СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку краеведения. Таланты родной земли./Жамбылская область/

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционная музыка казахского народа – богатейшая сокровищница духовного наследияКазахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку краеведения. Таланты родной земли./Жамбылская область/»

12.Таланты родной земли.

Мы узнаем:

О творчестве видных деятелей культуры родного края

Мы научимся:

объяснять значимость и роль наших выдающихся земляков в культуре Казахстана


Ключевые слова:

жыршы

акыны

композиторы

певцы

Работа в парах: подберите ассоциации к «Таланты родной земли»



Таланты



Традиционная музыка казахского народа – богатейшая сокровищница духовного наследияКазахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями.

Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».



На протяжении столетий главным хранителем и популяризатором произведений музыкальной культуры был сам народ. Бережно передавал он из поколения в поколение.эти произведения.

Не случайно многие ученые-фольклористы, будучи представителями другой культуры, наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не переставали удивляться и восторгаться необычным поэтическим, прозаическим и музыкальным талантом народа, способностью народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкой вовлеченности в музыкальное творчество всего населения.

О талантливости казахского народа метко сказано: «Казахи представляют новое доказательство того, что человек родится поэтом или музыкантом». Или так :«То беспечно-детские и веселые. Как бы жеребята на зеленых пастбищах, то сильные и жизнерадостные, властные и свободные, как орел, поднимающийся к голубому небу в степи, казахские песни, исполняемые всеми от мальчика до старца, как девушками там и женщинами, - являются… его неприкосновенным достоянием, как бы точным слепком с самого народа!». Известный русский ученый Г. Потанин, который, восторгаясь богатейшими песенными традициями казахского народа, писал: «Мне чудится, что вся степь казахская поет».

Талантливые жирау, акыны, оленши, кюйши, энши, создавая высокое искусство, приобщали людей к «божественном таинству» – музыке.

В Жамбылской области они, гордые и свободные духом, высоко чтились народом в одном ряду со знаменитыми правителями, выдающимися государственными деятелями и крупными полководцами.

За период своей истории казахский народ создал бесценную богатую музыкальную культуру. Далекие предки казахов – многочисленные племена уникальной цивилизации номадов – создали богатый инструментарий, инструментальную музыку, самобытные музыкально-поэтические традиции, которые нашли достойное продолжение в современную эпоху.

И неоценимый вклад в развитие музыкальной науки внесли жыршы-термеши, певцы, композиторы .









Жамбыл Жабаев

Жамбыл родился в нашей Жамбылской области. Он с детства впитывал в себя поэзию и музыку родного края и унаследовав богатейший поэтический дар от своей матери Улдан, стал учеником великого акына Суюнбая Аронулы. Он состязался в поэтическом мастерстве со многими известными акынами, такими как Айкумис, Кулмамбет, Шашубай и другие. Жамбыл также и автор песен -«Алғадай», «Угай-ай», «Жиырма бес» и др.



Ссылка на прослушивание :



http://musice.me/choice/1998749713.257671562-zhambyl-zhabaev-zhambyl-zhabayev-v-pamyati-predkam





Кенен Азербаев

(1884-1976 гг.)

Казахский советский поэт, певец, композитор Кенен Азербаев родился 19 июня 1884 г. на территории современного Кордайского района Жамбылской области.

Его родители были хорошими певцами и домбристами, поэтому уже с 11-ти лет Кенен начал сочинять песни и играть на домбре. Несмотря на юный возраст Кенена, его песни "Бозторгай", "Кокшолак", "Базар, Назар" стали популярными в народе.

Кенен Азербаев принимал участие в национально-освободительном восстании 1916 г., и своими песнями "Тоска по родине", "В поход", "Соловей", "Шестнадцатый год", поэмами "Али батыр", "Кыргызбай" воодушевлял его участников на самоотверженную борьбу.

Кенен Азербаев был участником дней казахской литературы и искусства в Москве в 1936 г. Через год он вместе с Жамбылом направился в Грузию на празднование 750-летия поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре".

В годы Великой Отечественной войны Кенен Азербаев возглавлял агитбригады в аулах, способствуя победам в тылу. В своих песнях и стихах "Город Ленина защитим", "Мы победим", ''Четыре батыра", "Любимая, желанная", "Привет фронту" и многих других поэт воспевал самоотверженный подвиг народа, победу Советской Армии над врагом.

События послевоенных десятилетий нашли отражение в песнях, терме, толгау, поэмах акына, воспевавшего мирную жизнь, созидательный труд на благо народа.. Важнейшие события народной жизни являются основной темой таких произведений Кенена Азербаева, как "Беркут, взлетевший к месяцу", "Курдай", "Казахстан", "Два батыра" и других.

В 50-70-е гг. были изданы сборники стихов поэта, среди них можно назвать: "Стихи и поэмы", "Песни", "Песни моей жизни", "Сочинения", "Тайна легенд", "Стихи, поэмы и песенные тексты".

В 1974 г. торжественно отмечалось 90-летие акына, на юбилее выступали многие известные поэты и писатели. К юбилею был выпущен сборник стихов Кенена Азербаева "Вершина Алатау".

Кенену Азербаеву принадлежит около 150 стихов, переложенных на музыку. Кроме этого, Азербаев сохранил в памяти и исполнял множество образцов казахского фольклора, эпосы других народов.

. Композиторское творчество Кенена изучалось и изучается многими искусствоведами, его песни записаны.

Своим творчеством, всей своей жизнью Кенен Азербаев боролся за свободу и счастье, воспевал братство и дружбу народов.

Ссылка на прослушивание песни «Бозторғай»

http://musice.me/choice/2050773160.329445189-kenen-azerbaev-boztorgay



Благодаря этому человеку сохранены и мы можем наслаждаться прекрасной музыкой казахского народа.

Илья Жаканов

Жаканов Илья- композитор, писатель, публицист, музыковед, заслуженный деятель культуры Казахстана и Кыргызстана. Родился в 1936 году в Сарысуйском районе Джамбулской области. Окончил Казахский государственный университет им. С. М. Кирова, филологический факультет.

Жаканов работал литературным редактором в системе Государственного комитета Совета Министров КазССР по телевидению радиовещанию, главным редактором музыкальной редакции Казахского радио. В настоящее время занимается свободным творчеством. Песни И. Жаканова очень популярны среди молодежи. Он автор песен: “Алматы кешинде”, “Асылым”, “Жайлаукол кештери” и др. Автор сборника новеллом музыке: “Еки жирен”, “Биринши концерт”, “Аккулар конган айдын кол”, романа “Ыхлас” и серии исследований о музыке и музыкантах.

 

Мария Ахметова

Ахметова Мария- музыковед, директор искусствоведения, лауреат премии им. Чокана Валиханова. Родилась в 1921 г. в Джамбулской области. Окончила историко-теоретический факультет Алма- Атинской Государственной консерватории им.Курмангазы, затем аспирантуру в Московской консерватории им. П. И. Чайковского. 

Ахметова - автор монографий по народно-песенному фольклору и вокально-хоровым произведениям композиторов Казахстана, она также успешно разрабатывает проблемы традиции и новаторства в профессиональных музыкальных жанрах, раскрывая эстетичекую и художественную сущность ярких художественных явлений, указывая самобытные стороны народного и композиторского стиля.

Перу Ахметовой принадлежит несколько крупных монографий, посвященных актуальным проблемам казахской народной песни. Сочинения: “Казахские песни”, “Песня и современность” , “Традиции казахской песенной культуры”, “Прекрасный мир музыки” и др.



Асанали́ Аши́мович Аши́мов ( род. 8 мая 1937) в селе. Жайылма, Сарысуский район, Жамбылская область — казахский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист, педагог. Герой Труда Казахстана. Лауреат Государственной премии СССР . Народный артист . С 1990 года — президент киностудии «Елим-ай»



Кюйши-композитор Абдимомын Желдибаев родился в ауле Жамбыл Шуйского района Жамбылской области в 1934 году. Закончил Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы и работал в родных краях на культурном поприще, пропагандируя казахское традиционное музыкальное искусство. Абдимомын известен в народе как кюйши-композитор. Широко распространены его произведения, выдержанные в духе традиционного искусства. Известны более десяти кюев А. Желдибаева, в том числе такие, как "Ерке сылкым", "Боз жигит", "Ыдырыс", "Акку" и др.

Ссылка на прослушивание кюев.

http://taraztv.kz/ru/news/society/tvorcheskii-vecher-abdimomyna-zheldibaeva



Ерлан Бактыгерей

Обладатель звания «Дирижер года-2009», лауреат многочисленных конкурсов, стипендиат международной программы «Болашақ», некогда главный дирижер симфонического оркестра государственной филармонии Астаны, а ныне главный дирижер и художественный руководитель академического оркестра казахских народных инструментов имени Таттимбета, наш земляк Ерлан Бактыгерей стал одним из самых ярких участников от Жамбылской области в проекте «100 новых лиц Казахстана».

Е. Бактыгерей родом из Меркенского района. С раннего детства, вслушиваясь в звуки природы, складывал в уме музыкальные композиции. Когда Ерлану было шесть лет, семья переехала в Алма-Ату, и перед мальчиком открылись большие возможности. Он окончил музыкальную школу имени Ахмета Жубанова и автоматически был зачислен в Алма-Атинскую государственную консерваторию имени Курмангазы.

В 2001 году, по окончании консерватории, Ерлана пригласили работать в Евразийский национальный университет имени Льва Гумилева в Астане. В это же время заслуженный артист РК Секен Турысбеков создавал оркестр «Қоңырқаз» и набирал талантливых молодых музыкантов. Среди них оказался и Ерлан Бактыгерей.

К 40 годам наш земляк добился многого и получил заслуженную оценку своего труда. Он лауреат І Республиканского конкурса дирижеров имени Шамгона Кажгалиева и республиканского конкурса имени Н. Тлендиева, победитель международного конкурса дирижеров имени Н. Тлендиева, лауреат первой степени Всероссийского конкурса оркестров им. Александра Цыганкова, обладатель Гран-при II конкурса дирижеров имени Ш. Кажгалиева.

Придумайте синквейн со словом композитор

В нашей области очень много певцов, композиторов, музыкальных групп.Все они прекрасны. Их имена известны .Это-знаменитые певцы: Онал Азаматова, Маралбек Бабакулов, Торгын Орынбаева, Гани Матебаев, Мадина Сагынбекова, дуэт «Мерей», трио «Тараз», Анна Вундер и многие другие..

А теперь работа за вами, юные краеведы.

Найдите дарования вашего района, села, города.

Создайте краткий справочник и опубликуйте на сайте города, села, района.

Докажи своё мнение о творчестве деятелей области , используя метод «Четыре предложения»:

  1. Предложение: « По моему мнению, ....»

  2. Предложение:«Потому что .....»

  3. Предложение: «Я это доказываю по фактам ...»

  4. Предложение:«В результате я пришёл к выводу ...»


Групповая работа

Используя дополнительные ресурсы, в течение 10-15 минут составьте проект электронного диска о талантах родного края.

1группа

2 группа

3 группа

композиторы

Певцы

исполнители








Задания:

  1. Расскажите о творчестве знаменитых исполнителей айтысов вашего района, села, города.

  2. Составьте краткое описание творчества оперных певцов. В чем отличие эстрадных от оперных певцов.

  3. Назовите именитых эстрадных певцов вашего региона..

  4. Проведите исследовательский проект «Композиторы моего города», «Эстрадные певцы нашей области».

  5. Организуйте концерт силами своего класса, на котором представьте различные музыкальные жанры.