Просмотр содержимого документа
«Материалы для методического объединения по формированию функциональной грамотности обучающихся начальной школы»
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Ребенку важно обладать:
- 01 -
- 02 -
- 03 -
- 04 -
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи
способностью строить социальные отношения
Функциональная грамотность:
- читательская грамотность;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- критическое мышление.
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Креативное мышление и инновационное мышление
— это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей.
Составляющие креативного мышления: 1. Любознательность 2. Создание идей (воображение) 3. Развитие предложенных идей
Средства формирования функциональной грамотности:
- применение технологий продуктивного чтения и проблемного
обучения;
- применение технологии развития критического мышления, используя
приемы «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Инсерт», «Озвучивание
мыслей», «Кубик Блума», «Пересказ», «Корзина идей», «Толстый и тонкий
вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Мудрые
совы», «Кластер», и т.д. на разных стадиях занятия (вызов, осмысление,
размышление);
- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;
- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.д.
Приоритетные задачи достижения всех плановых показателей:
1. Совершенствование механизмов управления качеством образования через проведение ежегодных мониторингов не только на уровне начальной школы и оформление на основе полученных данных управленческих решений.
2. В образовательных учреждениях любого вида и уровня обеспечить создание полноценной образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности и личностных результатов всех обучающихся.
3. Обеспечить единство подходов к созданию условий для профессионального развития педагогических кадров.