Улица Фёдорова
Улица Фёдорова начинается от Красной улицы, идёт параллельно реке Пахра и оканчивается чуть далее Малой Ивановской улицы. Протяжённость её почти 1400 метров. В середине улица разрывается на две части проспектом Ленина и мостом через Пахру. До 1917 года улица называлась Набережная. После 1917 года ей дали новое название в честь подольского революционера Николая Фёдорова.
В 1902 году возникла социал-демократическая группа на заводе “Зингер и К”. Она состояла из трёх небольших кружков. Руководил ими Николай Фёдоров. После II съезда РСДРП Фёдорова избрали в комитет социал-демократических организаций Подольского и Серпуховского уезда. 7 декабря 1905 года в Москве началась всеобщая забастовка. Фёдоров вошёл в революционный комитет. 13 декабря было намечено вооружённое восстание рабочих Подольска и Климовска. Но подольскую дружину постигло несчастье. Ночью случайным выстрелом из револьвера дружинник Дронников попал в Фёдорова. Пуля пробила сердце и Фёдоров погиб. В суматохе никто не догадался уничтожить записи Фёдорова. Полиция, прибывшая на место происшествия, завладела списками. Начались аресты. Выступление подольской дружины было сорвано. Однако искра, зажжённая в 1905 году, не погасла. Революционное движение в Подольске набирало силу.
Кинотеатр «Художественный»
Самое известное здание на улице Фёдорова это кинотеатр Художественный. А началась эта история в 1848 году, когда купец Василий Синегубов на правом берегу Пахры открыл новые бани. Просуществовали они довольно долго и за ветхостью были закрыты. На их месте в 1894 году 2-ой гильдии купец Пётр Егорович Толкушев построил двухэтажные каменные бани, которые пропускали до 3тысяч человек в сутки. Бани имели два класса. История русского купечества есть один из истоков русской культуры. В те годы никаких развлекательных учреждений в городе не было, и очень многих обывателей удивило, что купец Толкушев задумал строить в захолустном Подольске кинотеатр. И хотя по тем временам это было сомнительным предприятием, но задуманное начало воплощаться в жизнь. Да и жена поддерживала его. В начале 1914 года на берегу Пахры выросло роскошное здание кинотеатра “Художественный”. Его открытие стало большим событием в культурной жизни города. Очень скоро подольчане полюбили кинотеатр за уют, красоту и изящество внутреннего убранства, за возможность бывать там по доступным ценам (билет стоил 8 копеек). Приходили не только посмотреть кино , но и полюбоваться украшением интерьера. Ведь ничего подобного в Подольске не было. В театре было великолепное фойе, на балконе которого перед сеансом играл оркестр, здесь же устраивались танцы. Радовали глаз и восхищали огромные зеркала венецианского стекла, сверкающие хрустальные люстры, до блеска натёртый паркет. В кинотеатре демонстрировались фильмы, приглашались московские артисты, которые давали концерты, ставили оперетты, водевили. В почёте были и местные артисты.
После Октябрьской революции кинотеатр переименовали в “Советский”, и первым его советским директором стал Василий Иванович Сухарев, “принявший дела у Толкушева”. На сцене театра выступали А.В.Нежданова, Л.В.Собинов, танцевала Е.В.Гельцер, проводил диспуты А.В.Луначарский. При театре была группа подольских артистов в 25 человек, среди них: Н.Доровых, Ф. и А.Сабанеевы, Н.Митин и др. Кинотеатру вернули его историческое название, и он верой и правдой служил подольчанам многие годы, как того хотел его основатель.
В предвоенные годы (30-40-е) телевидения у нас не было, поэтому самым популярным искусством для населения было кино. В центральной части города Подольска функционировали два зала для показа кинофильмов – это кинотеатр “Художественный” и клуб имени Лепсе. В клубе кинофильмы демонстрировались нерегулярно, так как зрительный зал занимали для проведения других мероприятий (собрания, постановки драмколлектива, концерты и т.п.), поэтому основная нагрузка в показе кинофильмов падала на «Художественный». Летом открывались дополнительно так называемые летние кинотеатры: филиал «Художественного» в сквере на Большой Зелёновской, в городском парке и в посёлке ПМЗ. Но летний период короткий, в связи с чем постоянно действующим кинотеатром был «Художественный».
Партия и правительство придавали огромное значение воспитанию посредством кино. В зрительном зале справа и слева от экрана висели транспоранты с изречениями наших вождей о киноискусстве. В начале 30-х годов демонстрировалось только чёрно-белые немые фильмы, позднее появились звуковые и цветные. На сцене за экраном стоял рояль. Во время демонстрации фильмов за рояль садился аккомпаниатор и музыкой сопровождал всё, что происходило на экране. Прозвище аккомпаниатора было Кирпич (очевидно, производное от его фамилии). Кинофильмы шли только отечественные, и выходили они в прокат редко, поэтому демонстрировались месяцами. Окрестные ребята ходили в кино почти каждый день. Тексты всех фильмов знали наизусть. Единственным ограничением для посещений кино было отсутствие денег на билет. Но иногда получалось пройти и без билета через черный ход или по доброжелательности контролёров. Билет на детский киносеанс стоил 25 копеек. Ежедневно было 5 киносеансов: в 13 и 15 часов дневные детские сеансы, а в 17, 19 и 21 час – вечерние сеансы, на которые детей не пускали. В выходные дни, когда число желающих попасть в кино резко возрастало, назначался ещё дополнительный сеанс утром. На вечерние сеансы была предварительная продажа билетов, но, чтобы достать билеты, надо было выстоять очередь.
До сих пор остаются в памяти шедевры нашего кино, которые многие смотрели десятки раз: «Чапаев», «Пётр I», «Дети капитана гранта», «Александр Невский», « Мы из Кронштадта», кинокомедии: « Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» и многие другие.
Во время Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, клуб Лепсе был занят под госпиталь, и единственным залом в Подольске, где шли кинофильмы, несмотря на близость фронта, был кинотеатр «Художественный». В октябре в кинотеатре прошла премьера фильма “Свинарка и пастух”. Несмотря на то, что почти все предприятия были эвакуированы, город опустел, зал в кинотеатре заполнялся. Конечно, количество киносеансов было сокращено. И все культурные мероприятия в городе не прекращались, хотя клуб имени Лепсе был временно закрыт. Они были перенесены в “Художественный”. Иногда в фойе устраивались танцевальные вечера под оркестр. В конце 1941 и начале 1942 года был концерт ансамбля Московского военного округа под управлением Олега Разумовского (в последующем – солиста Краснознаменного ансамбля имени А.В.Александрова). Все фильмы, вышедшие на экран в годы войны, демонстрировались в “Художественном”: “Жди меня”, “Суворов” и другие.
В послевоенный период экран заполнили трофейные фильмы. Их было так много и сменялись они так часто, что всё и не успевали просмотреть. Народ после тяжелого военного времени стремился отдохнуть душой и валом валил на зарубежные фильмы. Это было настоящее открытие нового, иного для нас мира. Да плюс к тому после отмены карточек в 1947 году в фойе кинотеатра открылся буфет, а за полчаса до сеанса играл инструментальный ансамбль. При этом цены на билеты не повышались, а оставались прежними. Поход в кино создавал праздничное настроение и неповторимую, тёплую обстановку всего вечера. Но билеты достать было не легко.
В летнее время в фойе открывали двери на балкон, и перед началом сеанса можно было выйти на воздух, полюбоваться панорамой городского парка, рекой Пахрой. Хорошему настроению также способствовали замечательная внутренняя отделка и убранство кинотеатра: лепнина потолков, в фойе по стенам стояли зеркала (трюмо) и громадное зеркало у входа. Посередине островок с цветами (пальмы, фикусы) и статуей, над всем этим громадная люстра с хрустальными подвесками. Под Новый год в центре фойе устанавливалась ёлка. Во время выборов в “Художественном” размещался избирательный участок, но демонстрация фильмов не прекращалась, просто зрителей в кинозал пускали с чёрного хода.
В 70-е годы кинотеатр был закрыт на капитальный ремонт – обрушился потолок в зрительном зале. После длительного ремонта потолок был восстановлен, но уже без той замечательной лепнины, какая была прежде. И от люстры в фойе остался только каркас – весь хрусталь по-видимому растащили. Но кинотеатр продолжал работать. Был смонтирован широкий экран для демонстрации новейших фильмов.
С появлением телевидения кино постепенно уходило на второй план, посещаемость упала. В 80-е годы кинотеатр был закрыт.
Сплав
На пересечении улицы Фёдорова и Малой Ивановской улицы на берегу Пахры было место, которое имеет свою занимательную историю. В 1932 году в верховьях реки Пахры – Краснопахорском районе была организована заготовка дров и сплав их вниз по течению до города Подольска. Дрова длиной в один метр различных пород деревьев самотёком, проделав путь в 5,2 км, поступали в городскую черту города Подольска. Первые дрова пришли в город 20 мая 1932 года. Для задержания дров на реке были построены две запани. В отдельности каждая запань представляла собой связанные прутьями между собой брёвна длиной примерно 1,5 метра каждое. Длина запани равнялась ширине реки. На каждом берегу запань прочно прикреплялась к сваям, врытым в землю. По запани можно было свободно переходить с одного берега на другой.
Основная запань располагалась на повороте реки в городскую черту, в районе Красной горки. Дополнительная располагалась напротив городской водокачки, примерно на 150 метров ниже по течению. Следует иметь в виду, что ширина реки в 1932 году была значительно меньше, т.к. плотины на реке в то время не было. Основная запань задерживала движение дров вниз по течению реки. Поверхность реки выше запани представляла собой сплошную массу дров. На площадке, расположенной на берегу реки, незатопляемой во время весеннего паводка, был устроен склад дров. Площадь склада ограничивалась с южной стороны заборами от огородов домов, расположенных по чётной стороне улицы Фёдорова; с восточной стороны забором городской водокачки; с северной и западной сторон непосредственно берегом реки. Въезд и выезд на склад осуществлялись через ворота, расположенные в начале Большой Ивановской улицы. Но поскольку после пересечения с улицей Фёдорова Большая Ивановская улица шла резко в гору, то движение гужевого транспорта со склада в основном осуществлялось по улице Фёдорова.
Для подъёма дров с поверхности на склад перед основной запанью был установлен ленточный транспортёр. Рабочие баграми подцепляли из воды дрова, бросали их на транспортёр, и он их доставлял на площадку склада. На площадке была проложена разветвлённая сеть узкоколейной железной дороги. По ней поднятые дрова на вагонетках развозились по всей площади склада и штабелировались в соответствии с сортом.
В 1930-е, да и последующие годы основным видом топлива в городе были дрова. В городе существовала контора “Гортоп” по обеспечению жителей Подольска топливом. При конторе “Гортопа” был конный двор, где содержались лошади и имелся необходимый инвентарь для доставки дров (телеги, сани). По умеренной цене через контору подольчанам выписывали определённое количество дров. При желании за дополнительную плату их доставляли в дом гужевым транспортом.
Места для складирования дров не всегда хватало, поэтому как дополнительные площади использовались Сальковские луга, расположенные на противоположном берегу реки. Осенью 1932 года обе запани были разобраны и все дрова с поверхности реки были подняты на берег, а сам склад просуществовал ещё несколько лет, и к началу 1941 года он был пустым. Осенью 1941 года, когда начались бомбардировки города вражеской авиацией, жители из ближайших к складу домов использовали оставшиеся рельсы от узкоколейки для постройки индивидуальных бомбоубежищ (щелей) на своих участках.
Дальнейшая судьба этой площадки, или как её стали называть, “Сплава”, такова. В 1960-1970-е годы городские власти привели в порядок эту площадку и организовали здесь городской пляж – место отдыха для подольчан. Были установлены “грибки” для защиты от солнца и дождя. Под “грибки” навезли чистый песок. Был установлен трамплин для прыжков в воду. По выходным дням сюда приезжали выездные буфеты. Это место пользовалось большой популярностью у жителей города. Берег в северной части “сплава” представлял собой песчаный пляж шириной 3-4 метра и длиной шестьдесят метров. Вход в воду был довольно крутым, а на середине реки глубина была такая, что при нырянии дна не доставали. Следует попутно заметить, что вода в реке была проточная, чистая и прозрачная. Проживающие в деревне Сальково воду для питья брали из реки. Пляж на “сплаве” предназначался для взрослых. Детским пляжем неофициально считалось место у городской водокачки. Сюда приходили купаться ребята со всего города. Здесь был пологий песчаный берег и небольшая глубина реки до самой её середины.
Сплав дров по реке Пахре, с одной стороны, на какое-то время решил проблему обеспечения жителей города топливом, а с другой – нанёс необратимый урон реке. Много дров во время сплава набухали и тонули (топляки), засоряя тем самым дно. Топляками река была забита не только до первой запани, но они “просачивались” и через вторую запань. После окончания лесосплава многие жители города, имеющие лодки, поднимали эти топляки со дна.
Другой большой урон Пахра понесла в результате того, что в верховьях реки спилили лес, и воды в реке стало меньше. Если в 1932 году по реке сплавляли дрова, то уже в 40-е годы она пересохла. В районе деревни Сальково можно было перейти вброд. Также в месте, где стояла основная запань во время сплава, образовались громадные островки. До сплава дров, во время весеннего половодья, река в районе города разливалась, затопляя огороды домов, расположенных по Чётной стороне улицы Фёдорова, и частично саму улицу. Ежегодно затоплялась дорога по левому берегу реки вдоль красной горки, ведущая к садоводческому коллективу “Коммунальник” и бывшими каменоломнями. Для сведения: в настоящее время разлив реки весной едва доходит до уровня, удерживаемого плотиной. В настоящее время на улице Фёдорова рядом с бывшим складом дров выросли три многоэтажных дома. Сама же площадка представляет собой пустырь, поросший бурьяном.