СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку краеведения "Летопись родного края"/ Жамбылская область /

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы считаем Казахстан своей Родиной. Многое связывает человека с местом , где он родился и вырос .Родные поля, горы, реки, что с детства окружает нас – это малая родина.

Тараз и Жамбылская область  имеет свою историю , связанную с историей страны.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку краеведения "Летопись родного края"/ Жамбылская область /»

Летопись родного края 7 кдасс Жамбылская область

Все мы считаем Казахстан своей Родиной. Многое связывает человека с местом , где он родился и вырос .Родные поля, горы, реки, что с детства окружает нас – это малая родина.

Тараз и Жамбылская область имеет свою историю , связанную с историей страны.

На территории Жамбылской области находятся самые древние поселения людей, которые появились в эпоху древнекаменного века. Стоянкам Борыказган, Темирказган, Обдалы 1 млн. лет. Каменные орудия- рубила, которые делал и использовал первобытный человек, универсальны и по-своему совершенны.

Есть на территории и памятники неолита и энеолита, эпохи бронзы , когда человек перешел от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию . Это произошло в 4-2 тыс. до н. э. и произвело переворот в жизни человека.

Могильники Жетытобе и Бериккара оставлены саками и усунями , обитавшими здесь в эпоху раннего железного века (8 в. до н.э.- 5 в н.э.)Это время первых государств на территории Казахстана: саков, усуней, кангюй.

Жетытобе, царский могильник саков, состоит из огромных курганов, находящихся восточнее Тараза.

Широко известен некрополь Бейкайнар на кордайском перевале. В одном из курганов вскрыто погребение 3-2 в до н.э . в могиле найден перстень с золотой обкладкой и изображением греко-бактрийского царя в греческом шлеме. Глиняные сосуды – чаши , видимо , привезены в Кордай издалека, из Средней Азии..

К эпохе кангюя относятся нижние слои городища Тараз, находящегося в самом центре современного города., поселения Жайлаутобе, Кузембайтобе, а также погребения в могильнике Чоон-Капка в горной части Таласской долины. В них найдены золотые украшения – луновидные височные подвески, инкрустированные полудрагоценными камнями.

Упоминание о городе Тараз сохранилось в китайских источниках середины 1 века до н. э. и связано с государством кангюев. Уже в то время город играл огромную роль на Великом Шелковом пути. Тараз был одним из пунктов северной ветви пути , который проходил из Алмалыка(район современного города Кульджа в Китае) в направлении города Ясы (современного города Туркестан) и далее по течению Сыра.

В июле 751 года состоялось Таласское сражние на реке Талас( недалеко от осажденного арабского гарнизона в городе Тараз). В этой битве арабская конница во главе с Зиядом ибн-Салихом Аббасидского халифата , поддерживаемая Тюргешским каганатом, разбила армию китайского войска во главе с Гао Сяньчжи.Битва положила конец продвижению на Запад границ китайской империи.В то же время китайским военачальникам удалось нанести значительный ущерб арабским силам, что приостановило их продвижение на восток, в Семиречье, на земли Тюргешского каганата.

В 893 году к стенам Тараза подошло войско эмира Бухары Исмаила ибн Ахмада . покорив город Тараз , он нанес жестокий удар по кочевникам . В результате были прекращены постоянные набеги на земледельческие области Мавераннахра. С Этого времени Тараз и регион оказались в составе государства Саманидов.

В 8 -10 веках регион входит в состав Карлукского ханства.

В 999 году край завоевали Караханиды, покончившие с династией Саманидов.

К числу удивительных памятников раннего средневековья , к середине 8 века , относится недостроенный дворец в 40 км восточнее Тараза у подножия горы Акыртас. Дворец занимает прямоугольную площадь, окруженную стеной из крупных блоков красного гранита. Углы стен украшены башнями. Высота стен до 2,5 м

Дворец возводился арабскими строителями , видимо, по заказу карлукского кагана. Однако строительство его не было завершено. Почему? Это загадка истории, которую , может быть, разгадаете вы, юные краеведы.

В 10 веке территория области вошла в состав государства караханидов. Его ханы и население в 10 веке приняли ислам. В городе Таразе строятся мечети, мавзолеи,характерные для мусульманского города. В Тараз археологи открыли две бани,водопроводную систему, группу богатых городских усадеб. Тараз чеканил монету на собственном монетном дворе. Ремесленники славились своей продукцией- керамикой, стеклом, ювелирными украшениями, изделиями из бронзы и серебра. Тараз соединял Восток и Запад Евразии. Здесь археологи находят китайские, византийские , иранские и среднеазиатские изделия.

В области кроме Тараза было много больших и малых городов. Среди них Аспара, Кулан, Мерке, Джамукат, Атлах, Адахкес, Джувикат.А древней столицей при Караханидах в 11-13 веках был Тараз. То было время наибольшего расцвета царства.

В 2019 году Тараз был захвачен монголами, был разрушен ими до основания, о чем свидетельствуют остатки пожарища , обнаруженные при раскопках . Город , видимо, был переименован монголами в Яны(новый), поскольку при дальнейшем упоминании его как европейские, так и арабские источники пишут:»…город Яны, называвшийся до завоевания Тараз».

С 13 по 15 век город в ходе войн несколько раз разрушен , но восставал из пепла.

В период с 1465 по1718 год Тараз был один из городов , входящих в состав Казахского ханства.



В 1723 году Таласская долина , как и большая часть южных областей нынешнего казахстана, была завоевана джунгарами, которые и владели ею почти до 1756 года.

В 18-19 веках Тараз о область входил в состав Кокандского ханства.

В 1856 году город был переименован в «Аулие-Ата».Это название он получил в честь Карахана – основателя династии Караханидов. В центре города находится мавзолей Карахана.

В 1864 году , в ходе освоения Средней азии Российской империей, небольшой отряд под командованием полковника М.Г.Черняева, обосновался в крепости Аулие-Ата.Аулие –Ата и область были включены в состав Российского государства.

В 1917 году линия железной дороги от Арыси была доведена до Бурного. 28 ноября 1920 года Семиреченская железная дорога дошла до города Аулие-Ата.

10 января 1936 года город Аулие-Ата был переименован в Мирзоян.5 июня 1937 года город мирзоян был переименован в Джамбул, по имени великого казахского поэта и акына Джамбула Джабаева.

14 октября 1939 года важным событием на пути развития города явилось создание Джамбулской области с центром в городе Джамбул.

4 мая 1993 года Постановлением Президиума Верховного Совета Казахстана транскрипция названия Джамбулской области на русском языке была изменена на Жамбылскую область, а Джамбул – на Жамбыл.

8 января 1997 года Указом Президента Казахстана городу было возвращено его историческое имя Тараз.

Но история края продолжается .Вот уже более 25 лет историю пишут наши современники и мы являемся участниками этих событий.







Шежире



Каждый жамбылец должен знать не только историю своего города,села, но и свою родословную.а шежире -это родословная казахов
В семье каждого казаха есть шежире, включающее имена предков по мужской линии до седьмого колена и более. Знание своего генеалогического древа для казаха очень свято, имена всех наследников вносятся в шежире и передаются из поколения в поколение, независимо от происхождения и социального положения. Одной из основных целей сохранения истории своего рода является  казахская  традиция– исключить генетические мутации, для этого нашими предками был введен запрет на женитьбу между родственниками до седьмого колена. После определения по шежире седьмого потомка от одного предка, у казахов проводили ритуал, определяющий границу этой ветви и снимающий запрет на женитьбу последующих потомков. С этой же целью у казахов принято знать Жетi Ата (дословно 7 дедов), Примечательно, что наши предки без глубоких генетических исследований еще несколько столетий назад пришли к верному заключению о генетических мутациях при родственных браках.

Как известно, несколько столетий назад, казахи сформировались в три жуза – Старший(Улы Жуз), Средний(Орта Жуз) и Младший (Киши Жуз), отличающиеся географическим расположением на территории Казахстана.  К Старжему жузу относились казахи южного региона страны (Алматы, Шымкент, Талдыкорган, Кызыл Орда, Тараз), к Среднему – северный и центральный Казахстан (Караганда, Кокшетау, Семей, Павлодар, Астана) и в Младший жуз входили казахи запада (Актобе, Атырау, Уральск).  Каждый Жуз включает определенное количесвто родо-племенных групп: в Старшем Жузе – дулат, жалайыр, ошакты и др., в Среднем Жузе – аргын, найман, керей и др., в Младшем – алим, шекти, табын и др. Эти родовые названия сохранились и до наших дней, каждый казах знает свой род и жуз.
Одними из первых исследователей Казахстана и шежире казахов были Н.Аристов и Ш.Уалиханов, которые провели большую работу по исследованию генеалогии казахских ханов, начиная с XIV века. Их работы продолжились в многочисленных научных и коммерческих работах наших современников, в некоторых случаях порой противоречивых. Однако есть надежда, что главная цель этих работ – сохранение казахского народа как этноса.



Регион Тараза относился к Старшему жузу.



Всю обширную территорию от реки Каратал, что впадает в Балхаш или, иначе, Море-озеро, до Сыр-Дарьи и Чирчика занимают роды канлы (канглы) и дулат. Эти дулаты ведут свой род от чуйских племен. Дальние предки их - кара-киргизы. Они пришли в западный Алатау за 150 лет до Рождества Христова. На земли юго-западнее дулатов пришли племена канлы, в том числе одна из ветвей - шанышкылы. Самый многочисленный род в Старшем жузе - дулаты. В него входят роды - ботбай, шымыр, сикым, жаныс, албан, суан. Из албанов: кызыл борик, коныp борик, айтбозим, сегиз сары, курман, алжан, кыстык. Да в верховьях р. Или на севере живет род древних уйсынов - сары уйсын. В него входят роды: куттымбет, жанай, жолай, талай, жандосай, кулеке, кырык. Другой многочисленный род в Старшем жузе после дулата - жалаир. В него входят роды: андас, мырза, карашапан, оракты, акбуйым, калпе, сыпатай, арык тыным, сиырши, байшегир, балгалы, кайшылы, кушик. Род кушик, возможно, потомки нашего Калкамана, потому как есть мнение, что они не жалаирцы. Жалаир в древние времена был род могучий и знатный. Объединив многие племена тюрков, они образовали целое государство. Роды Старшего жуза - шапырашты, ести (ысты) - жили вокруг Алма-Аты. Роды сыргели и ошакты - ближе к Сыр-Дарье. Эти четыре рода из тайфы канлы. Кроме того, в Старшем жузе есть род конырат (конрат). Раньше он был в Среднем жузе, но из-за распри перекочевал в Старший. По сведениям Абулгази Бахадур-хана, они происходят от Конырата, сына Жорлык- мергена - потомка Кияна, сына монгольского хана Ельхана..

Вот теперь, зная шежире старшего жуза, каждый из вас может составить свою родословную .





Задания :

  1. Посетите Историко-краеведческий музей.. Узнайте о ранних поселениях на территории Жамбылской области. Посетите древние города .

  2. Составьте хронологию исторических событий в регионе Тараза .

  3. Составить свою родословную и поделитесь этим с одноклассниками.

  4. Займитесь исследовательской работой по истории своей улицы, где вы живете. Узнайте ,, когда она была застроена? Почему носит такое название? Были ли в ее истории переименования? Кто из выдающихся людей проживал на ней. ?

По материалам своей исследовательской работы напишите работу по теме :«Моя улица». .Обобщенный материал всего класса можно предоставить в музей, газету для опубликования.