Лексическая тема «Обитатели водоемов» ____________________________________ Поиграйте с ребенком «Назови части тела рыбы» Внимательно рассмотрите изображение и назовите части тела рыбы (Туловище, голова, глаза, рот, плавники, хвост, жабры, чешуя, спинка). «Подбери слово» Подбор глаголов к заданному слову, ответ полным предложением. Взрослый просит подобрать слова-действия к слову «рыба». Ребенок отвечает: «Рыбу можно (разводить, ловить, чистить, мыть, разделывать, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, есть)» «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами. Сельдь – селедочка, карась - карасик. Окунь, щука, ерш, сом, скалярия, камбала, сом, карась, пескарь, треска, акула, телескоп, гуппи, золотая рыбка, осетр, карп. Артикуляционные упражнения «Акула» — показать зубы, губы в улыбке. «Рыба-игла». Губы в улыбке, рот открыт, язычок – иголочка не прикасается к нижней и верхней губам, не уклоняется в сторону – 3 раза по 6 сек. «Рыба – прилипала». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нѐбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы—в улыбке. В таком положении—до 10 сек. «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд. «Прополощите рот морской водой». Набирать воздух то за левую, то за правую щеки, то за верхние, то за нижние губы. Набирать в рот воздух, вытянуть губы вперед, делать ими вращательные движения. «Звуковая волна». Дети проговаривают звук П – П – П – П – П то повышая, то понижая голос. Упражнения на развитие речевого дыхания и силы голоса При выполнении упражнений на дыхание необходимо соблюдать следующие рекомендации: • Заниматься нужно не более 3-5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения. • Нужно следить, чтобы ребѐнок не поднимал плечи при вдохе, не надувал щѐки при выдохе. • Комната для занятий должна быть хорошо проветренной. • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить сразу после приѐма пищи. «Буря в стакане» Наливаем воду в стакан (неполный) и дуем в него через соломинку. Чем сильнее и дольше ребѐнок подует, тем сильнее получится «шторм» в стакане. В процессе этой игры отрабатывается правильность речевого дыхания: вдох – через нос, долгий выдох - через рот. «Кораблики» налить в таз воды и дуть на бумажные кораблики (можно использовать контейнеры из киндер-сюрприза). «Звуковая волна». Дети проговаривают звук П – П – П ,то повышая, то понижая голос. Пальчиковое упражнение «Рыбы» Десять рыб поймали мы – В речке плавали они. Лещ, плотва, налим, карась, Окунь, щука, сом, ерш, язь, А десятый угорь был, Он сорвался и уплыл. Показывают ладони с расставленными десятью пальцами. Показывают рукой волны. Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб. Загибают десятый палец. Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию. Рифмовки Рыбка плавает по дну, Не поймаешь ни ...(одну). Большой, с усами и хвостом. Вы узнали? Это ... (сом). Круглым оком Смотрит о... (кунь). У ерша иголки, И остры и ... (колки). У щуки зубы, как пила, Но рыбаку она ... (мила). Здесь плотва и караси. Удочку скорей ...(неси). Чистоговорки АН – АН – АН - глубокий океан РЯ – РЯ – РЯ – синие моря НА – НА – НА – обитатели морского дна ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю ТА – ТА – ТА - под водою красота ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги АК – АК – АК - проползает рак ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы ДУЗЫ – ДУЗЫ – ДУЗЫ – прозрачные медузы АБА – АБА – АБА – я увидел краба НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня |