СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по краеведению по теме :"Сатино"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по краеведению

Просмотр содержимого документа
«Материал по краеведению по теме :"Сатино"»

Сатино-Татарское и Сатино-Русское.

По обе стороны Варшавского шоссе расположились деревня Сатино-Татарское и село Сатино-Русское, являвшиеся некогда единым поселением. Жили здесь люди с давних времён, о чём свидетельствуют многочисленные древние стоянки, раскопки и описания которых сделаны археологом М.Гоняным. Материалы хранятся в историческом музее посёлка Щапово. Поселение было устроено первым великим московским князем Иоанном Даниловичем, прозванным Калитой. Прозвище великого князя Всея Руси соответствовало его деятельности. В 1326 году Калита перенёс митрополию из Владимира в Москву, что закрепило православной церковью право быть столицей Руси. Повинуясь воле золотоордынского хана, князь московский заслужил его особое доверие. После смерти суздальского князя Александра Васильевича Иван Калита добился в 1332 году в Золотой Орде признания за собой титула Великого князя “надо всею Русскою землёю” и получил ярлык на повсеместный сбор дани. По требованию хана Иван Калита обязан был организовать приём и проводы ордынских “послов”, т.е. всех ханских посланников, которых обычно сопровождала большая свита, охрана с большим караваном товаров, табунами лошадей. Так появляется ещё одна категория тыгловых людей, которые должны были обслуживать ордынцев. Эти места обычно располагались вдоль дорог, шедших из Орды в Москву. Так появились на подольской земле поселения ордынцев. Приём и проводы “гостей” были тяжелой повинностью, зачастую страдали от грабежей окружающие селения. Отсюда и пошли пословицы:”Незванный гость – хуже татарина” и “Разбойник с большой дороги”.

Таковы Ордынцы недалеко от города в районе посёлка Силикатный и на Моче – Щитов-Ордынцево. Основание здесь не случайно, ибо в нескольких километрах находился древний погост с торгом на Десятую пятницу после Пасхи – село Сальково.

Село Сатино-Русское на речке Колобёнке (Колодёнке) по писцовым книгам 1627-1628 годов находилось в Перемышльской волости Московского уезда, за разными владельцами – новокрещёнными татарами. В числе которых был вотченник станичный татарин Богдан Есенчюрин сын Байкишев, “что ему дано за московское за царя Васильево осадное сидение…”. В том селе числилось 8 дворов крестьянских, деревянная церковь Вознесения Господня с попом Мином Ивановым, дьячком Афонькой Самсоновым и пономарём Маковейко Сидоровым и проскурницей Марьицей Филимоновой. Церковь имела 13 частей земли в поле, “а во дву потому ж”, сена 15 копён.

В 1626 году в церкви служили поп Макковей, дьячок Микитко Нестеров и просвирница Зиновица Семёнова.

В 1654 году село значительно выросло и наряду с дворами священнослужителей насчитывало 5 дворов помещиков, 34 крестьянских двора, 21 двор бобыльский и 2 вдовьих двора. Окрестной землёй владели не только Байкишев и церковь, но и зажиточный крестьянин села Фёдор Саввич Нарбеков (1680 год).

В 1704 1710 годах при церкви были священники Фёдор Степанов и дьячки Иван Васильев и Михаил Иванов. С прихода брали дани 5 алтын, 2 деньги, десятильничьих гривна, а в 1712-1739 годах платилось дани рубль, 22 алтын, 3 деньги.

6 октября 1772 года из московской духовной Консистории в Синодальную контору поступило донесение: “19 сентября 1772 года Московского уезда, Перемышльской десятины, села Сатина староста вотченников князя Василия Борисовича Голицина и генерал-майора Михаила Федоровича Каменского с крестьянами представил в Консисторию, что имевшаяся в Сатине деревянная церковь Вознесения Господня в 1771 году сгорела, вместо неё вновь церкви ещё не построено, а для той же десятины в погосте Городищах вместо деревянной церкви Николая Чудотворца построена деревянная же и в то же именование, и хотя ту ветхую церковь велено употребить на дрова, только она и ныне ещё не на что не употреблена, а с прибавлением нового леса, годна в перестройку вместо сгоревшей церкви, и помещик Лев Фёдорович Сабанин отдаёт её безденежно”.

На дело Божье и праведный мир денег не жалели. По писцовым же ведомостям 1771 года к Вознесенской церкви было приписано 83 двора, в которых проживало 320 мужчин и 285 женщин, среди которых службу несли священник Григорий Абрамов, дьячок Андрей Стефанов да пономарь Никита Филиппов.

В 1775 году вновь построенная деревянная церковь засияла новым резным иконостасом, выкрашенным красной краской, и живописными образами. Однако этому зданию церкви не суждено было простоять долго. В 1802 году храм уничтожил пожар. Купец М.И.Кондаков обратился к духовным властям с просьбой о постройке новой, каменной церкви, на что вскоре получил благословение. Но строительство затянулось. В 1812 году на русской земле бесчинствовала французская армия. Вражеские солдаты не щадили православные храмы. Была осквернена недостроенная церковь Воскресения. Разграблены святые образа, многие из которых сожжены, лампады изломаны, церковные книги изорваны. Только в 1819 году усилиями М.И.Кондакова и частично на церковные деньги церковь была полностью отстроена и подготовлена к освящению. Селом Сатином в это время владела помещица С.П.Оболенская. В нём числилось 26 дворов и 172 крестьянина.

Воскресенская церковь, выстроенная из кирпича в 1819 году, состоит из четверика, увенчанного купольной ротондой, трапезной и колокольней в три яруса с цилиндрическим ярусом “звона”. Простота и строгость архитектурных форм храма позволяют предположить о местных мастерах-строителях, которые, скорее всего, и покоятся у стен своего творения, ибо кладбище существует и поныне. В начале ХХ века Священник и прихожане церкви обратились к духовным властям с просьбой о пристройке к церкви дополнительного помещения с приделом. Финансировала строительство помещица села Курилово А.В.Войнова. Так был возведён придел, названный в честь Святой Нины. А.В.Войнова была инициатором строительства в 1900 году церковно-приходской школы и домов церковнослужителей. Позже была создана община в честь равноапостольной Нины с приютом для крестьянских ребятишек и детей убитых воинов.

В Сатино-Татарском испокон веков жили ювелиры, которые изготовляли серебряную посуду, портсигары, спичечницы, серьги, кольца. В XIX веке местные ювелиры настолько художественно работали, что некоторые получили дипломы на Всемирных промышленных выставках в Париже.

В Указателе Селений и жителей Московской губернии по Подольскому уезду в 1852 году записано, что разными частями села владели разные хозяева. Село 1-го стана Сатино-Рузское принадлежало Свитницкой Варваре Ивановне, чиновнице 8-го класса. Ей принадлежало 7 душ крестьян мужского пола и 4 женского. Другая часть села принадлежала Оболенской Софье Павловне, тайной советнице. Ей принадлежало крестьян 84 души мужского пола и 97 душ женского. А в сельце 1-го стана Сатино-Татарское было трое хозяев. Круглов Николай Васильевич, титулярный советник. Ему принадлежало крестьян 14 душ мужского пола и 16 женского и господский дом. Второй хозяин – Оболенский Андрей Петрович, тайный советник. Ему принадлежало крестьян 24 души мужского пола и 27 женского господский двор и 10 дворов. Третьим хозяином был Мануков Николай Алексеевич, поручик. Ему принадлежало крестьян 75 душ мужского пола и 94 женского господский дом и 33 двора.

А по данным 1865 года селом Сатино-Русское полностью владел только князь Оболенский. И у деревни Сатино-Татарское тоже сменились хозяева. Теперь деревней владели: большей частью деревни господа Барон и Шишко, госпожа Круглова и госпожа Давыдова.

По данным переписи населения Подольского уезда в 1900 году в селе Сатино-Русское проживало 146 человек, а в сельце Сатино-Татарское 89 человек. При деревне Сатино-Татарское была усадьба коллежского советника Ефросиньи Дмитриевны Пружинской.

То, что не удалось разрушить французам, осуществили безбожные власти в 1937 году. Были закрыты многие храмы Подольского района, в том числе и церковь “Вознесения Господня”. Осенью 1937 года был арестован последний настоятель храма священник Тимофей Ульянов. Позднее,” учитывая, что церковь бездействует и население ходатайствует о её закрытии”, решением исполкома Московского областного совета трудящихся от 15 января 1941 года храм был закрыт. Церковное имущество было конфисковано, а здание переоборудовано под производственные нужды – там хранились зерно, молоко, удобрения. Также в храме открыли тракторную мастерскую, что повлекло за собой некоторые разрушения”. Если посмотреть на фото разорённого храма, видно, что разрушения были весьма значительными. Похоже, у активистов тех времен окончательно снесло башню. Вначале обезглавили храм – арестом настоятеля, а уж потом довершили – превращением святыни в хозблок. Что творилось тогда в душах прихожан, да и простых людей, сейчас даже представить трудно.

Что стало с последним хранителем веры – настоятелем храма священником Тимофеем Ульяновым в 1937 году? Его просто оклеветали и предали. Кончина – мучительная смерть от голода в июне 1940 года в лазарете №2 Нижне-Амурского исправительно-трудового лагеря города Советская Гавань Хабаровского края. Видно не удалось перевоспитать.

Похоже, мученичество – это признак преданности русской души. Так, на кладбище Сатино-Русского покоится тело Евгения Родионова, обезглавленного в Чечне и не отрекшегося от веры. Так же, как и отец Тимофей.… Поражает, что умертвили Евгения в день его рождения – 23 мая. Напрашивается мысль о духовном рождении. Рядом с могилой Евгения – могилы его отца и брата Вячеслава, который ушёл из жизни 22 мая. Роковое совпадение? Отец их скончался в 1996-м, в год получения страшного известия о казнённом сыне…

Баба Вера, старожилка села Сатино-Русское вспоминает такую историю. Зимой 1942 года под Малинками потерпел крушение самолёт, на борту которого было 23 человека. Какая драма могла разыграться в воздухе, неизвестно. Но одного из тех, кто был в самолёте, ещё живого, обнаружил в лесу дедушка бабы Вари – Василий Ефимович. В тот вечер он пошёл в лес за дровами, вспоминает баба Варя. И когда вместе с братом накладывал в сани дрова, то за спиной неожиданно раздался крик: “Руки вверх!”. И далее: “По-русски говорите?“. Обернувшись, они увидели лежавшего на снегу человека. Идти тот уже не мог.… Потом они узнали: после аварии он ждал помощи несколько дней. Чуть позже братья доставят раненого в село, где тому оказали первую медицинскую помощь. Баба Варя говорит, что всё время он только и твердил: “Какие ребята погибли!...”. Немного погодя его переправили в амбулаторную станцию, что в селе Курилово. И только потом выяснилось, что эта группа летела для заброски во вражеский тыл. И ещё баба Варя рассказывает, что на борту того самолёта было много “ценных бумаг и вещёй”, какой-то офицер приходил в их дом сразу после аварии и что-то видно разыскивал – то ли документы, то ли радиостанцию.

В последние годы советской власти храм подвергся варварскому нападению “неизвестных лиц”, которые частично разрушили стены здания и сорвали с него крышу. Внутри же от токсичных воздействий разных удобрений, в особенности селитры, полностью были уничтожены внутренние росписи.

В июле 1996 года указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Вознесенской церкви села Сатино-Русское был назначен священник Александр Филиппов. Когда впервые отец Александр Филиппов приехал в село Сатино-Русское для того, чтобы возобновить богослужение в древнем храме Воскресения Господня, жители удивились: ”Вряд ли что-то получится…”. Любопытные наблюдали со стороны, как батюшка вырубал вросшие в купол церкви деревья. Наблюдали и посмеивались. Перед первым Богослужением верующим и вовсе пришлось расстроиться: всю ночь в алтаре лихие ребята жарила шашлыки, скрываясь от дождя. Тем не менее служба Господу Богу всё же состоялась. Разгребли дымившийся уголь, освятили Престол, воздали впервые за годы запустения молитвы Всевышнему. А молиться было за что. За то, чтобы в людские сердца вошла вера, появилась надежда, вернулась любовь. За то, чтобы храм вопреки невозможному, возродился. Отец Александр вспоминал, что зимой во время службы в обезображенном храме руки просто примерзали к металлической посуде. Деньги на замок к лежавшей в руинах церкви собирали всем миром. Батюшка расписки выдавал прихожанам. Кто сколько может дать. Ничего выстояли.… Поднялась красавица из руин.

Благодаря усилиям прихожан и главе местной администрации храм был расчищен от селитры. Не остались в стороне Куриловский авторемонтный завод и агрофирма “Щапово”, а также многие другие юридические и физические лица. Благодаря их усилиям 18 августа 1996 года в храме была отслужена первая за долгие годы забвения и поругания Божественная литургия. Эта дата и стала отправной точкой в создании православной общины и началом возрождения поруганной святыни.

Прошли времена безверия и забвения. Святой уголок России оживает. Всем миром реставрируется храм. Несмотря на то, что у Главы Подольского района Н.П.Москалёва много забот. Он находит время и силы чтобы помочь благородному делу. Его решением выделяются материальные средства и строительные материалы. Заботится о церкви и Глава администрации Щаповского сельского округа Г.П.Катушенок. Он решает вопросы землеотвода, помогает в самых сложных ситуациях. Отец Александр благодирит своих прихожан: Лину Карасёву, Елену Белоусову, Нину Мочалову, Любовь Воронкину, Константина Климова, Владимира Гречальникова и многих других. Стоит отметить, что самые основные работы по строительству ведёт А.Н.Коломейцев.

Когда над куполом храма воздвигали крест, день выдался сумрачный. Но вот подняли его, установили, и блеснул он ясным бликом среди темноты. Разорвались облака, распались. Яркий солнечный свет озарил восстающий храм из небытия. Отец Александр и прихожане никогда не забудут этот день. Они до сих пор как будто светятся, вспоминая о торжестве.

В настоящее время храм нуждается в дальнейшем благоустройстве, поэтому каждую субботу проводятся восстановительные работы. По воскресеньям и в праздничные дни совершается Божественная литургия, начало – 9.00. Крестины, молебны и панихиды совершаются по договорённости в удобное для прихожан время, также священника можно вызвать на дом к тяжелобольным. Связаться со священником можно через людей, проживающих по соседству с храмом, или соответственно расписанию вывешенному на храме. Сейчас в храме ведётся работа по созданию воскресной школы для детей и взрослых.

Верится, храм возродится, как возрождался он не раз, сожжённый и поруганный.Всё вернётся на круги своя. А пока на нас смотрят с тревогой глаза святых с уцелевших, хотя и сильно обгоревших фресок. Смотрят, как будто спрашивая у потомков, сможем ли мы вернуться к чистому истоку веры православной, что в веках укрепляла Россию, сплачивала народы возродим ли мы храм…

Сейчас деревня Сатино-Татарское и село Сатино-Русскро входят в состав Щаповского сельского округа.

22 декабря 2009 года произошло событие потрясшее не только Подольск, но и всю Россию. Вечером 22 декабря на пороге собственной квартиры на улице Народной г.Подольска был убит настоятель Вознесенской церкви села Сатино-Русское протоиерей Александр Филиппов. Разгорячённые алкоголем преступники стреляли в него только за то, что батюшка сделал им замечание за неподобающее поведение. Прибывшим на место преступления медикам спасти жизнь священника не удалось. Сотрудники милиции по горячим следам задержали преступников. Это жители Подольска и Владимира, ранее судимые.

Погибший отец Александр стал священнослужителем в 1996 году. Тогда же его назначили настоятелем Вознесенской церкви в Подольском районе в селе Сатино-Русское. Этот храм был в заброшенном состоянии. Протоиерей отец Александр прикладывал немало усилий, чтобы восстановить церковь. Батюшку хорошо знали и любили многое жители Подольска и Подольского района. Его соседи и знакомые рассказывают, что отец Александр был очень добрым и отзывчивым человеком. Ему было 39 лет. Он воспитывал трёх дочерей.

Утром 24 декабря в Вознесенском храме панихиду по убиенному возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Божественную литургию и отпевание совершил епископ Серпуховской Роман в сослужении духовенства Подольского благочиния. Проводить в последний путь своего собрата пришли настоятели всех церквей, прихожане Вознесенского храма, подольчане и жители Подольского района, все кого потрясло немыслимое злодейство. Отца Александра похоронили возле храма, где он так истово и преданно служил Богу и людям.

Используемая литература:

1.В.А.Поцелуев, И.В.Петреев Подольск и окрестности. М.Терра-спорт 1999г.

2. Заметки Елены Орловой в газете “Подольский рабочий”.

3. Ю.Маковецкий Статья “Экспедиция в сердце России” в газете “Земля Подольская” от 19 июля 2007 года.