Неделя «Защитники Отечества» Примерный словарь: Существительные: Солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель пехота, артиллерист моряк. Глаголы: Воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться. Прилагательные: Храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный. Словарь наречий: дружно осторожно, тихо, быстро трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко. Словоизменение, словообразование: 1. Образование существительных единственного и мн. числа в Им. и Р. п. (солдат – солдаты - много солдат). 2. Образование притяжательных местоимений и согласование их с существительными (офицерская форма). 3. Образование прилагательных от существительных (сила – сильный). 4. Формирование навыка словообразования. Как называется человек, который. летает на вертолете — вертолетчик; ездит на танке —. служит в пехоте —. прыгает с парашютом —. служит на подводной лодке —. Формирование грамматических форм: 1. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (отважный солдат). 2. Согласование существительного с числительным «Сосчитай до пяти» : (два танкиста. каска, раненый). усложнение: Один легкий танк, два легких танка. пять легких танков. Одна подводная лодка. 3. Падежные конструкции: образование формы Р. Д. ТВ. Пр. п. (на, в, с,. у). (Дидактическая игра «Составь предложение» Выставить пары картинок. Дети составляют предложения с предлогами. Моряк — корабль. (Моряк служит на корабле.) Пограничник — собака. Артиллерист — пушка. Ракета — небо. Танкист — танк. Десантник — парашют. Пехотинцы — поле.). 4. Подбор глаголов к существительным:. Что делают: летчик —. , вертолетчик —. , танкист —. , парашютист —. , подводник —. , снайпер., сапер —. , пограничник —. Развитие связной речи: 1. Составление предложений по опорным словам (пограничник,граница, служит,на). 2. Составление сложносочиненного предложения с союзом «А» (солдат служит на земле, а моряк на море). 3. Составление распространенного предложения с однородными членами: Продолжи предложения. : В армии служит много. (десантников, солдат, офицеров.). Наши защитники умеют. (воевать, сражаться.). 4. Составление рассказа- описания по опорной схеме, по образцу, по вопросам. 5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. 6. Пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину, по цепочке. «Образуй новое слово» Ход игры: предложите ребенку образовывать слова по образцу. Лексический материал: сила — сильный, храбрость—. (храбрый, смелость —. (смелый, быстрота —. (быстрый, ловкость —. (ловкий, находчивость —. (находчивый, ум —. (умный). Храбрый— храбрец, удалый— удалец, умелый— умелец. Летать — летчик, заправлять — заправщик, грузить — грузчик. Быстрый — быстро, смелый — смело, храбрый — храбро, отважный — отважно, легкий — легко. Отгадать загадку и объяснить, что помогло ее отгадать. Не трактор, а с гусеницами, Не крепость, а с башней, Не ружье, а с дулом. (Танк) Он знаком ребятам всем, И с орлом он носит шлем, За спиной его винтовка, Марширует очень ловко. (Солдат, военный, воин) Ползет черепаха — Стальная рубаха, Враг в овраг, Черепаха— куда враг. (Танк.) |