Материал для родительского собрания в 10 классе
«Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»
Есть два способа выбора профессии. Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку.
Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым специалистами Центра диагностики и консультирования социологическим исследованиям по выявлению профессиональных намерений около 60-70 % учащихся 10 классов указывают на необходимость получения более точных сведений о средних специальных и высших профессиональных заведениях, приблизительно 50% школьников отмечают необходимость проведения исследований с целью выявления профессионально важных качеств.
Таким образом, большинство обучающихся старших классов не имеют достаточных знаний о себе и не владеют необходимыми сведениями о существующих вариантах реализации своих профессиональных намерений.
Беседа с родителями
Возможные варианты вопросов:
Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?
Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?
Доверяете ли вы ребенку самостоятельно сделать профессиональное самоопределение?
Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?
Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?
Существенную роль в выборе профессии играет психологический тип человека, о которых я вам, уважаемые родители, сейчас напомню. Слушая меня, постарайтесь определить тип вашего ребенка.
Итак, психологические типы человека:
Сангвиник
Уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
Холерик
Неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
Флегматик
Уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик - спокойный и медлительный человек, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
Меланхолик
Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолика легко ранить, он остро реагирует на внешние события и глубоко их переживает. Ему сложно сдержать эти переживания, они словно выплескиваются наружу. Меланхолики очень (иногда даже чрезмерно) впечатлительны и эмоционально ранимы.
Многие подростки уже имеют представление о том, кем хотели бы стать по профессии и могут обосновать свой выбор. Широкий спектр профессий различных типов свидетельствует о хорошей осведомлённости учащихся о современных профессиях и их специфике, но около четверти подростов в каждом классе сомневаются в своём выборе или затрудняются его сделать, что подтверждает актуальность проведения профориентационных занятий с обучающимися.
Как показывают полученные результаты, обучающихся в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы.
Памятка для родителей по выбору профессии
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!