СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для учителей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая помощь учителю литературы.

Просмотр содержимого документа
«Материал для учителей»

Художественный мир Алексея Константиновича Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого.

Художественный мир Алексея Константиновича Толстого.

Любовная лирика А. К. Толстого.

Цели урока Познакомиться с биографией поэта. Выявить идейно-художественное своеобразие лирики А.К.Толстого. Проанализировать стихотворения поэта.

Цели урока

  • Познакомиться с биографией поэта.
  • Выявить идейно-художественное своеобразие лирики А.К.Толстого.
  • Проанализировать стихотворения поэта.
Толстой (граф Алексей Константинович) - известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого (брата известного художника-медальера Федора Толстого). Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. В автобиографии Толстого мы читаем:

Толстой (граф Алексей Константинович) - известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого (брата известного художника-медальера Федора Толстого). Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. В автобиографии Толстого мы читаем: "Еще шести недель я был увезен в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал и первые мои годы прошли в его имении".

Восьми лет Алексей Константинович Толстой, с матерью и Перовским, переехал в Петербург. При посредстве друга Перовского - Жуковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Толстого; супруга Александра II, императрица Мария Александровна, также ценила и личность, и талант Толстого.

В 1826 г. Толстой с матерью и дядей отправился в Германию; в памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Веймаре Гёте и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства. "Мы начали", - пишет он в автобиографии, - "с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь,- и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую "тоску по родине", в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай".

Получив хорошую домашнюю подготовку, Алексей Константинович Толстой в середине 30-х годов поступил в число так называемых

Получив хорошую домашнюю подготовку, Алексей Константинович Толстой в середине 30-х годов поступил в число так называемых "архивных юношей", состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. Как "студент архива", он в 1836 г. выдержал в Московском университете экзамен "по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета", и причислился к русской миссии при германском сейме во Франкфурте – на - Майне. В том же году умер Перовский, оставив ему все свое крупное состояние.

Позднее Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание и, продолжая часто ездить за границу, вел светскую жизнь. В 1855 г., во время Крымской войны, Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого "стрелкового полка Императорской фамилии". Участия в военных действиях ему не пришлось принять, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка.

Во время болезни ухаживала за ним жена полковника С.А. Миллер (урожденная Бахметьева), на которой он позднее женился. Письма его к жене, относящиеся к последним годам его жизни, дышат такой же нежностью, как и в первые годы этого очень счастливого брака. Во время коронации в 1856 г., Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда Алексей Константинович Толстой не захотел остаться в военной службе, егермейстером. В этом звании, не неся никакой службы, он оставался до самой смерти; только короткое время было он членом комитета о раскольниках. С середины 60-х годов его некогда богатырское здоровье - он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок - пошатнулось. Жил он поэтому большей частью за границей, летом - разных курортах, зимой - в Италии и Южной Франции, но подолгу живал также в своих русских имениях - Пустыньке (возле станции Саблино, под Петербургом) и Красном Роге (Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа), где он и умер 28 сентября 1875 г.

Во время болезни ухаживала за ним жена полковника С.А. Миллер (урожденная Бахметьева), на которой он позднее женился. Письма его к жене, относящиеся к последним годам его жизни, дышат такой же нежностью, как и в первые годы этого очень счастливого брака. Во время коронации в 1856 г., Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда Алексей Константинович Толстой не захотел остаться в военной службе, егермейстером. В этом звании, не неся никакой службы, он оставался до самой смерти; только короткое время было он членом комитета о раскольниках. С середины 60-х годов его некогда богатырское здоровье - он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок - пошатнулось. Жил он поэтому большей частью за границей, летом - разных курортах, зимой - в Италии и Южной Франции, но подолгу живал также в своих русских имениях - Пустыньке (возле станции Саблино, под Петербургом) и Красном Роге (Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа), где он и умер 28 сентября 1875 г.

Толстой начал писать и печатать очень рано. Уже в 1841 г., под псевдонимом Краснорогский, вышла его книжка

Толстой начал писать и печатать очень рано. Уже в 1841 г., под псевдонимом Краснорогский, вышла его книжка "Упырь" (Санкт-Петербург). Толстой впоследствии не придавал ей никакого значения и не включал в собрание своих сочинений; ее лишь в 1900 г. переиздал личный друг его семьи, Владимир Соловьев. Это - фантастический рассказ в стиле Гофмана и Погорельского-Перовского. Белинский встретил его очень приветливо.

Длинный промежуток времени отделяет первое, мимолетное появление Толстого в печати от действительного начала его литературной карьеры. В 1854 г. он выступил в "Современнике" с рядом стихотворений, сразу вызвавших интерес. Литературные связи его относятся еще к сороковым годам. Он был хорошо знаком с Гоголем, Аксаковым, Анненковым, Некрасовым, Панаевым и особенно с Тургеневым, который был освобожден от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого.

Примкнув ненадолго к кружку "Современника", Толстой принял участие в составлении цикла юмористических стихотворений, появившихся в "Современнике" в 1854 - 1855 годах под известным псевдонимом Козьмы Пруткова. Весьма трудно определить, что именно здесь принадлежит Толстому, но несомненно, что его вклад был не из маловажных: юмористическая жилка была очень сильна в нем. Он обладал даром весьма тонкой, хотя и добродушной насмешки; многие из лучших и наиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии, в них разлитой (например "Спесь", "У приказных ворот"). Юмористически-сатирические выходки Толстого против течений 60-х годов ("Порой веселой мая", "Потом богатырь" и др.) немало повлияли на дурное отношение к нему известной части критики. Написанные в народном стиле стихотворения, с которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, "Русской Беседе", появились две поэмы Толстого: "Грешница" (1858) и "Иоанн Дамаскин" (1859).

С прекращением "Русской Беседы" Толстой становится деятельным сотрудником Катковского "Русского Вестника", где были напечатаны драматическая поэма "Дон-Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В "Отечественных Записках" 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого - "Смерть Иоанна Грозного", которая в 1867 г. была поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и имела большой успех.

С преобразованием в 1868 г. "Вестника Европы" в общелитературный журнал, Толстой становится его деятельным сотрудником. Здесь, кроме ряда былин и других стихотворений, были помещены остальные две части трилогии - "Царь Федор Иоаннович" (1868, 5) и "Царь Борис" (1870, 3), стихотворная автобиографическая повесть "Портрет" (1874, 9) и написанный в Дантовском стиле рассказ в стихах "Дракон". После смерти Толстого были напечатаны неоконченная историческая драма "Посадник" и разные мелкие стихотворения. Внешняя форма стихотворений Толстого не всегда стоит на одинаковой высоте. Помимо архаизмов, к которым даже такой ценитель его таланта, как Тургенев, относился очень сдержанно, но которые можно оправдать ради их оригинальности, у Толстого попадаются неверные ударения, недостаточные рифмы, неловкие выражения. Ближайшие его друзья ему на это указывали, и в переписке своей он не раз возражает на эти вполне благожелательные упреки. В области чистой лирики лучше всего, соответственно личному душевному складу Толстого, ему удавалась легкая, грациозная грусть, ничем определенным не вызванная.

О писанных в старорусском стиле стихотворениях Толстого можно повторить то, что сам он сказал в своем послании Ивану Аксакову:

О писанных в старорусском стиле стихотворениях Толстого можно повторить то, что сам он сказал в своем послании Ивану Аксакову: "Судя меня довольно строго, в моих стихах находишь ты, что в них торжественности много и слишком мало простоты". Герои русских былин в изображении Толстого напоминают французских рыцарей. Довольно трудно распознать подлинного вороватого Алешу Поповича, с глазами завидущими и руками загребущими, в том трубадуре, который, полонив царевну, катается с ней на лодочке и держит ей такую речь: "...сдайся, сдайся, девица душа! я люблю тебя царевна, я хочу тебя добыть, вольной волей иль неволей, ты должна меня любить. Он весло свое бросает, гусли звонкие берет, дивным пением дрожащий огласился очерет..." Несмотря, однако, на несколько условный стиль толстовских былинных переработок, в их нарядном архаизме нельзя отрицать большой эффектности и своеобразной красоты .

Как бы предчувствуя свою близкую кончину и подводя итог всей своей литературной деятельности, Толстой осенью 1875 г. написал стихотворение

Как бы предчувствуя свою близкую кончину и подводя итог всей своей литературной деятельности, Толстой осенью 1875 г. написал стихотворение "Прозрачных облаков спокойное движенье", где, между прочим, говорит о себе:

Всему настал конец, прийми ж его и ты

Певец, державший стяг во имя красоты.

Интересные факты: - Толстой славился своей силой: разгибал подковы и пальцем вгонял в стену гвозди. - Алексей Константинович увлекался спиритизмом: читал соответствующие книги и даже посещал сеансы английского спирита Юма, гастролировавшего в России. - Был заядлым охотником, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя.

Интересные факты:

- Толстой славился своей силой: разгибал подковы и пальцем вгонял в стену гвозди.

- Алексей Константинович увлекался спиритизмом: читал соответствующие книги и даже посещал сеансы английского спирита Юма, гастролировавшего в России.

- Был заядлым охотником, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя.

Непреходящая ценность  подлинной поэзии  Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной Единое звено, И выше восходить в сияньи правды вечной Нам врозь не суждено. То было в утро наших лет - О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы!

Непреходящая ценность подлинной поэзии

  • Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной
  • Единое звено,
  • И выше восходить в сияньи правды вечной
  • Нам врозь не суждено.
  • То было в утро наших лет -
  • О счастие! о слезы!
  • О лес! о жизнь! о солнца свет!
  • О свежий дух березы!
И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало .

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало .

Алексей Константинович Толстой русский писатель, поэт, драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1873), граф. А.К.Толстой Худ. И.Репин, 1879 г.

Алексей Константинович Толстой

русский писатель,

поэт,

драматург,

член-корреспондент Петербургской АН (1873),

граф.

А.К.Толстой

Худ. И.Репин, 1879 г.

Темы лирики А.К.Толстого Любовная лирика Стихотворения о Родине Пейзажная лирика Стихотворения о назначении поэзии Стихотворения на исторические темы

Темы лирики А.К.Толстого

  • Любовная лирика
  • Стихотворения о Родине
  • Пейзажная лирика
  • Стихотворения о назначении поэзии
  • Стихотворения на исторические темы
Жанровое многообразие Стихотворения Баллады Былины Драма Исторический роман Сатирические пародии

Жанровое многообразие

  • Стихотворения
  • Баллады
  • Былины
  • Драма
  • Исторический роман
  • Сатирические пародии
«Твой портрет передо мной, и перед ним букет ландышей и лесного жасмина, который я сорвал вчера в Княжеском Дворе, где мы были вместе».  «Мой друг, пойми всё, что заключено в этих словах: настал день, когда я нуждаюсь в тебе, чтобы просто иметь возможность жить. Приди, чтобы оживить поэзией эту прозу».  « Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,- и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, - всё лишь свет и счастье…»  (из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)   Софья Андреевна Толстая (урождённая Бахметева)

«Твой портрет передо мной, и перед ним букет ландышей и лесного жасмина, который я сорвал вчера в Княжеском Дворе, где мы были вместе».

«Мой друг, пойми всё, что заключено в этих словах: настал день, когда я нуждаюсь в тебе, чтобы просто иметь возможность жить. Приди, чтобы оживить поэзией эту прозу».

« Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,- и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, - всё лишь свет и счастье…»

(из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)

Софья Андреевна Толстая

(урождённая Бахметева)

Из письма к жене

Из письма к жене

" Я люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостям и моей души "

А.К.Толстой

Худ. Владимир Первунинский 

Незнакомка

«Средь шумного бала, случайно…» (1851 г.)

«Средь шумного бала, случайно…» (1851 г.)

«Средь шумного бала, случайно…» (1851 г.)  Средь шумного бала, случайно,  В тревоге мирской суеты,  Тебя я увидел, но тайна  Твои покрывала черты;  Лишь очи печально глядели,  А голос так дивно звучал,  Как звон отдалённой свирели,  Как моря играющий вал.  Мне стан твой понравился тонкий  И весь твой задумчивый вид;  А смех твой, и грустный и звонкий,  С тех пор в моем сердце звучит.  В часы одинокие ночи  Люблю я, усталый прилечь —  Я вижу печальные очи,  Я слышу веселую речь;  И грустно я так засыпаю,  И в грёзах неведомых сплю…  Люблю ли тебя — я не знаю,  Но кажется мне, что люблю!

«Средь шумного бала, случайно…» (1851 г.)

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты;

Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдалённой свирели, Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид; А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи Люблю я, усталый прилечь — Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю, И в грёзах неведомых сплю… Люблю ли тебя — я не знаю, Но кажется мне, что люблю!

«Прозрачных облаков спокойное движенье…» Прозрачных облаков спокойное движенье, Как дымкой солнечный перенимая свет, То бледным золотом, то мягкой синей тенью Окрашивает даль.  Нам тихий свой привет  Шлет осень мирная. Ни резких очертаний, ни ярких красок нет. Землей пережита  Пора роскошных сил и мощных трепетаний;  Стремленья улеглись; иная красота  Сменила прежнюю

«Прозрачных облаков спокойное движенье…»

  • Прозрачных облаков спокойное движенье, Как дымкой солнечный перенимая свет,
  • То бледным золотом, то мягкой синей тенью Окрашивает даль.
  • Нам тихий свой привет Шлет осень мирная. Ни резких очертаний, ни ярких красок нет. Землей пережита Пора роскошных сил и мощных трепетаний; Стремленья улеглись; иная красота Сменила прежнюю
Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре   Ты не грусти, земное минет горе, Пожди еще - неволя недолга,- В одну любовь мы все сольемся вскоре, В одну любовь, широкую как море, Что не вместят земные берега!  О, не грусти, ты всё мне дорога! Но я любить могу лишь на просторе - Мою любовь, широкую, как море, Вместить не могут жизни берега.

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре

  • Ты не грусти, земное минет горе,
  • Пожди еще - неволя недолга,-
  • В одну любовь мы все сольемся вскоре,
  • В одну любовь, широкую как море,
  • Что не вместят земные берега!
  • О, не грусти, ты всё мне дорога!
  • Но я любить могу лишь на просторе -
  • Мою любовь, широкую, как море,
  • Вместить не могут жизни берега.
Красота природы и сила любви Природа и любовь, как два крыла, поднимают душу над землею. Чувство огромной любви и неизменно сопровождающее его чувство наслаждения красотой мира, позволяет человеку выйти из времени в вечность. Образ Любви в творчестве А.Толстого - воплощение божественного начала, - окончательный смысл бытия.

Красота природы и сила любви

  • Природа и любовь, как два крыла, поднимают душу над землею. Чувство огромной любви и неизменно сопровождающее его чувство наслаждения красотой мира, позволяет человеку выйти из времени в вечность. Образ Любви в творчестве А.Толстого - воплощение божественного начала, - окончательный смысл бытия.
Художественное своеобразие лирики А.К.Толстого Близость к народной поэтике Психологический параллелизм Лирический герой – отражение русского национального характера Поэтичность картин родной природы Недоговоренность финала

Художественное своеобразие лирики А.К.Толстого

  • Близость к народной поэтике
  • Психологический параллелизм
  • Лирический герой – отражение русского национального характера
  • Поэтичность картин родной природы
  • Недоговоренность финала
Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца.      В. Гюго. Любить - это находить в счастье другого своё собственное счастье.    Г. Лейбниц. Любовь стоит ровно столько, сколько человек, который её испытывает.     Р. Роллан. Быть любимым – это больше, чем быть богатым, ибо быть любимым – значит быть счастливым.     К. Тилье.

Любовь - как дерево; она вырастает сама собой,

пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко

продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах

нашего сердца.

В. Гюго.

Любить - это находить в счастье другого

своё собственное счастье.

Г. Лейбниц.

Любовь стоит ровно столько, сколько человек,

который её испытывает.

Р. Роллан.

Быть любимым – это больше, чем быть богатым,

ибо быть любимым – значит быть счастливым.

К. Тилье.

* * * Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча!  Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! 1854 г.   К.П. Брюллов.  Портрет графа А.К. Толстого в юности. 1836

* * *

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

1854 г.

К.П. Брюллов.

Портрет графа А.К. Толстого в юности. 1836

Домашнее задание. Написать миниатюру (эссе) по выбранному афоризму (1 стр.) Выбрать понравившееся стихотворение А.К.Толстого и выучить наизусть.
  • Домашнее задание.
  • Написать миниатюру (эссе) по выбранному афоризму (1 стр.)
  • Выбрать понравившееся стихотворение А.К.Толстого и выучить наизусть.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!