СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку русского языка в 11 классе. Доклад " А.А. Потебня"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку русского языка в 11 классе. Доклад " А.А. Потебня"»



Александр Афанасьевич Потебня (1835—1891) был крупным и оригинальным учёным синтетического склада, совместившим в себе философа, языковеда, историка литературы, исследователя фольклора и мифологии, принадлежащим в равной степени украинской и русской науке.

Одним из первых в России Потебня изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира.

Александр Потебня родился в 1835 году на хуторе Манев, близ села Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии в дворянской семье. Начальное образование получал в польской гимназии города Радом. В 1851 году он поступил на юридический факультет Харьковского университета, с которого через год перевёлся на историко-филологический. Его преподавателями были братья Пётр и Николай Лавровские и профессор Амвросий Метлинский. Под влиянием Метлинского и студента Неговского, собирателя песен, Потебня увлёкся этнографией, стал изучать «малорусское наречие» и собирать народные песни. Он окончил Университет в 1856 году, недолгое время проработал учителем словесности в харьковской гимназии, а затем, в 1861 году защитил магистерскую диссертацию «О некоторых символах в славянской народной поэзии» и начал читать лекции в Харьковском университете. В 1862 году Потебнёй был выпущен труд «Мысль и язык». И хотя ему к выпуску этой книги было всего 26 лет, он показал себя думающим и зрелым философом языка, он не только обнаружил поразительную начитанность в специальных исследованиях, но и сформулировал ряд оригинальных и глубоких теоретических положений. В том же году он отправился в заграничную командировку. Он посещал лекции в Берлинском университете, изучал санскрит и побывал в нескольких славянских странах. В 1874 году он защитил докторскую диссертацию «Из записок по русской грамматике», а в 1875 году стал профессором Харьковского университета.



Член-корреспондент Императорской санкт-петербургской академии наук c 5 декабря 1875 по Отделению русского языка и словесности. В этом же году он получил Ломоносовскую премию. В 1877 году избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1878 и 1879 годах был награждён Уваровскими золотыми медалями, а в 1890 году удостоен Константиновской медали Русского географического общества. Кроме того, Потебня состоял председателем Харьковского историко-филологического общества (1878—1890) и членом Чешского научного общества.

Потебня изучал украинские говоры (объединявшиеся в то время в лингвистике в «малорусское наречие») и фольклор, стал автором ряда основополагающих работ по этой тематике, являлся горячим патриотом своей родины — Малороссии, но скептически относился к идее о самостоятельности украинского языка и к разработке его как литературного. Он рассматривал русский язык как единое целое — совокупность великорусских и малорусского наречий, и общерусский литературный язык считал достоянием не только великороссов, но и белорусов и малороссов в равной степени; это отвечало его взглядам на политическое и культурное единство восточных славян — «панрусизму». Его ученик, Д. Н. Овсянико-Куликовский вспоминал:

«Приверженность к общерусской литературе была у него частным выражением общей его приверженности к России, как к политическому и культурному целому. Знаток всего славянства, он не стал однако ни славянофилом, ни панславистом, невзирая на все сочувствие развитию славянских народностей. Но зато он, несомненно был — и по убеждению, и по чувству — «панрусистом», то есть признавал объединение русских народностей (великорусской, малорусской и белорусской) не только как исторический факт, но и как нечто долженствующее быть, нечто прогрессивно-закономерное, как великую политическую и культурную идею. Я лично этого термина — «панрусизм» — не слыхал из его уст, но достоверный свидетель, профессор Михаил Георгиевич Халанский, его ученик, говорил мне, что Александр Афанасьевич так именно и выражался, причисляя себя к убежденным сторонникам всероссийского единства».

Создал научную школу, известную как «харьковская лингвистическая школа»; к ней принадлежали Дмитрий Овсянико-Куликовский (1853—1920) и ряд других учёных. Идеи Потебни оказали большое влияние на многих русских лингвистов второй половины XIX века и первой половины XX века.

К основным работам Потебни относятся: “Мысль и язык” (1862), «Теоретическая поэтика», «Слово и миф». Издавалось им со своими примечаниями “Слово о полку Игореве”.

Ему принадлежит трактовка мифа как специфического слова. Выработанный им лингвистический подход прилагается к построениям в области поэтики и эстетики, символики фольклора и художественного творчества (позднее поэт-символист Вячеслав Иванов пытался представить А..А. Потебню первым теоретиком символизма).

Вся деятельность А.А. Потебни была с Харьковским университетом, где при его активном участии и под его влиянием складывалась Харьковская лингвистическая школа.

.









Список литературы



  1. А.А. Потебня исследователь славянских взаимосвязей : тез. всесоюз. науч. конф., октябрь 1991 г. : в 2 ч. - Харьков : Изд-во Харьков, гос. ун-та, 1991. — 2 ч.

  2. Березин; Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX начало XX в.) / Ф.М. Березин ; АН СССР, Ин-т языкознания / Ф.М. Березин. - М. : Наука, 1968.-310 с.

  3. Колесов, В.В. История русского языкознания : очерки и этюды/

B.В. Колесов. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003. - 471 с.




















Программные работы

Сочинение «Мысль и язык» 1862 г. В этом своем сочинении А.А. Потебня, излагая взгляды Гумбольдта и его школы на отношение языкознания к психологии и логики, выставил ряд своих собственных выводов, как по этим общим, так и по многим привходящим сюда частным вопросам, выводов, ставящих задачи русского и вообще славянского языкознания на широкую основу истории мысли. Также в этой работе затрагиваются такие понятия как внутренняя и внешняя форма слова, о взаимосвязи слов и понятий, о главной роли слова-систематизирующей.

В работе «Теоретическая поэтика» предпринята попытка проанализировать процесс творчества и процесс восприятия, понимания произведения, оценить связь истории общественной мысли и истории литературы.

В работе «Слово и миф» автор рассуждает над ключевыми понятиями слова и мифа, их соотношения друг с другом. Приводит взгляды античных ученых на определение понятия миф. Говорит о соотношении мифа и поэзии приходит к выводу о том, что «мифология не есть поэзия», и что «поэтичность есть образность в слове»

В 1976 году вышла в свет книга «Эстетика и поэтика», где впервые собраны работы выдающегося мыслителя XIX века А. А. Потебни (1835—1891), эстетические идеи которого оказали большое влияние на развитие теории и психологии художественного творчества. Существенные проблемы искусства рассматриваются Потебней в таких трудах, как «Мысль и язык», «Из записок по теории словесности», в статьях и высказываниях о народном творчестве и произведениях художников слова.















Аннотированный список интернет-ресурсов по теме « А.А.Потебня яркий представитель академического направления литературоведения» .

Биографические данные, названия основных работ работ усеного представлены в следующих интернет-источниках:

1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/103543/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8F

2 http://philologos.narod.ru/potebnja/poteb-main.htm

3 http://www.philol.msu.ru/~fonetica/bibl/pot.htm



Ссылки на основные программные работы учёного.

http://www.archive.org/stream/oniekotorykhsim00potegoog#page/n5/mode/2up

http://www.runivers.ru/philosophy/lib/book6204/140169/

http://genhis.philol.msu.ru/article_158.shtml





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!