СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы апробации учебно-методического пособия "Окружающий мир" для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы помогут учителям правильно оформить весь пакет информации при проведении апробации учебно-методического пособия.

Просмотр содержимого документа
«Материалы апробации учебно-методического пособия "Окружающий мир" для 2 класса»











Материалы апробации


учебно-методического пособия

«Сборник упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках

«Окружающего мира»

2 класс


Составители:

Полищук Е.Н., методист отдела начального общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

Творческая группа учителей начальных классов (приказ МОН ДНР № 1819 от 176.12.2019 г.)



















2020-2021 учебный год

1.Содержание.

Учебно-методическое пособие «Сборник упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающего мира» для 2 класса представляет собой набор тематических заданий, составленных в соответствии с содержанием учебника по окружающему миру для 2 класса (автор А. А. Плешаков. М, Просвещение, 2013 г.).

В учебно-методическом пособии представлены следующие разделы и темы:

РАЗДЕЛ «ПРИРОДА»

1. Природа и рукотворный мир. Неживая и живая природа.

2. Явления природы. Термометр. Что такое погода?

3. В гости к осени.

4. Заглянем в кладовые Земли.

5. О воздухе.

6. О воде.

7. Какие бывают растения?

8. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

9. Какие бывают животные?

10. Дикие и домашние животные.

11. Невидимые нити.

12. Красная книга.

РАЗДЕЛ «ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА»

13. Что такое экономика?

14. Что из чего сделано?

15. Как построить дом?

16. Какой бывает транспорт?

17. Культура и образование.

18. Все профессии важны.

19. В гости к зиме.

РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ»

20. Строение тела человека.

21. Если хочешь быть здоров.

22. Берегись автомобиля!

23. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу.

24. Опасные незнакомцы.

РАЗДЕЛ «ПУТЕШЕСТВИЯ»

25. Посмотри вокруг.

26. Ориентирование на местности.

27. Формы земной поверхности.

28. Водные богатства.

29. В гости к весне.

30. Путешествие по планете.

31. Путешествие по материкам.

32. Страны мира. Проект «Страны мира».

33. Впереди лето.

Пособие сопровождается авторской аннотацией и вступлением в качестве пояснительной записки.

1.1. Соответствие наименованию учебного предмета или предметной области государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, действующей программе.

По результатам апробации учебно-методическое пособие «Сборник упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающего мира» для 2 класса (составители:

Полищук Е.Н., методист отдела начального общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО».Творческая группа учителей начальных классов (приказ МОН ДНР № 1819 от 176.12.2019 г.) соответствует современным научным представлениям в данной области знаний с учетом уровня образовательных программ, целям учебной дисциплины, а также нормативным и распорядительным документам:

Закону Донецкой Народной Республики «Об образовании»(№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 05.10.2020),

Государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом МОН ДНР от 07 августа 2020 г. № 119-НП.

Примерной программе по учебному предмету «Окружающий мир»1-4 классы, утверждённой приказом МОН ДНР от 26.08.2020г. № 1182.

1.2. Учет возрастных особенностей, доступность содержания и языка пособия.

Стиль, содержание и изложение материала «Сборника упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающего мира» доступны и понятны обучающимся данной возрастной группы.

В содержании учебно-методического пособия учтены:

1)Уровень личностного развития обучающихся данной возрастной группы, что выражается в формулировках заданий, в подборе языкового материала.

2) Ведущая деятельность, характерная для обучающихся данной возрастной группы. (Младший школьник как субъект учебной деятельности осваивает новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации, а также собственно учебные действия контроля, оценки, осознания условий задачи.)

3) Опора на жизненный опыт обучающихся.

Учебная информация систематизирована и адаптирована к данной возрастной группе обучающихся. Материалы пособия характеризуются направленностью на развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся, а также на мотивацию обучающихся к изучению учебного предмета. При этом учитывается уровень знаний, полученных ранее в ходе изучения школьной программы.

Учебный материал изложен доступным, понятным языком с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся 2 класса.

1.3. Общая характеристика научности изложения учебного материала.



Представленный материал в пособии направлен на формирование системы научных знаний, законов, фактов и явлений, теорий и понятий, имеющих практическую значимость и утверждённых в современных естественных науках.

1.4. Направленность учебного материала на формирование: ключевых и предметных компетентностей; мотивации обучения; мировоззренческих позиций.

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

Дидактические задания пособия связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Младшего школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Данные в пособии виды работ направлены на формирование и развитие у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности, и, таким образом, повышая эффективность учебного процесса.

1.5. Использование инновационных педагогических технологий.

Учебное пособие ориентирует учителя начальных классов на такие обучающие технологии, целевое назначение которых – целостное личностное развитие обучающегося, а планируемый результат – умение учиться, предусматривает работу по развитию основных видов универсальных учебных действий, выделяемых в стандартах: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Используя деятельностный подход, авторы пособия решают задачи интерактивных форм обучения:

- побуждение у учащихся интереса к изучению предмета;

- эффективное усвоение учебного материала;

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности учащегося.

Учебный проект «Страны мира» в пособии даёт ребёнку свободу выбора в подготовке информации, предлагает задания творческого характера:

1. Выбери страну, о которой ты хочешь рассказать одноклассникам.

2. Заполни «Дневник путешественника» (предлагается схема).

3. Подготовь «Туристический буклет».

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

1.6. Оптимальность распределения материала в соответствии с нормами учебного времени.

В учебном пособии соблюдено требование оптимальности распределения материала в соответствии с нормами учебного времени по программе. Соблюдена однотипность оформления в пределах каждой темы. Таким образом, содержание заданий становится лёгким в использовании, школьник быстро сориентируется и найдет нужный ему вариант ответа.

Объем материала в каждой теме пособия занимает в среднем от 9 до 13 заданий. Это зависит от темы, которая изучается, количества определенных на нее часов в программе. Расширение объёма материала некоторых тем не является нарушением, поскольку данное пособие не является учебником. Все названное позволяет учащимся овладеть учебным материалом, который определен для второклассников программой. Вместе с тем, дополнительная информация (с метапредметным направлением) позволит им расширить свой кругозор.


1.7. Соответствие методического пособия принципам системности, преемственности и логической последовательности изложения материала.

Равномерность распределения дидактического материала между темами, чёткость и последовательность структурирования заданий делают сборник более доступным в использовании, как для учеников, так и для учителей.

Принцип целостности заключается в том, что каждый раздел пособия выступает как часть проектируемой педагогической системы обучения окружающему миру, которая обеспечивает реализацию всех ее основных функций: обучающей, развивающей, воспитательной. Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, в процессе которой они имеют возможность не просто закрепить полученные знания, но и расшить их, научиться применять их в практической деятельности.


1.8. Качество и целесообразность иллюстративного материала (схемы, таблицы, рисунки, фотоснимки).

Иллюстративный материал способствует прочности усвоения материала, служит наглядной опорой мышления, значение его тем больше, чем меньше возраст ребёнка.

Иллюстративный материал, помещенный в учебном пособии, содействует формированию опыта творческой деятельности с помощью наглядных образов; формирует отвлеченные понятия, когда наглядный образ становится основой для конкретизации абстрактных идей и способствует обобщениям; развивает наблюдательность, мышление, воображение, стимулирует учебную активность.


1.9.Использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия учебного текста.

Авторской находкой данного сборника можно назвать помещённые в каждой теме художественные тексты, которые позволяют ученикам по-новому работать с произведением. Изобразительная речь художественных текстов быстрее воспринимается, находит более глубокий эмоциональный отклик, теснее связана с оцениванием (что хорошо, что плохо) и лучше сохраняется в памяти. Задания к текстам отражают специфику данного сборника. Например: Прочитай рассказ. Подчеркни, какую пользу людям приносят равнины.

Как появляются равнины?

Там, где нет гор, на суше располагаются широкие и плоские равнины. Равнина потому так и называется, что на ней нет больших перепадов высот. Но она не бывает плоской, как стол. На ней есть и овраги, и долины рек, и небольшие холмы. Как же образовались эти плоские участки поверхности Земли? Они возникли в результате медленного разрушения гор. Но иногда равнины появляются, когда дно мелководного моря медленно поднимается и становится сушей. Иногда реки так сильно разливаются и уносят в моря столько грунта, что в их долинах тоже образуются равнины. Равнины удобны для жизни. На равнинах хорошо распахивать землю и строить дороги. Здесь реже случаются стихийные бедствия. Можно не бояться камнепадов и лавин. Поэтому множество людей на Земле живёт на равнинах.

По Д. Щигелю, О. Колпаковой


2. Методический аппарат.

2.1. Соответствие системы вопросов, заданий, упражнений требованиям государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Методический аппарат «Сборника упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающего мира» для 2 класса содержит систему вопросов, заданий и упражнений, которые соответствуют требованиям государственного стандарта общего начального образования. Учебный материал, предлагаемый для обучения, доступный для понимания детьми этого возраста и имеет четкую воспитательную направленность на формирование основных человеческих морально-нравственных ценностей.

Система вопросов, заданий, упражнений учебного пособия предполагает осуществление поисково-исследовательской деятельности. Школьники должны находить, воспринимать, анализировать, оценивать, систематизировать, сопоставлять разнообразные факты и сведения, применять на практике приобретённые в процессе изучения предмета знания, умения и навыки. Предполагается сформированность устойчивого интереса школьников к окружающему миру как средству познания, бережного отношения к природе.

2.2 Наличие задач различной степени сложности.

В пособии использован большой диапазон активных учебных приёмов и упражнений, направленных на формирование навыков самостоятельной работы, интереса к предмету и практическому применению полученных знаний, отработку навыков обучающихся.

Задания, представленные в учебном пособии, имеют разную степень сложности, что позволяет дифференцированно подойти к оцениванию знаний младших школьников. На уроках дети быстро и легко справлялись с такими видами заданий:

1. Отметь знаком «+».

2. Продолжи предложение.

3. Установи соответствие.

4. Подчеркни верное утверждение.

5. Исключи лишнее.

6. Подчеркни правильные ответы.

7. Допиши правила друзей природы.

Более сложными для выполнения были следующие задания:

1. Прочитай рассказ. Подчеркни слова, доказывающие, что одуванчик дикорастущее растение. (Хитрый одуванчик. Н.И. Сладков ).

2. Прочитай рассказ, продолжи рассуждение.

2.3. Разнообразие и оригинальность задач.

Авторским оригинальным решением данного сборника можно считать помещённые в каждой теме художественные тексты, которые позволяют ученикам по-новому работать с произведением. Изобразительная речь художественных текстов быстрее воспринимается, находит более глубокий эмоциональный отклик, теснее связана с оцениванием (что хорошо, что плохо) и лучше сохраняется в памяти. Задания к текстам отражают специфику данного сборника:

1. Прочитай рассказ. Подчеркни, какое применение песку нашли люди.

2. Прочитай рассказ, подчеркни способы, доказывающие наличие воздуха.

3. Прочитай рассказ. Нарисуй схему «путешествия» воды.

4. Прочитай рассказ. Верно ли утверждение, что все птицы гнездятся и выводят птенцов весной. Подчеркни в тексте слова, доказывающие твою точку зрения.


2.4. Направленность на развитие логического мышления, познавательной активности, творческих способностей

Деятельностная содержательная линия построена с учетом уже имеющихся у школьников знаний, умений и навыков. Вопросы и задания способствуют формированию практических приемов и навыков логического мышления. Развитию критического мышления учащихся способствует использование автором деятельностного метода при выборе содержания заданий, привлечение занимательного материала. Кроме традиционных форм работы, в учебном пособии предложены задания, направленные на анализ и осмысление, сравнение и сопоставление, развитие творческих способностей учащихся, умение рассуждать и обобщать. Выполняя упражнения на текстовой основе, школьники не только смогут освоить материал, но и углубить и расширить свои знания.

2.5. Содержательная ценность иллюстративного материала.


Данное учебное пособие насыщено иллюстрациями, выполняющими роль важного источника информации. Они соответствуют словесному содержанию и приспособлены к возрастным возможностям восприятия учащихся. Изображения являются наиболее доступным средством сохранения и передачи необходимой информации. Поэтому, это не просто иллюстрации, а важные источники, помогающие получить знания. Наблюдается разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, таблицы, схемы). Общее художественное оформление учебного пособия подчинено цели – усилить наглядные средства воздействия на учащихся в соответствии с изложенной в дидактическом материале воспитательной цели урока. Это не только служит дополнительной наглядной информации, но и способствует позитивному настрою на работу. Иллюстративный материал учебного пособия помогает ученикам развивать логическое мышление, визуально воспринимать и усваивать материал. Иллюстративный материал учебного пособия реализует его функции специфическими средствами –изображением. Он служит наглядной опорой мышления, усиливает познавательный, эмоциональный, эстетический и другие аспекты учебного материала пособия, а также является носителем определенной информации, средством воспитательного воздействия на учащихся. Информация иллюстративного материала способствует конкретизации личностных и групповых целей образовательной деятельности школьников и помогает более результативному усвоению учебного материала.

3. Полиграфическое исполнение.

3.1. Качество полиграфического исполнения.

Учебное пособие представлено в электронном варианте.

3.2. Направленность на развитие эстетического вкуса.

Художественные тексты, изучаемые при помощи учебного пособия, несут эстетическую информацию, позволяют обучающимся проникать в атмосферу произведения, анализировать детали, что обусловливает эстетическое воздействие художественного текста на читателя. Накопление эстетических впечатлений, последующая их систематизация и обобщение, осмысление нравственного содержания произведения обогащают жизненный опыт обучающихся, влияют на их ценностные ориентации, мироощущение, стимулируют их духовное развитие и развитие эстетического вкуса.

3.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к полиграфической продукции (шрифт, формат, вес).

Печать школьной продукции должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Для заголовков, обозначения структурных элементов пособия, выводов и правил, выделения отдельных слов, формул может использоваться цветная печать: на белом фоне голубой и красной (средней насыщенности) краской; на цветном фоне (желтый, оранжевый, светло-зеленый, светло-голубой) черной краской; на красном фоне белой краской.

Шрифт по рисунку (гарнитуре) должен быть простым, четким, без каких-либо добавочных штрихов и украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами.

Большое значение при чтении текста имеют промежутки между словами и строками. От их величины зависит быстрота чтения.

4.Замечания и предложения. Если есть фактические ошибки и недочеты, указать страницу и правильный вариант.

Не использовать однотипные задания в рамках одной темы: с.11-12 ,

с. 16-18 «Отметь знаком +».

Уменьшить количество заданий по темам:

О воздухе

О воде

Какие бывают животные?

Улучшить качество иллюстраций:

с. 25, с. 40, с. 53, с. 70, с. 101.

5. Выводы:

Учебно-методическое пособие «Сборник упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающего мира» 2 класс предназначено для организации практической работы учащихся по обучению окружающему миру. Содержание пособия обеспечивает систематизацию знаний.

Апробация нового учебного пособия показала, что изучение учебного материала проходит эффективно, понятийный аппарат раскрывается в соответствии с современными научными воззрениями и требованиями методики. Осуществляется интеграция знаний и сведений из разных дисциплин, соблюдена логика и доступность учебного материала, учитываются возрастные особенности.

Авторским оригинальным решением данного сборника можно считать помещённые в каждой теме художественные тексты, которые позволяют ученикам по-новому работать с произведением. Изобразительная речь художественных текстов быстрее воспринимается, находит более глубокий эмоциональный отклик, теснее связана с оцениванием (что хорошо, что плохо) и лучше сохраняется в памяти учащихся. Учебный материал, предлагаемый для обучения, доступный для понимания детьми этого возраста и имеет четкую воспитательную направленность на формирование основных человеческих морально-нравственных ценностей.

Система вопросов, заданий, упражнений учебного пособия предполагает осуществление поисково-исследовательской деятельности.

Оформлено пособие качественно: расположение заданий на листе визуально удобно, текст набран крупным шрифтом, формулировка заданий доступна для детей младшего школьного возраста.

Данное учебное пособие рекомендуется к использованию в начальных классах общеобразовательных организаций ДНР , реализующих программы начального общего образования , по предмету «Окружающий мир» 2 класс.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!