СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку. Фронтовые судьбы. Ю. Друнина, Б. Окуджава

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтов фронтового поколения Юлию Друнину и Булата Окуджаву объединяют не только годы войны и День Победы. Они разные – Юлия и Булат, – но одинаково больно в их жизнь и творчество ворвалась война, которую они прошли одногодками, родившимися с разницой в один день 9 и 10  мая 1924 года.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку. Фронтовые судьбы. Ю. Друнина, Б. Окуджава»

Фронтовые судьбы. Посвящается творчеству Юлии Друниной и

Булата Окуджавы

Поэтов фронтового поколения Юлию Друнину и Булата Окуджаву объединяют не только годы войны и День Победы. Они разные – Юлия и Булат, – но одинаково больно в их жизнь и творчество ворвалась война, которую они прошли одногодками, родившимися с разницой в один день 9 и 10  мая 1924 года.

Юлия Друнина – талантливая советская поэтесса, известная своими стихами о войне. Ее произведения очень тонкие и проникновенные, они и сегодня продолжают оставаться актуальными.

Поэтесса Юлия Друнина знакома многим людям, увлеченным поэзией. Юлия прошла Великую отечественную войну, поэтому многие ее произведения посвящены военной теме. Стихи Друниной наполнены романтикой, любовью к Родине, патриотизмом, поэтому никого не оставляют равнодушным.
Юлия родилась в 1924 году, 10 мая, в интеллигентной семье. Родители девочки жили в Москве. Мама работала в библиотеке, а отец преподавал историю детям в той школе, в которую впоследствии пошла учиться маленькая Юля.

 

Вся биография Юлии тесно связана с литературой. Способность к стихосложению проявилась у девочки в детстве. Она писала стихи о природе, о любви, о своих мыслях и чувствах. Девочка мысленно переносилась в своих произведениях в дальние страны, представляла рядом с собою очаровательного принца. Юля активно занималась в литературном кружке. Она много раз принимала участие в различных конкурсах юных поэтов.Будущее оказалось совсем не таким, как представляла его себе Юля в своих детских стихах. Началась война с фашистами. Сразу же после выпускного Юлия Друнина, еще не достигшая совершеннолетия, записалась в санитарную дружину добровольцем. Чтобы попасть на фронт, ей пришлось скрыть свой настоящий возраст.

Юлию направили в глазной госпиталь работать санитаркой. Медперсонал не только выполнял свои непосредственные обязанности, но еще и помогал добровольцам возводить оборонительные сооружения. Через некоторое время Юлия получила ранение на фронте.

Вылечившись от ранения, Юлия поступила в школу, готовившую младших авиаспециалистов. После ее окончания девушку направили в штурмовую роту на Дальний Восток. Находясь там, она узнала о смерти своего отца и поехала в столицу на его похороны. После этого на Дальний Восток Друнина уже не возвращалась. Приехав в Москву, она добилась, чтобы ее перевели на Западный фронт.

Юлия была направлена в стрелковую дивизию, находившуюся в тот момент в городе Гомель (Белоруссия). Через некоторое время Друнину опять ранили. Вылечившись от ранения, она вновь возвратилась на передовую. Юлия воевала в Белоруссии, потом – в Прибалтике. Незадолго до конца войны она была сильно контужена и комиссована, после чего возвратилась в столицу.

Война, ворвавшаяся в юность Юлии, оставила в ее душе неизгладимый след. Она написала множество стихов о военных годах, наполненных невыразимым горем, страхом, постоянными лишениями и страданиями.

Вернувшись с войны в Москву, Юлия стала вольным слушателем столичного Литературного института. Впервые ее взрослые стихотворения были напечатаны в 1945 г. в журнале «Знамя». Через три года читатели смогли познакомиться с ее первой книгой «В солдатской шинели». В Союз писателей Друнину приняли в 1947 году. Это стало признанием ее поэтического таланта и неплохой материальной поддержкой.

В 1955 году вышла вторая книга Юлии Друниной, получившая название «Разговор с сердцем». Вслед на ней вышло еще несколько книг – «Тревога», «Современники», «Ветер с фронта». Стихи Юлии быстро стали популярными. Их трогательные, пронзительные строки оказывались родными всем людям, пережившим войну.

В 1970-х годах вышли сборники стихов «Бабье лето», «Окопная звезда», «Я родом из детства». Произведения Друниной начали часто публиковать в различных журналах и газетах. Написала Друнина и прозаическое произведение – повесть «Алиска», в которой рассказывалось о принесенном домой из леса лисенке. В 1979 году Друнина выпустила книгу автобиографического содержания под названием «С тех вершин».В 1990-м поэтесса была избрана народным депутатом Верховного Совета. Она с воодушевлением начала работу, намереваясь отстаивать права бывших фронтовиков и афганцев, но в скором времени покинула депутатский корпус, осознав бесполезность этой должности для практических действий.Первой любовью Юлии стал командир ее дивизии, которому поэтесса посвятила несколько своих стихов. Через некоторое время он погиб на войне, подорвавшись на мине.В 1944 году Юлия познакомилась с поэтом Николаем Старшиновым и через два года вышла за него замуж. У Николая и Юлии родилась дочь, которой дали имя Елена. Долгой и счастливой личной жизни у Юлии и Николая не получилось. В 1960 году супруги развелись. Причиной развода стала влюбленность Юлии в известного сценариста Алексея Каплера. В 1979 г. Каплер скончался, а Юлия очень долго не могла с этим смириться.

Осенью 1991 года Юлия Друнина неожиданно для всех покончила с собой. Она была подавлена развалом Советского Союза, разрушением тех идеалов и страны, за которые сражалась. В предсмертной записке она призналась, что не в силах жить в этом ужасном, построенном для дельцов мире. Друнина открыла в своем автомобиле выхлопную трубу, после чего заперлась в гараже. Последней просьбой Юлии, которую она озвучила в предсмертной записке, было похоронить ее на столичном Старокрымском кладбище, около Алексея Каплера.
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/yuliya-drunina



































































Булат Окуджава – известный советский бард и композитор, автор нескольких сотен песен, известный не только в музыкальном мире, но и в сообществе писателей.

Родился будущий писатель 9 мая 1924 года в столице СССР. Шалва Степанович и Ашхен Налбандян (отец и мать мальчика) трудились на поприще партийной деятельности и пользовались уважением в кругах коммунистических деятелей. Спустя два года после рождения сына семья переехала в Тбилиси, а позже судьба занесла их в Нижний Тагил. Несмотря на свою принадлежность к партии, отец Булата попал под репрессии. Разгоревшийся в то время конфликт, названный троцкистским делом, негативно сказался на многих судьбах. Чуть позже Шалву Степановича расстреляли вместе с двумя его братьями. Ашхен Налбандян не смогла отмыться от клейма «предателя родины» и была взята под стражу. Выйти из застенков лагеря, расположенного в Караганде, ей удалось только в 1947 году.

Учился младший Окуджава в русском классе 43-й школы Тбилиси. Позже он переехал в Москву на Арбат, где жил вместе с бабушкой в коммунальной квартире. В 40-м году Булат вернулся в Грузию и устроился работать на завод помощником токаря. Когда началась война, он записался добровольцем в армию на должность миномётчика. Служил в полку кавалерии 5-го гвардейского корпуса вплоть до 1943 года. Спустя год активного участия в военных действиях его серьёзно ранили около города Моздок, после чего ему пришлось отправиться в тыл для залечивания душевных и физических ран. В 1944 году он покинул ряды советской армии с двумя наградами «За победу над Германией» и «За оборону Кавказа».

В биографии Булата Окуджава, как литератора, было много взлётов и падений. Первую песню с названием «Нам в холодных теплушках не спалось» он написал ещё в 1943 году, будучи впечатлённым ужасами войны. В 1945 году писатель записался на факультет филологии в университет Тбилиси. В 1946 году он написал песню «Неистов и упрям…». Успешно защитив диплом в 1950 году, он отправился познавать опыт жизни в учебные заведения Калужской области. Два года трудился на поприще преподавателя русской литературы, не забывая регулярно посылать свои тексты в местную газету.

В 1954 году состоялась встреча талантливого юноши с известными в то время представителями литературного жанра Николаем Панченко и Владимиром Кобликовым. Окуджава предложил им свои стихи для ознакомления, которые позже напечатали в газете «Молодой ленинец». По-настоящему заняться творчеством Булат смог только после реабилитации родителей в 1956 году. Именно в этом году писатель выпускает свой первый сборник с незамысловатым названием «Лирика».

Советскому народу очень понравились творения молодого поэта, и уже с 1959 года Булат регулярно появляется на большой сцене с авторскими песнями. Особенно запомнились такие произведения, как «Сентиментальный марш», «Московский муравей», «Песенка о голубом шарике», «На тверском бульваре» и др. Все эти песни, написанные в период 1956-67 года, он исполнял под гитару в своей неповторимой манере, которую слушатели окрестили «интимной».

Будучи вовлечённым в процесс создания литературных произведений, Окуджава иногда забывал о своей личной жизни, о чём часто вспоминал поэт впоследствии. Песен и стихов было недостаточно, поэтому в 1961 году Окуджава преподносит на осуждение публикой своё первое прозаическое сочинение. Автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр», которая была напечатана в альманахе «Тарусские страницы», повествует о военном периоде жизни писателя. В 1967 году по ней сняли кинофильм «Женя, Женечка и Катюша».

В 1961 году Окуджава стал главным лицом концерта, состоявшегося в Харькове. После этого знаменательного события начались долгожданные гастроли по большим городам необъятной державы. В 1962 году на большие экраны вышел фильм «Цепная реакция». Несмотря на то, что картина не снискала восторженных отзывов критиков, музыкальный ряд кисти великого мастера запомнился многим зрителям. Так началась новая веха в карьере Окуджавы.


Особую популярность барду принесла песня «Нам нужна одна победа», прозвучавшая в драматической картине Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Также писатель принимал участие в создании музыкальных композиций для фильмов «Соломенная шляпка» 1974 года, «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья» и пр. В известной кинокартине Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» звучит композиция авторства Булата Окуджавы. Именно этот трек ассоциируется с данным фильмом, ведь «Ваше благородие, госпожа удача» в исполнении актёра Павла Луспекаева считается одной из самых популярных песен в истории советского кинематографа.

Творчество писателя выходило далеко за рамки обычной литературной деятельности. Он написал несколько киносценариев к таким картинам, как «Верность» Петра Тодоровского и «Женя, Женечка и Катюша». Участвовал в съёмках фильмов на должности актёра. По большей части его фамилия мелькала в эпизодах, но в многосерийном проекте Владимира Венгерова «Строговы» 1976 года Булат сыграл довольно запоминающуюся роль советского офицера. Писатель активно изучал иностранные языки и умел переводить тексты с испанского, шведского и арабского.

Окуджава является автором нескольких исторических повестей и романов, включая «Старинный водевиль» 1971 года, «Глоток свободы», «Бедный Авросимов» 1969-го, «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом» 1983 года. Также поэт принадлежит к лауреатам Государственной премии СССР за стихотворный альманах «Посвящается вам» 1988 года. Его роман «Упразднённый театр» был удостоен престижной литературной премии «Русский Букер» 1994 года. С 1996 года Окуджава признан почётным жителем Калуги.

После снятия со своей фамилии позорного клейма и реабилитации матери, Окуджава становится партийным коммунистом. В 1962 году вступает в ряды Союза Писателей СССР. В клуб-студии «Магистраль» он часто встречался с другими участниками движения в целях обмена опытом. Также заведовал отделом поэзии в еженедельной «Литературной газете» и трудился на должности редактора в издательстве «Молодая Гвардия».

Во времена перестройки (конец 80-х годов) выступает в роли демократа и принимает активное участие в политической жизни государства. В 1989 году получает членство в международной правозащитной организации, в которую входят писатели, поэты и журналисты со всего мира. В 1992-ом становится одним из участников комиссии по помилованиям, а с 1994 является членом комитета по Госпремиям.

В 1992 году дал интервью журналу «Столица», в котором довольно негативно высказался относительно Сталинского режима. В конце 1993 года имя Окуджавы связали со скандалом «Письма сорока двух», в котором говорилось о запрете коммунистических организаций. Впоследствии писатель признал свою причастность, но не гордится этим, так как считает данный поступок слишком опрометчивым. Бард осуждал военную компанию в Чечне и пытался остановить войну, вступив в переговорный процесс прямого посредством прямого обращения к властям.

Дважды за свою жизнь был женат Окуджава. Первый его брак можно отнести к неудачам, хотя отношения с Галиной Смольяниновой писатель поддерживал до самой её смерти. Их первое знакомство состоялось ещё в студенческие годы, и уже на втором курсе института Булат оформил союз официально. Вскоре в семье родилась дочка, которой не удалось долго прожить. А мальчик по имени Игорь, ставший первым сыном писателя, впоследствии стал наркоманом и загремел за решётку по делу о грабежах. В 1964 году Окуджава развёлся с женой, которая умерла ровно через год после этого события.

Несмотря на этот негативный опыт, бард увлёкся племянницей известного советского физика Льва Андреевича Арцимовича. Ольга Владимировна, вторая жена поэта, родила в 1964 году мальчика, которого решили назвать Антоном. Повзрослев, он решил связать свою жизнь с творчеством и по наставлению отца стал композитором. Ольга часто подчёркивала способность своего мужа держаться в рамках естественной натуральности. Она гордилась каждым его поступком и была рядом, когда случилась беда.

В конце 90-хх Окуджава поехал в США, чтобы поправить здоровье. Состоялась операция на сердце. После развала советского союза, Булат часто бывал за границей с гастролями. Возможно, это и подорвало его здоровье. В последние годы жизни он проживал в Париже. Там же и скончался, в военном госпитале Кламара 12 июня 1997 года. Семья добилась от властей разрешения на перевоз тела. Похоронили барда на Ваганьковском кладбище в столице РФ.

Писатель существенно повлиял на особенности развития так называемого «бардовского течения», сформировавшегося в 60-80-е годы. Его последователями стали такие метры жанра, как Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и Александр Галич. Сочинение «Возьмёмся за руки, друзья…» является гимном авторской песни и часто его можно услышать на различных концертах, посвящённых данному направлению.


В репертуаре поэта более 200 песенных мотивов, к которым он сам сочинял не только тексты, но и музыку. Его композиции легли в основу нескольких десятков кинокартин. На Арбате установлен памятник, посвящённый творчеству «поющего поэта». Но это не столько необходимость, сколько символ и дань искусству, которому Окуджава отдал всю свою жизнь без остатка.
Источник: ttps://biographe.ru/znamenitosti/bulat-okudjava

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!