
Двоечник | | | | | |
Дима и Сергей поспорили. Дима утверждает, что слова дважды и двое – слова одной части речи. А Сергей – что эти слова относятся к разным частям речи. Рассуди спор. Докажи точку зрения, которую ты разделяешь.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Героиня известной писательницы Астрид Линдгрен Пэпилотта Длинныйчулок однажды написала письмо сама себе! Вот, что в нем было написано:
Как известно, Пэппи не смогла учиться в школе в силу своего несносного характера. Именно поэтому в ее письме так много ошибок. Откорректируй этот текст и напиши его без ошибок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Апрель
Прочитай предложения. В каждом предложении подчеркни подлежащие и сказуемое
1.В небе поблёскивали светлячками звёзды. 2.В воздухе уже чувствовался запах весны.
3.С каждым днём всё сильнее будет пригревать весеннее солнышко. 4.Июль - макушка лета.
Прочитай предложения из рассказа Л. Петрушевской «Пуськи бятые». Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Кукарямба бутявила и дудонила непариную бутявку. Калушата подудонились.
Укажи предложения с однородными членами. Обведи однородные члены:
В корзине лежали яблоки, груши, виноград.
Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
Благодаря хорошей погоде, в этом году был хороший урожай.
Зима, кажется, будет снежная.
Расставь запятые. Подчеркни однородные члены.
В поле в роще в воздухе царствовало безмолвие.
Далёко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром.
Дружба крепка не лестью а правдой и честью.
У нас здесь всякие грибы есть и груздочки и белые и подосиновики.
Зимой солнце ярко светит но мало греет.
Соловьи вьют свои гнёзда на земле а ястребы на вершинах.
Составь предложения по заданным условиям:
однородные подлежащие без союза____________________________________________________________
однородные подлежащие с союзом И__________________________________________________________
однородные сказуемые с союзом ТО… ТО______________________________________________________