Приложение II.1
к ПООП по профессии23.01.17
Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
-2020-
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по материаловедению
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Программа может быть использована в образовательном процессе как рабочая программа по дисциплине материаловедение для профессий технического профиля, реализуемых на базе основного общего образования.
.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональный цикл.
1.3. Требования к результатам обучения:
Освоение содержания учебной дисциплины «Материаловедение» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Уметь:
- использовать материалы в профессиональной деятельности;
- определять основные свойства материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.
Знать:
- основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
- области применения материалов;
- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;
- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.
Обучающийся, освоивший учебную дисциплину, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Обучающийся, освоивший учебную дисциплину, должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК3.1 | Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. |
ПК3.2 | Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. |
ПК 3.3 | Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. |
ПК 3.4 | Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. |
ПК 3.5 | Производить ремонт и окраску кузовов. |
ДПК 0.1 | Осуществлять комплекс процедур по уходу за интерьером и экстерьером автомобилей. |
ДПК 3.6 | Производить дуговую сварку плавящимся электродом в среде активного газа с автоматической подачей проволоки; сварку тугоплавким электродом в среде инертного газа; двухстороннюю точечную сварку. |
ДПК 3.7 | Производить локальные лакокрасочные работы. |
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
Учебная нагрузка обучающегося с преподавателем - 56 часов;
Самостоятельная работа обучающегося 10 часов;
Промежуточная аттестация в форме экзамена – 6 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем учебной дисциплины | 72 |
Самостоятельная работа | 10 |
в том числе: | |
выполнение домашних заданий изучение дополнительной и справочной литературы подготовка отчетов по практическим работам, подготовка к выполнению контрольных работ. | 10 |
теоретическое обучение | 28 |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 28 |
Промежуточная аттестация (экзамен) | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Металлы | | |
Введение Тема 1.1. Общие сведения о металлах и сплавах. | Содержание учебного материала. | | |
1 | Материаловедение. Задачи материаловедения. Роль материалов в современной технике. Основные материалы для автомобильной техники. Основные свойства и классификация металлов и сплавов. Свойства сплавов: механические, технологические и эксплуатационные свойства, коррозионная стойкость. Основные материалы для автомобильной техники. | 2 | |
Тема 1.2. Классификация железоуглеродистых сплавов. | Содержание учебного материала. | | |
2 | Углеродистые стали и их свойства. Влияние посторонних примесей на свойство углеродистых сталей. Классификация, маркировка и применение углеродистых сталей. Легированные стали. Чугун. Влияние примесей на структуру и свойства. Виды чугунов, их маркировка и применение. Специальные чугуны. | 2 | |
1 | Практическая работа. "Определение свойств стали и чугуна" | 2 | |
Определение свойств чугунов и сталей по марке. |
Тема 1.3. Общие свойства металлов. | 3 | Физические, химические, механические свойства, проверка на твердость. | 2 | |
2 | Практическая работа. "Определение металлов и сплавов" | 2 | |
Определение металлов и сплавов по виду и свойствам. |
Тема 1.4. Сплавы цветных металлов | Содержание учебного материала. | | |
4 | Цветные металлы и сплавы. Сплавы меди, алюминия, магния, титана - их свойства, маркировка и применение. Требования, предъявляемые к подшипниковым сплавам. Коррозия. Виды коррозии. Факторы, влияющие на процесс коррозии. Коррозия автомобилей в процессе эксплуатации. Методы защиты. Профилактический уход за деталями автомобиля. Защитные материалы. | 2 | |
3 | Практическая работа. "Исследование свойств цветных металлов и сплавов" | 2 | |
Исследование структуры и свойств цветных металлов и сплавов. Исследование действий электрохимической коррозией. |
4 | Практическая работа. " Чтение маркировок металлов" | 2 | |
Определение свойств по маркировки. |
Тема 1.5. Термическая обработка металлов. | 5 | Сущность и назначение процесса термической обработки, отжиг и нормализация. Закалка металлов, отпуск сталей и обработка металлов и сплавов холодом. Цементация сталей. | 2 | |
5 | Практическая работа. "Гальваника" | 2 | |
Гальваническая обработка металлов |
6 | Практическая работа."Сплавы" | 2 | |
Производство сплавов. |
7 | Практическая работа. "Изучение ГОСТа" | 2 | |
Изучение ГОСТа маркировок сплавов. |
| Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме; подготовка отчетов по лабораторным и практическим работам; подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по темам: Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству. | 10 | |
Раздел 2. Горюче-смазочные материалы | | |
Тема 2.1. Общие сведения о горюче-смазочных материалов | Содержание учебного материала. | 2 | |
6 | Общие сведения о ГСМ. Бензины. Марки бензинов и их применение. Дизельное топливо Основные характеристики топлива. Физические свойства. Марки дизельного топлива и их применение. Топливо для автомобилей с газобаллонными установками. Эффективность газового топлива. |
8 | Практическая работа. "Определение вязкости " | 2 | |
Правила пользованием вязкозиметром. |
Тема 2.2. Свойства горючесмазочных материалов | 7 | Свойства горючесмазочных материалов. Моторные и трансмиссионные масла: виды, классификация, назначение. Пластичные смазки: назначение и требования к пластичным смазкам, их производство, физико-химические и механические свойства. Марки смазок и их применение, определение качества, нормы расхода. Эксплуатационные жидкости. Организация рационального использования ГСМ | 2 | |
Тема 2.3. Виды и маркировка ГСМ. | 9 | Практическая работа. "Определение видов и марок ГСМ " | 2 | |
Определение видов и маркировок ГСМ. |
Раздел 3. Лакокрасочные материалы | | |
Тема 3.1. Разновидности ЛКМ | Содержание учебного материала | | |
8 | Общие сведения, разновидности ЛКМ. | 2 | |
Тема 3.2. Состав и класс ЛКМ | 9 | Состав и классификация ЛКМ. Маркировки ЛКМ. | 2 |
Тема 3.3. Расходные материалы | Содержание учебного материала | 2 | |
10 | Расходные материалы (добавки, растворители, шпатлевки и грунтовки) |
10 | Практическая работа. "Свойства материалов" | 2 | |
Изучение физических и химических свойств расходных материалов. |
Тема 3.4. Защитные покрытия. | Содержание учебного материала | 2 | |
11 | Защитные покрытия, антикоррозионные материалы. (Воск, нанопокрытия кузовов, растворы для смыва битума и очистки от ГСМ и тд.) |
11 | Практическая работа. "Свойства защитных покрытий " | 2 | |
Изучение физических и химических свойств защитных покрытий. |
Раздел 4. Неметаллические материалы | | |
Тема 4.1. Неметаллические материалы | Содержание учебного материала | 2 | |
12 | Общие сведения о неметаллических веществах применяемых в автомобилях. | | |
12 | Практическая работа. "Определение материалов" | 2 | |
Определение и разбор материалов применяемых в автомобилях. |
Тема 4.2. Резины и связующие материалы. | Содержание учебного материала | 2 | |
13 | Свойства и разновидности резин и связующих материалов. |
13 | Практическая работа. "Связующие материалы " | 2 | |
Подбор вяжущих материалов для разных видов материалов. |
Тема 4.3. Стекла и полимерные вещества. | Содержание учебного материала | 2 | |
14 | Свойства и разновидности стекол и пластиков. |
14 | Практическая работа. " Стекла и полимерные вещества " | 2 | |
Заполнение таблиц и диаграмм видов стекол и полимерных материалов применяемых в автомобилях. |
Экзамен | 6 | |
ВСЕГО | 72 (56+10СРС+6Э) | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в лаборатории «Материаловедения»
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
- образцы горюче-смазочных материалов.
- металлографические микроскопы.
- комплект химической посуды и оборудования.
- химические реактивы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2018. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
Стуканов В.А., Материаловедение: Учеб. пособие – М.: ИД «Форум» Инфра-М, 2019. 368 с.: ил. – (профессиональное образование)
Дополнительные источники:
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2016. – 336 с.
Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. Основы материаловедения (металлообработка). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Новоселов В.С. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
Моряков О.С. Материаловедение – М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Соколова Е.Н.Материаловедение: Методика преподавания. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Соколова Е.Н. Материаловедение: Контрольные материалы. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Интернет-ресурсы:
http://materia11.ru/. Все о материалах и материаловедении
www.materialscience.ru. Материаловедение
http://materialu-adam.blogspot.com/ Литература по Материалам и материаловедению
http://www.twirpx.com/files/machinery/material. Сайт для студентов и преподавателей
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей», реализующее подготовку по материаловедению, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений, навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по данной учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, в форме экзамена.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей» создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
знать: - основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; - физические и химические свойства горючих и смазочных материалов; - области применения материалов; - марки и модели автомобилей, их технические характеристики и особенности конструкции; - характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов; - оборудование и материалы для ремонта кузова; - требования к состоянию лакокрасочных покрытий. | | Оценка результатов тестирования |
уметь: - использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности; - определять основные свойства материалов по маркам; - выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения | Использование эксплуатационных материалов в соответствии с поставленной задачей, и основными свойствами. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите лабораторных и практических занятий |
Разработчик:
Мастер ПО ГБПОУ РС(Я)
«Сангарский многопрофильный лицей» А.Н.Гордиенко
4