(1)Множество различных следов оставила после себя прошедшая жизнь на Земле. (2)Конечно, не так просто их обнаружить и расшифровать. (З)Для этого нужны большой опыт и большой труд.
Бывалый охотник по примятой в лесу траве, по сломанной ветке, клочку шерсти узнает, кто и когда прошёл по тропе, где надо искать зверя или птицу. (5)Иной, только взглянув на следы, может сказать, какой величины тут был зверь и даже сколько ему лет.
(6)Таким же путём — по различным следам, оставленным давно умершими животными и растениями в земле,— учёные читают страницы из книги прошлого нашей планеты.
Очень многое повествуют учёным камни и тогда, когда на них нет видимых отпечатков древних представителей живой природы. Ha поверхности слоистых камней можно увидеть не только следы живых существ, но и многие другие — например, дождя, прошедшего миллионы лет назад, следы сильных заморозков и т.д.
Всё это позволяет узнать не только о живом мире прошедших геологических эпох, но и о том, .каким был на Земле климат в разное время в разных широтах.
(«Энциклопедия чудес»)
1 Определите тип подчинительной связи в словосочетании «из книги прошлого».
2. Выпишите грамматическую основу восьмого (8) предложения.
3. Найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
4. Найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений
5. Найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
6. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени . Напишите номер этого предложения.
7. Найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с однородным подчинением придаточных. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий)
4.7
(1)А в чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3)А добро — это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5)Мож- но и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (б)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве.
Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. (9)Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (Ю)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(Д. Лихачёв)
1. Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
2. Выпишите грамматическую основу девятого предложения.
3. Найдите односоставные безличные предложения (в том числе и в составе сложных). Напишите номера этих предложений
4. Найдите предложения с обособленными распространенными приложениями. Напишите номера этих предложений.
5. Найдите сложносочиненное предложение. Напишите его номер.
6. Найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
7.Найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.