СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для стенда "К 100-летию А.И.Солженицына"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стенд рассказывает о творчестве великого писателя. 

Просмотр содержимого документа
«Материал для стенда "К 100-летию А.И.Солженицына"»

Александр Исаевич Солженицын   — русский писатель 1918 г. – 2008 г. 11 декабря 2018 г. – 100 лет со Дня рождения

Александр Исаевич Солженицын — русский писатель

1918 г. – 2008 г.

11 декабря 2018 г. – 100 лет

со Дня рождения

Творчество 1963—1966  1955—1958 1959 1958—1968 1958 - 1963 1959 1996 - 1999

Творчество

1963—1966 

1955—1958

1959

1958—1968

1958 - 1963

1959

1996 - 1999

А.И.Солженицын.  Рассказ «Матрёнин двор» В центре рассказа «Матрёнин двор» три центральные темы: образ России образ русского национального характера образ женской судьбы Рассказ автобиографичен и достоверен. В нём описана жизнь Матрёны Васильевны Захаровой из деревни Мильцово Владимирской области. 1959

А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

  • В центре рассказа «Матрёнин двор» три центральные темы:
  • образ России
  • образ русского национального характера
  • образ женской судьбы

Рассказ автобиографичен и достоверен. В нём описана жизнь Матрёны Васильевны Захаровой из деревни Мильцово Владимирской области.

1959

А.И.Солженицын.  Рассказ «Матрёнин двор» Матрёна – главная героиня рассказа. По мнению автора, она является образцом милосердия и сострадания. От любой жизненной напасти у Матрёны лучшее средство – работа и забота о ком-нибудь . 1959

А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

  • Матрёна – главная героиня рассказа. По мнению автора, она является образцом милосердия и сострадания.
  • От любой жизненной напасти у Матрёны лучшее средство – работа и забота о ком-нибудь .

1959

 А.И. Солженицын.  Роман «Архипела́г ГУЛА́Г»    «Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое произведение о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы. Основано на письмах, воспоминаниях и устных рассказах 257 заключённых и личном опыте автора. 1959

А.И. Солженицын. Роман «Архипела́г ГУЛА́Г»  

  • «Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое произведение о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы.
  • Основано на письмах, воспоминаниях и устных рассказах 257 заключённых и личном опыте автора.

1959

 А.И. Солженицын.  Роман «Архипела́г ГУЛА́Г»   Призывая читателя к ответственной жизненной позиции, Солженицын подчеркивает, что подлинное оздоровление страны и народа невозможно без трезвого осознания всей глубины национального нравственного падения. Писатель стремится не просто к восстановлению правды о самых страшных страницах истории России, но, прежде всего, к общенациональному духовному очищению, прозрению и раскаянию. ПАВЕЛ СПИВАКОВСКИЙ. «АКАДЕМИК АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН» 1959

А.И. Солженицын. Роман «Архипела́г ГУЛА́Г»

  • Призывая читателя к ответственной жизненной позиции, Солженицын подчеркивает, что подлинное оздоровление страны и народа невозможно без трезвого осознания всей глубины национального нравственного падения.
  • Писатель стремится не просто к восстановлению правды о самых страшных страницах истории России, но, прежде всего, к общенациональному духовному очищению, прозрению и раскаянию.
  • ПАВЕЛ СПИВАКОВСКИЙ. «АКАДЕМИК АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН»

1959

 А.И.Солженицын. «Крохотки»   В «Крохотках» Солженицын часто отказывается от прямого выражения смысла в тексте, от поучения. Он приглашает читателя к раздумью. Выдвигая на первый план мелкие эпизоды, он придёт им форму мимолётных мгновений. Эти «мгновения» повседневности необычайно ярки и наполнены скрытым смыслом. 1958 - 1963 1996 - 1999

А.И.Солженицын. «Крохотки»

В «Крохотках» Солженицын часто отказывается от прямого выражения смысла в тексте, от поучения. Он приглашает читателя к раздумью. Выдвигая на первый план мелкие эпизоды, он придёт им форму мимолётных мгновений. Эти «мгновения» повседневности необычайно ярки и наполнены скрытым смыслом.

1958 - 1963

1996 - 1999

Миниатюра «Вязовое бревно» Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось!   Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую.   Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас! В миниатюре « Вязовое бревно » обыкновенная колода дерева становится не только объектом описания, но и символом стойкости природы, её способности к сопротивлению. Всё живое тянется к жизни, и бревно «пустило из себя зелёный росток – целый будущий вяз или ветку густо шумящую».

Миниатюра «Вязовое бревно»

Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!

В миниатюре « Вязовое бревно » обыкновенная колода дерева становится не только объектом описания, но и символом стойкости природы, её способности к сопротивлению. Всё живое тянется к жизни, и бревно «пустило из себя зелёный росток – целый будущий вяз или ветку густо шумящую».

Миниатюра «Дыхание»  Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.  Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше.  Вот, пожалуй, та воля — та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью.  Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить! Начало повествования – описание крохотного садика после дождя; далее – чувства, охватившие автора, недавно вернувшегося из заключения и жадно ощущающего радость жизни на свободе.

Миниатюра «Дыхание»

Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше. Вот, пожалуй, та воля — та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью. Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить!

Начало повествования – описание крохотного садика после дождя; далее – чувства, охватившие автора, недавно вернувшегося из заключения и жадно ощущающего радость жизни на свободе.

Миниатюра «Костёр и муравьи» Муравьи вместе с гнилым бревном, в котором они жили, попадают в огонь. Убегая от пламени, спасая жизнь, «едва преодолев свой ужас», они вновь возвращаются к горящему бревну – «к покинутой родине»!  Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.  Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...

Миниатюра «Костёр и муравьи»

Муравьи вместе с гнилым бревном, в котором они жили, попадают в огонь. Убегая от пламени, спасая жизнь, «едва преодолев свой ужас», они вновь возвращаются к горящему бревну – «к покинутой родине»!

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!