СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к презентации мастер-класса "У природы нет плохой погоды..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения мастер -класса по литературе "У природы нет плохой погоды..." ( математика, биология, философия в японской лирике).

Просмотр содержимого документа
«Материал к презентации мастер-класса "У природы нет плохой погоды..."»

Мастер-класс Мильковой О.В.

11 марта2025года

Слайд 1.

Тема: «У природы нет плохой погоды…»

Цель: Рассмотреть практические аспекты использования интеграции различных учебных предметов при изучении японской лирики.

Задачи: Показать на практике примеры интеграции разных учебных дисциплин при изучении японских трёхстиший (хокку/хайку).

Ход мастер-класса.

Проблема межпредметных связей является актуальной и сейчас в связи с введением ФГОС. Будущее ученика зависит не только от количества знаний, им усвоенных, но и от сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Уроки с использованием межпредметных связей могут быть:

  • фрагментарные - когда лишь отдельные вопросы содержания раскрываются с привлечением знаний из других предметов.

  • узловые, реализующими межпредметные связи на протяжении всего урока с целью полного и глубокого изучения его темы.

  • бинарные уроки, на которых чередуются теоретические и практические вопросы, теоретическое обоснование непосредственно предшествует практическим приемам, умениям, навыкам.

  • синтезированные уроки или интегрированные, когда органически сливаются знания из ряда учебных предметов при раскрытии содержания всего урока, при этом воспроизведении опорных знаний может являться лишь первым этапом урока.

Слайд 2.

«Одно колесо часовой машины спросило другое:

- Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?

- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая». (Притча).

Слайд 3. Интеграция предметов


У современных школьников возникает интерес к японской и китайской культурам.

Поэтому мы рассмотрим, как осуществляются межпредметные связи при изучении японской поэзии.

Слайды 4,5.

Уже из 5 слайда мы видим связь с учебным предметом математика.

Поначалу японцы увлекались больше танка, стихотворениями в 5 строчек, но затем стали сочинять трёхстишия, хайку. Это стихотворения похожи на маленькие волшебные картинки о природе и о человеке. Учат понимать и чувствовать прекрасное.

Слайд 6.

Жанровые признаки хайку:

  • Предельная краткость

  • Отсутствие рифмы

  • Живописность

  • Метафоричность

  • Недосказанность

  • Вдумчивое чтение

  • Нельзя пробегать глазами

  • Домысливание картины

  • Звуковые образы.

Слайд 7,8,9.

Хокку (хайку) – не стихи, а образ жизни.

Известные японские поэты: Мацуо Басё, Ёса Бусон, Кобаяси Исса.

Слайд 10,11,12.

Примеры японских Хокку (хайку).

Слайд 13.

Три основных принципа хокку Басё:

*Изящная простота

*Ассоциативное сознание гармонии прекрасного

*Глубина проникновения.

Хайку- стихи-картинки, в которых можно писать обо всём на свете. Но сочиняя их, поэт обязательно должен был упомянуть, о каком времени года идёт речь, и использовать сезонные слова.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    1. В предложенных вам карточках над сезонными словами необходимо обозначить буквами время года. В, Л, О, З.

    2. Проверяем, что у вас получилось.

Слайд 14,15.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  1. А теперь вам предлагаются отдельные строчки, попробуйте их объединить в хайку.

  2. А теперь давайте их сравним со стихами японских поэтов.

Слайд 16,17

Вывод:

Японские поэты повторяют вновь и вновь: всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в малое – и увидите великое.

Вот к чему призывает нас поэзия хайку воспевая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь человека.

Заключение:

Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься интересно и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, ответы на вопросы, объяснение того или иного явления

Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием.

Слайд 18.

Рефлексия.

Поскольку у природы нет плохой погоды, то вы можете выбрать для себя любой пейзаж с радостным весенним настроением или с грустным зимним. Для нас с вами, наверное, важны оба.

































Сезонные слова

Олень, цветы на сливе, красная стрекоза, соловей, поющие лягушки, холодный ветер, бабочки, журавль, цикада, клён, кукушка, высокие звёзды, светлячки, луна, пионы, оголённые рощи, улитка, пылающий очаг, ливень, сосна, хризантемы, пугало в поле, цветы вьюнка, бумажный змей.



Сезонные слова

Олень, цветы на сливе, красная стрекоза, соловей, поющие лягушки, холодный ветер, бабочки, журавль, цикада, клён, кукушка, высокие звёзды, светлячки, луна, пионы, оголённые рощи, улитка, пылающий очаг, ливень, сосна, хризантемы, пугало в поле, цветы вьюнка, бумажный змей.

Сезонные слова

Олень, цветы на сливе, красная стрекоза, соловей, поющие лягушки, холодный ветер, бабочки, журавль, цикада, клён, кукушка, высокие звёзды, светлячки, луна, пионы, оголённые рощи, улитка, пылающий очаг, ливень, сосна, хризантемы, пугало в поле, цветы вьюнка, бумажный змей.

Сезонные слова

Олень, цветы на сливе, красная стрекоза, соловей, поющие лягушки, холодный ветер, бабочки, журавль, цикада, клён, кукушка, высокие звёзды, светлячки, луна, пионы, оголённые рощи, улитка, пылающий очаг, ливень, сосна, хризантемы, пугало в поле, цветы вьюнка, бумажный змей.

Сезонные слова

Олень, цветы на сливе, красная стрекоза, соловей, поющие лягушки, холодный ветер, бабочки, журавль, цикада, клён, кукушка, высокие звёзды, светлячки, луна, пионы, оголённые рощи, улитка, пылающий очаг, ливень, сосна, хризантемы, пугало в поле, цветы вьюнка, бумажный змей.

В талой воде

Стаял зимний снег

Бабочки порхают

Давай с тобой дружить

Ну, проснись же поскорее

Открой свои глаза

Нет любви без разлуки

Даже лица звёзд

Барахтается ворона

Глядят на цветы

Знаменье весны

Прыгает воробей

Озарились радостью

Месяц в небесах

Бледная луна

Похолодало

Стало холодно

Будто скорчился весь от мороза

На затихшей улице

Даже для звёзд в небесах