СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку литературного чтения в 4 классе. Тема: «Там на неведомых дорожках»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию к конспекту можно скачать по ссылке →Материал к уроку литературного чтения в 4 классе. Тема: «Там на неведомых дорожках»

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП

СИВКА-БУРКА                                                    

Русская  сказка

(в сокращении)

У с 31-32

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дураком  звали.

 Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то эту пшеницу мять да топтать.

  Вот старик и говорит сыновьям:

- Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь.

Настала первая ночь.

Отправился старший сын стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.

 Приходит утром домой и говорит:

 - Всю ночь  я не спал, пшеницу стерёг! Иззяб весь, а вора не видал.

 На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

 На третью ночь приходит черёд  Иванушке-дурачку идти.

  Положил Иванушка пирог за пазуху, взял верёвку и пошёл. Пришёл в поле, сел на камень. Сидит и не спит, пирог жуёт, вора дожидается.

 В полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

 

СИВКА-БУРКА                                                    

Русская  сказка

(в сокращении)

У с 31-32

ключ

 Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дураком (замена:дурачком) звали.

 Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то эту (замена:ту) пшеницу мять да топтать.

  Вот старик и говорит сыновьям:

- Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь. (пропуск:…по очереди, поймайте вора!)

Настала первая ночь.

Отправился старший сын стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.

 Приходит утром домой и говорит:

 - Всю (пропуск: -то; всю-то) ночь  я не спал, пшеницу стерёг! Иззяб весь, а вора не видал.

 На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

 На третью ночь приходит черёд  Иванушке-дурачку идти.

  Положил Иванушка (замена: он) пирог за пазуху, взял верёвку и пошёл. Пришёл в поле, сел на камень. Сидит и (вставка «и» в текст)  не спит, пирог жуёт, вора дожидается.

 В (пропуск:самую) полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

 

СКАЗОЧНЫЙ МАРШРУТ

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку литературного чтения в 4 классе. Тема: «Там на неведомых дорожках»»

Литературное чтение.

4 класс.

Тема: «Там на неведомых дорожках»

Цель:

1. Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении сказок.

2. Развивать читательский интерес, прививать любовь к чтению, книге; способствовать развитию речи, памяти.

3. Способствовать укреплению детского коллектива, прививать умение слушать и слышать друг друга.

4. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту, воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, мультимедийное оборудование, презентация.


*За основу оформления конспекта урока взята таблица, предлагаемая образовательной системой «Школа 2100».

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Мотивирование к учебной деятельности (эмоциональное вхождение в урок)












  1. 2 3


Дети стоят за дверью класса.

Учитель:

- Сейчас мы погостим в одной самой обычной семье.

Дети заходят в класс и видят мизансцену: мама за вязаньем, папа с газетой (ноутбуком) и рядом бегает сын. Дети рассаживаются. Начинается инсценировка.

Мама вязала, папа читал газету(играл в онлайн игру), а маленький Саша бегал по комнате и что-то лепетал на своём детском языке.

— Рассказал бы сыну сказку, — сказала мама, старательно пересчитывая петли.

— Э-э… Сказку? — откликнулся папа. — А… Какую?

— Любую, — сказала мама, — какую помнишь. Ты хоть одну-то помнишь?

— Помню, как же. Эту…Этот…Жили-были дед да баба… — бодро начал папа и задумался.

— Ну! — сказала мама, продолжая вязать. — Жили-были…А дальше что?

— А дальше… ммм… Дальше… И у них жил-был серенький козлик.

— Ну!

— Ну и… это… И они его любили-козлика.

— Ну!

— Ну, и ещё у них была курица, вот. Её они тоже любили.

— Ну-у!

— Ну, а у курицы был брат — петушок-золотой гребешок… А ты сама-то помнишь?

— Конечно, помню… Шёлкова бородушка и… какая-то там головушка…

— А-а! — воскликнул папа. — Вспомнил! Дети в школу собирайтесь-петушок пропел подъём!

— Нет! — Сказала мама, откладывая вязание. — По-моему, это другая сказка.

— Ну как же другая!?! петушок пропел, а курочка ему и говорит: «Не пой, братец, козлёночком станешь»!

-Ну ты всё перепутал, — сказала мама, — это знаешь какая сказка? Это там, где сестрица Алёнушка и семеро козлят. А там где дед да баба, там совсем по-другому. Там так было: бабка за дедку, дедка за репку… А тут к нему, к деду подбегает кошка и спрашивает: «Что тебе надобно старче?»

-Не кошка, а мышка! И спрашивает: «Бабушка, почему у тебя такие большие зубы?»

— Да нет! Это колобок так спрашивал, — сказала мама.

— Колобок спрашивает: «Кто-кто в теремочке живёт?», — поправил её папа. — А ему оттуда отвечают: «Я — птичка-невеличка!»…

— Саша, Саша, — радостно произнёс папа, — послушай-ка сказку!

Но Саши в комнате давно уже не было…

Познавательные УУД

1.Работать с информацией, с учебными моделями, выполнять логические операции.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в тексте, воспринимая его на слух.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

ΙΙ. Актуализация знаний и целеполагание.


1.2.4. 1.3

- Что не смогли рассказать своему сыну родители? (сказку)

- Что такое сказка? (Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.)

- А вы любите сказки? Чем они притягательны? (мнения детей)

-Для чего нужны нам сказки?

-Что в них ищет человек?

-Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Цель: вспомнить всё, что знаем о сказках)

Посмотрите, пожалуйста, на слайд презентации и сформулируйте задачи урока.

(Задачи: продолжаем учиться различать разные виды сказок;)


«Сивка-бурка»

«Морозко»

«Спящая царевна»



сказка

«Конёк-горбунок»

«Мороз Иванович»

«Сказка о царе Салтане»











  1. Слайд

Посмотрите на книжные полки и вспомните, какие виды сказок мы с вами уже знаем.

(Сказки о животных, волшебные и бытовые)

Дети рассказывают о волшебных сказках, бытовых и сказках о животных.

Волшебная сказка.

Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространенный среди них - сюжет- путешествие, когда герой отправляется «за тридевять земель» либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и выходит из нее победителем.


Бытовые сказки.

В отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. В качестве главных героев здесь выступают крестьяне-бедняки, им противопоставляются не фактические злые силы, а богатые или знатные люди: купцы, помещики, священники. В основе развития сюжета – уже не путешествие, а бытовой конфликт: например спор из-за имущества. Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом.


сказки о животных

Сказки о животных называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже-домашние животные. Главными действующими лицами являются: лисы, волк, медведи, собака, петух. (журавль и цапля, бобовое зернышко, волк и козлята и т.д)



Познавательные УУД

1.Работать с информацией, с учебными моделями, выполнять логические операции.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в тексте, воспринимая его на слух.


4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

III. Развитие умений.



  1. 2. 3. 4. 3.4.

Итак, мы вспоминаем всё, что знаем о сказках. Работать вам предстоит в группах. Вместе, дружно нужно будет выполнять задания. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами. Перед вами маршрут с заданиями. Напротив каждого номера задания кружок, вы должны закрасить кружок одним из трех цветов. «Красный» - отлично, здорово, «зеленый»- хорошо, «синий» - можно лучше.

  1. Город Читайка

Задание: вспомнить прочитанные в первой четверти сказки и распределить их в круги. (народные и литературные сказки)

Проверка (ключ дает учитель) и самооценка.

Народные: «Сивка-бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морской царь и Василиса Премудрая».

Литературные: Ганс Христиан Андерсен «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»

  1. Болото Сомнений

Группы получают отрывок из прочитанных сказок. В отрывке допущены неточности в содержании или речевые.

Задание: пользуясь эталонным текстом, исправить все неточности.

Самооценка: ключ дает учитель.

  1. Горы Преодоления (физминутка)

У вас на столах фасоль и горох. Нужно перебрать крупы. Кому давали подобное задание? Вам нужно тоже преодолеть эту трудность вместе с Золушкой. Ну а вам будет помогать дружба. Ведь вместе вы можете и горы свернуть. Это задание на время. Удачи!

(Во время выполнения задания играет музыка, и дети все вместе поют песню….. )

  1. Река Речь

Задание: заполните реку названиями сказок, так, чтобы каждая следующая начиналась на последнюю букву предыдущей сказки. (Например: Теремок, Колобок, …)




Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе данной информации.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.



Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Итог. Рефлексия.

Д.з



- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока. ( Работа с оценочными листами) Расскажите о своей работе на уроке.

- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.

Пусть сказка – вымысел и ложь

Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но здесь прочтете между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете!













Источники:
Сказка https://www.inpearls.ru/

https://www.art-talant.org/publikacii/10803-igra-puteshestvie-v-gostyah-u-skazki

https://na5.club/stihi/pro-skazki-i-skazochnyh-geroev.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!