СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку по литературе в 6 классе по рассказу В.Шукшина "Критики".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку.

Просмотр содержимого документа
«контрольные вопросы»

Контрольные вопросы

Язык рассказа

В рассказе «Критики» есть предложение: «Отец Петьки хотел взять деда в охапку, но тот оказал сопротивление» Что означает слово «Охапка»?

Количество чего-нибудь, умещающегося в ладони.

Количество чего-нибудь, умещающегося в обхвате рук и ног.

Количество чего-нибудь, умещающегося в обхвате рук.

Изобразительно-выразительное средство языка. Выберите правильный вариант ответа.

Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении: «С грохотом полетели стулья»?

Эпитет сравнение метафора

Что осуждает автор в этом рассказе?

Чудачество деда

Несдержанность старика

Равнодушие и насмешливое отношение к пожилым людям



Просмотр содержимого документа
«рабочий лист»

Рабочий лист (прислать с выполненными заданиями учителю)

  1. Прочитайте рассказ. В. М. Шукшин. «Критики»

  2. Познакомьтесь с историей рассказа «Критики»

  3. Выполните тест по изученному материалу. Выберите верный вариант ответа.

  4. Выполните творческое задание.

Тест

  1. Рассказ «Критики» Шукшин написал:

в 1964 г

в 1965 г

в 1966 г

  1. Герой рассказа. Выберите правильный вариант ответа. Какая фамилия у деда?

Новоскольцев

Новокольцев

Новопольцев

  1. Сюжет рассказа. Подчеркните в списке верный вариант ответа.

Дед особенно любил смотреть фильмы про:

Городскую жизнь

Природу

Деревенскую жизнь

  1. Дед разбил….

Вазу с цветами

Телевизор

Проигрыватель

  1. Теория литературы. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения.

Развязка

Кульминация

Экспозиция

Пролог

Завязка

Развитие действия

Эпилог

  1. Жанр произведения «Критики». Соотнесите литературоведческий термин с его определением.

Рассказ

Быль

Повесть




  • Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

  • Жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

  • Произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

  1.  Персонажи рассказа. Соотнесите героя рассказа с его профессией.

Тимофей Новоскольцев

Ермолай Кибяков

милиционер

плотник

  1. Синонимы. Выберите несколько синонимов к слову «критик».

Критик (греч. κριτικός, от κριτική – искусство разбирать, судить) – человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.

Публицист, знаток, эксперт, сочинитель, писатель, судья, рецензент, литературовед, историк, кинокритик, ценитель, учёный.





  1. Вставьте пропущенные слова в текст

Героями Шукшина оказываются так называемые « », « ». Их особенность состояла в том, что они  из обычной жизни.

Чудики, странные люди, выпадали, недотёпы, забавные люди.

  1. Анализ текста рассказа. Выберите верный вариант ответа.

В каком из предложений, взятых из рассказа «Критики», нет грамматической ошибки?

«..я любил к ним в горницу через щёлочку подглядывать. Так и телевизор ихний: всё вроде как подглядываешь», – сказал дед, посмотрев пару раз телевизионные передачи;

«Да разве я так говорил?» – спросил городской мужчина;

«Вы меня с собой за стол сажать не хочете – ладно!..» – кричал дед.

Какой троп используется в предложении

«Один раз только крепко схлестнулся он со взрослыми»:

Метафора

Эпитет

Сравнение

  1. Анализ произведения

Выберите верный вариант ответа.

Почему Петька горько плакал, когда милиционер увёл деда:

Он разозлился на гостей Считал, что это несправедливое наказание Уверен, что дед не виноват



  1. Творческое задание. Выберите один вариант выполнения задания.

Устное рассуждение (можно прислать видео-ответ, оформить текст выступления на листе, записать ответ в тетрадь и сфотографировать). Все ответы прислать на электронную почту [email protected]

Вопрос для рассуждения:

Что имел в виду дед, когда сказал, что «всегда люди одинаковые»:

Люди похожи друг на друга.

Во все времена люди должны жить по законам совести.

Плохих людей больше, чем хороших.

Просмотр содержимого документа
«справочный материал»

Необходимо запомнить

ВАЖНО!



Тема маленького человека – одна из ключевых в русской литературе. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был А. С. Пушкин.

М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов, А. П. Чехов, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Куприн не раз обращались в своём творчестве к этой теме. Традиции классиков были продолжены А. Солженицыным, В. М. Шукшиным, В. Астафьевым, писавшими о судьбах деревни, о жизни простых людей. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XIX – XX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя.

У Шукшина «маленький человек» – это прежде всего очень интересный психологический тип. Зачастую противопоставляя своих героев «большим людям», Шукшин показывает, что именно маленький человек, как правило, и проявляет такие ценные человеческие качества, как честность, порядочность, любовь к родине, забота о судьбах государства. Самое же главное в шукшинском изображении маленького человека – это то, что он показывает нравственные процессы, идущие в среде обыденного сознания, раскрывает жизнь, заполненную напряжёнными поисками смысла и цели бытия. Шукшин редко опускается до сентиментального сочувствия маленькому человеку, чаще показывает его как личность, достойную уважения.



Биография Василия Шукшина

Василий Макарович Шукшин (1929-1974 гг.) родился в селе Сростки Алтайского края, отца арестовали, когда мальчику было 4 года, воспитывал отчим, который погиб на фронте. Мать – неграмотная, добрая и весёлая, сильной натуры. От неё Шукшину передались многие дарования. Детство писателя было трудное, выполнял крестьянскую работу, пристрастился к чтению, перепробовал множество профессий. Служил в армии на флоте (конец 40-х гг.), был в Сростках директором вечерней школы, преподавал русский язык, не имея образования. Экстерном завершил среднее образование. В 1954 году поступает на режиссёрский факультет ВГИКа. Учился в мастерской Ромма. Стал писать рассказы. Выпустил сборник «Сельские жители».



Снял всего 4 фильма. Умер на съёмках фильма «Они сражались за Родину».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!