Орфография (отработка навыка написания орфограмм)
Верещагина Зоя Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Правописание корней:
- Укажите слово с чередующейся гласной в корне
Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (Бражнин И.)
1) атаковать 2) торчащие 3) горелая 4) позиция
- Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Дубровин Е.)
1) распространился 2) запах 3) комнате 4) блестел
- Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем всё меньше и меньше верили в существование клада. (Коковин Е.)
1) ожидая 2) выкопали 3) лопата 4) замиранием
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных
- Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы:
- Утре…ий, мыши…ый, кури…ый;
- Кожа…ый, пламе….ый, оловя…ый
- Жестя….ой, це…ый, дли…ый
- Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор Н и НН
- береста, чугун, глина, клюква
- Лимон, кость, кухня, телефон
- Журавль петух, дерево, серебро
«Н», «НН» в причастиях и отглагольных прилагательных».
Спишите словосочетания, вставьте Н и НН, графически объясните свой выбор . Связа…ая кофта, коше…ое сено, прочита…ая книга, выполне…ое задание, скоше…ая трава, просмотре…ый фильм, кваше…ая капуста, соле…ые в бочке помидоры, положе…а на полку, пиле…ый сахар, рассыпа…о по двору, проложе…ый маршрут, жаре…ый картофель, задача провере…а, зажаре…ая рыба, коше…ая на берегу трава, рассыпа…ые горошины, глаже…ые брюки, испече…ый торт, асфальтирова…ая дорога, дома построе…ы.
- Спишите, вставив буквы и обозначив орфограммы :
Та….щий снег, слыш…щий человек, кле….щая обои, реж….щий металл, бор….щийся за свободу, пен….щийся квас, движ….мый состраданием, кле…..мые мастером, потер…..нный зонт, отча….нный лгун, числ….щийся в каталоге, независ….мое поведение
- Спишите, вставив буквы и обозначив орфограммы:
Ненавид…..щий ложь, наде…..щийся на удачу, движ…..мый сочувствием, пол…..щий огород, караул…..щий мышь, гон…..щий тучи ветер, независ….мое положение, колебл…..мыйветром,подслуш……нный разговор, накач…..нные мышцы, расстрел…..нный волк, уравн…..нный в правах
Правописание приставок.
1. Из предложений 7–8 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения. (7)У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. (8)И она прислала записку. 2. Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. (18)Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно… 3. Из предложений 16–17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (16)Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. 4.Из предложений 1–6 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия. (1)В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час. – (2)Товарищ старший лейтенант, разрешите обратиться... (3)Тут задержали одного... (4)Требует доставить в штаб. (5)На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром. (6)Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.
Правописание суффиксов
Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н». (1)В институтский буфет вошёл парень – худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего две картины – незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и подошёл к буфетной стойке 2. Из предложений 32–33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени. «(32)Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…» 3. Из предложений 4–7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». (4)Чёрный, как копоть, дым застилает солнце, так что на него можно смотреть не щурясь, как смотрят сквозь сильно закопчённое стекло во время затмения. (5)В нашем овраге, как говорится, без перемен. (6)Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7)Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном. 4. Из предложений 33–35 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительного с основой на -Н». (33)Я всю ночь думал, как мне быть. (34)К утру я решил отказаться от только что разделённой любви и больше не встречаться ни с Таней, ни с её приятелями. (35)Таня напрасно присылала мне записки с приглашениями то на именинный пирог, то на пикник, то на ёлку.