СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мероприятие
Протокол родительского собрания № 1 в 10а (с/э) классе
ГБОУ «СОШ-ДС №1 с. п. Кантышево»
Тема: «Психологические особенности старшеклассников. Трудности адаптации учащихся 10 класса»
Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей по вопросам адаптации учащихся в 10 классе, расширение представления об особенностях подросткового возраста.
Дата проведения: 07. 09. 2024 г.
Присутствовало: 13 родителей.
План родительского собрания:
Психологические особенности старших подростков.
Проблемные ситуации для родителей.
Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”
Мотивационно - разъяснительная работа по социально – психологическому тестированию обучающихся
Вопросы по профилактике дорожно – транспортного травматизма подростков.
По первому вопросу выступил школьный психолог Дударова М. М., которая рассмотрела психологические особенности подростков в данный возрастной период. Было отмечено, что новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание.
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию.
В эмоциональной сфере у юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.
Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности.
По четвертому вопросу школьным психологом Дударовой М. М. была проведена с родителями мотивационно - разъяснительная работа по социально – психологическому тестированию обучающихся на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ. Было отмечено, что тестирование является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании в молодежной среде. Задача обследования - оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях. Тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать молодежь от попыток употребления наркотиков и своевременно проинформировать родителей о склонностях детей к пагубным привычкам.
По пятому вопросу выступила классный руководитель Дзаурова А. В. о совместной работе родителей и школы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, акцентировав внимание присутствующих на особой значимости данной темы. Были проанализированы статистические данные ГИБДД за последние 3 года по числу дорожно – транспортных происшествий в Республике Ингушетия. Были даны рекомендации родителям об организации работы с детьми в данном направлении в семье, о повышении культуры участников дорожного движения.
Решение:Формировать у старшеклассников в семье активную жизненную позицию, общественно-политические взгляды и идеалы, умения и навыки самовоспитания и готовности к непрерывному образованию.
Необходимо родителям и учителям относится к детям соответственно их возрасту, учитывая уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы.
Способствовать формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.
Родителям оказывать поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа, способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.
Объединить усилия педагогической и родительской общественности в работе по профилактике дорожно – транспортного травматизма подростков.
Председатель род. комитета: __________________(Джандарова З.Т.)
Секретарь: ______________ (Дударова Л. А.).
Протокол родительского собрания
в 10а классе от 7 сентября 2017 года.
Присутствуют родители 17 учащихся.
Тема. Возрастные особенности десятиклассника.
Повестка дня:
Возрастные особенности десятиклассника. Адаптация к учебному процессу.
2. Организация рабочей недели учащихся в условиях подготовки к ЕГЭ.
3. Выборы совета родителей класса.
4. Правила пользования учебниками.
5. Разное.
По первому вопросу Аминат Висангиреевна Дзаурова познакомила родителей с основными проблемами, с которыми сталкиваются учащиеся 10-х классов. Она обратила внимание родителей на необходимость учёта возрастных особенностей детей. Посоветовала помочь детям в преодолении трудностей вниманием, заботой, поддержкой. Она провела психологические исследования и предложила родителям в индивидуальном порядке с ними познакомиться.
По второму вопросу классный руководитель познакомила родителей с расписанием уроков, обратила внимание на то, что все дни загружены согласно учебному плану, что для учащихся будут организованы дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ.
По третьему вопросу был избран состав родителей класса.
Затем родители были ознакомлены с правилами пользования учебниками.
Проект решения собрания:
Школьному психологу организовать наблюдение за процессом адаптации учащихся к учебному процессу.
Родителям, учитывая возрастные особенности, постараться понять трудности ребенка и помочь ему организовать свое время для подготовки домашних заданий и подготовки к ЕГЭ.
Родителям и классному руководителю обеспечить занятость учащихся в свободное от уроков время: посещение занятий в кружках, секциях, дополнительных занятиях. Участие в общественной жизни класса и школы. Постараться научить ребенка выполнять требования учителей.
Родителям обращать внимание на внешний вид детей.
5. Утвердить состав совета родителей класса:
1. Кодзоева Р. Х. – председатель родительского комитета,
2. Хадзиева М. Р. – член родительского комитета,
3. Дударова З. И. – член родительского комитета.
Протокол родительского собрания
В 10 а классе от 31 октября 2017 года.
Присутствуют родители 14 учащихся.
Повестка
1. Итоги первой четверти.
2. Единые требования к учащимся, права и обязанности.
3. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА.
4. Разное
По первому вопросу Аминат Висангиреевна Дзаурова познакомила родителей с итогами первой четверти. Она отметила, что в 10-х классе учащихся оценивают по полугодиям. Но тем не менее, необходимо обратить внимание на текущие оценки детей и результаты контрольных работ. Картина такова, что родителям необходимо помочь детям в преодолении трудностей вниманием, заботой, поддержкой.
По второму вопросу классный руководитель ещё раз сакцентировала внимание родителей на единых требованиях, предьявляемых к учащимся в школе: это и единая форма, и регулярное посещение учебных занятий, и правила поведения в школе и т. д. А также познакомила родителей с правами и обязанностями детей согласно Уставу школы.
По третьему вопросу было обращено внимание родителей на формы, стиль общения школьников: достоинства и недостатки.
Были предложены вопросы для обсуждения:
Значение общения ребенка в семье.
Проблемы общения в детском коллективе.
Задачи школы и коллектива класса по преодолению проблем в общении.
Проект решения собрания:
Решения:
1.Воспользоваться советами классного руководителя и психолога по созданию благоприятной для ребенка семейной атмосферы.
2.Пригласить на следующее родительское собрание учителя математики.
3.Организовать дополнительные занятия по русскому языку и математике.
Протокол родительского собрания
в 8а классе от 26.12. 2015 года.
Присутствуют родители 17 учащихся.
Повестка
1. Итоги второй четверти.
2. Единые требования к учащимся, права и обязанности.
3. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА.
4. Разное
По первому вопросу Аминат Висангиреевна Дзаурова познакомила родителей с итогами второй четверти. Она отметила, что 5 учащихся завершили вторую четверть с неудовлетворительными оценками по английскому языку. На зимних каникулах для этих детей будут организованы дополнительные занятия. Посоветовала помочь детям в преодолении трудностей вниманием, заботой, поддержкой.
Выступая по второму вопросу, классный руководитель вновь обратила внимание собравшихся на единые требования, предьявляемые к учащимся в школе: это и единая форма, и регулярное посещение учебных занятий, и правила поведения в школе и т. д. А также познакомила родителей с правами и обязанностями детей согласно Уставу школы.
По третьему вопросу было обращено внимание родителей на формы, стиль общения школьников: достоинства и недостатки.
Были предложены вопросы для обсуждения:
Значение общения ребенка в семье.
Проблемы общения в детском коллективе.
Задачи школы и коллектива класса по преодолению проблем в общении.
Проект решения собрания:
Решения:
1.Воспользоваться советами классного руководителя и психолога по созданию благоприятной для ребенка семейной атмосферы.
2.Пригласить на следующее родительское собрание учителя английского языка.
3.Организовать дополнительные занятия по русскому языку, математике, английскому языку.
Протокол родительского собрания № 1 в 10а классе
МАОУ СОШ № 13 города Тюмени
Тема: «Психологические особенности старшеклассников. Трудности адаптации учащихся 10 класса»
Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей по вопросам адаптации учащихся в 10 классе, расширение представления об особенностях подросткового возраста.
Дата проведения: 28. 09. 2017 г.
Классный руководитель: Колчанова Г. Р.
Присутствовало 21 родитель. Отсутствовало 9 родителей.
План родительского собрания:
Психологические особенности старших подростков.
Проблемные ситуации для родителей.
Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”
Мотивационно - разъяснительная работа по социально – психологическому тестированию обучающихся
Вопросы по профилактике дорожно – транспортного травматизма подростков.
По первому вопросу выступил школьный психолог Старицына И.Н., которая рассмотрела психологические особенности подростков в данный возрастной период. Было отмечено, что новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание.
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию.
В эмоциональной сфере у юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.
Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности.
По четвертому вопросу школьным психологом Старициной И.Н. была проведена с родителями мотивационно - разъяснительная работа по социально – психологическому тестированию обучающихся на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ. Было отмечено, что тестирование является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании в молодежной среде. Задача обследования - оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях. Тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать молодежь от попыток употребления наркотиков и своевременно проинформировать родителей о склонностях детей к пагубным привычкам.
По пятому вопросу выступила классный руководитель Колчанова Г.Р. о совместной работе родителей и школы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, акцентировав внимание присутствующих на особой значимости данной темы. Были проанализированы статистические данные ГИБДД за последние 3 года по числу дорожно – транспортных происшествий в г. Тюмени. Были даны рекомендации родителям об организации работы с детьми в данном направлении в семье, о повышении культуры участников дорожного движения.
Решение:Формировать у старшеклассников в семье активную жизненную позицию, общественно-политические взгляды и идеалы, умения и навыки самовоспитания и готовности к непрерывному образованию.
Необходимо родителям и учителям относится к детям соответственно их возрасту, учитывая уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы.
Способствовать формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.
Родителям оказывать поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа, способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.
Родили дали своё согласие на участие детей в тестировании в образовательном учреждении с целью включения в работу по профилактике распространения наркомании, а именно по раннему выявлению фактов потребления наркотиков нашими детьми.
Объединить усилия педагогической и родительской общественности в работе по профилактике дорожно – транспортного травматизма подростков.
Председатель род. комитета: Большакова Г.А.
Секретарь: Попова И.А.
Тест для родителей
«Знаете ли вы подростковую психологию?»
Инструкция: Предлагаем вашему вниманию опросник, который содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.
Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны – знак «-»; если затрудняетесь дать определённый ответ – знак «?».
№ вопроса | Высказывания | Ответ |
| Поверхность – характерная черта подростков. |
|
| По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию. |
|
| Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем». |
|
| Подростковому возрасту присуща категоричность суждений. |
|
| Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. |
|
| Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности. |
|
| К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании. |
|
| Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода. |
|
| Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте. |
|
| Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах. |
|
| Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков. |
|
| В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями. |
|
| Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей. |
|
| «Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста. |
|
| Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется. |
|
| Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей. |
|
| Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития. |
|
| Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки. |
|
| Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность. |
|
| Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу. |
|
| Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги. |
|
| Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых. |
|
| Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой. |
|
| Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам. |
|
Методика «Доминирующие мотивы»
Учащиеся выполняют задания на листочках и ставят напротив перечня мотива балл, указанный в таблице.
№ | Перечень мотивов | Баллы | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Понимаю, что ученик должен учиться хорошо |
|
|
|
|
|
|
2. | Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя |
|
|
|
|
|
|
3. | Понимаю свою ответственность за учение перед классом |
|
|
|
|
|
|
4. | Хочу закончить школу и учиться дальше |
|
|
|
|
|
|
5. | Понимаю, что знания мне нужны для будущего |
|
|
|
|
|
|
6. | Хочу быть культурным и развитым человеком |
|
|
|
|
|
|
7. | Хочу получать хорошие отметки |
|
|
|
|
|
|
8. | Хочу получать одобрение родителей |
|
|
|
|
|
|
9. | Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне |
|
|
|
|
|
|
10. | Хочу быть лучшим учеником в классе |
|
|
|
|
|
|
11. | Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех |
|
|
|
|
|
|
12. | Хочу занять достойное место среди лучших в классе |
|
|
|
|
|
|
13. | Хочу, чтобы ребята класса не судили меня за плохую учебу |
|
|
|
|
|
|
14. | Хочу, чтобы меня не ругали родители и учителя |
|
|
|
|
|
|
15. | Не могу получать плохие отметки |
|
|
|
|
|
|
16. | Мне нравиться учиться |
|
|
|
|
|
|
17. | Люблю узнавать новое и неизведанное |
|
|
|
|
|
|
18. | Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей |
|
|
|
|
|
|
19. | Мне нравиться преодолевать трудности в учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
20. | Люблю уроки, на которых можно рассуждать |
|
|
|
|
|
|
21. | Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи |
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов
Мотивы 1 - 3 - мотивы долга и ответственности
Мотивы 4 - 6 - мотив самоопределения и самосовершенствования
Мотивы 7 - 9 - мотивы собственного благополучия
Мотивы 10 - 12 - мотив престижности
Мотивы 13 - 15 - мотив избежания неприятностей
Мотивы 16 - 18 - мотивы содержания учебной деятельности
Мотивы 19 - 21 - мотивы отношения к процессу учения
В мотивах 1 - 15 - можно видеть и анализировать социальные мотивы
Протокол родительского собрания № 2 в 10а классе
МАОУ СОШ № 13 города Тюмени
Тема: «Общение детей и родителей – залог успешного воспитания»
Цель: оказать помощь родителям в осмыслении и преодолении помех и затруднений в общении с детьми старшего школьного возраста.
Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально - психологическом состоянии своих детей, познакомить родителей с рекомендациями психологов, ознакомить с некоторыми правилами и приемами, облегчающими общение с детьми старшего школьного возраста.
Дата проведения: 06. 12. 2017 г.
Классный руководитель: Колчанова Г. Р.
Присутствовало 25 родителей. Отсутствовало 4 родителей.
План
Правила и приемы, помогающие успешному общению со старшеклассниками (подведение итогов анкеты «Мои контакты с родителями»)
Предварительные итоги успеваемости за 1 полугодие. Выступление учителей – предметников «На что обратить внимание при подготовке к предмету?»
Индивидуальная работа с родителями, чьи дети снизили качество знаний.
Профилактика информационной безопасности пользователей интернета.
По первому вопросу классный руководитель Колчанова Г.Р. обращается к родителям со вступительным словом (сообщение темы собрания), где дает краткое обоснование её актуальности, задачи, которые предстоит решить в процессе совместной работы.
В старших класcах большая часть юношей и девушек ощущают настоятельную потребность в доверительном общении с взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают, в ком видят друга, который готов помочь, просто выслушать. Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод: основной смысл доверительного общения старшеклассников со взрослыми не в получении от них той или иной информации, а в поиске понимания, сочувствия, помощи в их проблемах, переживаниях, как наиболее для них интимных и значимых.
На вопрос анкеты: «Хотели бы вы быть такими, как ваши родители?» положительно ответили 90% ребят.
Отвечая на вопрос «Чье внимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?», большинство детей поставило на первое место родителей.
Но в то же время на вопрос «Чувствовали вы когда - нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» дали положительный ответ более 80%. Значит если, к примеру, юноши не считают возможным быть откровенными с родителями, то виноваты в значительной степени старшие.
Общение подростков с родителями и другими взрослыми складывается под влиянием возникшего чувства взрослости. Ребята начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Мы, взрослые, иногда обременены своими делами и порой не находим достаточно времени, чтобы поговорить с сыном или дочерью, вникнуть в то , что важно для них. А потом они уже сами не подходят к нам, так утрачивается что-то ценное в отношениях родителей и детей, теряется доверие и взаимопонимание. Дети очень болезненно реагируют на неумение родителей выслушать их и понять. Возникает психологический барьер, который побуждает детей искать это понимание вне семьи. Такими «понимающими» оказываются их сверстники.
Было отмечено, что потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Но существует еще один общедоступный и понятный язык. Это язык жестов, мимики и телодвижений человека. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения (поз, жестов, мимики, звуков, интонации) и только 20-40% передается с помощью вербальных (слов).
К сожалению, в повседневном общении родители нередко выступают в роли сурового оценщика, судьи и гораздо реже выражают готовность поддержать добрым словом или жестом, внимательным выслушиванием, стремлением вникнуть и понять. Вряд ли можно ожидать в этом случае развития диалога, общения, сотрудничества.
По второму вопросу классным руководителем Колчановой Г.Р. были подведены предварительные итоги учащихся за 1 полугодие. Выступили учитель русского языка и литературы Валиулина АГ., которая отметила, что в целом класс производит приятное впечатление. Многие учащиеся очень стараются. Учитель химии Будыгина Т.Н. отметила, что некоторые учащиеся расслабились, престали учить предмет. Учитель физики Патрушева Л. Н. дала несколько советов «На что обратить внимание при подготовке к предмету?» Предварительный анализ итогов успеваемости учащихся 10а класса за I полугодие позволяет сделать вывод о том, что уровень успеваемости и уровень качества знаний учащихся соответствует допустимому и оптимальному уровню. Состоялась индивидуальная беседа с родителями, чьи дети снизили качество знаний.
По третьему вопросу классный руководитель Колчанова Г.Р. обратила внимание родителей на существование проблемы интернет-угрозы и интернет-мошенничества. Необходимо совместно найти пути решения данной проблемы, познакомить родителей с рекомендациями по управлению безопасностью при работе с интернетом
Решение:
Рекомендовать родителям больше времени проводить со своими детьми, интересоваться их проблемами, доверять им, обращая внимание на стиль общения с подростком и невербальные проявления чувств по отношению к нему.
Обратить особое внимание родителям на успеваемость своих детей, помочь им.
Родителям необходимо контролировать деятельность подростков в интернете с целью распознавания попытки мошенничества или угрозы ребенку при использовании интернета.
Председатель род. комитета: Большакова Г.А.
Секретарь: Попова И.А.
Рекомендаций, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным. Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете:
1. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
2. Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что–либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
3. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем–то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
4. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.
5. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.
6. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
7. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
8. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
9. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
10. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
Анкетирование учащихся.
Вопросы анкеты:
Ощущаешь ли ты потребность общения со взрослыми?
Чувствовал(а) ли ты когда - нибудь, что тебе с друзьями легче обсуждать вопросы, чем с родителями?
Чье внимание тебе важнее всего, независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?
С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?
Хотел(а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?
АнАнкета: «Определение уровня понимания ребенка»
На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?.
Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете , как реагировать на поведение вашего ребенка?
Ваши интуиция и опыт- лучшие советники в воспитании ребенка?
Иногда вам случается доверить ребенку секрет, который вы не рассказывали бы никому другому?
Вас обижает негативное мнение других людей о вашем ребенке?
Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведения?
Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей?
Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют( радуют )вас?
Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали?
Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот , чем радости?
Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению?
У вас конфликты с собственным ребенком?
Тест-игра «Какой вы родитель?»
Родителям предлагается выбрать из перечисленных на доске фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми (честно, не для обсуждения):
Сколько раз тебе повторять!
Посоветуй мне пожалуйста.
Не знаю, что бы я без тебя делала?!
И в кого ты такой уродился?!
Какие у тебя замечательные друзья!
Ну. на кого ты похожа?!
Я в твое время!
Ты моя опора и помощница(к).
Ну, что за друзья у тебя?!
О чем ты только думаешь?!
Какая ты у меня умница!
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты?
14.Какой ты у меня сообразительный(ая)!
После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз:
1
2 5-1 9-2 13-2
2-1 6-2 10-2 14-1
3-1 7-2 11-1
4-2 8-1 12-1
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения авторов тест-игры:
5-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
11-12 баллов - вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13-14 баллов - вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Литература
«Популярная психология для старшеклассников». Под ред. A.C. Спиваковский - Спб, 1998.
Спичак С.Ф. «Познай себя и других». (Сб. методик) - М., Воронеж, 1995.
В.И. Лещинский, С.В. Кульневич. «Учимся управлять собой и детьми». Педагогический практикум - М., 1995.
И.М. Желдак «Искусство быть семьей». Практ. руководство - Минск, 1998.
А.К. Болтова. «Психология времени и межличностных отношений» - М., 1997.
Журнал «Воспитание школьников», №4, 2001
Классному руководителю о воспитательной системе класса/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Спутник классного руководителя/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа, 5-11 классы. М.: Вако, 2005.
Савченко м.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинги 9- 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ М.: Вако, 2005.
Протокол родительского собрания № 3 в 10а классе
МАОУ СОШ № 13 города Тюмени
Тема: «Жизненные цели подростка»
Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей по вопросам адаптации учащихся в 10 классе, расширение представления об особенностях подросткового возраста.
Дата проведения: 01. 03. 2018 г.
Классный руководитель: Колчанова Г. Р.
Присутствовало 22 родителя. Отсутствовало 6 родителей.
План родительского собрания:
Наши успехи в учебе. Подведение итогов 1 полугодия 2017-2018 учебного года.
Беседа на тему «Жизненные цели подростка». Результаты тестирования учащихся и их родителей.
Промежуточная аттестация в 10 классе.
Ознакомление с законом об ответственности родителей за воспитание детей.
По первому вопросу выступил классный руководитель Колчанова Г.Р., которая подвела итоги 1 полугодия 2017-2018 учебного года: из 28 десятиклассников на «отлично» закончили две ученицы (Сипина Надежда и Уразаева Диана); 11ударников; два неуспевающих ученика (Островский А., Дерцян А.) Таким образом, по итогам 1 полугодия в 10а классе успеваемость составила 93 %, качество знаний - 46 %. По сравнению с 9 классом успеваемость снизилась. Подводя итоги учебной деятельности, учитель обратил внимание на слабые знания некоторых учащихся. Эти учащиеся нуждаются в особом контроле учителя и родителей. Необходимо усилить контроль со стороны родителей за успеваемостью своих детей, за посещаемостью консультаций по предметам.
По второму вопросу классный руководитель Колчанова Г.Р. провела беседу с родителями, где обсуждались вопросы: каким вы видите своего ребёнка в будущем, знакомы ли вы с его жизненными целями, одобряете ли вы их, кто формирует жизненные предпочтения подростков, что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков; как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка. Затем был проведен анализ анкет учащихся, который показал, что по данным выборочного исследования: - 91 % школьников ответили, что дома их стремятся чему-то научить (также считали 100 % родителей), - 80 % школьников (100 % родителей), - что в семье следят за их свободным временем, - 65 % школьников (75 % родителей), что подростки имеют конкретные обязанности по дому. Нельзя не заметить, что мнение детей заметно отличается от мнения родителей. Кроме того, наличие 35 % подростков, не имеющих домашних обязанностей, настораживает, тем более что родители более оптимистично оценивают положение по этому пункту. Можно взглянуть на эти отношения и с другой стороны: - совместно с родителями проводят свободное время 63 % подростков, - следовательно, 1/3 - не проводят, - стараются быть дома как можно реже - 17 %, - сложились конфликтные ситуации с родителями у 15 %, - 10 % считают, что их часто наказывают. Родители же считают (на 100 %), что проводят с детьми свободное время. Из приведенных данных следует вывод о различии в оценке детьми и родителями своих взаимоотношений.
По третьему вопросу классный руководитель Колчанова Г.Р. доложила родителям о проведении промежуточной аттестации учащихся в десятом классе. Десятиклассники будут сдавать переводной экзамен по математике в формате ЕГЭ (базовый уровень), русский язык в формате ЕГЭ и третий экзамен - по выбору, также в формате ЕГЭ.
По четвертому вопросу классный руководитель Колчанова Г.Р. познакомила с основными законами об ответственности родителей за воспитание детей. Это федеральный закон об образовании в РФ: Статья 44. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Это кодекс РФ административных правонарушений: Статья 5.35. Основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье являются действия или бездействие лица, выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей, что может повлечь совершение детьми административных и уголовно наказуемых правонарушений, уклонение их от учебы, бродяжничество, иные антиобщественные действия. Правонарушением считается сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных законом обязанностей, независимо от наступления каких-либо вредных последствий. Ответственности по данной статье подлежат родители. Это касается тех родителей, чьи дети пропускают уроки без уважительной причины.
Решение:
Рекомендовать родителям усилить контроль со стороны родителей за успеваемостью своих детей, за посещаемостью консультаций по предметам.
Принять к сведению предоставленную информацию, стремиться к развитию и формированию у детей таких качеств как воля, самодисциплина, целеустремленность.
Принять к сведению предоставленную информацию по промежуточной аттестации в десятом классе.
Усилить контроль родителей за посещаемостью уроков своих детей.
Председатель род. комитета: Большакова Г.А.
Секретарь: Попова И.А.
Приложение.
Анкетирование родителей (1)
- Кем вы видите своего ребенка в будущем?
- Каким вы видите своего ребенка в будущем?
- Знакомы ли вы с его жизненными целями?
- Одобряете ли вы их?
- Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
- Что вам не нравится в его жизненных целях?
- Какие качества ему необходимы, чтобы их реализовать?
- Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
- Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
- Что делать, если ребенок разочаровался в своей цели?
Анкетирование родителей (2)
- Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
- Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?
- В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
Проективная методика «Мой жизненный выбор»
Цель моей жизни - это ………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….......
Мои родители знают, что моя цель жизни - это ………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………...
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно …………………………………..
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Для реализации моих целей сегодня у меня получается ………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Сегодня у меня пока не получается ………………………………………………………….....
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Поддержка в достижении моих жизненных целей - ………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Препятствие в достижении моих жизненных целей - ………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Для того чтобы достичь цели, я должен …………………………………………………….....
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Для того чтобы достичь цели, я не должен …………………………………………………......
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Памятка для родителей
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. Оттого, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших, жизненных планах, сегодняшних и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
Формируйте нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.
Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Анкета десятиклассника
Почему вы продолжили учебу в 10 классе?
- буду получать высшее образование
- после 9-го идти некуда
- решение родителей
- получить среднее образование
другой ответ_____________________________
Приведите 3 отличия учебы в 10 и 9 классе?
- сложнее стало
- более серьезно стал относиться к учебе
- ничем не отличается
- нагрузка большая
- все, что делаю, надо мне самому
- интересней
- учеба по полугодиям
- нет экзаменов
- новые люди в классе
- больше д/з
- больше уроков
другой ответ_________________________________________
Знаешь ли о форме ЕГЭ?
- да
- хотел(а) бы подробнее узнать
- немного
- приблизительно
Какие экзамены будешь сдавать в 11-м классе?
___________________________________________________________________________
Как будешь готовиться к ЕГЭ? (укажи формы)
- консультации
- репетитор
- решение пробных ЕГЭ
- самостоятельно
- Интернет
- пока не знаю
В каком ВУЗ-е, ССУЗе будешь продолжать образование?
___________________________________________________________________
Твоя будущая специальность?________________________________________
Не пожалел, что продолжил учебу в 10 классе?
- нет
-да
- не знаю
9.Родители стремятся вас чему то научить
-да
-нет
10.Следят ли родители за вашим свободным временем?
-да
-нет
-иногда
11.Имеете ли вы конкретные обязанности по дому?
-да
-нет
12.Обсуждаете с родителями ваше будущее
-да
-нет
13.Опишите кратко ваши жизненные цели_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол родительского собрания № 4 в 10 а классе
«Роль самооценки в формировании личности подростка»
От _____________
Присутствовало 18 родителей.
Отсутствовало 5 родителей.
План родительского собрания
Познакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у подростков положительной адекватной самооценки;
Напомнить о роли родителей в формировании адекватной самооценки подростка;
Обсудить результаты тестирования на определение уровня самооценки учащихся 10 а класса. Дать рекомендации по формированию адекватной самооценки.
По первому вопросу выступила классный руководитель Колчанова Г.Р., которая рассказала о причинах формирования завышенной и заниженной самооценки подростка. Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Было отмечено, что заниженная самооценка – пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Завышенная самооценка – стремление быть лучше других. Положительным моментом для развития подростка с повышенной самооценкой является вера в себя, свои силы, успех предпринимаемых дел. Если поведение подростка меняется в соответствии со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то высокая самооценка может даже способствовать успешному развитию личности. Формирование адекватной самооценки зависит и от установки взрослых по отношению к подростку, и от его положения в школьном коллективе.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.
По второму вопросу выступила классный руководитель Колчанова Г.Р., которая отметила, что для определения уровня самооценки у учащихся 10 а класса был проведен своеобразный тест, где каждый ученик определил сам себе место на лестнице успеха. Общая картина выглядит не так плохо, в классе нет ребят, которые определили для себя 9, 10 ступени, но заметьте: есть подростки, которые определили для себя место на 6, 7, 8 ступеньках. Эти отклонения требуют особого внимания. Если подросток поместил себя на одной из трех нижних ступенек – это тревожный симптом. Чувство неполноценности может снизить эффективность учебы. Такой человек не может любить другого, если не обладает чувством любви к себе. Низкая самооценка влияет на выбор друзей. К тому же такие подростки стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей. Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира. Одна из них «маска шута», когда человек высмеивает себя. Другая «маска щита», когда человек взрывается, набрасывается с кулаками, иногда сам провоцирует ссоры. Самые опасные последствия – это пристрастие к пагубным привычкам. Попробовав курить, пить, попробовав наркотики, подросток утверждается в собственной значимости, у него появляются «ложные» друзья. В таком мире нет проблем, а значит, не нужно искать их решения.
на 1- ой ступени - 2 человека на 6 –ой 2 человека
на 2- ой - 4 человека на 7-ой 1 человек
на 3- ей - 5 человек на 8 –ой 1 человек
на 4 -ой - 4 человека на 9 –ой ---
на 5 – ой - 3 человека на 10 –ой ---
Было отмечено, что 99% успеха зависит от роли самооценки личности. Научив своего ребенка смело смотреть вперед, ощущать свою значимость в мире, тем самым научите его мощно воздействовать на других, на самого себя, на судьбу. Существует правила повышения самооценки: уверенность в себе; мудрая родительская любовь. Если родители любят ребенка, уважают, ценят его успехи, то и у него формируется позитивная самооценка. Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой. В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют от ребенка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы. Ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.
Решение:
Содействовать формированию у подростков положительной адекватной самооценки, способности обстоятельно анализировать и правильно оценивать свои действия и поступки.
В жизнедеятельности классного коллектива и семейных сообществах всячески поддерживать процесс становления и проявления неповторимой индивидуальности личности подростка, его социально полезные устремления и начинания.
Провести в классе совместно с психологом занятия-тренинги учащихся по проблемам самопознания и самовоспитания.
Председатель родительского комитета: Мингазиева Ф.С.
Секретарь: Новопашина И.А.
Памятка для родителей
Ваш ребенок взрослеет, вместе с физическим взрослением наступает его умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал. От того насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень социального взросления.
Беседуйте с ребенком, говорите с ним о ближайших планах. Рассказывайте ему о своих победах и неудачах.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте желание доказать себе и другим возможность достичь большего.
Будьте сами примером ребенку.