СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к классному часу на тему «Разговор о вежливости»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие для 1-4 классов. Небольшие пьески, беседа, стихи С. Я. Маршака.

Просмотр содержимого документа
«Материал к классному часу на тему «Разговор о вежливости»»

Материал к классному часу на тему «Разговор о вежливости»

Учитель:

Вежливость делает взаимоотношения людей лучше, понятнее. Культура поведения заключается в глубоком уважении к людям, а это должно отражаться в нашей речи. О культуре поведения сказано в ученических правилах. Но не все ученики выполняют эти требования. Вспомните случаи грубого обращения с родными в семье, с друзьями.

Что значит быть вежливым? Когда обращаешься к незнакомому человеку, надо сказать: «Разрешите Вас спросить?» Выслушав ответ, поблагодарить. Обращаясь с просьбой, не забывай сказать: «Пожалуйста!» Извиниться, если кому-нибудь причинишь беспокойство.

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», - говорит старая пословица, напоминая нам, что ни к месту сказанное слово может иметь такое же последствие, что и грубый поступок.

Есть несколько действительно «волшебных» слов. Выражение «дай мне книгу» звучит совсем иначе, если вы добавите «будь добра» или «пожалуйста». Эти слова выражают уважение к тому человеку, к которому вы обращаетесь. Если вы вежливы со взрослыми, то не забывайте о вежливости и в обращении друг к другу. Часто вы употребляете прозвища, клички вместо имени. Они унижают достоинство человека, они грубы, обидны.

Ученик:

Одна девочка возмущённо жаловалась: «У нас мальчишка в классе такой невежа, - зовёт меня Галька!»

- А ты как его зовёшь?

- Я вообще его никак не зову, - ответила «вежливая» девочка, - я его просто зову: «Эй, ты!»

Как вы думаете, ребята, можно ли так обращаться к товарищу?

Учитель:

Мы не всегда умеем облечь в достаточно вежливую форму свою просьбу. Часто можно услышать: «К Вам пришли» или «Вас зовёт директор», - так мы говорим старшим – учителям. К учителю надо обращаться, например, так: «Нина Ивановна! Директор просил Вас зайти к нему».

Часто ли вы произносите такие слова: «здравствуйте», «спасибо», «извините», «пожалуйста», «простите», «будьте добры», «благодарю»? Напрасно вы будете искать эти слова в речи некоторых учащихся. А ведь в традиции русского народа вежливая речь. В наших приветствиях есть выражения доброжелательства: утром мы, обращаясь друг к другу, говорим: «С добрым утром!», вечером говорим: «Спокойной ночи!», расставаясь, говорим: «До свидания!» Возникли эти выражения очень давно и переходят из поколения в поколение.

А теперь, ребята, посмотрите, как обыкновенные слова могут стать самыми обидными. Вот разговор между сестрой и братом.

Сестра: Витя! Сходи за водой. И вот ещё тебе дело: наколи дров.

Брат: Вот ещё!

Сестра: Пожалуйста, не тяни, а то я рубашку не успею тебе погладить.

Брат: Ну и пожалуйста!

Сестра: Витя! Подумай, что ты говоришь. Мне очень надо поскорее освободиться.

Брат: Подумаешь, очень надо.

Учитель:

Сейчас вы услышите разговор двух мальчиков.

1-й мальчик (жестикулируя, приветствует товарища): Эй, ты!

2-й мальчик: Ого!

1-й мальчик(подавая книгу): Видишь, обещал – принёс.

2-й мальчик(вместо благодарности):Вот здорово!

Прохожий: Что вы руками размахиваете! Чуть с ног не сбили!

Оба мальчика: Да ладно уж! Подумаешь! Ну, пока! Всего!

Учитель:

Ребята, о каких словах забыли эти ученики в своём разговоре? Они забыли о словах: «здравствуй», «спасибо», «извините», «до свидания». Кроме того, говорить надо, не размахивая руками, не перебивая друг друга, не стараться перекричать собеседника.

Пьеска «Вежливость на словах»

Сквер. Два мальчика сидят на скамейке. Рядом с ними мужчина в очках. Он читает газету.

- Вчера моя бабушка сказала мне, чтобы я учился быть вежливым, - сказал Витя.

- Для того, чтобы быть вежливым, нужно почаще говорить: «будьте добры», «пожалуйста», - заметил Коля.

- А так же «благодарю вас», - добавил Витя.

- Нужно старшим уступать место.

- Совсем не трудно быть вежливым!

- Было бы желание! Я всегда буду вежлив. А ты?

- Я тоже.

Подходит девушка с книгой и в нерешительности останавливается. Ей тоже хочется сесть, но на скамейке свободного места нет. Увидев, что девушка не уходит, Коля обращается к ней:

- Будьте любезны, отойдите немного в сторону, Вы загораживаете нам клумбу.

- Извините, - сказала девушка и отошла.

- Благодарю Вас, - сказал Коля.

- Садитесь, девушка, - встав со скамейки, сказал мужчина. – Мальчики не очень догадливы. Невежи, у вас слова расходятся с делом, - сказал он мальчикам.

Ежели вы вежливы

С. Я. Маршак

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей

И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, то Вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам, явившимся заранее,

Минуты на собрание, часы на ожидание.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.



Урок вежливости

С.Я.Маршак

Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести:

В гостях, медведь, нельзя реветь, нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться, снимать пред ними шляпу, не наступать на лапу.

И не ловить зубами блох, и не ходить на четырёх,

Не надо чавкать и зевать. А кто зевает всласть,

Тот должен лапой закрывать разинутую пасть.

Послушен будь и вежлив будь. И уступай прохожим путь, а старших уважай.

И бабушку медведицу в туман и гололедицу до дому провожай.

Так мишку лет пяти-шести учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым, остался он медвежливым.

Он кланялся соседям – лисицам и медведям.

Знакомым место уступал, снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос, топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом на публику в метро

И старикам, старухам грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели напрасно время тратили…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!