СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку по родной литературе (Дон Аминадо)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку по родной литературе для 8 класса по творчеству Д. Аминадо

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку по родной литературе (Дон Аминадо)»

Дон Аминадо "Наука стихосложения" , «Города и годы»


Добрый день.

Сегодня мы продолжаем разговор о поэзии. И начнем со знакомства с автором. Можете познакомиться и с презентацией.



Дон Аминадо краткая биография

Дон-Аминадо родился 7 мая 1888 года в Елисаветграде (Херсонская губерния).  Обучался юриспруденции в Одессе (юридический факультет Новороссийского университета) и Киеве, по завершении высшего образования (1910) поселился в Москве и занялся адвокатской и писательской деятельностью (постоянно сотрудничал в газете «Раннее утро» и журнале «Сатирикон»).


Будучи солдатом во время Первой мировой войны (в 1915 г. ранен и вернулся в Москву), Дон-Аминадо опубликовал свою первую книгу патриотико-лирических стихотворений «Песни войны» (1914).


Февральскую революцию встретил восторженно. Октябрьскую революцию, как и многие русские интеллигенты, Дон-Аминадо не принял. Пала монархия, установилась власть советов, прежняя Россия перестала существовать в одночасье. В 1918-19 Дон-Аминадо жил в Киеве, из Одессы эмигрировал в Константинополь.


Через год из Константинополя через Марсель приехал в Париж, где прожил все оставшиеся годы.


«Дым отечества» (1921) был его первым зарубежным изданиям. 1927 — вышла книга сатирических рассказов «Наша маленькая жизнь». В следующем году (1928) была напечатана лучшая книга Дона Аминадо — «Набросил плащ. Сборник лирической сатиры ».


На 30-е годы приходится пик популярности Дона Аминадо у читателей. Иван Бунин писал о нем как об одном «из величайших российских юмористов, строки которого несут настоящее художественное наслаждение».


После II-й Мировой войны Дон Аминадо издал две книги: «В те баснословные года» (1951) и воспоминания «Поезд на третьем пути» (1954).


Рассказывая о трудной жизни русского эмигранта в Париже, поэт показал духовный кризис интеллигенции, оставшейся без родины. Он очень хотел вернуться на родину, но у него не было такой возможности.


После смерти Дона Аминадо (14 ноября 1957) его архив был перевезен в Россию.


Запишите в тетрадь основные моменты из его биографии.

Теперь перейдем к знакомству с его творчеством. Познакомьтесь с презентацией 2 и сделайте записи со слайда 7.

Прочитайте стихотворение «Города и годы» и также познакомьтесь по презентации с его анализом. Из далее приведенного материала по анализу стихотворения выпишите самое главное.

Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом.
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.

Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.

Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками, и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.

А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вербеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.

Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.

Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..

Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.

Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.


Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1927 году, когда автор уже семь лет прожил в эмиграции. Он ностальгировал по родине, выразив свою ностальгию в этом произведении.

Тема стихотворения – любовь к Родине, которая наиболее остро ощущается после того, как много попутешествуешь по миру, нигде не найдя настоящего дома.

Композиция – одночастная, автор посвящает по одной строфе каждому городу, отводя две последние своим воспоминаниям и выводу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“старый Лондон”, “ослепительный Неаполь”, “тухлая рыба”, “знаменитый добрый сыр”, “прекрасная чайная роза”, “вечные запахи”, “поздний вечер”, “бренная жизнь”, “русский запах снега”.

Выполните тест на отдельном листочке и принесите его на урок литературы для проверки.

1.В каком году Дон-Аминадо написал стихотворение "Города и годы"?

А)1917

Б)1920

В)1927

Г) 1930


2. Сколько городов описано в произведении?

А) 5

Б)7

В)8

Г) 9


3. Где Дон-Аминадо проживал на момент его написания?

А) в Москве

Б) в Санкт-Петербурге

В) в Париже

Г) в Севилье


4. Назовите основную тему произведения.

А) любовь к Родине

Б)воспоминания о детстве

В) тревожные мысли о смерти

Г)мысли о любви


5. К какому жанру относится стихотворение?

А) Пейзажная лирика

Б)Любовное послание

В)Элегия

Г)Лирическое стихотворение


6. Каким размером оно написано?

А)Хореем

Б) Дактилем

В)Ямбом

Г)Амфибрахием


7. Вечные запахи" - это

А)эпитет

Б)метафора

В)сравнение

Г)олицетворение



Ну а теперь еще одно произведение данного автора. «Наука стихосложения»


На днях получил письмо.

   "Многоуважаемый Мосье.

   У нас есть к вам просьба, но мы не решаемся ее выразить.

   Но, между прочим, решившись, выражаем.

   Мы, группа молодежи, хотим писать стихи для красоты и вообще для самообразования, чтобы издавать рукописный журнал, хотя бы еженедельный или раз в месяц.

   Но, наверное, это очень трудно, хотя родной папа одного нашего сотрудника уверяет, что нет такого болвана, который не мог бы сочинять стихи.

   Пожалуйста, будьте настолько любезны и научите в короткий срок, до востребования, и прилагаем марку в 50 сант. для ответа.

С совершенным почтением
группа молодежи..."

   Мне почему-то кажется, что группа эта, столь расточительно швыряющая пятьдесят сантимов, состоит из одного человека и что человеку этому не ранее как через два с половиной года исполнится полных пятнадцать лет.

   Но кто его знает, может быть, и нет.

   Возможно, что в самом деле пред нами новая общественная группировка, этакий коллектив честных эмбрионов, которых следует отечески поддержать и, в гроб сходя, благословить.

   Поэтому не стану копаться, а просто открою курсы заочного практического стихосложения.

   Итак.

   -- Многоуважаемая группа!

   Анонимный папа одного из ваших сотрудников, увы, совершенно прав.

   Действительно, нет ни одного мало-мальски законченного болвана, даже совершеннолетнего, который не писал бы стихов.

   Но это обстоятельство должно вас только ободрить.

   В одной советской России появилось за последние несколько лет сорок тысяч зарегистрированных юношей, рифмующих пятницу и яичницу, а также палец и мерзавец.

   Вы понимаете, дорогие дети, что сорок тысяч -- это уже целая дивизия, и притом конная, потому что вы должны усвоить раз и навсегда, что Пегас -- это лошадь.

   Для того чтобы писать стихи, надо прежде всего не думать.

   Стих должен литься, как вода из водопровода, хлюпая во все стороны.

   Такое явление называется "брызги пера".

   Если у вас есть перо и нет ни одной лишней мысли в голове, садитесь и брызгайте!

   Все, что вам удастся набрызгать, озаглавьте как можно проще.

   Скажем, "Из цикла".

   Или: "Триоли и Триолеты".

   Или просто: "Лес шумит".

   Легче всего и благороднее писать стихи с настроением.

   Против стихов с настроением не устоит ни одна порядочная девушка, будь она даже каменная, как антрацит.

   Настроение черпается где угодно -- в глазах, в губах, в зубах, но обязательно во множественном числе.

   Не дай Бог начать в единственном... все дело испортите!

   Например:

   -- "Я утонул в твоих глазах"... Правда ведь, ничего себе?! А попробуйте сказать:

   -- "Я утонул в твоем глазу..." Катастрофа! То же самое с губами или зубами.

   Даже очень мило выйдет, если сказать:

   -- "И он припал к ее губам".

   И посудите сами, что получится, если вы скажете:

   -- "И он припал к одной губе!.."

   Пусть губа и не дура, но разве она это может выдержать?

   Конечно, нет.

   Все, что до сих пор сказано, относится к какому-нибудь одушевленному предмету.

   Но настроение может быть и беспредметным, неопределенным и, так сказать, воздушным.

   Например:

  

   "Звездочка блестит,

   Девочка не спит,

   Звездочка блеснула,

   Девочка заснула".

  

   Здесь дело не в звездочке и не в девочке, а в том пантеизме, которым проникнуто все стихотворение.

   А пантеизм -- это, дети мои, вещь.

   Самый последний человек, даже такой, у которого паспорта нет, и тот должен быть пантеистом.

   Вот спросите вашего папу, если он специалист по болванам, так он вам это еще лучше объяснит.

   Во всяком случае, на сегодняшний раз довольно.

   Одно только помните -- то, что говорили еще древние: "Поэты рождаются, а... рукописи не возвращаются"...


Вы познакомились с творчеством нового для вас поэта. Если возник интерес к его творчеству , то можно обратиться к небольшому видео


https://www.youtube.com/watch?v=atJiOoF2030




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс