СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материаловедение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа Материаловедение 

Просмотр содержимого документа
«Материаловедение»

Приложение II.1

к ПООП по профессии23.01.17

Мастер по ремонту и

обслуживанию автомобилей















ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ








































-2020-



СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ






1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по материаловедению


    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

Программа может быть использована в образовательном процессе как рабочая программа по дисциплине материаловедение для профессий технического профиля, реализуемых на базе основного общего образования.

.


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общепрофессиональный цикл.


1.3. Требования к результатам обучения:

Освоение содержания учебной дисциплины «Материаловедение» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Уметь:

- использовать материалы в профессиональной деятельности;

- определять основные свойства материалов по маркам;

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.

Знать:

- основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

- области применения материалов;

- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;

- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.


Обучающийся, освоивший учебную дисциплину, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:


ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Обучающийся, освоивший учебную дисциплину, должен обладать профессиональными компетенциями:

ПК3.1

Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.

ПК3.2

Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 3.3

Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.

ПК 3.4

Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 3.5

Производить ремонт и окраску кузовов.

ДПК 0.1

Осуществлять комплекс процедур по уходу за интерьером и экстерьером автомобилей.

ДПК 3.6

Производить дуговую сварку плавящимся электродом в среде активного газа с автоматической подачей проволоки; сварку тугоплавким электродом в среде инертного газа; двухстороннюю точечную сварку.

ДПК 3.7

Производить локальные лакокрасочные работы.


1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

Объем учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

Учебная нагрузка обучающегося с преподавателем - 56 часов;

Самостоятельная работа обучающегося 10 часов;

Промежуточная аттестация в форме экзамена – 6 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем учебной дисциплины

72

Самостоятельная работа

10

в том числе:


выполнение домашних заданий

изучение дополнительной и справочной литературы подготовка отчетов по практическим работам, подготовка к выполнению контрольных работ.

10

теоретическое обучение

28

лабораторные занятия

0

практические занятия

28

Промежуточная аттестация (экзамен)

6


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Металлы



Введение

Тема 1.1. Общие сведения о металлах и сплавах.

Содержание учебного материала.



1


Материаловедение. Задачи материаловедения. Роль материалов в современной технике. Основные материалы для автомобильной техники.

Основные свойства и классификация металлов и сплавов. Свойства сплавов: механические, технологические и эксплуатационные свойства, коррозионная стойкость. Основные материалы для автомобильной техники.

2


Тема 1.2. Классификация железоуглеродистых сплавов.


Содержание учебного материала.



2

Углеродистые стали и их свойства. Влияние посторонних примесей на свойство углеродистых сталей. Классификация, маркировка и применение углеродистых сталей. Легированные стали. Чугун. Влияние примесей на структуру и свойства. Виды чугунов, их маркировка и применение. Специальные чугуны.

2


1

Практическая работа. "Определение свойств стали и чугуна"

2


Определение свойств чугунов и сталей по марке.

Тема 1.3. Общие свойства металлов.

3

Физические, химические, механические свойства, проверка на твердость.

2


2

Практическая работа. "Определение металлов и сплавов"

2


Определение металлов и сплавов по виду и свойствам.

Тема 1.4. Сплавы цветных металлов





Содержание учебного материала.



4

Цветные металлы и сплавы. Сплавы меди, алюминия, магния, титана - их свойства, маркировка и применение. Требования, предъявляемые к подшипниковым сплавам. Коррозия. Виды коррозии. Факторы, влияющие на процесс коррозии. Коррозия автомобилей в процессе эксплуатации. Методы защиты. Профилактический уход за деталями автомобиля. Защитные материалы.

2



3

Практическая работа. "Исследование свойств цветных металлов и сплавов"

2


Исследование структуры и свойств цветных металлов и сплавов. Исследование действий электрохимической коррозией.

4

Практическая работа. " Чтение маркировок металлов"

2


Определение свойств по маркировки.

Тема 1.5. Термическая обработка металлов.

5

Сущность и назначение процесса термической обработки, отжиг и нормализация. Закалка металлов, отпуск сталей и обработка металлов и сплавов холодом. Цементация сталей.

2


5

Практическая работа. "Гальваника"

2


Гальваническая обработка металлов

6

Практическая работа."Сплавы"

2


Производство сплавов.

7

Практическая работа. "Изучение ГОСТа"

2


Изучение ГОСТа маркировок сплавов.


Самостоятельная работа обучающихся

выполнение домашних заданий по теме;

подготовка отчетов по лабораторным и практическим работам;

подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по темам: Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

10


Раздел 2. Горюче-смазочные материалы



Тема 2.1. Общие сведения о горюче-смазочных материалов

Содержание учебного материала.

2


6

Общие сведения о ГСМ. Бензины. Марки бензинов и их применение. Дизельное топливо Основные характеристики топлива. Физические свойства. Марки дизельного топлива и их применение. Топливо для автомобилей с газобаллонными установками. Эффективность газового топлива.

8

Практическая работа. "Определение вязкости "

2


Правила пользованием вязкозиметром.

Тема 2.2. Свойства горючесмазочных материалов


7

Свойства горючесмазочных материалов. Моторные и трансмиссионные масла: виды, классификация, назначение. Пластичные смазки: назначение и требования к пластичным смазкам, их производство, физико-­химические и механические свойства. Марки смазок и их применение, определение качества, нормы расхода. Эксплуатационные жидкости. Организация рационального использования ГСМ

2


Тема 2.3. Виды и маркировка ГСМ.

9

Практическая работа. "Определение видов и марок ГСМ "

2


Определение видов и маркировок ГСМ.

Раздел 3. Лакокрасочные материалы



Тема 3.1.

Разновидности ЛКМ

Содержание учебного материала



8

Общие сведения, разновидности ЛКМ.

2


Тема 3.2.

Состав и класс ЛКМ

9

Состав и классификация ЛКМ. Маркировки ЛКМ.

2

Тема 3.3.

Расходные материалы

Содержание учебного материала

2


10

Расходные материалы (добавки, растворители, шпатлевки и грунтовки)

10

Практическая работа. "Свойства материалов"

2


Изучение физических и химических свойств расходных материалов.

Тема 3.4.

Защитные покрытия.

Содержание учебного материала

2


11

Защитные покрытия, антикоррозионные материалы. (Воск, нанопокрытия кузовов, растворы для смыва битума и очистки от ГСМ и тд.)

11

Практическая работа. "Свойства защитных покрытий "

2


Изучение физических и химических свойств защитных покрытий.

Раздел 4. Неметаллические материалы



Тема 4.1. Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

2


12

Общие сведения о неметаллических веществах применяемых в автомобилях.



12

Практическая работа. "Определение материалов"

2


Определение и разбор материалов применяемых в автомобилях.

Тема 4.2.

Резины и связующие материалы.

Содержание учебного материала

2


13

Свойства и разновидности резин и связующих материалов.

13

Практическая работа. "Связующие материалы "

2


Подбор вяжущих материалов для разных видов материалов.

Тема 4.3.

Стекла и полимерные вещества.

Содержание учебного материала

2


14

Свойства и разновидности стекол и пластиков.

14

Практическая работа. " Стекла и полимерные вещества "

2


Заполнение таблиц и диаграмм видов стекол и полимерных материалов применяемых в автомобилях.

Экзамен

6


ВСЕГО

72 (56+10СРС+6Э)





3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в лаборатории «Материаловедения»


Оборудование лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов.

- образцы горюче-смазочных материалов.

- металлографические микроскопы.

- комплект химической посуды и оборудования.

- химические реактивы.



Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2018. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

  2. Стуканов В.А., Материаловедение: Учеб. пособие – М.: ИД «Форум» Инфра-М, 2019. 368 с.: ил. – (профессиональное образование)

Дополнительные источники:

  1. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2016. – 336 с.

  2. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. Основы материаловеде­ния (металлообработка). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

  3. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Новоселов В.С. Лабора­торный практикум по материаловедению в машиностроении и металло­обработке. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

  4. Моряков О.С. Материаловедение – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

  5. Соколова Е.Н.Материаловедение: Методика преподавания. – М.: Изда­тельский центр «Академия», 2016.

  6. Соколова Е.Н. Материаловедение: Контрольные материалы. – М.: Изда­тельский центр «Академия», 2017.

Интернет-ресурсы:

  1. http://materia11.ru/. Все о материалах и материаловедении

  2. www.materialscience.ru. Материаловедение

  3. http://materialu-adam.blogspot.com/ Литература по Материалам и материаловедению

  4. http://www.twirpx.com/files/machinery/material. Сайт для студентов и преподавателей


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей», реализующее подготовку по материаловедению, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений, навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по данной учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, в форме экзамена.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей» создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.


Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

знать:

- основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

- области применения материалов;

- марки и модели автомобилей, их технические характеристики и особенности конструкции;

- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;

- оборудование и материалы для ремонта кузова;

- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.



Оценка результатов тестирования

уметь:

- использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности;

- определять основные свойства материалов по маркам;

- выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения


Использование эксплуатационных материалов в соответствии с поставленной задачей, и основными свойствами.


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите лабораторных и практических занятий





Разработчик:


Мастер ПО ГБПОУ РС(Я)

«Сангарский многопрофильный лицей» А.Н.Гордиенко



4