СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Корневые орфограммы" 3-й класс УМК "Перспектива" с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку русского языка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 40 им. Ю.А. ГАГАРИНА



Конспект урока русского языка в 3 классе УМК «Перспектива»

«Корневые орфограммы»



Учитель:

Телышева Наталья Николаевна



Цель: закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Корневые орфограммы».


Задачи:

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие орфографической зоркости;

- формирование умения находить корень и орфограмму в нем;

- систематизация знаний учащихся о корневых орфограммах и способах их проверки;

- формирование умения применить полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;

- воспитание интереса к изучению русского языка.


Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, презентация, сигнальные карточки желтого и зеленого цвета, памятка работы над ошибками.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

- Проверим порядок на партах, улыбнемся друг другу и пожелаем плодотворной работы на уроке.


2. Минутка чистописания.

Учитель показывает на доске:  Рр.


3. Словарная работа.

- Угадайте словарные слова по картинкам, запишите, подчеркните орфограммы:

Один ученик работает у доски

Файл (словарная работа-презентация к уроку)

праздник, хоккей, коллекция, корзина, аккуратный, бассейн, вокруг, запад, ветер, ягода, обед, капуста.

Посмотрели на доску, проверим.

Сигнальными карточками покажем

верно или неверно (зеленая «+» / желтая «-»)

- Посмотрите внимательно на слова и скажите, какое слово можно назвать лишним? Почему?

(АККУРАТНЫЙ, так как это имя прилагательное, остальные -существительные)

- Что такое прилагательное, вспомним правило?

- Образуйте имя прилагательное от последнего словарного слова КАПУСТАКАПУСТНЫЙ.


4. Работа с предложением.

- Составим предложение со словами КАПУСТНЫЙ и ОБЕД

(ученик у доски записывает предложение):


сущ. предл. сущ. гл. прилаг. сущ.

МАМА НА ОБЕД СВАРИЛА КАПУСТНЫЙ СУП.


- Есть ли ошибки в предложении? Покажите сигнальные карточки (зеленая «+» верно, желтый «–» неверно).

- Найдем орфограммы в словах и выделим их.

- Что такое орфограмма? («опасное место» в слове)

ОБЕД – парн. согл. – ОБЕДЫ,

СВАРИЛА – безударная глас. – ВАРИТ.

КАПУСТНЫЙ – непроизн. согласн. – КАПУСТА.

оценка за работу у доски

Разбор предложения (ученик у доски).

- Найдем грамматическую основу предложения – это гл. члены предложения.

- О ком или о чем говорится в предложении? (МАМА – подлежащее)

- Какой частью речи выражено?

- Ищем сказуемое (сварила), какая часть речи (глагол).

- Как называются остальные части речи? (Второстепенные члены предложения).

- Подпиши, какими частями речи они являются?

- Дадим характеристику предложению, но сначала вспомним, что такое ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

- Какими бывают предложения:

(по цели высказывания: - повествовательное; по интонации: - восклицательные;

- вопросительные; - невосклицательные).

- побудительные.

оценка за работу у доски


5. Физминутка.


6. Продолжение работы по теме урока.

- Вернемся к словам в предложении и еще раз посмотрим на выделенные орфограммы.

- В какой части слова они находятся? (в корне?)


7. Сообщение темы урока.

- Кто догадался, какая тема урока сегодня?

(КОРНЕВЫЕ ОРФОГРАММЫ – ответ детей).

- Давайте вспомним правило - КОРЕНЬ слова.

Корень – главная, общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

Корень в родственных словах пишется одинаково

Пример: дом – домик – домашний

- Какие 3 корневые орфограммы можем проверить и как?

а) безударные гласные.

б) парные согласные: изменить форму слова или подобрать одинаковое слово, чтобы после согласной стоял гласный или звук [ н ].

в) непроизносимые согласные.


8. Выполняется задание по рядам самостоятельно, три ученика работают у доски.

- Молодцы, а теперь потренируемся находить корневые орфограммы.

Из ряда слов выписать слова с орфограммами с проверкой.

Пишем в столбик! Можно советоваться совещаться.


1й ряд

безударные гласные

2й ряд

парные согласные

3й ряд

непроизносимые согласные


ленивый – лень

морской – море

грибники – гриб

грачи – грач

старик – старый


гвоздь – гвозди

сказка – сказать

близкий – близок

жираф – жирафы

лодка – лодочка, лодок


звездный – звезда

грустный – грусть

хрустнула – хрустит

честный – честь

чудесный – чудеса


Молодцы! Покажите сигнальную карточку, есть ли ошибки (зеленая «+» верно, желтый «–» неверно).


9. Гимнастика для глаз.


10. Продолжение работы по теме урока.

- Закрепим наши знания, выполним упражнения в рабочей тетради: стр. 85 упр. 142.

Ученик работает у доски

Задание:

  1. выписать слова с парными согласными в корне;

  2. с непроизносимыми согласными в корне.

с проверочными словами

ученики у доски по очереди – слово + проверка

- Молодцы (если не успели, доделать дома, с родителями разобрать смысл пословиц, если не знаете).


11. Закрепление изученного материала.

- Выполним еще одно задание, закрепим наши знания.

Задание волшебное, потому что называется оно – «Снежная сказка».

Ваша задача – найти и выписать родственные слова (читаем хором).

Выпишем, выделим корень.

Один ученик у доски

СНЕЖНЫЕ, ПО СНЕГАМ, СНЕЖНЫЕ, СНЕГИРИ, СНЕГОВИКАМ, ЗАСНЕЖЕННОЙ, СНЕЖНОМ, СНЕЖКИ, СНЕГ, СНЕГУРКИ.

- Что заметили в корне необычного (чередование согласных звуков–гж).

Учебник № 168 (по времени)


12. Игра.

- Я называю слово с безударной гласной, а вы – проверочное.

С места не кричим, поднимаем руку

дрозды – дрозд

полянка - …

ножи - …

смешной - …

ленивый - …

сестра - …

на коне - …

у слона - …

лещи - …

зернистый - …

восьмое - …

строитель - …

белок - …

смельчак - …

силач - …

оценить - …


13. Итог урока.

- Урок подходит к концу.

- Что запомнили на уроке? (3 корневые орфограммы).


Повторяются выводы о правильном написании словарных слов, безударных гласных в корне, парных по глухости-звонкости

согласных в корне, непроизносимых согласных в корне.


Список литературы:

Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 

Узорова «Справочное пособие по русскому языку», 2013


Русский язык рабочая тетрадь 3 класс 2 часть Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!