СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал (задания) для отработки (ГИА 9,11 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папке собран материал для подготовки к ГИА по русскому языку: орфография, пунктуация и так далее.

Просмотр содержимого документа
«Тема словосочетание (тренажер к 4 заданию)»

Замените словосочетание на синонимичное, укажите способ связи в словосочетаниях:

Исходное словосочетание

Измененное словосочетание

1

С кожаным верхом


2

Горной тайги


3

На лесной поляне


4

Медвежью шкуру


5

В каракулевой шляпке


6

Комариным звоном


7

Душевный лад


8

Сосновые шишки


9

Хаотический мир


10

Косяки журавлей


11

Пятна солнца


12

По мостовым Петербурга


13

Гул пчел


14

Криком лебедей


15

В ольховых кустах


16

Море травы


17

Осеннего леса


18

Говорили улыбаясь


19

С отчаянием вертела


20

Слушала с благодарностью


21

Легко рифмовала


22

Подробно рассказывали


23

Надменно сделав знак


24

Идет успешно


25

О бархатной шубке


Оценка:

«5» - 21-25 баллов

«4» - 16-20 баллов

«3» - 15-11 баллов

«2» - 0-10 баллов.



Просмотр содержимого презентации
«Орфография»

Орфография (отработка навыка написания орфограмм) Верещагина Зоя Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Орфография (отработка навыка написания орфограмм)

Верещагина Зоя Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Правописание корней:   Укажите слово с чередующейся гласной в корне  Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (Бражнин И.) 1) атаковать  2) торчащие  3) горелая  4) позиция Укажите слово с чередующейся гласной в корне.  Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Дубровин Е.) 1) распространился  2) запах  3) комнате  4) блестел Укажите слово с чередующейся гласной в корне.  Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем всё меньше и меньше верили в существование клада. (Коковин Е.) 1) ожидая   2) выкопали  3) лопата  4) замиранием

Правописание корней:

  •   Укажите слово с чередующейся гласной в корне 

Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (Бражнин И.)

1) атаковать 2) торчащие 3) горелая 4) позиция

  • Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 

Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Дубровин Е.)

1) распространился 2) запах 3) комнате 4) блестел

  • Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 

Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем всё меньше и меньше верили в существование клада. (Коковин Е.)

1) ожидая  2) выкопали 3) лопата 4) замиранием

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы: Утре…ий, мыши…ый, кури…ый; Кожа…ый, пламе….ый, оловя…ый Жестя….ой, це…ый, дли…ый  Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор Н и НН береста, чугун, глина, клюква Лимон, кость, кухня, телефон Журавль петух, дерево, серебро

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных

  • Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы:
  • Утре…ий, мыши…ый, кури…ый;
  • Кожа…ый, пламе….ый, оловя…ый
  • Жестя….ой, це…ый, дли…ый
  • Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор Н и НН
  • береста, чугун, глина, клюква
  • Лимон, кость, кухня, телефон
  • Журавль петух, дерево, серебро

«Н», «НН» в причастиях и отглагольных прилагательных».  Спишите словосочетания, вставьте Н и НН, графически объясните свой выбор .  Связа…ая кофта, коше…ое сено, прочита…ая книга, выполне…ое задание, скоше…ая трава, просмотре…ый фильм, кваше…ая капуста, соле…ые в бочке помидоры, положе…а на полку, пиле…ый сахар, рассыпа…о по двору, проложе…ый маршрут, жаре…ый картофель, задача провере…а, зажаре…ая рыба, коше…ая на берегу трава, рассыпа…ые горошины, глаже…ые брюки, испече…ый торт, асфальтирова…ая дорога, дома построе…ы.

«Н», «НН» в причастиях и отглагольных прилагательных».

Спишите словосочетания, вставьте Н и НН, графически объясните свой выбор . Связа…ая кофта, коше…ое сено, прочита…ая книга, выполне…ое задание, скоше…ая трава, просмотре…ый фильм, кваше…ая капуста, соле…ые в бочке помидоры, положе…а на полку, пиле…ый сахар, рассыпа…о по двору, проложе…ый маршрут, жаре…ый картофель, задача провере…а, зажаре…ая рыба, коше…ая на берегу трава, рассыпа…ые горошины, глаже…ые брюки, испече…ый торт, асфальтирова…ая дорога, дома построе…ы.

Спишите, вставив буквы и обозначив орфограммы : Та….щий снег, слыш…щий человек, кле….щая обои, реж….щий металл, бор….щийся за свободу, пен….щийся квас, движ….мый состраданием, кле…..мые мастером, потер…..нный зонт, отча….нный лгун, числ….щийся в каталоге, независ….мое поведение Спишите, вставив буквы и обозначив орфограммы:
  • Спишите, вставив буквы и обозначив орфограммы :

Та….щий снег, слыш…щий человек, кле….щая обои, реж….щий металл, бор….щийся за свободу, пен….щийся квас, движ….мый состраданием, кле…..мые мастером, потер…..нный зонт, отча….нный лгун, числ….щийся в каталоге, независ….мое поведение

  • Спишите, вставив буквы и обозначив орфограммы:

Ненавид…..щий ложь, наде…..щийся на удачу, движ…..мый сочувствием, пол…..щий огород, караул…..щий мышь, гон…..щий тучи ветер, независ….мое положение, колебл…..мыйветром,подслуш……нный разговор, накач…..нные мышцы, расстрел…..нный волк, уравн…..нный в правах

Правописание приставок.

1. Из предложений 7–8 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения. (7)У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. (8)И она прислала записку. 2. Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. (18)Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно… 3. Из предложений 16–17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (16)Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. 4.Из предложений 1–6 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия. (1)В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час. – (2)Товарищ старший лейтенант, разрешите обратиться... (3)Тут задержали одного... (4)Требует доставить в штаб. (5)На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром. (6)Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.

Правописание суффиксов

Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н». (1)В институтский буфет вошёл парень – худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего две картины – незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и подошёл к буфетной стойке 2. Из предложений 32–33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени. «(32)Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…» 3. Из предложений 4–7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». (4)Чёрный, как копоть, дым застилает солнце, так что на него можно смотреть не щурясь, как смотрят сквозь сильно закопчённое стекло во время затмения. (5)В нашем овраге, как говорится, без перемен. (6)Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7)Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном. 4. Из предложений 33–35 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительного с основой на -Н». (33)Я всю ночь думал, как мне быть. (34)К утру я решил отказаться от только что разделённой любви и больше не встречаться ни с Таней, ни с её приятелями. (35)Таня напрасно присылала мне записки с приглашениями то на именинный пирог, то на пикник, то на ёлку.

Просмотр содержимого презентации
«Средства выразительности.»

Задания на отработку навыка нахождения (определения) средств выразительности. 9,11 класс Верещагина Зоя Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Задания на отработку навыка нахождения (определения) средств выразительности. 9,11 класс

Верещагина Зоя Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Определите, какие тропы использованы в приведенных примерах (слова выделены курсивом): Вся комната янтарным блеском озарена. (А.С.Пушкин) Орел на крыше мира, словно кошка ,  Взъерошен ветром, дующим с Кавказа. (Ю. Мориц) Топи да болота. Синий плат небес. (С. Есенин) Сколько там было кудрявых берез. (Н.Некрасов) Заря подобно прилежному ученику: она каждое утро занимается. Ах, туманный Альбион , гордые британцы! (А. Волос)  Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой. (Е.Евтушенко) Ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен (А.Платонов)

Определите, какие тропы использованы в приведенных примерах (слова выделены курсивом):

  • Вся комната янтарным блеском озарена. (А.С.Пушкин)
  • Орел на крыше мира, словно кошка ,

Взъерошен ветром, дующим с Кавказа. (Ю. Мориц)

  • Топи да болота. Синий плат небес. (С. Есенин)
  • Сколько там было кудрявых берез. (Н.Некрасов)
  • Заря подобно прилежному ученику: она каждое утро занимается.
  • Ах, туманный Альбион , гордые британцы! (А. Волос)
  • Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой. (Е.Евтушенко)
  • Ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен (А.Платонов)

Установите соответствие между предложениями и использованными в них средствами выразительности А) И сосна до звезды достает. Б) Когда я вижу вашу стать, моложе хочется мне стать. А В) С того часу начались для Ильи сладостные мучения. Б Г) Господа, я надеюсь, что здесь собрался все свой народ и никто не вынесет сор из избы. В Д) Огнем взвился в пляске Мартынов и гнулся тростинкою. Литота Гипербола Каламбур Метонимия Сравнение Оксюморон фразеологизм Г Д

Установите соответствие между предложениями и использованными в них средствами выразительности

А) И сосна до звезды достает.

Б) Когда я вижу вашу стать, моложе хочется мне стать.

А

В) С того часу начались для Ильи сладостные мучения.

Б

Г) Господа, я надеюсь, что здесь собрался все свой народ и никто не вынесет сор из избы.

В

Д) Огнем взвился в пляске Мартынов и гнулся тростинкою.

  • Литота
  • Гипербола
  • Каламбур
  • Метонимия
  • Сравнение
  • Оксюморон
  • фразеологизм

Г

Д

Установите соответствие между предложениями и использованными в них средствами выразительности А) Волга под боком, но заволжане в бурлаки не ходили. Б) Пылают горы-горны, и мое синеблузится. А В) Покорный энтузиазм толпы. Б Г) Лучше умереть, чем жить без рассудка. В Д) Некоторых гимназистов класс освобождал от драки. Метафора Метонимия Историзм Архаизм Авторский неологизм Оксюморон Антонимы Г Д

Установите соответствие между предложениями и использованными в них средствами выразительности

А) Волга под боком, но заволжане в бурлаки не ходили.

Б) Пылают горы-горны, и мое синеблузится.

А

В) Покорный энтузиазм толпы.

Б

Г) Лучше умереть, чем жить без рассудка.

В

Д) Некоторых гимназистов класс освобождал от драки.

  • Метафора
  • Метонимия
  • Историзм
  • Архаизм
  • Авторский неологизм
  • Оксюморон
  • Антонимы

Г

Д

Установите соответствие между предложениями и использованными в них средствами выразительности А) Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. Б) Мы просто пятимся вперед и падаем куда-то ввысь. А В) В красном закате плыли величавые лебеди – розовато –золотые в солнце. Б Г) Дни похожи друг на друга, как облака. В Д) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Эпитеты Метонимия Гипербола Литота Сравнение Оксюморон Антонимы Г Д

Установите соответствие между предложениями и использованными в них средствами выразительности

А) Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

Б) Мы просто пятимся вперед и падаем куда-то ввысь.

А

В) В красном закате плыли величавые лебеди – розовато –золотые в солнце.

Б

Г) Дни похожи друг на друга, как облака.

В

Д) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

  • Эпитеты
  • Метонимия
  • Гипербола
  • Литота
  • Сравнение
  • Оксюморон
  • Антонимы

Г

Д

Установите соответствие между предложениями и использованными в них средствами выразительности А) Росту он был огромного, кулаки что железо Б) В первый раз я от месяца греюсь! В первый раз от прохлады согрет… А В) У амбара валялся на сугреве бородатый желтобровый кобель. Б Г) Заря алая поднимается, Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми. В Д) Быстро сновали здоровые, неспешно расхаживали больные. Олицетворение Метонимия Диалектизм Сравнение Антонимы Синонимы Оксюморон Г Д

Установите соответствие между предложениями и использованными в них средствами выразительности

А) Росту он был огромного, кулаки что железо

Б) В первый раз я от месяца греюсь! В первый раз от прохлады согрет…

А

В) У амбара валялся на сугреве бородатый желтобровый кобель.

Б

Г) Заря алая поднимается, Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми.

В

Д) Быстро сновали здоровые, неспешно расхаживали больные.

  • Олицетворение
  • Метонимия
  • Диалектизм
  • Сравнение
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Оксюморон

Г

Д

Ключи к тестовому заданию, слайд 7-10 Слайд 7 А 2 Б Слайд 8 3 А В Г Слайд 9 Б 6 3 5 7 А В Д Слайд 10 6 Г 3 Б 5 6 А В 7 Д Г 4 1 Б 2 5 В 7 Д Г 3 4 1 Д 5

Ключи к тестовому заданию, слайд 7-10

Слайд 7

А

2

Б

Слайд 8

3

А

В

Г

Слайд 9

Б

6

3

5

7

А

В

Д

Слайд 10

6

Г

3

Б

5

6

А

В

7

Д

Г

4

1

Б

2

5

В

7

Д

Г

3

4

1

Д

5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс