СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для ГИА по истории Отечества в 9 классе (ДНР). Билет № 23. Вопрос 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Северский Донец – граница двух миров.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для ГИА по истории Отечества в 9 классе (ДНР). Билет № 23. Вопрос 2.»

Билет № ХХХ (23)

2.Северский Донец – граница двух миров.

В Х1У-ХУ вв. слабозаселённые причерноморские и приазовские степи, куда входил и наш край, называли Диким полем. Сюда относили и наш край, который практически не имел постоянных поселений. Частые опустошительные набеги татарских орд на степные земли Приазовья сделали проживание здесь людей почти невозможным. Жившее в этой местности ранее население, либо было уничтожено, либо уходило на другие, менее опасные для проживания территории. Те же, кто вынужден был остаться, прятали свои поселения по лесам и буеракам, подальше от татарских глаз.

Дикое поле отделяло Московское государство от Крымского ханства, на рубеже ХУ-ХУ1 вв. став природной границей между ними. Постоянные набеги крымских татар на Московское государство начались после смерти московского великого князя Ивана III Васильевича, когда татары совершили набег на русские города Белев и Козельск. С тех пор левый берег Донца в источниках часто именовался «московским», а правый - «крымским».

Крымское ханство, в которое вошли Крымский полуостров, Причерноморье и Приазовье образовалось в результате распада Золотой Орды в 1449 году. Власть в нём принадлежала ханам из рода Гиреев.

В 1475 году ханство признало себя зависимым от могучей Османской Турции. Турки захватили южный берег Крыма и крепость Азов (Азак) в устье Дона.

Путь к богатству жители полуострова видели в грабеже, разоряя города и сёла соседних государств и угоняя в плен десятки тысяч людей, чтобы продать их на невольничьих рынках. За почти 300летний период опустошительных татарских набегов сотни тысяч людей были проданы в рабство.

Правительства Великого княжества Литовского и Московского царства должны были защитить свои южные рубежи от набегов крымских татар.

Решая эту задачу, Москва попутно решала и вторую - осваивала и заселяла Дикое поле через создание системы оборонительных сооружений, крепостей, земляных валов и рвов, организацию сторожевой службы..

В XVI в. Дикое поле стало активно заселяться, привлекая смелых людей плодородной землёй, обилием рыбы и дичи, вольной жизнью без господ. Они ловили рыбу, охотились на зверей и птиц, собирали мед, пасли скот. Позже к переселенцам присоединились беглецы из сел и городов, страдающие от непомерных налогов и издевательств помещиков. Беглецы называли себя казаками.

Казаки селились за порогами (скалами, торчащими посередине русла) Днепра и на Дону, поэтому они получили название запорожских и донских. Первые сведения о них в письменных источниках датируются 1489 годом. Для безопасности свои лагеря казаки ограждали укреплениями из бревенчатых или рубленых бревен. Отсюда и пошло название - Сечь.

Для решения важных проблем казацкого сообщества собирались собрания, на которые сходились все казаки - казацкие рады. Возглавлял Сечь сечевой атаман, которого выбирали сами казаки.

Казаки не только обороняли от татар пограничные земли; на своих быстроходных лодках - чайках и стругах они плыли вниз по Дону и Днепру и выходили в Азовское и Чёрное море. Эти морские и сухопутные походы казаков наводили ужас на турок и татар.

Нередко запорожские и донские казаки выступали вместе. 18 июня 1637 года отряд запорожцев и донцев сумел овладеть мощной турецкой крепостью Азов, закрывавшей казакам выход в море.

Разъярённый турецкий султан прислал в 1641 году большое войско для штурма Азова. Но все атаки турок и татар были отражены казаками.

Чтобы и дальше защищать крепость, казаки просили русского царя прислать им подмогу: «Мы наги, босы и голодны, запасов пороха и свинца нет, от этого многие казаки хотят идти врозь, а многие переранены».

Владея Азовом, Москва получала выход в Азовское море, могла угрожать Крымскому ханству и сдерживать его набеги на русские земли. Но такой шаг вел к конфликту с Турцией, для войны с которой Россия не имела еще сил. Поэтому царь велел казакам покинуть крепость, что они и сделали, предварительно разрушив её летом 1642 года. Эти события получили название «Азовского сидения».

Постоянные нападения татарской конницы на южные области Российского государства наносили огромный ущерб. Чтобы предупредить внезапность этих набегов, московское правительство в начале XVI века начинает организовывать пограничные заставы на территории края. На левой («московской») стороне Северского Донца располагалось семь сторож (деревянных крепостей), в том числе Святогорская и Бахмутская. На правом же («крымском») берегу располагались станицы. Сторожи должны были следить за переправами на Донце, а станицы - за степью и выведывать о намерениях кочующих на «крымской» стороне татар. Сторожи должны были следить за переправами на Северском Донце, а станицы (дозорные подвижные отряды) - за степью и выведывать о намерениях кочующих на «крымской» стороне реки татар. Сторожи численностью от 4 до 6 человек сменялись каждые 2 месяца и вели «с коней не сседая» постоянное наблюдение на своем участке, но должны были придерживаться строжайших правил безопасности: «...и ездити по урочищам, переменаясь направо и налево по два человека по наказам, какови им наказы дадут воеводы. А станов им не делати, а огни класти не в одном месте, не класти дважды, а в коем месте кто полдневал и в том месте не ночевати». Станицы, представлявшие конные отряды из 60-100 человек, продвигались далеко в степь, несли дозорную службу и предупреждали о приближении врага на своем участке: «...расставляя по Северскому Донцу зимовища своих товариств, и таким образом завели в поперёк страшного Поля дозорную цепь от крымцев».

Население, проживающее в этих поселениях, в основном занималось разными видами промыслов - охотой, рыболовством, бортничеством.

Здесь было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Среди казаков имелось немало мастеровитых кузнецов и металлургов. Они принесли с собой в наш край культуру производства металлов, искусство поиска руд и минералов.

Заселению донецких степей способствовало и наличие здесь соляных источников. Регулярная добыча соли путём её выпаривания из рапы (рассола) Торских соляных озер началась в конце XVI века В 1645 году российские власти впервые попытались взять Торские соляные промыслы под охрану, построив небольшой острог около переправы через р. Торец. В нем должны были нести службу чугуевские казаки. Однако, острожек продержался всего несколько месяцев, промыслы остались без охраны. В 1676 г. российские войска построили около Торских озер настоящую крепость. Крепость назвали Тором, иногда её в источниках называют Соляным городком. Кроме русских семей, поселившихся в новом городе, сюда же русскими властями были приглашены и семьи черкасс (украинцев). С 1784 года крепость стала просто городом, и с тех пор это красивый город Славянск.

Техника производства соли была простой: на берегах соляных озёр собирали рапу в огромные железные котлы, под которыми разводился огонь на дровах. Позже для выпаривания стали применять особые сковороды размером до 200 квадратных метров.

К концу XVII века были освоены соленые родники и озерца возле реки Бахмутки, где вскоре возник городок Бахмут. Об этом поселении казаки писали императору Петру I: «... на речке Бахмут, на новой большой дороге

верховые казахиучали селиться и учинили себе от неприятельского приходу крепость — город построили. Соль на Бахмуте варили и от неприятеля отпор делали...»

Вскоре оказалось, что на Бахмутке соль варить прибыльнее, чем на торских озерах. Бахмутский соляной промысел стал быстро развиваться, и городок с каждым годом разрастался.

Особое значение в борьбе против татар имел Святогорский монастырь.

По церковным преданиям первыми поселенцами Святых Гор были монахи КиевоПечерской Лавры, разрушенной ордами Батыя в 1240 г., ушедшие на берега Северского Донца и основавшие там новый монастырь.

По другой версии обитель основали иноки Святой Афонской Горы, которые, плывя в Россию, ошибочно приняли устье Дона за Днепровский лиман. Живописная местность и белые меловые горы поразили их, и монахи решили уединиться здесь.

Третьи историки утверждают, что Святогорск возник как оборонительный пункт и служил нашим предкам надежной защитой от кочующих племен. С этой целью в меловых горах были вырыты тайные подземные ходы и пещеры.

С XVI в. (1526 год) Святые Горы упоминаются как дозорный пункт на границе Московии с Диким полем с воинами, «которых государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов... возле места Великий Перевоз, у Святых Гор » (из «Записок о московских делах» австрийского посла С. Герберштейна, являющихся первым письменным упоминанием о Святых горах).

Первое свидетельство существования монастыря - Государева грамота на получение обителью ежегодного содержания деньгами и хлебом - относится к 1624 году. Тогда же духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй.

С тех пор Святые горы неоднократно фигурируют в летописях как один из ведущих форпостов на южной границе Руси. Укрепленный для отражения

набегов крымских татар монастырь стал выглядеть как настоящая крепость.

Несмотря на частые нападения татар, монахи продолжали жить в меловых пещерах, предоставляя убежище беглецам из татарской неволи и чумакам, приезжающим на Торские озера за солью. Сначала монастырь содержался и строился за счет паромной переправы через Северский Донец и деятельности монахов, которые занимались бортничеством и рыболовством, а также следили за намерениями и продвижением татар, передавая эти сведения русским воеводам.

В 1628, 1679 и в 1737 гг. монастырь был захвачен и разграблен крымскими татарами, в 1739 г. он почти вымер от чумы, а в 1787 году по указу императрицы Екатерины II упразднён. Принадлежавшие же монастырю деревни, земли и угодья были отобраны в государственную казну. Обитель преобразовали в поместье императрицы, которое она вскоре передала своему любимцу - князю Григорию Потемкину.

Это интересно:

Учитывая древность обители, её историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря в 90-е годы ХХ столетия и его благодатное влияние на духовную жизнь края в наши дни 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Всея Руси Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса Лавры (это большой мужской православный монастырь, имеющий особенное историческое и духовное значение).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!