СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по обучению, воспитанию и коррекционно-развивающей работе с детьми

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал по обучению, воспитанию и коррекционно-развивающей работе с детьми»


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА № 4»











Материал по обучению, воспитанию и коррекционно-развивающей работе с детьми





Выполнила

Педагог-психолог

Павлова В.А.






















Амурск 2021

Содержание:



1. Развитие восприятия у детей формы.

2. Развитие восприятия у детей цвета.

3. Развитие восприятия у детей звука

4. Развитие руки (мелкая моторика)

5. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

6. Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

7. Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

8. «Диагностические пробы» при консультировании младших школьников.

9. Методы решения педагогических конфликтов

10. Способы психологической защиты от манипулирования в педагогическом общении.




























Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений.

Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов. Так, слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает.

Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики.


1. Развитие восприятия у детей формы.

Тест «Волшебный мешочек»

Тест для детей от 3—10 лет

(Осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы.)

Ребенку предлагается, опустив руку в непрозрачный пакет или мешочек, не глядя, на ощупь определить форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы. Для детей 3—5 лет необходимо иметь два одинаковых набора мелких предметов. Предметы одного набора открыто располагаются перед ребенком, другого — опускаются в мешок. Ощупав предмет, ребенок указывает такой же среди лежащих перед ним. Затем вынимает выбранный в мешке предмет и сравнивает их. Для старших детей достаточно свободного называния отгадываемого предмета.

Возможный набор предметов для младших детей.

Бусинка — стекло, ключ — металл, карандаш — дерево.

Клубок ниток — шерсть; пузырек — стекло, ластик — резина..

Колпачок от ручки — пластик; камешек — камень; мелок — мел.

Возможный набор объектов для старших детей может включать также различные мелкие предметы из бумаги или фольги (например, смятый из них шарик), мыла, голо-ша или бархата (помпон от шапки или хвостик от мягкой игрушки), картона, фанеры (спичечный коробок), линолеума (кусочки геометрической формы), щетины (кисточки), глины (кафель), губки, железной сетки, пружинок (из шариковой ручки с упором), пластилина, ваты и т. д.

Для различения формы хорошо использовать не только бытовые предметы или игрушки, но и объемные фигуры из детских строительных наборов (кубики, многоугольные пирамиды и конусы — полные и усеченные, цилиндры, параллелепипеды, полусферы и их сегменты). В этом случае дети должны иметь перед глазами зрительную опору в виде объемных рисунков угадываемых фигур или их натуральных копий из дублирующего набора, т. к. дети могут не знать названий стереометрических фигур.

В связи с отсутствием возрастных нормативов для выполнения этих заданий можно лишь отметить, что малышам легче узнать знакомый предмет по его форме, чем определить, из чего он сделан. Всем детям труднее опознавать абстрактные объемные фигуры, чем знакомые предметы, имеющие характерные детали своего рельефа. Крупные предметы, которые нельзя охватить всей ладонью, распознать сложнее, чем мелкие.

Дети могут выполнять задание разными руками. Это позволяет определить ведущую руку для процесса осязательного распознавания (т. е. руку, которой испытуемые делают меньше ошибок). Для этого надо иметь два разных набора аналогичных предметов и объемных фигур, сделанных из одних материалов.


Тест «Найди квадрат»

Для детей 6—7-ми лет

(Определение уровня развития обобщенности восприятия формы.)

Ребенку показывают таблицу (рис. 3) с изображением 10 четырехугольников, среди них пять совершенно одинаковых квадратов, и пять четырехугольников, немного отличающихся от квадрата: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот; какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ребенку предлагается отыскать в таблице все квадраты (четырехугольники, у которого все стороны и углы равны).

Оценка результатов:

1) Очень хороший результат, когда безошибочно найдены все фигуры или допущена только одна ошибка.

2) Средний результат, когда допущены 2-3 ошибки с фигурами, имеющими искажение прямого угла.

3) Низкий результат. Большее число ошибок, среди фигур неправильно опознаны прямоугольники.

4) Очень низкий результат. Не понимается определение квадрата, хаотично называются любые фигуры.


2. Развитие восприятия у детей цвета.


Тесты цветоразличения.

Для детей 6-13 лет

(Проверка различения оттенков и интенсивности различных цветовых тонов — разного качества цвета.)

а). Для детей 6—7 лет. Ребенку предлагают 10 карточек одного цвета, но разной интенсивности цветового тона. Необходимо разложить их по порядку — от самого темного до самого светлого (самостоятельно изготовьте такие карточки с помощью акварели и воды).

б). Для детей 8—10 лет. Ребенку предлагают 10 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности в нем желтого оттенка. Необходимо разложить карточки по порядку: от менее желтых до более желтых.

в). Для подростков 11—13 лет; Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (например, серо-зеленый, сине-зеленый, желто-зеленый, красно-зеленый и др.).

Оценка результатов: чем больше точность раскладки цветов, тем выше способности к различным видам цветоразличения у ребенка.

Эти способности поддаются тренировке при отсутствии дефектов зрения. У японцев, например, благодаря их занятиям каллиграфией во много раз больше развита способность различать оттенки серого цвета, чем у европейцев. В детской изостудии Эрмитажа начиная с 5 лет юные художники учатся смешивать краски и различать цветовые оттенки, в то время как в условиях стихийного развития цветовосприятия дети долго предпочитают чистые цветовые тона и обращаются к использованию смешанных оттенков только в 11—13 лет.


Тест «Овощи и фрукты»

Для детей 5—7-ми лет

(Проверка ассоциативного различения цветов разного качества — тона.)

Ребенку предлагают поочередно несколько таблиц с черно-белыми изображениями (4—5 рисунков) на каждой карте и к ним набор 4—5 различных цветов (карточек)

Ребенку предлагают к каждому изображению на картинке подобрать подходящую цветную карточку.

В норме все дети легко справляются с такими заданиями. Вместо овощей на них могут быть нарисованы животные, цветы, другие предметы, имеющие однозначную окраску.


3. Развитие восприятия у детей звука

Тест «Шумы»

(Шестой субтест из американской методики «Давайте посмотрим на ребенка».)

Для детей 3—7-ми лет (Проверка слухового различения качества звуков.)

Задание 1. Ребенку предлагают ряд картинок и запись различных звуков для прослушивания. При этом он должен показывать, какие из предложенных ему картинок связаны с теми звуками, которые будет слышать: плач ребенка, шуршание газеты, звуки капающей из крана воды, кваканье лягушки и др.

Задание 2 Можно несколько видоизменить тест «Шумы» и провести его более простым способом. Предъявите ребенку рисунок 1 и сообщите ему следующую инструкцию: «Сейчас я встану за твоей спиной, чтобы не было видно, что я делаю, и воспроизведу какой-нибудь звук. После этого ты попробуешь показать на этом рисунке картинку, связанную с услышанным звуком».

Для детей 3—4-х лет можно воспроизвести поочередно такие звуки: 1)цоканье языком; 2) звяканье двух металлических ключей; 3) шуршание бумаги, 4) хлопанье в ладоши; 5) звон двух стукнувшихся чашек; 6) шмыганье носом.

Вслед за каждым звуком ребенок показывает угаданную картинку, на которой изображен предмет, издающих услышанный звук. Это задание по силам детям 3—4-х лет.

С детьми 5— 7-ми лет тот же самый тест проводится без зрительной опоры. Детям предлагают прослушать и отгадать следующие звуки:

1) скрипит дверь;

2) шелестят и хлопают по воздуху страницы тетради, которой помахивают как веером,

3) стучат по столу карандашом,

4) водят ногтем по стеклу,

5) шаркают ногой по полу,

6) раздается звук поцелуя,

7) ударяют кулаком по мягкой подушке,

8) ложка скребет по дну тарелки,

9) щелкают пальцами,

10) прихлебывают из чашки воду.

Успешность выполнения этого теста определяется по указанной выше формуле.

В качестве развивающей игры можно выполнять с детьми подобные задания, всякий раз вводя новые звуки.


Тест «Ритмы»

Для детей 5—9 лет

(Проверка различения звуковых ритмов: последовательности разных по длительности звуков и пауз.)

Взрослый выстукивает карандашом по столу различные ритмические серии из нескольких звуков и пауз — от 3-х до 6 звуков в каждом задании.

Оценки. Дети 5 лет могут допускать ошибки в этом задании, особенно в последней серии. Задание не должно представлять трудностей для детей начиная с шестилетнего возраста. Многочисленные ошибки, отмеченные по этому тесту у более старших детей, могут указывать на вероятность проявления у них специфических расстройств чтения.


4. Развитие руки (мелкая моторика)


С развитием речи у малыша напрямую связана мелкая моторика ручек. Поэтому для того, чтобы малыш с пеленок уже готовился к ораторскому искусству, нужно особое внимание обратить на фундамент развития речевого аппарата. То есть развивая моторику рук ребенка, мы можем с первых месяцев жизни эффективно влиять на будущее развитие как его письменной, так и устной речи.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому актуальность мелкой моторики бесспорна, и способствовать ее развитию нужно с пеленок. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. 
С первых месяцев жизни малыша начинает интересовать окружающие предметы, он сначала неосознанно, а потом вполне целенаправленно взаимодействует с ними. Развитие мелкой моторики для малышей заключается в проведении игр. Давайте рассмотрим основные игры для развития мелкой моторики рук по этапам развития детей.


5. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении


Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.

Нарушения в общении, конфликтность и обособленность признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

В этой главе описываются игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

Общение требует и широкого круга участников. Некоторые упражнения родители могут выполнять сами со своим ребенком, но большая их часть требует приглашения в дом сверстников и друзей. Устраивайте почаще детские праздники и развлечения и больше общайтесь!

«Клубочек» (для детей с 4 лет)

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

«Ветер дует на...» (для детей 5—10 лет)

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

«Найди друга» (для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет» (для детей с 6 лет)

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Рукавички» (для детей с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Утка, утка, гусь» (для детей с 4-х лет)

Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту.

Замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия реверансы должны выполняться четко и громко.

«Сочиним историю» (для детей с 5 лет)

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Дракон» (для детей с 5 лет)

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет)

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

«Поварята» (для детей с 4 лет)

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.


6. Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе


Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. «Тепличные» же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Очень наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого, «смыслежизненного» ребенка.

«Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет)

Необходимое количество играющих 5 – 6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (м.б., сеть). Водящий – в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждение:

Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.

Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».

«Кораблик» (для детей с 5 лет)

Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5 – 6 детей. Одеяло это корабль, красивый парусник. Дети матросы. Один ребенок капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

«Качели» (для детей с 4 лет)

В упражнении могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.

Предупреждение: Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.

Затем участники меняются местами.

«Неваляшка» (для детей с 6 лет)

Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение: Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.


7. Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций


Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.

Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в описанные в данном разделе игры, полезными будут и игры из разделов о нарушениях в общении и использовании методов художественного творчества, танцевальной и двигательной терапии.

«Подушечные бои» (для детей с 5 лет)

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за...»

Замечание: Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

«Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет)

Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».

«Детский футбол» (для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Замечание: Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

«Падающая башня» (для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом запрыгнуть на нее, издавал победные крики, типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив ее стены.

Замечание:

Каждый участник может сам себе строить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.


8. «Диагностические пробы» при консультировании младших школьников

Методика "Моя семья"
Психолог дает ребенку чистый лист бумаги и цветные карандаши со словами: "Я прошу тебя нарисовать рисунок. Давай назовем его "Моя семья". Нарисуй, пожалуйста, с кем ты живешь в своем доме".
Как обычно реагируют младшие школьники на такое предложение?
Некоторые охотно берутся за карандаши и с удовольствием рисуют. Другие уточняют задание: "А кого рисовать?", "А можно нарисовать собаку, которая живет с нами?", "А можно нарисовать бабушку, которая с нами не живет, но я ее очень люблю?" и т.п. Третьи начинают сомневаться в своих художественных способностях: "Я не могу рисовать людей", "У меня не получится", "У меня может получиться некрасиво" и   проч.
Психологу важно быть внимательным и правильно понять поведение ученика, когда он приступает к рисованию.
Так, в первом случае можно предположить, что дети, активно начинающие рисовать, уверены в себе, оптимистичны и живут в благополучной семье.
Во втором случае, по-видимому, ребенок не получает необходимого ему внимания и тепла от членов семьи, живущих рядом, и по этой причине он тянется к общению с животными или бабушкой.
Может быть и другое объяснение: ученик любит животных, его привязанность к собаке говорит не столько об эмоциональном голоде, который он испытывает, сколько о развивающихся специальных способностях и интересах (возможно, в будущем он станет биологом).
Относительно бабушки возможно следующее: бабушка редко бывает в семье, где живет ребенок, и, несмотря на то что дома все хорошо, ребенок скучает по ней.
В любом случае важно отметить, что анализ и интерпретация проявляющихся в поведении ребенка психологических особенностей не должна ограничиться только одной гипотезой. Приступая к консультации, психолог формулирует "веер" различных гипотез с тем, чтобы в ходе беседы их проверить и уточнить, какие-то отбросить, а другие оставить.
В третьем случае возможны такие объяснения: либо ребенок не уверен в себе и ему необходимо постоянное подкрепление СО стороны взрослого; либо младший школьник в целом имеет позитивную самооценку, но учительница всегда занижает ему оценку по рисованию, и он считает себя "плохим художником". Наконец, не исключено, что ребенок не хочет рисовать свою семью и его вопросы к психологу лишь стремление "увильнуть" от выполнения задания.

Методика "Автопортрет"
Чтобы выяснить, как младший школьник относится к самому себе и каким он себя представляет, в ходе консультирования может быть применена методика "Автопортрет".
Психолог предлагает ученику нарисовать самого себя: "Нарисуй мне, пожалуйста, свой автопортрет. Для меня не важно, похоже получится или нет. Главное, чтобы ты нарисовал самого себя!"
Можно предложить некоторые общие ориентиры для интерпретации детского рисунка "Автопортрет".
Голова. Большая голова на рисунке может означать наличие выраженной интеллектуальной направленности, маленькая -обычно недовольство своим интеллектом.
Глаза. Большие глаза на рисунке девочек - позитивная половая идентификация. Большие глаза могут свидетельствовать также о чувствительности  к общественному мнению  (конформизм).   Маленькие или закрытые глаза - выражение тенденции к интровер-сии (поглощенности своим внутренним миром, замкнутости).
Уши и НОС. Большие уши предполагают чувствительность к внешней критике, оценке. Большие уши могут также означать стремление ребенка к получению информации извне, от других людей. Крупный нос и выделенные ноздри - склонность к грубости и агрессии.
Рот. Выделенный, акцентированный рот можно интерпретировать как склонность к активному общению, коммуникабельность. Отсутствие рта - либо как депрессию, либо вялость в общении, необщительность.
РУКИ. Символизируют контакт ребенка с окружающим миром. Скованные руки, вяло опущенные вдоль тела, - могут свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя замкнутым, нерешительным в общении человеком. Длинные и сильные руки символизируют высокий уровень притязаний, высокую самооценку и экстравертированность. Очень короткие руки - отсутствие амбициозности, некоторая неуверенность в себе.
Ноги. Длинные ноги могут выражать потребность в независимости. Если ребенок рисует себя без ног - это может быть проявлением внутреннего чувства нестабильности и отсутствия внутренней ОСНОВЫ*.
Методика "Необитаемый остров"
Методика направлена на выявление сферы интересов младшего школьника, его привязанностей. Кроме данной диагностической ценности, методика позволяет получить сведения об общих чертах личности и характера учащихся.
Психолог обращается к ребенку: "Представь, что ты отправляешься в путешествие на необитаемый остров. Тебе придется прожить там несколько месяцев. Какие вещи или предметы ты бы взял с собой?"

9. Методы решения педагогических конфликтов 

Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит преподавателю, как организатору взаимодействия со студентами и более опытному коммуникатору. 
Различают следующие стратегии поведения преподавателя в конфликтной ситуации:
1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется преподавателю несущественной, недостойной внимания, и он предпочитает сберечь время и силы на решение более важных задач. Но это может привести и к обострению конфликтной ситуации. Если преподаватель отстраняется от конфликта, игнорирует его, он лишает себя возможности повлиять на ход развития ситуации. Студенты, так же могут отстраниться от разрешения ситуации, что исключает возможность совместной выработки решения.
2. Противоборство. Выиграть - проиграть. Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей и интересов другой стороны. Стратегия может дать положительные результаты при организации преподавателем различных конкурсов, соревнований, в случае какой-либо острой ситуации, когда преподаватель должен навести порядок ради общего благополучия. Но при разрешении межличностных конфликтов она приводит обычно к негативным последствиям, если участники конфликта стремятся достичь победы любой ценой. Противостояние приобретает деструктивный характер. Предпочтение данной стратегии многими преподавателями объясняется их подсознательным стремлением обезопасить себя. Боязнь потерять авторитет подталкивает к применению угроз, запугиванию, высмеиванию студента перед группой и т.д.   Данная стратегия редко приводит к долгосрочным результатам.
3. Стратегия уступок. При разрешении конфликта преподаватели могут использовать следующие тактики: приспособление, компромисс, достижение "статус-кво", привлечение посредника и др. Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны. Уступки могут восприниматься по-разному: как демонстрация доброй воли и вести к улучшению ситуации. Или как проявление слабости и это может привести к эскалации конфликта. Данную стратегию обычно используют преподаватели, которые либо не уверенны в собственных силах, либо безразличны по отношению к студентам и результатам своего труда. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон ровно наполовину. Однако в реальной ситуации одна из сторон обычно делает большие уступки по сравнению с другой, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временным выходом, т.к. ни одна из сторон не удовлетворена полностью.
4. Сотрудничество. Выиграть - выиграть. Для сотрудничества характерно стремление к сближению позиций, целей и интересов, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон. Преимущество данного подхода состоит в том, что преподаватель находит наиболее приемлемое для себя и учащихся решение, укрепляя и улучшая тем самым взаимоотношения со студентами. Совместно выработанное решение будет поддержано всеми участниками конфликта. Для реализации данной стратегии необходимо:
Определить интересы и потребности всех участников.
Предпринять возможные действия по их удовлетворению.
Признать ценности других, равно как и свои собственные.
Стремиться к объективности, отделяя проблему от личностей.
Искать творческие неординарные решения.
При разрешении конфликтных ситуаций преподаватель может предпринять какие-либо из следующих действий:
1. Конфликтогенные. Выражение гнева, возмущения, применение наказания, негативная оценка личности студента, его оскорбление, насмешка и т.п.
2. Конфликтотерпимые. Уход и затягивание решения проблемы, компромиссные действия.
3. Конструктивные. Действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации. Переключение внимания, легкая ирония, "шаг навстречу", неординарные действия и др.
Действия первого рода способствуют нарастанию напряжения и обострению конфликта, не отвечают основной функции преподавателя - созданию наиболее благоприятных условий для развития личности студентов. Действия второго рода не решают педагогической проблемы, т.к. ведут к затягиванию конфликтной ситуации, усложняя с течением времени возможность ее эффективного разрешения. Действия третьего рода в случае адекватного и грамотного их использования позволяют преподавателю ослабить возникшее психосоциальное напряжение в учебной группе, осуществлять свои функции и в течение определенного времени разрешить существующий конфликт.


10. Способы психологической защиты от манипулирования в педагогическом общении.

Анализ способов защиты от манипулирования позволяет сделать вывод, что до настоящего времени не разработано эффективной, действенной в условиях реальной жизни системы защиты от данной разновидности деструктивного воздействия. Рассматриваются лишь некоторые приемы защиты, способные помочь в обеспечении психологической безопасности при отдельно взятых способах манипулирования. Кроме того, психологическая защита детей от манипулирования имеет свою специфику, однако авторами не оговаривается, могут ли данные приемы использоваться ими. В связи с этим была предпринята попытка разработки целостной системы защиты от манипулирования, обеспечивающей психологическую безопасность личности ребенка на всех этапах акта большинства из известных на сегодняшний день приемов манипулятив-ного воздействия. Система основывается на представлениях о психологической защите от манипулирования таких исследователей, как С. Бишоп, Г. В. Грачев, Е. Л. Доценко, Ф. Зимбардо, Е. С. Калмыкова, В. Каппони, В. М. Львов, А. И. Савенков, С. Форуард, С. Хассен, Р. Чалдини, В. П. Шейнов и др., систематизированных и дополненных нашими собственными представлениями о решении данной проблемы. Эта система была названа алгоритмом психологической защиты от манипулирования. Так же, как акт манипулятивного воздействия, он включает в себя ряд этапов, или шагов, успешное прохождение которых обеспечивает высокий уровень психологической безопасности в ситуациях манипулирования.

Некоторые этапы алгоритма являются довольно сложными и могут вызывать затруднения при прохождении их детьми в условиях реальной жизни. Однако данная проблема решается в процессе специально организованного обучения и воспитания, в результате чего алгоритм может эффективно использоваться субъектами защиты от манипулирования.

1. Получение информации.

Представляется важным владение информацией о существовании манипулятивных воздействий и их негативных последствиях, о возможности подвергнуться манипулированию, о своих слабых местах. Уже сам факт знания о манипулировании может снизить вероятность подвергнуться ему. Большинство манипуляций рассчитаны на эффект неожиданности, на автоматические реакции, если же адресат осведомлен о них, манипулировать им гораздо сложнее. Эти знания могут быть получены эмпирическим путем, после неоднократного попадания человека в «ловушку» манипулятора, или же в процессе целенаправленного обучения, что гораздо эффективнее.

2. Избегание потенциальных источников угрозы (нигде не описывается, но представляется не менее важным, чем другие этапы).

Манипулятивное воздействие легче предотвратить, чем защищаться от него. Часто наиболее целесообразным способом обеспечения психологической безопасности является избегание ситуаций, в которых высока вероятность подвергнуться манипулированию, и людей, склонных к применению манипулятивных технологий. К наиболее опасным в плане возможности попадания в «ловушку» манипулятора ситуациям можно отнести участие в различных массовых мероприятиях (политических, религиозных и т. д.), поскольку в толпе человек легко поддается управлению. Люди, общения с которыми по возможности лучше избегать, - это «профессиональные» манипуляторы (цыгане, вербовщики религиозных сект, промоутеры торговых фирм и т. д.), а также личности, о склонности которых к манипулированию известно из предыдущего опыта общения с ними.

3. Обнаружение манипулятивного воздействия.

Существуют различные способы выявления попыток манипулирования. Они могут быть основаны на анализе сигналов собственного организма (Р. Чалдини) или эмоций (Е. В. Сидоренко, В. П. Шейнов), сопоставлении вербальных сигналов собеседника с невербальными (А. Пиз), выявлении типичных фраз и поступков, свойственных человеку-манипулятору (С. Г. Кара-Мурза, Д. Устинов), логическом анализе ситуации (Е. Л. Доценко) и т. д. При попытке применения любых из них неизбежно столкновение субъекта защиты (особенно если это ребенок) с рядом трудностей: невозможностью использования их в состоянии эмоционального возбуждения; неоднозначностью многих признаков манипулирования и т. д. Обнаружить манипуляцию можно либо на основе богатого жизненного опыта (который не свойственен школьникам), либо в результате специальной подготовки. Причем для учащихся важны не столько знания обо всех существующих способах обнаружения манипуляций, сколько навыки использования некоторых из них, наиболее однозначных и простых в применении.

4. Гибкое поведение.

Под гибкостью в ситуации манипулятивного воздействия понимается свобода от стереотипов. Гибкость поведения в таких ситуациях предполагает умение креативно мыслить, наличие высокой степени ответственности за свое поведение (интернализм) и ассертивность.

5. Применение способов психологической защиты от манипулирования.

Известно множество классификаций приемов психологической защиты от манипулирования (Е. Л. Доценко, Е. В. Сидоренко, В. П. Шейнов и др.). В самом общем виде они делятся на специфические (активные): например, приемы конструктивной критики, контрманипуляции, защиты против использования автоматизмов; и неспецифические (пассивные): приемы внешнего согласия, создания дистанции с агрессором, контроля потока воздействия и др. Очевидно, что знание указанных приемов само по себе не может обеспечить психологической безопасности. Необходимо умение применять их в конкретных жизненных ситуациях, которое может

быть сформировано путем анализа ситуаций из личного опыта, содержащих мани-пулятивные воздействия, либо в процессе тренировки.

6. Получение и актуализация жизненного опыта.

На этом этапе формируется опыт, полученный от общения с манипулятором, позволяющий повысить уровень сопротивляемости деструктивному влиянию.

Таким образом, в результате научного анализа проблемы психологической защиты от манипулирования было выявлено, что существует множество схем нейтрализации данной разновидности воздействия. Каждая из них имеет ряд недостатков, среди которых следует отметить обеспечение психологической безопасности лишь в отдельных случаях (при защите от определенного приема манипулирования, в определенной ситуации, при общении с определенным инициатором воздействия) и отсутствие учета индивидуальных, возрастных и прочих особенностей субъектов защиты. Систематизировав имеющиеся в данной области знания и дополнив их нашими собственными представлениями о решении проблемы, мы разработали комплексный алгоритм психологической защиты от манипулирования, направленный на обеспечение психологической безопасности школьников (как субъектов защиты) от большинства известных на сегодняшний день приемов манипулятивного воздействия, применяемых разными инициаторами влияния в разнообразных ситуациях. Данный алгоритм после специального обучения может использоваться школьниками при защите от манипулирования.